Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М. Просвещение, 2011; учебник: «Дизайн и архитектура в жизни человека»


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеУчебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М. Просвещение, 2011; учебник: «Дизайн и архитектура в жизни человека»
страница1/3
Дата27.02.2016
Размер0.59 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3



Аннотация

  • Программа составлена в соответствии с требованиями к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования и обеспечена УМК: учебниками Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2011; учебник: «Дизайн и архитектура в жизни человека», А.С.Питерских, Г.Е.Гуров,7-8 классы, под редакцией Б.М.Неменского.3-е издание, М. «Просвещение» 2010

Программа рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю)на каждый класс.

  • «Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.


Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6-9 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:

-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ., Искусство, (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/ 12, утвержден приказом Минобразования России ''Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования'' от 5 марта 2004 г. № 1089/3.
-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ. Извлечение (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России ''Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования'' от 9 марта 2004 г. № 1312) 37


- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012г. N 1067).

  • В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.


Основные цели образования с учётом специфики учебного предмета в области формирования ключевых компетенций

Цели: освоение духовно-эстетических ценностей, запечатлённых в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в разных видах художественно-творческой деятель­ности.

Задачи:

  • воспитание эстетического отношения к произведениям тради­ционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символиче­ским языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;

  • формирование целостного восприятия картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;

  • формирование художественной компетентности зрителя через постижение произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобра­зительного искусства;

  • давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композицион­ный поиск тематической композиции;

  • раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного и декоративно-прикладного творчества;

  • развивать умения и навыки работы с различными изобрази­тельными материалами, а также творческого использования вы­разительных средств в процессе создания тематической и деко­ративной композиции;

  • формировать навыки и умения художественного конструирова­ния с опорой на план проектируемого объекта;

  • активизировать художественно-творческую деятельность уча­щихся в коллективных формах работы;

  • расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждение и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города (села) и края;

  • продолжать развивать умение учащихся давать собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразитель­ного, народного и декоративно-прикладного искусства;

  • развивать умение выражать эмоционально-личностное отноше­ние к родной культуре и произведениям, созданным народами мира.

Программа для 6-9 класса посвящена изучению собственно изобрази­тельного искусства. Здесь формируются основы грамотности ху­дожественного изображения (рисунок и живопись), понимание ос­
нов изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталки­ваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства.
В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения
как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные
духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Сведения о программе

  • Авторская программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.


Данная программа выбрана в связи с тем, что является продолжением изучения изобразительного искусства в начальной школе.
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу. Изменения в авторскую программу не вносились.
Определение места и роли учебного курса:

Рабочая программа по ИЗО для 6,7,8,9 классов построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.
Общая годовая тема 6,7 классов «Изобразительное искусство в жизни человека».

6 и 7 классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Общая годовая тема программы 8 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека»

Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).
Общая годовая тема программы 9 класса «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)»

Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Информация о количестве часов

В Федеральном базисном учебном плане на изобразительное искусство в каждом классе отводится 35 часов, по 1 часу в неделю.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, практическая деятельность); нестандартные уроки: урок - путешествие.
Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании являются следующие:

Ценностно-смысловые компетенции.  Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Учебно-познавательные компетенции.  По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Информационные компетенции. Владение современными средствами информации и информационными технологиями .Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках изучаемого предмета.

Социально-трудовые компетенции.  Умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Формы контроля

Виды: текущий, промежуточный, итоговый.

Формы: письменный и устный, практическая работа, проект.

Основными формами контроля знаний учащихся являются практические работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам,

анализ детских рисунков.

Планируемый уровень подготовки учащихся 6 класса

за курс изобразительного искусства

В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны

знать:

  • правила линейной перспективы в построении интерьера (раз­ные точки схода);

  • локальные школы народного мастерства в таких видах народ­ного искусства, как роспись по дереву, вышивка, глиняная игрушка, ювелирное искусство;

  • символику орнаментальных мотивов;

  • основы построения фигуры человека в движении с учетом пропорций частей тела и их взаимосвязи;

  • проявление синтеза искусств на примере праздника весенней ярмарки как торжества народного мастерства и творчества;уметь:

  • проявлять зрительскую компетентность при восприятии произ­ведений искусства разных эпох и народов;

  • применять правила линейной и воздушной перспективы в изображении городского и сельского пейзажа;

  • выполнять конструктивное построение формы, объема пред­метов, их содержательной связи в натюрморте, посвященном миру увлечений (профессии) человека;

  • применять линию горизонта, разные точки схода в зарисовке интерьера;

  • передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

  • выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала).


