Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М. Просвещение, 2011; учебник: «Дизайн и архитектура в жизни человека»


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеУчебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М. Просвещение, 2011; учебник: «Дизайн и архитектура в жизни человека»
страница3/3
Дата27.02.2016
Размер0.59 Mb.
ТипУчебник
1   2   3

Соразмерность и пропорциональность

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение пло­скостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плос­костного изображения объемов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Формирование пони­мания учащихся проекционной природы чертежа.

Тема. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомо­гательные соединительные элементы в пространственной компо­зиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Тема. Конструкция: часть и целое.

Здание как сочетание различных объемных форм.

Понятие модуля

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесо­образности конструкции. Модуль как основа эстетической цель­ности постройки и домостроительной индустрии.

Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизон­тальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архи­тектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использо­вание элементов здания в макете проектируемого объекта.

Тема. Вещь: красота и целесообразность.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность соче­таний объемов.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образно­го и рационального. Красота — наиболее полное выявление функ­ции вещи.

Тема. Роль и значение материала в конструкции

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).

Тема. Цвет в архитектуре и дизайне

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизай­не и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Пре­обладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологи­ческое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его на-

хождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очерта­ния, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спект­ра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.

3 Раздел «Город и человек». Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. (10 ч.)

Исторические аспекты развития художественного языка конст­руктивных искусств. От шалаша и каменного топора до индуст­риального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Среда жизни современного че­ловека — «рукотворная природа». Массово-промышленное произ­водство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Связь миропонимания, образа жизни, природных и соци­альных условий со строительством зданий и организацией город­ской среды. Проживание пространства — основа образной выра­зительности архитектуры.

Тема. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможнос­тей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стиле­вого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура на­родного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

Тема. Город сегодня и завтра

Тенденции и перспективы развития

современной архитектуры

Архитектурная и градостроительная революция XX века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социаль­ный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды плани­ровки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомк­нутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.

Тема. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и ин­дивидуализации городской среды, в установке связи между чело­веком и архитектурой. Создание информативного комфорта город­ской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информаци­онных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн средство создания пространственно-вещной среды интерьера

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социаль­ность интерьера.

Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерь­ер. От унификации к индивидуализации подбора вещного напол­нения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Ди­зайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).

Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение техноло­гии макетирования путем введения в технику бумагопластики раз­личных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древеси­на, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объ­ектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).

Тема. Ты архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

Единство эстетического и функционального в объемно-прост­ранственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.

4 раздел. Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9ч.)

Организация пространства и среды как отражение социально­го заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного дома и имиджа. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

Тема. Мой дом мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома

Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Прин­ципы организации и членения пространства на различные функ­циональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для де­тей и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учет в проекте инже­нерно-бытовых и санитарно-технических задач.

Тема. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вешно-пространственной среды жилища

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера об­разно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Тема. Дизайн и архитектура моего сада

Сад (английский, французский, восточный) и традиции рус­ской городской и сельской усадьбы.

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организа­ция палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские гор­ки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство

аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

Тема. Мода, культура и ты.

Композиционно-конструктивные принципы

дизайна одежды

Соответствие материала и формы в одежде. Технология созда­ния одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивиду­ального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Тема. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды

О психологии индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодеж­ная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Са­моутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее вы­ражение в одежде. Стереотип и кич.

Тема. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бы­товой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сфе­ры деятельности, объединяющей различные аспекты моды и ви-зажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму повеления и контактов в обществе. Связь имидж -дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рек­ламой, общественной деятельностью и политикой. Материализа­ция в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

Тема. Моделируя себя — моделируешь мир

Человек — мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере сделанных учащимися работ. Занятие демон­стрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокуль­турного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

Знания, умения, навыки

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизай­на, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисов­кой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

  • конструировать основные объемно-пространственные объ­екты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-про­странственную композицию;

  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

  • владеть навыками формообразования, использования объе­мов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, плас­тилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные об­разы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (вит­раж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании ар­хитектурного ансамбля;

  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и то­нированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материа­лы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пено­пласт, деревянные и другие заготовки).


Учебно-тематический план 8 класс


Раздел

Кол-во часов

Дизайн и архитектура- конструктивные искусства

в ряду пространственных искусств.

8

Художественный язык конструктивных

искусств в мире вещей и зданий.

8

Город и человек. Социальное значение архитектуры и дизайна

как среды жизни человека.

