№
| №
| Наименование разделов
и тем
| Тип урока
| Основная цель урока
| Основные понятия темы
| Оборудование
Наглядные материалы
литература
| Межпредметные связи
| Домашнее задание
| Дата
пров.
(план, факт)
| Примечание
|
1 ч е т в е р т ь ( 9 час.)
|
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.
|
1
| 1
| Древние образы в народном искусстве.
| 0 – вводное занятие
| Познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка дпи, его связь с явлениями жизни.
| ДПИ
Солярные знаки
| - акварель, бумага, кисти
-табл.: «солярные знаки»;
- компьютерная презентация
| Музыка
Литература
история
| Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок.
Уч. С.10-17
| 6.09.
|
|
2
| 2
| Декор русской избы.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить с конструкцией и декором в традиционном русском жилище.
| Фронтон
декор
| - акварель, бумага, кисти, карандаши
-табл.: «фасад русской избы», рисунки с элементами украшения избы.
| Литература
история
| Подобрать иллюстрации с изображением внутреннего убранства русской избы.
Уч.с. 18-27
| 13.09.
|
|
3
4
| 3
4
| Внутренний мир русской избы.
| 1-й урок - 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности 2-й урок –2 закрепление знаний и способов деятельности.
| Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятия духовное и материальное.
| интерьер
| - акварель, бумага, кисти, карандаши
- компьютерная презентация с элементами интерьера крестьянской избы.
| история
| Подобрать иллюстрации по теме «предметы народного быта».
Уч.с.28-33
| 20.09.,
27.09.
|
|
5, 6
|
5,6
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
| 1-й урок-1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
2-й урок –2 закрепление знаний и способов деятельности.
| Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета, выполнить рисунок прялки и украсить его.
| Прялки
Деревянная фигурная посуда
утварь
| - гуашь, акварель, кисти;
- компьютерная презентация с образцами деревянной фигурной посуды.
| литература
музыка
технология
история
| Найти сведения о том, для чего использовался орнамент на Руси.
Уч.с.34-41
| 4.10.,
11.10.
|
|
7
| 7
| Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения, формировать навыки создания единства конструкции и декора в предметах народного быта.
| Стилизация
Узор
орнамент
| - акварель, бумага, кисти, фломастеры
-табл.: «виды орнамента»
Образцы стилизации элементов природного мира.
| история
| Найти иллюстрации с народным костюмом.
Уч.с.42-47
| 18.10.
|
|
8
|
8
| Народный праздничный костюм.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить с особенностями русского праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции.
| Украшение
стилизация
орнамент
сарафан
епанечка
понева
порты
лапти
| - акварель, бумага, кисти
- фотографии , рисунки русской одежды, элементы орнамента, компьютерная презентация.
| литература
история
музыка
краеведе-ние
| Подготовить сообщение об одном из праздников на Руси.
Уч.с.48-57
| 25.10
|
|
9
|
9
| Народные праздничные обряды (обобщение темы)
| 4 – обобщение и систематизация знаний, способов деятельности
| Обобщить знания и навыки по теме
« Древние корни народного искусства», устный, музыкальный и художественный фольклор.
| Фольклор
ярмарка
| - ватман, ножницы, кисти, краски.
| история
| Подобрать иллюстрации на тему «Старинное и современное народное декоративное искусство».
| 1.11.
|
|
2 ч е т в е р т ь ( 7 ч ас.)
|
СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ.
|
10.
| 1.
| Древние образы в современных народных игрушках.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом.
Познакомить с традициями в росписи глиняной игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен.
| Глиняная игрушка: филимоновская,каргопольская, дымковская.
| - пластилин, стеки;
- гуашь, кисти.
- использование компьютерной презентации.
| История
| Подготовить сообщение о народных промыслах: гжель.
Уч.с. 60-67
| 15.11.
|
|
11.
| 2.
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить с историей возникновения промысла.
Продолжить формирование навыка работы с бумагой; навыков росписи.
| гжель
| - белый картон, гуашь, акварель, кисти;
- образцы элементов узора росписи;
- образцы изделий Гжели.
| история,
| Подготовить сообщение о народных промыслах: городецкая роспись.
Уч.с. 6873
| 22.11.
|
|
12.
| 3.
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить с историей возникновения промысла.
Продолжить формирование навыков росписи.
| Городец
| - акварель, бумага, кисти,
- образцы элементов узора росписи;
- образцы изделий Городецкой росписи.
| история
| Подготовить сообщение о народных промыслах: хохломская роспись.
