Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Тема. Зачем нужны деревья? Что происходит в жизни деревьев весной?


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеТема. Зачем нужны деревья? Что происходит в жизни деревьев весной?
страница2/3
Куц Н.Н
Дата15.02.2016
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
1   2   3

ЭКСКУРСИЯ: «ВЕСНА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ»

Цель экскурсии. Развить понятие о взаимосвязи растительного организма с условиями окружающей среды. Показать изменения в мире растений с приходом весны. Познакомить учащихся с многообразием цветущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе. Научить «узнавать в лицо» наиболее распространенные виды. Показать на конкретных примерах влияние деятельности человека на природное сообщество.

Место проведения. Экологическая тропа.

Время проведения. Приблизительно через неделю после массового цветения мать-и-мачехи, когда начнут цвести ветреницы, перелески, а из деревьев — ивы, осины, тополя и т. д. Конец апреля и май являются в основном периодом распускания листьев почти всех деревьев и кустарников и цветения невзрачных цветков ветроопыляемых растений.

Подготовка к экскурсии. При составлении маршрута следует учесть наличие мест с различной растительностью. Руководитель разрабатывает определительные карточки раннецветущих растений для самостоятельной работы детей.
Проведение экскурсии.

Задание 1.

  1. Определите деревья и кустарники, находящиеся на вашем участке, пользуясь карточками и знаниями, полученными на осенних экскурсиях. Как и кем они опыляются? Нанесите их месторасположение на план-схему участка.

  2. Отметьте особенности строения этих растений в связи с местом обитания.

  3. Нарисуйте 1 растение.


Задание 2.

  1. Определите травянистые Цветущие растения на вашем участке. Определите по строению цветков способ их опыление.

  2. Отметьте особенности строения этих растений в связи с местом обитания.

  3. Нанесите их месторасположение на план-схему участка.


Задание 3.

  1. Сравните растения затененных и светлых участков. Отметьте, одинаков ли их видовой состав.

  2. Опишите каждое растение по плану: а) крона густая или редкая, б) высота и толщина ствола, в) сроки цветения этих растений.

  3. Сделайте вывод о воздействии условий среды на растение.

  4. Нанесите их месторасположение на план-схему участка.


Задание 4.

  1. Определите виды, растущие при недостатке влаги. Рассмотрите эти растения и выявите у них черты приспособленности (строение листьев, стеблей и корневой системы).

  2. Определите виды, растущие при избытке влаги. Рассмотрите эти растения и выявите у них черты приспособленности (строение листьев, стеблей и корневой системы).

  3. Сформулируйте развернутый вывод по результатам наблюдений.


После выполнения заданий дети рассказывают о своих наблюдениях. Группы меняются карточками заданий и выполняют их на других территориях, используя план-схемы предыдущей группы.

В результате получится план-схема участка, на котором отражается зависимость видового состава от условий произрастания.

Выводы. Растений приспосабливаются к меняющимся сезонным условиям, которые резко отличаются друг от друга. Весенняя растительность особенно радует глаз после однообразного зимнего пейзажа. Видовой состав.
Экскурсия в весенний лес «Пробуждение природы»

Образовательная область: Познание
Место проведения: Лесопарк
Задачи: Закрепить знания детей о состоянии лиственных и хвойных деревьях весной; воспитывать потребность в общении с природой, развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром.



Опыты в детском саду

Опыт (наблюдение) №1

«Рост растения в разных условиях»

Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.

Оборудование: два одинаковых растения (фитония, гелевый наполнитель, земля, две стеклянных ёмкости.

Содержание опыта: одно растение посажено в почву (образец №1, а другое в гелиевый наполнитель, обогащенный необходимыми веществами для роста растений (образец №2) .

Дата заложения опыта: 6.02.2012.

Через 7 дней у растения (образец №1) листья твёрдые, а у растения (образец №2, листья повяли, а через 10 дней (образец №2 погиб)

Вывод: растение растёт лучше в земле, чем в гелиевом наполнителе, так как в земле больше питательных веществ, а в гелиевом наполнителе они закончились через неделю.
Опыт (наблюдение) №2

«С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ»

ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития

растений (вода, свет, тепло)

МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин, вода

ХОД: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода) ; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.

На начало опыта (наблюдения)

Через 5 дней, у цветка который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.

Вывод: растение без воды жить не может.
Опыт (наблюдение) №3

«НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ»

ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.

ХОД: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.

Через семь дней, листья у растения побелели.

