4
|
|
| 1ч
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность § 3
| Репродуктивный уровень:
описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества.
Продуктивный уровень:
систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница
Репродуктивный уровень:
называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого.
Продуктивный уровень:
объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого.
| Основные понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность.
Исторические факты: усиление власти майордомов; бенефиций и феод
| Рабочая тетрадь, с. 13, задание 7.
Хрестоматия по истории Средних веков, с. 43–49
|
5
|
|
| 1ч
| Западная Европа в IX–XI вв. § 4, с. 37–44
| Репродуктивный уровень:
показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи.
Продуктивный уровень:
сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе
| Основные понятия: норманны, викинги.
Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи.
Императоры и церковь
| Историческая карта «Европа в конце IX–XI в.».Рабочая тетрадь, с. 14– 16, задания 1, 2, 3, 4, 6.Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах (раннее Средневековье). – М., 1999. – С. 85
|
6
|
|
| 1ч
| В рыцарском замке
§ 11
| Репродуктивный уровень:
описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника.
Продуктивный уровень:
раскрывать особенности рыцарской культуры.
Творческий уровень:
на основе текста учебника и дополнительной исторической литературы составить кодекс рыцарской чести
| Основные понятия: рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура.
Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия
и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести
| Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. – С. 44–45, № 15, 17, 18.
|
7
|
|
| 1ч
| Средневековая деревня и её обитатели
§ 12
| Репродуктивный уровень:
описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества.
Продуктивный уровень:
анализировать исторические явления на примере положения различных сословий.
Творческий уровень:
составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия
| Исторические факты: крестьянская община: ее функции и значение, повинности, быт и культура крестьян.
Основные понятия: барщина, оброк, натуральное хозяйство
| Рабочая тетрадь для уча-
щихся,
с. 39–41, № 1, 2, 3. Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. – С. 42, № 9, 8, 11, 12.
Хрестоматия по истории Средних веков, с. 69–77
|
8
|
|
| 1ч
| Культура Западной Европы в раннее средневековье. § 5
| Репродуктивный уровень:
называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.
Продуктивный уровень:
составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья.
Творческий уровень:
на основе дополнительной литературы подготовить сообщения
| Исторические факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы
| Энциклопедия «Изобразительное искусство». – М.: Мир книги, 2005. –
С. 22
|
9
|
|
| 1ч
| Образование славянских государств. § 8
| Репродуктивный уровень:
показывать на исторической карте средневековые славянские государства.
Продуктивный уровень:
сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять
характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств.
| Основные понятия: миссионеры, глаголица, кириллица.
Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши.
Исторические личности: Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый
| Историческая карта «Византийская империя в IV–XI вв.»
Рабочая тетрадь для учащихся, с. 14– 16, № 1–7.
Энциклопедия школьника.
|
10
|
|
| 1ч
| Повторительно-обобщающий урок
| Систематизация и обобщение изученного материала
|
| Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю.Брандт. – С. 13, № 24
|
11
|
|
| 1ч
| Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
§ 6
| Репродуктивный уровень:
называть существенные признаки политического устройства Византии.
Продуктивный уровень:
сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.
Творческий уровень:
высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора Юстиниана
| Основные понятия: басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска.
Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма.
Исторические личности: Юстиниан
| Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. – С. 25, № 19, 20.
Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах
(раннее Средневековье). – М., 1999. – С. 23. Видеофрагмент «Собор Святой Софии»
|
12
|
|
|
| Культура Византии. § 7
| Репродуктивный уровень:
называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.
Продуктивный уровень:
составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья.
Творческий уровень:
на основе дополнительной литературы подготовить сообщения
| Исторические факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы
| Энциклопедия «Изобразительное искусство». – М.: Мир книги, 2005. –
С. 22
|
13
|
|
| 1ч
| Возникновение ислама.Арабский халифат и его распад. § 9
| Репродуктивный уровень:
показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.
Продуктивный уровень:
объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру
| Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе
Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.
Исторические факты: путь пророка, распространение ислама.
Исторические личности: Мухаммед
| Историческая карта «Арабы в VII–IX вв.».
Рабочая тетрадь для учащихся, с. 28–31, № 3, 4.
