Главная страница

Теоретико-методологические основы формирования коммуникативных умений посредством устного народного творчества



Скачать 193.86 Kb.
НазваниеТеоретико-методологические основы формирования коммуникативных умений посредством устного народного творчества
Дата10.02.2016
Размер193.86 Kb.
ТипГлава

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативных умений посредством устного народного творчества.


    1. Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества, как психолого-педагогическая проблема.


Потребность в общении – одна из важнейших человеческих потребностей. Исследователи проблем общения отмечают, что оно служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным. Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (10). Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет содержание, средства, результат.

В последнее время, наряду с термином «общение», широкое распространение получил термин « коммуникация». Общение как коммуникативная деятельность рассматривается в трудах Г.М.Андреева, А.А Бодалева, А.В.Запорожца, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина (1,!9,9,10,29,31 ). Разработчики ФГТ выделили образовательную область «Коммуникация», цель которой- развитие общения, развитие речевого общения( 22,с.14). Коммуникация – это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей ко взаимопониманию ( 7 , с.110). В словаре русского языка С.И.Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение(15,с.201). В словаре синонимов понятия «коммуникация» и « общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными

Коммуникация , по мнению психологов, - умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Коммуникативные умения – освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, к ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение(25,с.327).

Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребёнка было выдвинуто и разрабатывалось Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал , что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесённых внутрь и ставших функциями личности и формами её структуры» ( 4 , с.146).

Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б.Г. Ананьева , А.А.Бодалева ( 1 ). Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса.

Коммуникативные умения как феномен коммуникативной культуры ребёнка, которая реализуется в ситуации общения, рассматривается О.А. Веселковой . Существует и ещё одно направление, максимально широко представленное в литературе ( Я.Л. Коломинский, Н.А. Лемаксина, Л.Я. Лозован, М.Г. Маркина, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина и др.), в рамках которого коммуникативные умения рассматриваются как группа умений , характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для организации и реализации процесса общения , взаимодействия.

Особый интерес для нас представляют работы, посвящённые выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т.А. Антонова, В.Н.Давидович, Р.И. Деревянко, Е.Е.Кравцова, Л.В. Лидак, М.И. Лисина, Т.А.Репина, А.Г.Рузская ).

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности» (10, с.199)

М.И. Лисиной в структуре общения, как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:

1. Предмет общения – другой человек, партнёр по общению как субъект.

2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них с их помощью - к самопознанию и самооценке.

3. Коммуникативные мотивы- то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и основные действия.

5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.

7. Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

По мнению М.И. Лисиной, подход к общению как деятельности имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения, или взаимодействия, или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица: «И филогенетическое и онтогенетическое развитие перестает сводиться к умножению коммуникативных операций или к появлению новых средств обмена информацией и осуществления контактов: напротив. Сами перемены этого рода получают свое адекватное объяснение через преобразование потребностей и мотивов общения» (10, с.14)

А.Н. Леонтьевым (9) предложена концептуальная структура деятельности: деятельность- действие – операция. И сходя из этого коммуникативные умения в педагогике и психологии рассматриваются как операциональный ее компонент.

М.И. Лисина (10) отмечает, что общение для ребенка – это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Она выделяет в сфере общения со взрослыми экспрессивно- мимические, предметно- действенные и речевые средства. Появляющиеся последовательно, со значительными интервалами. В контактах со сверстниками ребенок использует те же три категории и к началу оформления общения, т.е. к трем годам он, практически, уже владеет ими. Автором отмечено. Что у младших дошкольников ведущее положение занимают выразительные и практические операции, однако к старшему дошкольному возрасту речь выступает на передний план и занимает положение ведущей коммуникативной операции. Таким образом, коммуникативные умения рассматриваются нами как часть культуры речи дошкольников, включающая осознанное усвоение выразительно – изобразительных средств речи и уместное их использование в собственных высказываниях в процессе общения, установления способов установления отношений между людьми.

В исследованиях А.А. Бодалева, Л.Я. Лозован, Е.Г. Савиной (1,11) выделяются три компонента в структуре коммуникативных умений : информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный

(см.Табл. 1)

Таблица 1

Структура коммуникативных умений



Компоненты коммуникативных умений

Параметры, определяющие сущность компонента

Эмпирически замеряемые показатели параметра


Информационно- коммуникативный

1.умение принимать информацию.


