Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Тонкий» колокольчик высоко звенел |
 Скачать 44.96 Kb. |
ЗВУК ЛЬ
При этом звуке расстояние между зубов примерно 10 – 12 мм. Они обнажены (улыбка). Кончик поднятого языка слегка упирается в верхние альвеолы (дёсны). Выдыхаемая струя при этом тёплая. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Так образуется этот звук. Теперь мы знаем, что при твёрдом звуке «Л» кончик языка внизу и как бы «пролезает» сквозь зубы, а при мягком «Ль» кончик языка поднимается к верхним дёснам. При этом обязательно зубы обнажены в «улыбке». А теперь поиграем. Давайте сделаем «тоненький» колокольчик и послушаем, как он звенит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Локти не на уровне плеч, как при «толстом» колокольчике, а опущены вниз. Крайний мизинец, словно язычок колокольчика, двигается вверх- вниз слегка ударяясь в другой мизинец (язычок ударяется в корпус колокольчика). При этом ребёнок подражает звонку «тонкого» колокольчика: -ля- ля- ля… «Тонкий» колокольчик высоко звенел,
И тихонько песенку он свою пропел: «Ля- Ля- Ля…» Ребёнок должен подражать «колокольчику» легко и без напряжения. Он обнажает все зубки в «улыбке, обязательно сохраняет расстояние между зубов, равное 10- 12 мм. В противном случае звук будет получаться «хлюпающим», т. е. расстояние между зубов не выдерживается и амплитуда поднятия языка ограничивается. Этого нельзя допускать. Ребёнок кончиком языка легко, без напряжения стучит по верхним альвеолам (дёснам), сохраняя расстояние.
Нельзя забывать, что этот звук выполняется на выдохе: тёплый воздух выходит через уголки рта. Если ребёнок долго может потянуть звук «Ль», то это означает, что он у него получается. Можно провести дифференциацию, т. е. попросить ребёнка изобразить фигуркой и звуком то «толстый» колокольчик, то «тонкий»: ла- ла- ла------ ля- ля- ля. Теперь несколько упражнений для закрепления. Подбираем слова, в которых звук «ль» находился бы в прямых, обратных слогах, на конце слова.
ЛЯ ЛЕ ЛЁ ЛИ ЛЮ
Валя
| лес
| Лёва
| лимон
| лютик
| лямка
| лейка
| лён
| лифт
| люк
| Ляля
| лента
| Лёша
| малина
| люди
| Коля
| поле
| клён
| лиса
| клюква
| поляна
| колесо
| самолёт
| улитка
| ключ
| пуля
| лепить
| взлёт
| блин
| клюшка
| лягушка
| лев
| лёд
| липа
| Люба
| клякса
| лечение
| плёнка
| линейка
| любовь
|
АЛЬ ЕЛЬ ОЛЬ ЫЛЬ ИЛЬ
даль
| ель
| боль
| быль
| фитиль
| медаль
| мель
| соль
| ковыль
| будильник
| шаль
| щавель
| моль
| пыль
| килька
| жаль
| свирель
| толь
| бутыль
| сильный
| мальчик
| метель
| король
| костыль
| миленький
| пальто
| цель
| большой
| мотыль
| ванильный
|
Придумываем стишки - стихотворки. Ребёнок тоже включается в работу: он начинает произносить слоги, а родители с ним составляют ритмические фразы. Ля - ля- ля у меня подружка Валя
Ли - ли- ли в лес ходили мы ле – ле - ле жук сидел на пне лю – лю - лю Валю я люблю
Учим стишки, пословицы, загадки со словами, в которых содержится звук «Ль».
В зелёном , зелёном, зелёном лесу Зелёный листок, как флажок, я несу. Зелёная шишка под ёлкой молчит. Зелёная музыка где - то звучит.
Лежебок рыжий кот отлежал себе живот. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Из земли вырастаю, Весь мир одеваю. (Лён) К существительным добавляем глаголы. Мальчики бегали играли шумели
Кричали….
Придумываем предложения, в которых слова содержат звук «Ль», и проговариваем их вместе с ребёнком.
Лёд покрыл речку. Лебедь плавает в пруду. Лёва пьёт чай с лимоном. У лисы маленькие лисята. Оля и Лена лепят из пластилина грибок. У нас на улице растут тополя и липы. Юля и Толя отдыхали на поляне. У Вали в коляске кукла Ляля. Мама печёт блины. Далее работаем с рассказиком: ребёнок слушает его, отвечает на вопросы и старается пересказать. По ягоды
Было лето. Валя и Лёня пошли в лес. Они взяли с собой маленькие корзиночки. В лесу уже поспела земляника. Скоро они набрали много ягод и пошли домой. На поляне Валя и Лёня увидели лису. Лиса испугалась их и убежала в кусты. Вскоре дети пришли домой. Они были усталые, но довольные. При закреплении звука родители следят за правильным произношением ребёнка, за тем как он вслушивается в этот звук, старается сам себя поправить. Проговариваем слова с этим звуком медленно, не торопим ребёнка. И в самом конце, когда ребёнок правильно произносит звуки «Л» и «Ль», проводится их дифференциация, т. е. даются слова, которые поочерёдно содержат эти звуки.
Лак - ляг
| Лоб - лёг
| Лужа - Люба
| Был - бил
| Лавка - лямка
| Лом - лён
| Метла - петля
| Мол - моль
| Лыжи - липа
| Лук - люк
| Улыбка - улитка
| Кол – колено
|
Сравним настоящий колокольчик с колокольчиком – цветком.
В лесу, на опушке, живёт колокольчик. Толстый и важный, ворчливый всегда. Лишь только проснётся, в лесу раздаётся Его недовольное: «Ла – ла – ла – ла». Соседки его на тоненьких ножках В ответ ему весело: «Ля – ля – ля – ля!» Хватит ворчать, бурчать и сердиться Пой лучше с нами «Ля – ля – ля – ля!»
Можно рисовать колокольчики, лепить, выкладывать из мозаики, раскрашивать, делать аппликацию .
|
|
|