Хрестоматия по истории Средних веков, с. 143–150
|
14
|
|
| 1ч
| Культура стран халифата. § 10
| Репродуктивный уровень:
давать определение понятий; называть имя основателя ислама.
Продуктивный уровень:
характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан
| Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.
Исторические факты: путь пророка, распространение ислама.
Исторические личности: Мухаммед
| Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю.Брандт. – С. 30–31, № 4, 7; с. 35, № 13.
Хрестоматия по истории Средних веков, с. 142
|
15
|
| Раздел II. Расцвет Средневековья (7 ч)
| 1ч
| Формирование средневековых городов.
§ 13
| Репродуктивный уровень:
описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города.
Продуктивный уровень:
раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа
| Основные понятия: отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление.
Исторические факты: борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города
| Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков, с. 50–54, № 3, 7, 12.
Рабочая тетрадь для учащихся, с. 44, № 4.
Хрестоматия по истории Средних веков, с. 172–183
|
16
|
|
| 1ч
| Горожане и их образ жизни
§ 14
| Репродуктивный уровень:
описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов.
Продуктивный уровень:
характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства;
| Основные понятия: мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк.
Исторические факты: средневековое ремесло, цехи и их
организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение горожан
| Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. –
|
17
|
|
| 1ч
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
§ 15
| Репродуктивный уровень:
называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей.
Продуктивный уровень:
раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу;
систематизировать исторический материал в виде схемы.
Творческий уровень:
излагать суждения о связи средневековой истории с современностью
| Основные понятия: индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу. Исторические факты: разделение церквей, борьба папства
и империи в XI в, основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками
| Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. – С. 62–66
|
18
|
|
| 1ч
| Крестовые походы. § 16
| Репродуктивный уровень:
показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений.
Продуктивный уровень:
выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы
| Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден.
Исторические факты: причины крестовых походов, участники крестовых походов, государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов
| Исторические карты «Крестовые походы в XI–XI вв.»; «Четвертый Крестовый поход».
Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. – С. 66–69, № 11, 13, 14–15.
Хрестоматия по истории
|
19
|
|
| 1ч
| Повторительно-обобщающий урок
| Систематизация и обобщение изученного материала
|
|
|
20
|
|
| 1ч
| Франция: объединение страны.
§ 17
| Репродуктивный уровень:
показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства.
Продуктивный уровень:
выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы
| Основные понятия: Генеральные штаты, сословная монархия.
Исторические факты: слабость и сила королевской власти, сословная монархия, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством.
Исторические личности: Филипп II Август, Филипп IV Красивый. Бонифаций VIII
| Историческая карта «Англия и Франция в XI–XIV вв.».
Рабочая тетрадь для учащихся,
с. 58–60, № 1, 3, 4, 5.
Хрестоматия по истории Средних веков, с. 235, 240
|
21
|
|
| 1ч
| Англия: от норманнского завоевания до парламента. § 18
| Репродуктивный уровень:
показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки
сословно-представительной монархии.
Продуктивный уровень:
раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции
| Основные понятия: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент.
Исторические факты: воздействие норманнского завоевания на развитие
феодальных отношений в Англии, реформы.
Генриха Плантагенета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента.
Исторические личности: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный
| Историческая карта «Англия и Франция XI–XIV вв.».
Рабочая тетрадь для уча-
щихся,
|
22
|
| РАЗДЕЛ III.
«Осень» Средневековья (10 ч)
| 1ч
| Столетняя война.
§ 19
| Репродуктивный уровень:
показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны.
Продуктивный уровень:
анализировать причины, характер войны и последствия.
Творческий уровень:
высказывать свое суждение о деятельности Жанны д’Арк и Карла VII
| Основные понятия: дофин, национальная независимость.
Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны.
Исторические личности: Жанна д’Арк
| Историческая карта «Англия и Франция во время Столетней войны».
Хрестоматия по истории Средних веков, с. 242–245
|
23
|
|
| 1ч
| Крестьянские восстания во Франции в Англии. § 20
| Репродуктивный уровень:
показывать на исторической карте ход восстаний; рассказывать о события и о бедствиях в жизни европейцев в XIV–XV вв.