2.умение передавать информацию

1. внимание к сообщениям воспитателя.

2. внимание к сообщениям товарища

1.умение выразить мысль, намерение, мысль.

2. полнота сообщения


Интерактивный

1. умение взаимодействовать с партнером
2.готовность к взаимодействию.

3. адаптированность в коллективе.

1.совместное планирование предстоящего дела

2.ориентация на партнера (партнерство)

3.отсутствие конфликтов
1.умение ориентироваться в ситуации общения

2.социовалентность

3.удовлетворенность в общении.

1.отсутствие симптомокомплекса дезадаптации


Перцептивный



1.восприятие другого.

2..восприятие межличностных отношений.

1.понимание отношения другого к себе.

2.понимание эмоционального состояния другого

3.понимание эмоций
1.представления о сущности общения

2.значимость для ребенка данных отношений

3.способность к выделению личностных характеристик партнера



Б. Ф. Ломов (12), в зависимости от выполняемой роли, выделил три группы функций коммуникативных умений: информационно – коммуникативную, регуляционно – коммуникативную. аффективно – коммуникативную.

Группа информационно – коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения ( выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение. Вежливое обращение); ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях со сверстниками и взрослыми); соотносить средства вербального и невербального общения ( употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать и снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

Группа регулятивно – коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению ( осуществление само и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий операций в определённой логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий); доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься ( помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честными, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать ответы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослому, педагогу); применять свои знания индивидуальные умения при решении совместных задач ( использовать речь, музыку, движение. Графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной литературой); оценивать результаты совместного общения ( оценивать себя и других, принимать правильные решения, выражать согласие и несогласие, одобрение и неодобрение).

Группа аффективно – коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Таким образом, основываясь на данных исследований, посвященных формированию коммуникативных умений посредством устного народного творчества, мы можем сделать следующий вывод:

- во-первых, характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходиться констатировать, что в психолого – педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации вне непосредственно образовательной деятельности; противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребёнка и неразработанностью педагогических технологий и методик формирования этих умений, в соответствии с ФГТ.

- во-вторых, в силу многомерности процесса общения его функции можно классифицировать по различным основаниям. Однако, во всех приведенных классификациях выделяются регулирующая и информационная, это вызвано тем, что ведущим средством общения является речь, которой присущи информационная и регулирующая функции.

- в-третьих, коммуникативные умения нужно формировать в процессе различных видов деятельности, главным из которых является развитие речи, без которого невозможен процесс коммуникации.

- в-четвёртых, принимая во внимание возрастные особенности детей, необходимо подобрать такие виды устного народного творчества, при которых формирование коммуникативных умений осуществлялось бы наиболее успешно.

1.2. Роль и значение устного народного творчества в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды и т.д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребёнок овладевал знаниями, умениями, навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовал его, внося усовершенствования. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей, передавался и опыт общения с другими людьми. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, символах, живописи.

С развитием русской народной культуры, появлялись правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, запреты и разрешения. С веками они оттачивались и совершенствовались и дошли до нас. Уже в древнейших русских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, ей надо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель – умение хорошо поступать, а хорошо поступать, в нашем случае. владеть коммуникативными умениями.

Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявлять инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем коммуникативных умений. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста. Одним из действенных средств воспитания такого человека является устное народное творчество, как неисчерпаемый источник искусства, основа народной духовной культуры, эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа в течение тысячилетий. Сила фольклора как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно», «это нельзя», «это хорошо», « это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Слушая произведения устного народного творчества, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития коммуникативных умений детей старшего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером ознакомления с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

О характере народного воспитания А.С. Макаренко (13,с.50) сказал, что оно осуществляется « как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность, и обряды, и развлечения, произведения устного народного творчества.

К.Д. Ушинский (28) обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, в первоначальном обучении детей родному языку он выделил три цели, одна из которых – учить детей облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Его идеям последовали видные деятели того времени – Е.Н. Водовозова, Е.И. Кондари, А.С. Симович. Дальнейшая разработка вопроса нашла отражение в трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной.

Большой интерес представляет работа А.П. Усовой «Русское народное творчество детскому саду» ( 27 ), в которой автор отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи и нравы, черты характера.