Содержание программы

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека(35 ч.)

6 класс, посвящён собственно изо­бразительному искусству. Здесь учащиеся знакомятся с искусст­вом изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой фор­мой духовной культуры общества.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т. е.

языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого язы­ка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.

В основу тематического деления учебного года положен жан­ровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историчес­ком развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, под­чиняя им изменения в способах изображения. При этом выдер­живается принцип единства восприятия и созидания. И последо­вательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образ­ного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусст­ва. Большое значение придается освоению начальных основ гра­моты изображения.
1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч)

Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества

Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто­ятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Тема. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображе­нии и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — свет­лое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Домини­рующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цвето­вой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщен­ность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цве­та». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодейст­вие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живопи­си. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональ­ных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные воз­можности, художественное творчество и художественное воспри­ятие, зрительские умения.

2 Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окру­жающего его мира. Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира — натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории ис­кусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жа­нра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор­мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и по­чему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ра­курса.

Тема. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собствен­ная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как сред­ство организации композиции в картине.

Тема. Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможно­стей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи­си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состоя­ния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искус­стве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художни­ка, его представлений и представлений людей его эпохи об ок­ружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­тие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (12 ч)

Тема. Образ человека — главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. Ис­тория возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художни­ки-портретисты.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и череп­ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции кост­ных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди­видуальных особенностей и физиономических типов.

Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пят­но. Выразительность графического материала.

Тема. Портрет в скульптуре

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, конт­растность освещения.

Тема. Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом пор­трете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и ос­вещение. Цвет как выражение настроения и характера героя пор­трета. Цвет и живописная фактура.

Тема. Великие портретисты (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в создан­ных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художни­ком. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Знания, умения, навыки

знать:

  • имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

  • жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;

  • отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;

  • зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

уметь:

  • передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

  • выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);

  • передавать движение фигуры человека в пространстве;

  • проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художествен­ной выразительности разных видов искусств;

  • выполнять план проектируемого объекта; конструировать про­стые геометрические формы при создании модели космического корабля;

  • выполнять художественные изделия, свободно используя зада­чи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народ­ного творчества;

  • участвовать в творческих группах при выполнении коллектив­ных работ разного вида.

применять полученные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни:

• проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эсте­тическом восприятии художественных произведений и заключен­ных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при про­смотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;

• использовать свою художественно-практическую компетент­ность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декора­тивно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.
4 Раздел

« Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч.)

Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический жанры.
Тема. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определен­ными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст­ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюже­том. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древ­ней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины прост­ранства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази­тельная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива — учение о способах передачи глубины прост­ранства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высо­та. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокраще­ния. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз­душной перспективы и изменения контрастности.

Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений (общая композиция после предварительно­го эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть исполь­зован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искус­ства — труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуаль­ность художника.

Учебно-тематический план


Раздел

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства

и основы образного языка

8

Мир наших вещей. Натюрморт.

8

Вглядываясь в человека. Портрет.

11

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

8

Итого

35



Требования к уровню подготовки учеников 6 класса

В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны

знать:

  • имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

  • жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;

  • отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;

  • зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

уметь:

  • передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

  • выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);

  • передавать движение фигуры человека в пространстве;

  • проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художествен­ной выразительности разных видов искусств;

  • выполнять план проектируемого объекта; конструировать про­стые геометрические формы при создании модели космического корабля;

  • выполнять художественные изделия, свободно используя зада­чи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народ­ного творчества;

  • участвовать в творческих группах при выполнении коллектив­ных работ разного вида.

применять полученные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни:

• проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эсте­тическом восприятии художественных произведений и заключен­ных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при про­смотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;

• использовать свою художественно-практическую компетент­ность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декора­тивно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.
Планируемый уровень подготовки учащихся 7 класса

за курс изобразительного искусства

Учащиеся должны знать:

  • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее зна­чении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • о роли и истории тематической картины в изобразитель­ном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жа­нрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

  • о процессе работы художника над картиной, о смысле каж­дого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

  • о композиции как целостности и образном строе произве­дения, о композиционном построении произведения, о роли фор­мата, о выразительном значении размера произведения, о соотно­шении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его ме­тафорическом смысле;

  • о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении зна­чительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • о роли художественных образов изобразительного искусст­ва в понимании вечных тем жизни, в создании культурного кон­текста между поколениями, между людьми;

  • о роли художественной иллюстрации;

  • о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразитель­ного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

  • наиболее значимый ряд великих произведений изобрази­тельного искусства на исторические и библейские темы в евро­пейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX сто­летий.

