Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Тонкий» колокольчик высоко звенел


Скачать 44.96 Kb.
Название«Тонкий» колокольчик высоко звенел
Дата04.05.2016
Размер44.96 Kb.
ТипДокументы

ЗВУК ЛЬ

При этом звуке расстояние между зубов примерно 10 – 12 мм. Они обнажены (улыбка). Кончик поднятого языка слегка упирается в верхние альвеолы (дёсны). Выдыхаемая струя при этом тёплая. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Так образуется этот звук. Теперь мы знаем, что при твёрдом звуке «Л» кончик языка внизу и как бы «пролезает» сквозь зубы, а при мягком «Ль» кончик языка поднимается к верхним дёснам. При этом обязательно зубы обнажены в «улыбке».
А теперь поиграем. Давайте сделаем «тоненький» колокольчик и послушаем, как он звенит.


Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Локти не на уровне плеч, как при «толстом» колокольчике, а опущены вниз. Крайний мизинец, словно язычок колокольчика, двигается вверх- вниз слегка ударяясь в другой мизинец (язычок ударяется в корпус колокольчика). При этом ребёнок подражает звонку «тонкого» колокольчика: -ля- ля- ля…
«Тонкий» колокольчик высоко звенел,

И тихонько песенку он свою пропел: «Ля- Ля- Ля…»
Ребёнок должен подражать «колокольчику» легко и без напряжения. Он обнажает все зубки в «улыбке, обязательно сохраняет расстояние между зубов, равное 10- 12 мм. В противном случае звук будет получаться «хлюпающим», т. е. расстояние между зубов не выдерживается и амплитуда поднятия языка ограничивается. Этого нельзя допускать. Ребёнок кончиком языка легко, без напряжения стучит по верхним альвеолам (дёснам), сохраняя расстояние.

Нельзя забывать, что этот звук выполняется на выдохе: тёплый воздух выходит через уголки рта. Если ребёнок долго может потянуть звук «Ль», то это означает, что он у него получается. Можно провести дифференциацию, т. е. попросить ребёнка изобразить фигуркой и звуком то «толстый» колокольчик, то «тонкий»: ла- ла- ла------ ля- ля- ля.
Теперь несколько упражнений для закрепления. Подбираем слова, в которых звук «ль» находился бы в прямых, обратных слогах, на конце слова.

ЛЯ ЛЕ ЛЁ ЛИ ЛЮ


Валя

лес

Лёва

лимон

лютик

лямка

лейка

лён

лифт

люк

Ляля

лента

Лёша

малина

люди

Коля

поле

клён

лиса

клюква

поляна

колесо

самолёт

улитка

ключ

пуля

лепить

взлёт

блин

клюшка

лягушка

лев

лёд

липа

Люба

клякса

лечение

плёнка

линейка

любовь


АЛЬ ЕЛЬ ОЛЬ ЫЛЬ ИЛЬ

даль

ель

боль

быль

фитиль

медаль

мель

соль

ковыль

будильник

шаль

щавель

моль

пыль

килька

жаль

свирель

толь

бутыль

сильный

мальчик

метель

король

костыль

миленький

пальто

цель

большой

мотыль

ванильный


Придумываем стишки - стихотворки. Ребёнок тоже включается в работу: он начинает произносить слоги, а родители с ним составляют ритмические фразы.
Ля - ля- ля у меня подружка Валя

Ли - ли- ли в лес ходили мы
ле – ле - ле жук сидел на пне
лю – лю - лю Валю я люблю

Учим стишки, пословицы, загадки со словами, в которых содержится звук «Ль».


В зелёном , зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок, я несу.
Зелёная шишка под ёлкой молчит.
Зелёная музыка где - то звучит.


Лежебок рыжий кот отлежал себе живот.
Любишь кататься – люби и саночки возить.

Из земли вырастаю,
Весь мир одеваю.
(Лён)
К существительным добавляем глаголы.
Мальчики
бегали
играли
шумели


Кричали….

Придумываем предложения, в которых слова содержат звук «Ль», и проговариваем их вместе с ребёнком.

Лёд покрыл речку. Лебедь плавает в пруду. Лёва пьёт чай с лимоном. У лисы маленькие лисята. Оля и Лена лепят из пластилина грибок. У нас на улице растут тополя и липы. Юля и Толя отдыхали на поляне. У Вали в коляске кукла Ляля. Мама печёт блины.
Далее работаем с рассказиком: ребёнок слушает его, отвечает на вопросы и старается пересказать.
По ягоды

Было лето. Валя и Лёня пошли в лес. Они взяли с собой маленькие корзиночки. В лесу уже поспела земляника. Скоро они набрали много ягод и пошли домой. На поляне Валя и Лёня увидели лису. Лиса испугалась их и убежала в кусты. Вскоре дети пришли домой. Они были усталые, но довольные.
При закреплении звука родители следят за правильным произношением ребёнка, за тем как он вслушивается в этот звук, старается сам себя поправить. Проговариваем слова с этим звуком медленно, не торопим ребёнка. И в самом конце, когда ребёнок правильно произносит звуки «Л» и «Ль», проводится их дифференциация, т. е. даются слова, которые поочерёдно содержат эти звуки.

Лак - ляг

Лоб - лёг

Лужа - Люба

Был - бил

Лавка - лямка

Лом - лён

Метла - петля

Мол - моль

Лыжи - липа

Лук - люк

Улыбка - улитка

Кол – колено


Сравним настоящий колокольчик с колокольчиком – цветком.




В лесу, на опушке, живёт колокольчик.
Толстый и важный, ворчливый всегда.
Лишь только проснётся, в лесу раздаётся
Его недовольное: «Ла – ла – ла – ла».
Соседки его на тоненьких ножках
В ответ ему весело: «Ля – ля – ля – ля!»
Хватит ворчать, бурчать и сердиться
Пой лучше с нами «Ля – ля – ля – ля!»









Можно рисовать колокольчики, лепить, выкладывать из мозаики, раскрашивать, делать аппликацию .