Опираясь на исследования, проведенные в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, можно сделать вывод, что развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере (как овладение ребёнком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только для культуры речи, но и культуры общения. Ф.А. Сохин доказывает: ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому остро встаёт проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребёнка и способствовать его коммуникативному развитию ( 24,с.80).

В процессе общения у детей складываются взаимоотношения различного характера, Они не безразличны для формирования личности ребёнка. Потребность общения возникает у ребёнка довольно рано, но особо остро эта потребность начинает проявляться у детей в старшем дошкольном возрасте. Если 3-4 летний ребёнок ещё удовлетворяется обществом кукол, то 5-6 летний нуждается в сверстниках, товарищах. Чем старше становится дошкольник, тем всё большее число и более сложные правила взаимоотношений он усваивает. Образцы речевой культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре: в произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала.

Однако, следует отметить, что положительное влияние устного народного творчества во многом зависит от методов педагогического руководства.

В своей работе мы будем опираться на методику воспитания культуры речи средствами устного народного творчества, разработанную Л.Лашковой (8). Предлагаемая деятельность носит поэтапный характер:

1.Разъясняюще-мотивационный.

Цель: формировать правильное понимание иносказательного смысла слов и выражений, употребляемых в сказках, пословицах и поговорках, и знание правил их употребления.

2.Теоретически и практически развивающий.

Цель: формировать представление о языковых средствах, помогающих создавать обобщенные и иносказательные образы фольклорных произведений.

3.Репродуктивно-творческий.

Цель: Учить адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в коммуникативных ситуациях и собственных высказываниях.

Следует заметить, что во второй этап – теоретически и практически развивающий – нами были внесены дополнения: помимо языковых (вербальных: интонационных, лексических, синтаксических), нами рассматривались и невербальные средства выразительности ( мимика, движения, поза), что обеспечивает эффективность коммуникации.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что роль и значение устного народного творчества в формировании коммуникативных умений у старших дошкольников заключается в следующих аспектах:

- Устное народное творчество – часть национальной культуры, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка, и является действенным фактором социализации ( куда входят и коммуникативные умения) и развития личности.

- В теории и практике дошкольного воспитания утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, её культуре, даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей, развитию речи. Но одним из малоизученных направлений можно считать использование устного народного творчества в формировании коммуникативных умений у детей.

- Эффективность использования устного народного творчества в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников будет реализовываться при четком методическом руководстве педагогической работы в дошкольных учреждениях.

1.3. Место устного народного творчества в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста на современном этапе.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребёнок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, желание общаться с окружающим миром.

В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Речь детей-дошкольников уже «засорена» словами-паразитами, дети не умеют общаться при помощи речи (правильно выстроенных предложений), их словарь беден и убогий.

И всё же, как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста, в основной своей массе. участвуют в жизни группы и близких взрослых, с интересом подключаются к групповым занятиям и играм, делятся важной, на их взгляд, информацией. Всё это становиться возможным потому, что активизируется социальное познание детей в реальном обществе взрослых и сверстников. Немало важно здесь значение устного народного творчества. Знакомство с ним происходит с первых дней жизни человека. Под звуки ласковых, напевных слов потешек ребёнок просыпается, умывается. Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним, под слова потешек превращаются в тот эмоциональный контекст, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Чем старше становиться ребёнок, тем больше жанров устного народного творчества он узнает, из которых «черпает» неиссякаемую народную мудрость.

Произведения устного народного творчества широко используются в практике ДОУ, так как ни что не обогащает образную сторону речи, как фольклор, с его помощью можно понять поступки и эмоционально выразить поощрение или порицание, осудить неверное или грубое действие и т.д. Для решения проблемы формирования коммуникативных умений у старших дошкольников посредством устного народного творчества педагогами ДОУ используется технология Л.Лашковой «Воспитание коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста» (8), цель которой – воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами русских сказок, пословиц, поговорок.

Программа Е.Г. Борониной «Оберег» (электронная версия), это комплексная программа изучения фольклора в детском саду, цель которой – воспитание ребёнка в традициях отечественной народной культуры.