10

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

9

Итого

35



Требования к уровню подготовки учеников 8 класса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизай­на, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисов­кой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

  • конструировать основные объемно-пространственные объ­екты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-про­странственную композицию;

  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

  • владеть навыками формообразования, использования объе­мов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, плас­тилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные об­разы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (вит­раж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании ар­хитектурного ансамбля;

  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и то­нированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материа­лы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пено­пласт, деревянные и другие заготовки).

Планируемый уровень подготовки учащихся 9 класса по окончании учебного курса

Учащиеся должны:

- освоить элементарную азбуку фотографирования;

-уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;

- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

-осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;

-быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.

Необходимы:

- расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;

-обращение к практике синтетических искусств современности;

-освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;

-включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.

Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).

Содержание программы изобразительное искусство 9 класс
1 Раздел «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств» (8ч.)
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

Театр и экран- две грани изобразительной образности,

Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества. Сценография как искусство и производство Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента. Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий Создание эскиза декорации ( в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.

2 Раздел «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.» (8ч.)
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. Фотография- расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Всеобщность законов композиции Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно- изобразительная природа творчества оператора. Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии. Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. « Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ. Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения.

3 Раздел «Азбука экранного искусства» (10ч.)

Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.

Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм. Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. .Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры

Синтетические искусства. Их виды и язык. Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

4 Раздел «Фильм- искусство и технология»(9ч.)
О природе художественного творчества. Связи искусства с жизнью каждого человека Искусство среди нас Каждый народ Земли- художник Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры.Синтетические искусства. Их виды и язык. Современные проблемы пластических искусств. Вечные истины искусства ( обобщение темы)
Учебно- тематический план 9 класс




Раздел

Кол-во часов

1

«Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»

8 ч.

2

«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»

8 ч.

3

«Азбука экранного искусства»

10 ч.

4

«Фильм- искусство и технология»

9 ч.

Итого

35 часов



Требования к уровню подготовки учеников 9 класса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать
-усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

-осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;

-быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Список  методической  литературы для учителя:

1.  Технологии  личностно-ориентированного  урока  В.В.Шоган,»Учитель» 2003г
2.  «Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М.  «Просвещение»,2003г.  
3.  «Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2003г. 
4. «ИЗО и художественный труд»(1-4) Б.М.Неменский М. «Просв.» 2003г.
5. «ИЗО и художественный труд»(1-8) Б.М.Неменский М. «Просв.» 2003г
6. «Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.
7.  «Академический рисунок» Н.Н. Ростовцев, М. Просвещение 1995г.
8.  Школа ИЗО под редакцией Пономарева А.Н. М. Агаров 1998г.
9.  ИЗО в школе Л.Б.Рылова, Ижевск 1992г.
10.  Методика преподавания ИЗО в школе Н.Н.Ростовцев, М.Агар 1998г.
11. «Русь деревянная» А.О.Половников, М. Просвещение 1998
12. «Звучащее безмолвие или основы искусства знания» М.Просвещение 1997г.
13. «Древняя Русь в лицах» М.Семенова, М.Просвещение 1998г.
14. «Обучение ИЗО» С.В.Аранова «Каро С- Петербург» 2004г.
15. «ИЗО и методика его преподавания в школе» В.С. Кузин. М. Агар 1988г.
16. «Вариации прекрасного» А.М. Вачьянц М.изд Центр 1997.
17. «Михаил Врубель» М.А.Дмитриева, М. «Детская литература». 1988г.
18. «Казимир Малевич» А.Шатских, М. «Слово» 1996г.
19. «Изобразительное искусство» А.Д.Алехин, М.Просв, 1984г.
20. «Когда начинается художник» А.Д. Алехин. М. Просвещение, 1994
21. «Декоративно- оформительские работы» С.С.Губницкий, М. Профиздат. 1961г.
22. «Основы рисунка» ч1 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
23. «Основы композиции» ч2 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
24. «Основы живописи» ч3 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
25. «Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г

Список   литературы, 6-9 кл. для учащихся:

«Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М.  «Просвещение»,2003г.  
«Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2003г.

«Основы рисунка» ч1 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
«Основы композиции» ч2 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
«Основы живописи» ч3 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
«Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г



Технические средства обучения

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор


Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы (в том числе в цифровой фор­ме) по природоведению, истории искусства, этнографии народов России и мира.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

Презентации по темам раздела

Электронные тесты контроля знаний

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор муляжей овощей. Компания «СТРОНГ» все для образования.

Набор муляжей фруктов. Компания «СТРОНГ» все для образования.

Набор геометрических тел демонстрационный. Компания «СТРОНГ» все для образования.

Оборудование класса

Ученические столы одно— и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного мате­риала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
1   2   3