Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М.: Вента-граф, 2010. Учебная тема: «Отмена крепостного права в России» |
 Скачать 67.23 Kb. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2 г. Юрюзани
Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области
Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:
«Отмена крепостного права в России»
Составил: учитель истории высшей категории
Гавенко О.А.
Юрюзань 2011
8 класс. Примерные программы по учебным предметам
«История» 5-9 класс: Проект М.: «Просвещение», 201-94 с-Стандарты второго поколения. Авторы учебника: Н.Н.Лазукова, О.Н.Журавлева
«История России: 8 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, - М.: Вента-граф, 2010.
Учебная тема:
« Отмена крепостного права в России».
Эпиграф: «Я хочу дать свободу крестьянам… Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» Александр II.
Цель и задачи учебного занятия.
Цель и задачи учебного занятия – знакомство учащихся с реформой отмены крепостного права, выявление ее основных положений, значение для развития страны, оценка реформы.
Задачи учебного года:
Воспитание у детей патриотизма, нравственности, активной гражданской позиции на примерах деятельности выдающихся личностей эпохи реформ.
Формирование представлений о важнейших исторических событиях этого времени, закрепление имеющихся знаний учащихся по изучаемой теме.
Развитие навыков работы с документами, статистическими данными; умений работать в группе; оказание помощи в развитие индивидуальных, творческих и познавательных способностей обучающихся.
Тип учебного занятия:
-Занятие по сообщению нового учебного материала с применением интерактивных методов.
Литература:
-Н.Н.Лазукова, О.Н.Журавлева «История России: 8 класс». Учебник для учащихся образовательных учреждений. – М.Вентана-граф, 2010.
- Захарова Л.Г. «Александр II: Российские самодержцы:1801-1917» М. 1994г.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. поурочные разработки к учебнику «История России 19 век». М.2001 год.
- Е.В.Колганова, М.В.Сумакова поурочные разработки по истории России 19 век. 8 класс. М.Мнемозина.2004г.
-С.Г.Зубанова, Н.В.Чеботарева «занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях». М.изд. Глобус.2009г.
- Н.Н.Некрасов «Кому на России жить хорошо».
Источники:
-«Манифест об отмене крепостного права».
-«Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Оборудование и средства обучения:
- Мультимедийный проектор с экраном.
- Презентация по теме « Отмена крепостного права России».
- Карточка со словами.
- Разноцветные жетоны.
- Оформление доски. 6) Этап учебного занятия:
Название этапа Ведущая деятельности
| Учитель
| Учащихся
| I.Организационный этап.
-Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать эпоху царствования АлександрII (портрет на слайде);
- Как вы думаете, почему Александра II народ называл «царем-Освободителем»? (2 варианта ответа - воспитательный момент);
-На доске нет названия темы, как можно ее сформулировать, опираясь на содержание параграфа 18 (правильно «Отмена крепостного права в России» - запись на доске).
| Ответы на вопросы учителя
Запись в тетради
| II. Этап фронтальной проверки.
-Назовите причины отмены крепостного права в России;
Обращение к эпиграфу на доске «Я хочу дать свободу крестьянам… Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, неужели снизу».
-Где, кем и когда были сказаны эти слова? Как Вы их понимаете?
| Учащиеся называют экономические, политические и социальные причины (жетоны). Ответы учащихся (жетоны)
| III.Этап всесторонней проверки знаний, умений, и навыков (этим типом урока не предусмотрен)
|
| IV.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
-Тема урока сегодня мы будем изучать по следующему плану (слайд)
План:
Подготовка крестьянской реформы;
Личное освобождение крестьян;
Наделение крестьян землей;
Выкуп земли крестьянами;
Организация крестьянского самоуправления;
Итоги и значения крестьянской реформы
Работа по 1 пункту плана:
Освещает учитель, сопровождая показом слайдов (Александр II, Н.А.Милютин, Я.И.Ростовцев - воспитательный момент).
Вывод на слайде: «Все что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано». Почему Александр II так сказал?
|
Учащиеся слушают, рассматривают портреты, читают вслух по слайду краткую биографию.
Учащиеся отвечают на вопрос (жетоны)
| V.Этапы «Усвоение новых знаний. Проверка понимания».
Для дальнейшей работы необходимо разбиться на группы согласно пункта 2,3,4,5 предложенного плана (слайд).
- Вы сами должны определить, какой группе вы относитесь и занять место в ней. В этом вам помогут карточки со словами. Если затрудняетесь – посмотрите текст на странице 152 или подойдите к учителю (карточки учащихся).
Задание №1: «Найдите свою группу»
Группа №1: Личное освобождение крестьян:
-крепостной крестьянин;
-гражданские свободы
-личное освобождение
-рекруты
-телесное повреждение.
Группа №2: «Наделение крестьян землей»:
-земля;
-черноземные губернии;
-нечерноземные губернии;
-надел;
-отрезки.
Группа №3: «Выкуп земли крестьянами»:
-выкуп;
-временно обязанные;
-выкупная сделка;
-уставная грамота;
-старые повинности.
Группа №4: «Организация крестьянского самоуправления»:
-сельская община;
-сход;
-староста;
-мировой посредник;
-круговая порука.
Проверка задания №1(ответы на слайде, жетоны)
Задание №2: «Раскрыть свой вопрос на основе текста учебника и источников в любой форме: проект, рассказ, таблицы, схемы, рисунок, тезисы, пиктограммы, клипы и т.д.
Придумать вопрос сопернику».
Раздаточный материал.
Учитель помогает выбрать источники, указывает страницы в учебнике, координирует работу в группах.
Проверка выполнения задания.
Оценивание проектов или другой работы учителем жетонами: «5»-красный; «4»-синий; «3»-серый.
Оценивание вопросов и ответов учителем жетонами: «5»-красный; «4»-синий; «3»-серый.
Учитель делает выводы и обобщение во всем группам.
|
Учащиеся рассаживаются согласно карточкам по группам. Страница 147 документа «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Страница 148-149, текст и карта. Страница 150, текст Страница 150-151,текст Работа в группах, выполнение заданий. «Хранитель времени» (учащихся) следит за песочными часами (5-7 минут). Защита проектов или другой работы. Оценивание проектов или другой работы учениками других групп жетонами: «5»-красный; «4»-синий; «3»-серый.
| VI. Этап закрепления нового материала.
Пункт 6 плана изучается по учебнику совместно учителем с учениками.
Отрывок из поэмы А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
«Порвалась цепь великая,
Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим-по мужику!...» (на доске)
-Как Вы понимаете слова Некрасова?
-Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России - это единовременный акт?
|
Ответ учащихся, жетоны.
Подсчет жетонов.
| VII.Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.
Обязательное задание: параграф 19, прочитать, выписать термины.
Задание по выбору: страница 152, задание 2 (таблица)
Задание для интеллектуалов: страница 152 «Давайте обсудим» (3 человека).
|
| VIII.Этап подведения итогов урока.
Учитель делает выводы по изученной теме. Выставление оценок согласно результатам подсчета жетонов.
| Саморефлекция деятельности учащихся: учащиеся показывают жетоны с «!» и «?», которые обозначают: «!» - материал понятен; «?»-материал не понятен.
| Урок окончен.
| |
|
|