Уч.с.74 -77
| 29.11.
|
|
13.
| 4
| Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить с историей возникновения промысла.
Продолжить формирование навыков росписи.
| Хохлома
| - акварель, бумага, кисти,
- образцы элементов узора росписи;
- образцы изделий хохломы
Комп.презентация
| история
| Подготовить сообщение о народных промыслах: жостовская роспись.
Уч.с.78 -83
| 6.12.
|
|
14.
| 5.
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить с историей возникновения промысла.
Продолжить формирование навыков росписи, владения приемами и способами создания композиции, ритма завершенного художественного образа.
| жостово
| - гуашь, кисти, черный картон; ножницы.
- образцы элементов узора росписи;
- таблица «Этапы выполнения росписи».
| история
| Уч. С.84-87
| 13.12.
|
|
15.
| 6.
| Щепа. Роспись, тиснение и резьба по бересте.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить с основным материалом в крестьянском быту- берестой, и изделиями из нее.
| Береста
Туес
Бурак
набируха
| - акварель, бумага, кисти,
- образцы элементов узора росписи;
- образцы изделий из бересты
Комп.презентация
| история
| Уч. С. 88-93
Подготовить
ся к викторине.
| 20.12.
|
|
16.
| 7.
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы в виде викторины).
| 4 – обобщение и систематизация знаний, способов деятельности
| Обобщить знания в области народных промыслов.
| Народные промыслы
дпи
| - компьютерная презентация.
| История
| Выполнить творческую работу на каникулах (по желанию)
| 27.01.
|
|
3 ч е в е р т ь ( 10 час.)
|
ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ.
|
17.
| 1.
| Зачем людям украшения.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением одежды.
| костюм
| - компьютерная презентация
| история
| Принести иллюстративный материал по декоративному искусству Древнего Египта.
Уч. С. 96-97
| 10.01.
|
|
18.
| 2.
| Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древнего Египта.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства, особенностями искусства Древнего Египта, сформировать умение различать декоративное искусство разных времен по стилистическим особенностям.
| Мифология
Ювелирное искусство
костюм
| - карандаш, бумага, краски, кисти.
- образцы выполнения работы
| история
| Подобрать иллюстративный материал по теме «Искусство Древней Греции»
Уч. С.98-107
| 17.01.
|
|
19.
|
3.
| Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить учащихся с декоративным искусством Древней Греции, сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.
| Мифология
Одежда
глиптика
| - карандаш, акварель, фломастеры;
- образцы рисунков;
- компьютерная презентация «Искусство Древней Греции».
| История
музыка
литература
| Принести иллюстративный материал по теме: «Мифы Древней Греции».
| 24.01.
|
|
20.
| 4.
| Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой вазописи по керамике, сформировать понимание места и роли античного искусства в мировой художественной культуре.
| Вазопись.
| - графические материалы, цветная бумага, ножницы, клей, черная гуашь.
| история
| Подготовить сообщение о истории костюма.
| 31.01.
|
|
21.
| 5.
| Одежда говорит о человеке.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить учащихся с декоративным искусством в стиле барокко, сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, сформировать навыки создания проектов предметов среды, объединенных единой стилистикой.
| Одежда
| - графические материалы, акварель, гуашь, фломастеры.
- презентация «одежда Древнего Китая».
| История
Музыка
литература
| Принести
иллюстрации с изображением средневекового костюма.
Уч. С. 108-113
| 7.02.
|
|
22.
| 6.
.
| Одежда говорит о человеке.
Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества в искусстве Западной Европы 17 в.
| 2 – закрепление знаний и способов деятельности
| Познакомить учащихся с особенностями одежды западной Европы 17 в. различных слоев общества, сформировать умение придерживаться в работе единства формы и декора.
| костюм
интерьер
барокко
| - акварель, гуашь, цветная бумага, кусочки ткани;
- иллюстрации по теме: « Одежда придворных аристократов, служащих, горожан, крестьян Западной Европы 17 в».
| История
Музыка
литература
| Подобрать иллюстративный материал с изображением европейской средневековой одежды: Ш.Перро «Золушка», «Спящая красавица».
Уч. С.114 -123
| 14.02.
|
|
23.
| 7
| Одежда говорит о человеке. «Балл в интерьере дворца»
| 2-й урок – проверка и оценка знаний и способов деятельности.
| Выполнить коллективное панно.
| костюм
интерьер
барокко
| - акварель, гуашь, цветная бумага, кусочки ткани;
- иллюстрации сказок: «Золушка», «Спящая красавица».
| История
| Прочитать в энциклопедии о гербах.
