Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 1.83 Mb. |
Тема 1.5. Собственность и конкуренция Практические занятия: Тесты и ситуации 1. Разграничьте субъекты и объекты собственности: а) земля под виноградником;
б) АО «Земмаш»;
в) здание Университета экономики и финансов;
г) B.C. Черномырдин;
д) фермер Константинов;
е) бриллиант «Черный принц»;
ж) государственное страховое общество;
з) частное страховое общество;
и) ленинградская атомная электростанция. Выберите правильные ответы. 2. Частная собственность — это форма юридического закрепления за гражданином прав: а) владения и применения какого-нибудь имущества;
б) пользования и распоряжения каким-либо имуществом;
в) применения и распоряжения каким-либо имуществом;
г) владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом. 3. В правомочия арендатора не входит:
а) владение арендованным имуществом;
б) пользование арендованным имуществом;
в) отчуждение арендованного имущества. 4. Администрация города под давлением «зеленых» решила закрыть химический завод. Об использовании какого правомочия это свидетельствует: а) права владения;
б) права распоряжения;
в) права на запрещение вредного использования? 5. Права на использование под выпас двух высокогорных пастбищ отсутствуют, и пастухи решают вопрос об их использовании по принципу приоритета первого. Кто выиграет от установления прав собственности на пастбища: а) государство, получив новый источник налогов;
б) тот пастух, который получит право собственности на лучшее пастбище;
в) все общество;
г) никто? 6. Перу — основной производитель коки-сырья для кокаина и кока-колы. Коку выращивают малоимущие крестьяне, для которых доход от продажи листьев коки наркоторговцам — единственный способ выжить. Укажите оптимальный, с экономической точки зрения, способ борьбы с наркобизнесом: а) репрессивные меры против нарушителей;
б) сокращение производства кока-колы;
в) спецификация прав собственности на землю и выкуп государством права на запрещение посевов коки;
г) введение налога на выращивание коки, все доходы от которого будут использованы на финансирование полиции. 7. Для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы необходимо, согласно теории прав собственности: а) уменьшить зарплату тем, кто работает в зараженной зоне;
б) увеличить налоги на атомные электростанции;
в) выплатить компенсационные платежи всем, кто жил в зараженной зоне;
г) понизить законодательно установленный порог предельно допустимой концентрации радиоактивных веществ. 8. Верны ли следующие утверждения: а) траст — это передача одним собственником другому права управлять своей собственностью (да, нет);
б) трансакционные издержки (см. раздел II) уменьшаются по мере развития общества (да, нет);
в) чем сильнее развито в стране взяточничество, тем ниже трансакционные издержки бизнеса (да, нет);
г) использование торговых марок способствует сокращению трансакционных издержек на измерение (да, нет);
д) формы участия работников в управлении и самоуправлении могут применяться только на предприятиях, находящихся в коллективной собственности (да, нет);
е) написанная Вашим знакомым долговая расписка дает Вам право обратиться в суд в случае невозврата им долга (да, нет);
ж) чем сильнее загрязняется окружающая среда, тем более четко, согласно теореме Коуза (см. раздел II), должны быть определены границы прав собственности (да, нет);
з) если ввести правовую норму о многократном возмещении в пользу потерпевшего ущерба за нарушение прав собственности, то сфера действия теоремы Коуза не уменьшается (да, нет);
и) проблема кислотных дождей не может быть решена, если плохо специфицированы международные права собственности (да, нет)? 9. Укажите, какие из нижеперечисленных процессов можно отнести к национализации, денационализации, приватизации, деприватизации: а) возвращение с санкции государства усадьбы на Балтийском побережье прежним владельцам;
б) распродажа и безвозмездное распределение акций;
в) возвращение себе прежними владельцами усадьбы;
г) продажа государственного жилья квартиросъемщикам;
д) указ о повсеместной передаче земли в собственность государству;
е) отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. 10. Современный мир характеризуется наличием различных экономических. систем, в основе классификации которых лежат разные подходы. Назовите их на основе нижеперечисленных критериев: а) изучение общества как истории смены пяти способов производства, выступающих в виде совокупности производительных сил и производственных отношений;
б) изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизаций;
в) выделение трех систем: командной, рыночной, смешанной;
г) выделение трех систем: индустриальной, постиндустриальной, неоиндустриальной. 11. Верны ли следующие утверждения: а) объектом государственного регулирования при азиатском способе производства могло быть строительство ирригационных сооружений (да, нет);
б) в доиндустриальной экономике, в отличие от индустриальной, главным фактором производства выступают не продукт труда, а природные условия (да, нет);
в) переход от индустриального к постиндустриальному обществу связан с изменением роли ресурсов в производстве (да, нет);
г) главным лимитирующим фактором производства в индустриальном обществе является информация (да, нет)? 12. Какой из нижеперечисленных элементов является наиболее важным для рыночной экономики: а) эффективные профсоюзы;
б) всеобщее государственное регулирование;
в) взвешенные действия предпринимателей;
г) активная конкуренция на рынке?
13. Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике: а) социальные гарантии;
б) деньги;
в) услуги специалистов мирового уровня;
г) интеллектуальные товары? 14. Что является постоянным дефицитом в командной экономике: а) деньги;
б) ресурсы;
в) товары и услуги.
г) интеллектуальные товары? 15. Что является наиболее дефицитным в натуральном хозяйстве:
а) товары и услуги;
б) деньги;
в) время;
г) природные ресурсы?
Самостоятельная работа Для решения задач необходимо разбираться в структуре и правоотношениях собственности, знать теорему Коуза и понимать назначение трансакционных издержек.
Данный раздел знакомит с их содержанием.
ТРАНСАКЦИОННЫЕ, ИЛИ ОПЕРАЦИОННЫЕ, ИЗДЕРЖКИ -ЭТО ИЗДЕРЖКИ В СФЕРЕ ОБМЕНА, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ.
ТЕОРЕМА КОУЗА
ЕСЛИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ВСЕХ СТОРОН ТЩАТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЕНЫ, А ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ РАВНЫ НУЛЮ, КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (МАКСИМИЗИРУЮЩИЙ ЦЕННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА) НЕ ЗАВИСИТ ОТ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ (ЕСЛИ ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ ЭФФЕКТА ДОХОДА).
Задача 1.
Опишите распределение правомочий (каких и между кем), возникающих при трасте (доверительном управлении банком Вашими средствами):
Таблица 6
№
| Правомочия
| Клиент
| Банк
| Государство
| 1.
| Право владения
|
|
|
| 2.
| Право пользования
|
|
|
| 3.
| Право распоряжения
|
|
|
| 4.
| Право на доход
|
|
|
| 5.
| Право на капитальную стоимость
|
|
|
| 6.
| Право на безопасность
|
|
|
| 7.
| Право на наследование
|
|
|
| 8.
| Бессрочность
|
|
|
| 9.
| Запрещение вредного использования
|
|
|
| 10.
| Ответственность в виде взыскания
|
|
|
| 11.
| Остаточный характер
|
|
|
|
Задача 2.
В теневой экономике принципиально невозможно законное закрепление прав собственности. К каким отличиям Теневого бизнеса от легального это приводит и почему?
Ответы к заданию
Задание 1.
№
| Правомочия
| Клиент
| Банк
| Государство
| 1.
| Право владения
| +
|
|
| 2.
| Право пользования
|
| +
|
| 3.
| Право распоряжения
|
| +
|
| 4.
| Право на доход
| +
| +
|
| 5.
| Право на капитальную стоимость
| +
|
|
| 6.
| Право на безопасность
| +
|
|
| 7.
| Право на наследование
| +
|
|
| 8.
| Бессрочность
| +
|
|
| 9.
| Запрещение вредного использования
|
|
| +
| 10.
| Ответственность в виде взыскания
| +
|
|
| 11.
| Остаточный характер
| +
|
|
|
Задание 2. В теневой экономике из-за невозможности закрепления прав собственности огромны трансакционные издержки. Здесь существуют такие специфические (отсутствующие в легальном бизнесе) издержки, как издержки коррупции (на подкуп должностных лиц уходит до 2/3 валового дохода мафиозных организаций) и издержки конкуренции (гангстерские «войны»). В результате, хотя валовой доход (выручка от реализации) в теневом бизнесе велик, чистый Доход (прибыль) не очень сильно отличается от ситуации в легальном бизнесе.
Раздел 2. Семейный бюджет
Тема 2.1. Семейный бюджет Практические занятия: решение задач Задача 1. На основе данных о доходах и расходах, приведенных в табл. Рассчитать сбережения по каждой группе семей и результаты указать в таблице. Сведения о доходах и расходах и сбережениях в течение одного месяца по группам семей.