Вывод: растение без света жить не может.
Опыт (наблюдение) №4

«МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ? »

ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.

ХОД: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Через семь дней листок пожелтел.

Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Опыт (наблюдение) №5

«Что потом? ».

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями.

Процесс. Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В месяца выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итог: Семена – росток – взрослое растение – цветок.
ОПЫТ «РАСПУСКАНИЕ ВЕТОК».

N

Где быстрее распустятся листочки

Ветки рябины

Ветки ивы

1.

В светлом месте

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

1.

В темном месте

Появились листочки светло-зеленого цвета за 10 дней

Появились листочки светло-зеленого цвета за 12 дней

2.

В теплом месте

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

2.

В холодном месте

Не появились листочки

Не появились листочки

3.

В воде

Появились зеленые листочки за 5 дней

Появились зеленые листочки за 7 дней

3.

Без воды

Не появились листочки

Не появились листочки

Дети ежедневно наблюдают за ветками и отмечают в календаре наблюдений изменения.
ВЫВОДЫ:
 Чтобы на ветках появились листочки, нужна вода, свет, тепло. Но листочки маленькие и всё равно засыхают. Дерево должно расти в земле. У деревьев длинные корни.

Подборка дидактических и подвижных игр по экологии к проекту

«Зачем нужны деревья? Что происходит в жизни деревьев весной?»
«Дерево и дождевой червяк»

Задача. Дать детям представление о круговороте веществ в природе, о том, как образуется почва и какую роль в этом играют дождевые черви.

Сделайте из плотной бумаги листья деревьев (например, из молочных пакетов или упаковок из - под сока) для каждого участника игры. Можно использовать и засушенные осенние листья, но они довольно хрупки. Приготовьте столько же стаканчиков (для этих целей тоже используйте упаковочный материал) и наполните их наполовину землей. Кроме того, вам понадобятся шапочки или бумажные короны: две с изображением дождевого червя и две с изображением дерева. Если дети умеют читать, можно сделать соответствующие надписи.

Разделите участников на две команды. В каждой команде должен быть свой «червяк» и свое «дерево». Начертите на полу два круга, находящиеся на расстоянии друг от друга, но на одной линии. (Можно просто положить спортивные обручи.) Это «норки» дождевых червей. Ребенок, исполняющий роль дождевого червя, становится в середину своего круга. Здесь же, в кругу, на полу находятся и стаканчики с землей. В противоположном конце помещения подобным образом создаются два круга для детей из разных команд, которые будут исполнять роль «деревьев». Дети - «деревья» также становятся в середину своих кругов. Они держат в руках листья. Таким образом, «червяк» каждой команды находится напротив своего «дерева». На голове у каждого из них — соответствующие шапочки. Остальные участники игры становятся друг за другом: каждая команда размещается за своим деревом. По команде ведущего «Осень!» ребята, изображающие деревья, бросают один лист на пол. Стоящий ближе всех к «дереву» участник должен как можно быстрее поднять этот лист и отнести его своему «червяку». Получив листок, «червяк» поднимает с пола стаканчик с землей и отдает его участнику игры, который, в свою очередь, быстро (не рассыпав при этом землю) возвращается к своему «дереву», вручает ему стаканчик с землей и становится позади других членов команды. «Дерево», получив землю, ставит стаканчик на пол и роняет следующий лист. Его подхватывает второй член команды и т.д. Команды повторяют действия до тех пор, пока последний участник не принесет своему «дереву» стаканчик с почвой. Как только «дерево» получает последний стаканчик с землей, оно «вырастает»: изображающий его ребенок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки - ветки вверх. Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым.
«Если бы я был деревом…»

Подвижная образная игра

Задачи: закреплять представления о деревьях разных видов, развивать воображение, координацию движений, учить передавать информацию с помощью движений тела.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями, растущими на территории детского сада; изучение их особенностей.

Примечание: Игры такого типа могут быть проведены в качестве физкультминуток, на прогулке, во время экскурсии.

Ход игры

Дошкольники уже знают особенности разных деревьев. (Есть высокие, низкие, тонкие, толстые деревья. У одних из них раскидистая крона, у других — опущенные или приподнятые ветви.) Предложите детям превратиться в разные деревья и отразить их особенности. Скажите ребятам, что у каждого из них есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: наши ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки и т.д. Пусть дошкольники вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы; идет дождь (или светит солнце); пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися ранее наблюдениями.

Второй вариант: дошкольники одной группы изображают конкретное дерево, а остальные отгадывают его название.