Уч. С.114 -123
| 21.02.
|
|
24.
| 8.
| О чем рассказывают гербы и эмблемы.
| 1-й урок - 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем, сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.
| Герб
геральдика
| - компьютерная презентация;
Цветная бумага, клей, ножницы, краски, фломастеры.
| История
| Найти материал о символике цвета.
Уч.с. 124-127
| 28.02.
|
|
25.
| 9.
| О чем рассказывают гербы и эмблемы.
| 2-й урок –2 закрепление знаний и способов деятельности.
| Продолжить формировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.
| Герб
геральдика
| - компьютерная презентация;
Цветная бумага, клей, ножницы, краски, фломастеры.
| История
| Уч.с. 124-127
Подготовить
ся к викторине.
| 7.03.
|
|
26.
| 10.
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
| 4 – обобщение и систематизация знаний, способов деятельности
| Обобщить и проверить знания учащихся по теме «Декор – человек, общество, время».
| Декоративно-прикладное искусство.
| - компьютерная презентация;
- карточки с заданиями.
| История
МХК
| Посетить музей.
| 14.03.
|
|
4 ч е т в е р т ь ( 9 час.)
|
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
|
27
| 1
| Современное выставочное искусство. Витраж.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить учащихся с произведениями дпи из стекла и с искусством витража, сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе.
| витраж
| - графические материалы,
акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши
- репродукции готических витражей, современных витражей.
| технология
| Принести иллюстративный материал по оформлению интерьера зданий.
Уч.с.136-139;
164-167
| 21.03.
|
|
28.
| 2.
| Современное выставочное искусство. Изделия из металла.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить учащихся с техникой и приемами обработки металла, декоративными композициями из металла.
| Символы и элементы народного искусства
| пластилин, картон, стеки.
| технология
| Подготовить ткань для рисунка.
Уч. С. 140-143
| 4.04.
|
|
29.
| 3.
| Современное выставочное искусство. Гобелен.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить учащихся с техникой и приемами создания гобелена. Продолжить формирование умения создавать художественный образ в декоративной работе.
| гобелен
| - графические материалы, акварель, гуашь, восковые мелки, фломастеры.
| технология
| Уч. С. 144-147
| 11.04.
|
|
30.
| 4.
| Современное выставочное искусство. Батик.
| 1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
| Познакомить учащихся с техникой и приемами создания батика. Продолжить формирование умения создавать художественный образ в декоративной работе.
| батик
| - грунтованная ткань, акварель, гуашь, кисти, фломастеры
| технология
| Подумать и выбрать одну из изученных техник для будущей работы.
Уч. С. 148-153
| 18.04.
|
|
31
| 5
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
| 3 комплексное применение знаний и способов деятельности
| Обобщить знания по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство».
Создание эскиза творческой работы.
| ДПИ
| - графические материалы, цветные открытки, цветная бумага, ножницы, клей, картон.
| Технология
| Продумать эскиз будущей композиции.
Подготовить для своей работы необходимые материалы.
Уч.с.154 -173
| 25.04.
|
|
32.
| 6.
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
| 3 комплексное применение знаний и способов деятельности
| Создание эскиза творческой работы.
| ДПИ
| - графические материалы, цветные открытки, цветная бумага, ножницы, клей, картон.
| Технология
| Подготовить для своей работы необходимые материалы.
| 2.05.
|
|
33.
| 7.
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
| 3 комплексное применение знаний и способов деятельности
| Создание декоративной работы в материале, по выбору учащегося.
Учить применять полученные знания на практике.
| ДПИ
| разнообразные художественные материалы, в зависимости от выбора учащегося.
| Технология
| Продолжить работу над творческой композицией.
Уч.с.154 -173
| 16.05.
|
|
34.
| 8.
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
| 3 комплексное применение знаний и способов деятельности
| Создание декоративной работы в материале, по выбору учащегося. Учить применять полученные знания на практике.
| ДПИ
| разнообразные художественные материалы, в зависимости от выбора учащегося.
| Технология
| Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Современное выставочное декоративное искусство».
Уч.с.154 -173
| 23.05.
|
|
35.
|
9.
| Обобщающий урок по теме «Современное выставочное декоративное искусство». Викторина.
| 4 – обобщение и систематизация знаний, способов деятельности
| Обобщение и систематизация знаний учащихся.
| ДПИ
| - компьютерная презентация.
| История
Литература
Музыка
| Выполнить по желанию творческую работу
| 30.05.
|
|