Продуктивный уровень:
выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий эпидемии чумы на экономику и общество; сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерия и Уота Тайлера; систематизировать исторический материал в виде таблицы
| Основные понятия: рабочее законодательство, ростовщичество.
Исторические факты: ухудшение условий жизни европейцев в XIV в., освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Исторические личности: Уот Тайлер
| Историческая карта «Англия и Франция во время Столетней войны».
Хрестоматия по истории средних веков, с. 248.
Книга для чтения по истории средних веков, с. 111
|
24
|
|
| 1ч
| Усиление королевской власти во Франции, в Англии.Реконкиста.
§ 21, 22
| Репродуктивный уровень:
рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны.
Продуктивный уровень:
сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII
| Основные понятия: централизация, неограниченная власть короля, уния.
Исторические факты: завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии.
Исторические личности: Людовик XI, Генрих VII Тюдор
| Историческая карта «Англия и Франция во 2-й половине XV в.».
Рабочая тетрадь для учащихся, с. 69–71, № 2, 3, 5.
Хрестоматия по истории Средних веков, с. 264–271
|
25
|
|
| 1ч
| Повторительно-обобщающий урок
| Систематизация и обобщение изученного материала
|
|
|
26
|
|
| 1ч
| Феодальная раздробленность в Германии и Италии в XII–XIV вв.
§ 23, 24
| Репродуктивный уровень:
показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи.
Продуктивный уровень:
раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические процессы
на примере особенностей развития Германии.
Творческий уровень:
высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны
| Основные понятия: междоусобица, курфюрст.
Исторические факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской власти во 2-й половины XIII–XIV вв.
Исторические личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен
| Рабочая тетрадь для учащихся, с. 77–78.
Энциклопедия. Всемирная история в лицах (позднее Средневековье)
|
27
|
|
| 1ч
| Гуситское движение в Чехии. § 25
| Репродуктивный уровень:
показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения.
Продуктивный уровень:
анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем.
Творческий уровень:
давать оценку деятельности
руководителям гуситских войн
| Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные.
Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение.
Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка
| Историческая карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»
«Чехия и Польша в XIV–XV вв.».
Рабочая тетрадь для учащихся, с. 82–83, № 2, 3.
Энциклопедия. Всемирная история в лицах (позднее Средневековье), с. 71
|
28
|
|
| 1ч
| Завоевание турками-османами Балканского полуострова. § 26
| Репродуктивный уровень:
показывать на исторической карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи.
Продуктивный уровень:
выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи
| Основные понятия: турки-османы, янычары, блокада, церковная уния.
Исторические факты: усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния
| Историческая карта «Османская империя в XIV–XV вв.».
Рабочая тетрадь для учащихся, с. 83–85,
№ 2–4
|
29
|
|
| 1ч
| Повторительно-обобщающий урок
| Систематизация и обобщение изученного материала
|
|
|
30
|
|
| 1ч
| Культура в Средние века
§ 27, 28
| Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
| Исторические факты: достижения в области образования, литературы и искусства, научных открытий и изобретений
| Рабочая тетрадь стр.86-94
|
31
|
|
| 1ч
| Эпоха Возрождения
| Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
| Исторические факты: достижения в области образования, литературы и искусства, научных открытий и изобретений
|
|
32
|
| РАЗДЕЛ II.
Вдали от Европы (5ч)
| 1ч
| Средневековый Китай
| Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
| Пагоды, поэт Ду Фу, философ Хань Юй
| Карта «Китай в средние века». РТ с.95
|
33
|
|
| 1ч
| Индия. Государства и культура
| Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
| Шива-бог, раджи, Империя Великих Монголов
| Карта «Индия в средние века». РТ с.99
|
34
|
|
| 1ч
| Государства и народы доколумбовой Америки
| Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
| Майя,ацтеки, инки
| Карта «Доколумбовая Америка», атлас с.12-13
|
35
|
|
| 1ч
| Африка
| Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
| Пигмеи, бушмены,Гана, Эфиопия
| Карта «Африка в средние века», атлас с.14
|
36
|
|
| 1ч
| Повторение
| Обобщение и систематизация изученного материала
|
| Контрольная работа
|