Тема народного творчества разнообразна и многолика. Посредством устного народного творчества в работе ДОУ формируются различные умения, в том числе коммуникативные. Самым распостранённым методом среди воспитателей, работающих в этом направлении, является драматизация. В практике работы используется следующая методическая литература:

1. Антипина Е.А. « Театрализованные игры в детском саду»

2. Власенко О.П. «Театр кукол и игрушек в детском саду»

3. Куцакова Л. «Изготовление детьми игрушек для кукольных театров»

4. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»

5. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»

6. Сягуткина Р. «Рекомендации к организации театрализованных игр»

7. Яковлева Н.Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника» и т.д.

Участие в театрализованных играх, представлениях воспитывает в детях ответственность, чувство коллективизма, а отсюда - острую необходимость в коммуникации. Идея сказок, которые показывают дети, борьба со злом, помогает им выбрать определённое нравственное отношение к жизни. Детьми драматизируются такие русские народные сказки как «Гуси – лебеди», « Репка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Машенька и Медведь», «Зимовье зверей» и т.д., в которых ярко прослеживается тема взаимопомощи, дружбы, умения договариваться, действовать совместно.

Используя метод драматизации, педагогом решаются основные задачи формирования коммуникативных умений: Умение принимать участие в коллективных делах, умение понимать эмоциональное состояние, соотносить свои желания с интересами других людей, развивать и обогащать речь, как одно из важнейших средств коммуникации. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем.

Обучение пересказу фольклорных произведений естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, антонимами, синонимами, метафорами и т.д), владение которыми углубляет художественное восприятие произведений. Кроме того, такой метод, как рассказывание совместно, группами, предполагает умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему. Развитие словесного творчества ведется как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне её.

Богатейший материал для воспитания содержится в пословицах и поговорках. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание. Они оказывают воздействие как на разум, так и на чувства детей: научения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, эпитетами, в них много определений, олицетворений. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребёнка к смысловой стороне слова; отражают владение словом. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значение слов, понимание и использование пословиц и поговорок в различных ситуациях, в том числе, общения.

Основным приёмом работы выступает толкование пословиц и поговорок при помощи речевых ассоциаций, пантомимических действий, что углубляет представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. Сочинение сказок и рассказов по пословицам и поговоркам помогает понять детям как и в каких ситуациях целесообразно использовать пословицы и поговорки в речи.

Интересен опыт педагогов, использующих фольклор в физкультурных занятиях. Занятия проводятся в игровой форме, основанной на сюжете сказки, в содержание включены народные считалки, дразнилки, загадки. Данные приёмы помогают решить не только образовательные, но и психологические задачи: активизировать внимание детей, вызвать интерес, создать эмоционально-положительный настрой.

Следует отметить, что немаловажную роль играет совместная работа ДОУ и семьи. Дошкольные учреждения, со своей стороны, подготавливают для родителей консультации, анкетирование(для определения форм совместной работы ДОУ и семьи в области формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста), праздники и т.д. Родители активно принимают участие в предложенной работе.

Мы видим, что процесс формирования коммуникативных умений у старших дошкольников посредством устного народного творчества осуществляется при проведении специально разработанной образовательной среды, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в не её.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил нам раскрыть теоретико-методологические основы формирования коммуникативных умений старших дошкольников:

Эффективности реализации методики формирования коммуникативных умений у старших дошкольников будут способствовать следующие педагогические условия работы:

- знание воспитателем закономерностей возрастного развития дошкольников и проектирование на этой основе личностно-ориентированного взаимодействия с детьми и родителями;

- поэтапное формирование коммуникативных умений в различных видах деятельности, посредством таких методов как: драматизация, инсценировки, выразительное чтение, творческие игры и т.д., контроль за качеством действий, индивидуальная педагогическая оценка воспитателя;

- сотрудничество ДОУ и семьи с целью обеспечения единства педагогического воздействия;

- активное использование таких форм работы как: консультации, индивидуальные беседы, в процессе которых педагог разъясняет необходимость единых требований к ребёнку, разъясняет методику формирования коммуникативных умений, объясняет родителям особенности психо-физического развития детей старшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что представленные теоретические положения исследования позволят в ходе последующей опытно-экспериментальной работы сформировать у детей старшего дошкольного возраста коммуникативные умения посредством устного народного творчества и таким образом подтвердить гипотезу исследования.