Группа семей
| Сумма на одного человека семьи, руб.
| Доходы (Д)
| Расходы на потребление (Р)
| Сбережения (С)
| 1
| 3 500
| 3 500
| 0
| 2
| 4 700
| 4 430
| 270
| 3
| 6 850
| 6 170
| 680
| 4
| 8 200
| 7 490
| 710
| 5
| 10 000
| 8 350
| 1650
|
Решение
Расчет сбережений (С) для групп семей проводят по формуле С=Д-Р
С1= 3 500-3 500 = 0
С2 = 4 700 – 4 430 = 270
С3 = 6 850 – 6 170 = 680
С4 = 8 200 – 7 490 = 710
С5 = 10 000 – 8 350 = 1 650
Данные таблицы свидетельствуют о том, что абсолютная сумма сбережений растет с увеличением доходов на одного члена семьи. Задача 2. В регионе в среднем за отчетный год произошло увеличение заработной платы на 6,2%. В то же время индекс инфляции составил 108,8%. Средняя заработная плата в прошлом году составляла 17 340 руб.
Рассчитайте среднюю заработную плату и уровень реальной заработной платы в отчетном году с точностью до рубля. Задача 3. Семейный бюджет составляет 22000 р. в месяц. 5,5% этой суммы уходит на оплату коммунальных услуг и электроэнергии , а 5%остатка - транспортные расходы.
Какая сумма остается в семейном бюджете после оплаты коммунальных услуг и приобретения проездных месячных билетов? Ответ:
22000*5,5:100=1210-на коммунальные платежи 22000-1210=20790-остаток 20790*5:100=1039,5-на транспорт 20790-1039,5=19790,5 остаток
Задача 4
В таблице 2.2 представлены сведения о доходах семьи за два года. Требуется проанализировать структуру доходов, указав результаты в табл. 2.3.
Доходы семьи за 2010 и 2011 г.
Статья доходов
| Сумма, руб.
| 2010 г.
| 2011 г.
| Остаток денежных средств на начало года
| 6 140
| 7 210
| Заработная плата членов семьи
| 235 440
| 251 920
| Стипендия студентов
| -
| -
| Пенсия
| 74 400
| 80 352
| Алименты
| -
| -
| Прочие доходы
| 29 360
| 31 447
| Итого
|
|
|
Структура доходов семьи за 2010 и 2001гг.
Статья доходов
| 2010
| 2011
| Отклонение
| Сумма, руб.
| Доля от общей суммы доходов,%
| Сумма, руб.
| Доля от общей суммы доходов,%
| Сума, руб.
| Доля от значения 2010 г.
| Остаток денежных средств на начало года
|
|
|
|
|
|
| Заработная плата членов семьи
|
|
|
|
|
|
| Стипендия студентов
|
|
|
|
|
|
| Пенсия
|
|
|
|
|
|
| Алименты
|
|
|
|
|
|
| Прочие доходы
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
| 100
|
| 100
|
|
|
Задача 5
По данным, приведенным в таблице 2.4, требуется рассчитать недостающие показатели, проанализировать структуру доходов (по статьям) и расходов по годам, вычислить остаток денежных средств на конец 2010 и начало 2011 г.
Таблица 2.4. Сведения о доходах и расходах семьи
Статья доходов
| 2010
| 2011
| Отклонение
| Сумма, руб.
| Доля от общей суммы доходов,%
| Сумма, руб.
| Доля от общей суммы доходов,%
| Сума, руб.
| Доля от значения 2010 г.
| Остаток денежных средств на начало года
| 7 105
|
|
|
|
|
| Заработная плата членов семьи
| 258 900
|
| 284 970
|
|
|
| Стипендия студентов
| 9 600
|
| 10 200
|
|
|
| Пенсия
| 81 840
|
| 89 210
|
|
|
| Алименты
| -
|
| -
|
|
|
| Прочие доходы
| 32 300
|
| 35 530
|
|
|
| Всего доходов
|
| 100
|
| 100
|
|
| Всего расходов
| 381 695
|
|
|
|
|
| Остаток денежных средств на конец года
|
|
|
|
|
|
|
Задача 6
По данным, приведенным в таблице 2.5, требуется рассчитать недостающие показатели, проанализировать структуру расходов по годам.
Таблица 2.5. Расходы семьи в 2010 и 2011 г.