Третий вариант: представим, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б.Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задание: показать, как могло бы ходить дерево: тяжелым шагом или легкой поступью, и т.п. Пусть дети объяснят свои движения (как правило, в своих объяснениях они ссылаются на особенности внешнего вида растения).
«Дерево — это...»

Речевая игра

Задача: развивать мышление дошкольников, актуализировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Ход игры

Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет дерево в жизни разных животных, людей и т.п.

Приведем примеры.

«Для птицы дерево — это…».

Варианты ответов ребят: столовая, место для постройки гнезда, место, где она может спрятаться, и т.п.

«Для жука наш дуб — это…».

Варианты ответов: его жилище, место, где он откладывает яйца, из которых появляются личинки, где жук может найти добычу и т.п.

«Для художника дерево — это…».

Варианты ответов: объект для картины, источник вдохновения... «Для усталого путника раскидистое дерево — это…».

Варианты ответов: место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть.

«Для мебельщика дерево — это…».

Варианты ответов: древесина, из которой можно сделать много разных предметов.

«Для зайца дерево — это…».

Варианты ответов: пища зимой. Заяц обгрызает кору с деревьев. «Для горожанина дерево — это…».

Варианты ответов: чистый воздух, прохлада в зной, «зонтик» от дождя, место для отдыха и т.п.

Слово «дерево» можно заменять конкретными названиями различных пород, в частности, тех, за которыми дети наблюдали.

Игра «Я – дерево-мама»

Цель: закрепить знания о распространении семян ветром.

Взрослый:

Я-дерево-мама, а вы – мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Дети:

На дереве-маме мы долго висели,

Но ветер примчался , и мы полетели.

Умчаться от мамы подальше хотим,

Нас ветер подхватит, и мы улетим!

Нам крылышки наши летать помогают,

Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.

На землю родную мы все упадем.

Земля нас накормит, земля-это дом.

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастем мы зеленым ростком

И маме помашем зеленым листком.

Нам дерево-мама помашет в ответ.

Как стать нам большими, не дашь ли совет?

И дерево-мама, качаясь, шумит,

Советы давая, листвой шелестит.
«Обними дерево»

Основные цели: развитие способности сопереживать живому существу, развитие идентификации, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Процедура. Участники окружают дерево, держась за руки. Сжимают круг, прижимаются к дереву, крепко его обнимают, изо всех сил стараются поднять дерево.

У кого больше сил, у нас или у дерева? - Откуда оно берёт эти силы? - Теперь можно нежно обнять дерево и потереться о него щекой.

У дерева есть мягкие участки? Закрыть глаза и погладить кору. Понюхать дерево. - Можно ли различать деревья на ощупь с закрытыми глазами?

Участникам предлагается изобразить разные деревья с помощью своего тела, показать, как они растут из маленького семени.

Дереву нужно дать описательное имя, как это было принято у индейцев. Прижавшись к дереву ухом, можно послушать его сокровенную тайну, а затем рассказать свою.

В кругу можно обменяться сообщениями о том, что кому рассказало дерево.

Что можем сделать мы для этого дерева? Уходя - поблагодарить дерево и попрощаться с ним.

«Что будет, если...»

Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится с их деревом, если... (исчезнут птицы, дождевые черви, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.).

Игра "Экологические письма"

Основные цели: развитие способности понимать живые существа, воображения, логического мышления, стимулирование идентификации.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: бумага, ручки.

Процедура. Участники делятся на пары. Вначале каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер.

Затем каждый участник "пишет" письмо (с помощью рисунков) тому животному или растению, на которое он похож, по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру, и он становится на данное время этим животным или растением. "Прочитав" письмо, партнер "пишет" от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обращаясь к нему уже как к человеку.

Примечание. Выбор животного или растения для своего партнера сам о себе может выступать как игровая техника.
Упражнение «Я видел на дереве…»

Цель: развивает память и помогает вспомнить особенности жизни дерева.

1 ребенок: Я видел на дереве лист

2ребенок: Я видел на дереве лист и птицу

3 ребенок: Я видел на дереве лист , птицу и ягоды т.д.

«Как семечко выросло»

Цель: помогает закрепить представления о прорастании семени.

Педагог рассказывает о жизни семечка в течение года, а дети с помощью разных действий иллюстрируют рассказ.

«Наше дерево умеет»

Цель: развивать речь и наблюдательность.

Педагог задает детям вопросы:

Что умеет наше дерево (подбираются глаголы)

Какое наше дерево(подбираются прилагательные)
1   2   3