Учащиеся должны иметь представление:

  • об историческом художественном процессе, о содержатель­ных изменениях картины мира и способах ее выражения, о су­ществовании стилей и направлений в искусстве, о роли творчес­кой индивидуальности художника;

  • о сложном, противоречивом и насыщенном художественны­ми событиями пути российского и мирового изобразительного ис­кусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

  • получить первичные навыки изображения пропорций и дви­жений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • научиться владеть материалами живописи, графики и леп­ки на доступном возрасту уровне;-

  • развивать навыки наблюдательности, способность образно­го видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чут­кость и активность восприятия реальности;

  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательно­го материала, формирование авторской позиции по выбранной те­ме и поиски способа ее выражения;

  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

7класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35 ч)

1 Раздел «Изображение фигуры человека и образ человека» (8 ч.)

Изображение фигуры человека в истории искусства Пропорции и строение фигуры человека Лепка фигуры человека Набросок фигуры человека с натуры

Понимание красоты человека в европейском и русском ис­кусстве

2 Раздел «Поэзия повседневности»( 8 ч.)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
Сюжет и содержание в картине

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема празд­ника в бытовом жанре)

3 Раздел «Великие темы жизни» (10 ч.)

Исторические темы и мифологические темы в искусстве раз­ных эпох

Тематическая картина в русском искусстве XIX века Процесс работы над тематической картиной

Библейские темы в изобразительном искусстве Монументальная скульптура и образ истории народа Место и роль картины в искусстве XX века

4 Раздел «Реальность жизни и художественный образ» (9 ч.)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение Конструктивное и декоративное начало в изобразительном ис­кусстве

Зрительские умения и их значение для современного человека История искусства и история человечества. Стиль и направле­ние в изобразительном искусстве

Личность художника и мир его времени в произведениях ис­кусства

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжени­ем учебного материала VI класса и посвящены основам изобра­зительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содер­жательного единства восприятия произведений искусства и прак­тической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, по­следовательного приобретения навыков и умений. Изменения язы­ка изображения в истории искусства рассматриваются как выра­жение изменений ценностного понимания и видения мира.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целост­ности композиции, образных возможностях изобразительного ис­кусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, со­ставляющими золотой фонд мирового и отечественного искусст­ва. Здесь важно показать культуростроительную роль искусства, роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира.

Художественно-творческие проекты

Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педаго­га и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть как художественные композиции в разных материалах, так и под­готовленный альбом с материалом на определенную тему по изо­бразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к люби­мому литературному произведению» и т. п.

Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эски­зов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома.

Материал — по выбору учащихся в соответствии с содержа­нием проекта.

7 класс

1Раздел

Изображение фигуры человека и образ человека (8ч)

Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигу­ры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.

Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет труд­ность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчают эту задачу. Последователь­ность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Ма­териал четверти включает работу во всех основных видах изоб­разительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художест­венно-практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.

Тема. Изображение фигуры человека в истории искусства

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красо­та и совершенство конструкции идеального тела человека.

Тема. Пропорции и строение фигуры человека

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Про­порции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Схемы движения фигуры человека.

Тема. Лепка фигуры человека

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пласти­ка и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображе­ние человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусст­ве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выра­зительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века.

Тема. Набросок фигуры человека с натуры

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразитель­ность детали. Образная выразительность фигуры; форма и склад­ки одежды на фигуре человека.

Тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем обли­ке. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый — понимание красоты человека в античном искусстве; второй — ду­ховная красота в искусстве Средних веков, Византийском искус­стве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

Драматический образ человека в европейском и русском ис­кусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Интерес к жизни конкретного человека, значение индивиду­ального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Поте­ря высоких идеалов человечности в европейском искусстве кон­ца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства.

2 Раздел «Поэзия повседневности» (8 ч)

Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразитель­ном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искус­стве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присут­ствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.

Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий лю­дей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательнос­ти, поэтического видения реальной жизни и формирование навы­ков композиционного мышления учащихся.

Тема. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Картина мира и представления о ценностях жизни в изобра­жении повседневности у разных народов.

Изображение труда и повседневных занятий человека в искус­стве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые те­мы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Тема.
  1   2   3