Статья доходов
| 2010
| 2011
| Отклонение
| Сумма, руб.
| Доля от общей суммы доходов,%
| Сумма, руб.
| Доля от общей суммы доходов,%
| Сума, руб.
| Доля от значения 2010 г.
| Квартирная плата и плата за коммунальные услуги
| 88 410
|
| 101 670
|
|
|
| Услуги связи
| 10 800
|
| 12 590
|
|
|
| Налог на землю
| 250
|
| 310
|
|
|
| Налог на строение
| 3 120
|
| 3 744
|
|
|
| Другие налоги и обязательные платежи
| 1 150
|
| 1 380
|
|
|
| Плата за кредит
| -
|
| -
|
|
|
| Продукты питания
| 72 300
|
| 82 640
|
|
|
| Непродовольственные товары
| 41 730
|
| 50 100
|
|
|
| Хозяйственные товары, предметы косметики и гигиены
| 5 040
|
| 6 050
|
|
|
| Лекарственные препараты
| 18 270
|
| 21 830
|
|
|
| Печатная продукция (книги, учебники)
| 6 120
|
| 7 340
|
|
|
| Расходы на содержание автомобиля
| 85 000
|
| 93 500
|
|
|
| Расходы на отдых, развлечения, спорт
| 21 800
|
| 26 160
|
|
|
| Прочие расходы
| 12 200
|
| 14 320
|
|
|
| Итого
|
| 100
|
| 100
|
|
|
Деловая игра «Бюджет семьи» Правила игры: участники игры делятся на группы (семьи), распределяя роли. Ведущий знакомится с характеристикой членов каждой семьи, выявляя соответствие возраста, квалификации, профессии размерам доходов (делая замечания при необходимости). Все игроки составляют потребительский бюджет (перечень необходимых затрат на обеспечение основных материальных потребностей). Затем семьи составляют расходную часть бюджета. Ведущий в это время подсчитывает процентное соотношение потребительского бюджета, затем проводит обсуждение бюджета каждой семьи. Потребителем в игре объявляется семья, расчеты которой ближе всего к данным потребительского бюджета. Игра «Хочу» и «Надо»
На карточках написаны эти слова, учитель называет предмет, а дети показывают необходимую карточку и объясняют свой выбор. (Яблоко, велосипед, книга, молоко, мяч, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, коньки, сок, куртка, цветы, обувь, дом.) Как одним словом можно назвать все то, что я сейчас перечислила? (Товары).
- Что такое товары? (Продукт труда, созданный для купли-продажи).
- Что такое услуга? (Это дело, деятельность, которая удовлетворяет потребности людей).
Я покупаю только то,
Что мне необходимо,
А если вещь мне не нужна,
Пройду, не глядя, мимо
Чтоб мог ко дню рождения
Купить подарок маме я,
Нужна мне эта строгая,
Ребята, экономия.
Выходом из кризиса могут послужить прибыльные производства.
Самостоятельная работа Вопросы к обсуждению. 1. В чем заключаются цели и задачи домашней экономики? 2. Перечислите составляющие семейного хозяйства? 3. Опишите роль семейного хозяйства в экономических связях егос государством и предприятиями. 4. Что может служить источником дохода бюджета семьи? 5. Какими ресурсами располагает семья? 6. Почему каждая семья обладает ограниченными возможностями? 7. От чего зависит интеллектуальный потенциал государства? 8. Для чего каждой семье необходимо планировать семейный бюджет? 9. Может ли школьник участвовать в увеличении доходной части семейного бюджета? В чем заключается его роль? 10. Какие виды расходов необходимо учитывать в первую очередь при составлении бюджета? 11. Всегда ли затраты на питание обоснованные? От чего, в первую очередь, должны зависеть расходы на питание членов семьи? 12. Почему на непредвиденные расходы в бюджете семьи необходимо выделять денежные средства? 13. Что такое «относительная бедность»? 14. Кто может осуществлять планирование, учет, организацию и контроль за расходованием денежных средств семьи? 15. Как подсчитать чистый доход? 16. Как определить сумму денег на внеплановую покупку? 17. Какие бухгалтерские книги семьи вы знаете? 18. Что нужно отразить в хозяйственной книге? 19. За счет чего можно экономить средства? 20. Какие показатели кассовой книги говорят о том, что семья расходует средств больше, чем зарабатывает? 21. Какие основные правила покупки товаров вы можете перечислить? 22. В каком случае покупатель не может вернуть некачественный товар? 23. Какую информацию несет штрих-код на упаковке товара? 24. Почему при приобретении товаров и услуг, в первую очередь, необходимо ознакомиться с инструкцией?
Раздел 3. Товар и его стоимость
|
|
|