Главная страница

Тема Цели урока



Скачать 167.97 Kb.
НазваниеТема Цели урока
Дата03.05.2016
Размер167.97 Kb.
ТипДокументы

п./п.

Дата

Тема

Цели урока

Основной материал

д/з

ЗУН

Оборудование

Межпредметные связи

контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Основы учения об эволюции – 13 часов

1.




Историческое развитие эволюционного учения .

Дать понятие об эволюционном учении, о вкладе различных ученых в развитие его.

Эволюционные теории Ж.Б. Ламарка, К. Линнея,

§52

Знать историю развития эволюционного учения.

Учебник, портреты, презентация

История, археология.




2.




Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина..

Дать понятие о развитие эволюционного учения Ч. Дарвина, его основных положениях

Положения эволюционного учения, естественный и искусственный отбор, борьба за существования

§52.

Знать основные положения эволюционного учения, естественный и искусственный отбор, борьба за существования

Учебник, портрет Дарвина

История

с/р

3.




Вид. Критерии вида.

Дать понятие о виде как основной единице эволюции, его основных критериях

Вид, критерии вида

§53

Знать понятие вида и его критериев

Учебник, электронный учебник

География




4.




Морфологические особенности растений различных видов.

Углубить знания е о морфологическом критерии вида, закрепить умения составлять описательную характеристику растений

Морфологический критерий.

§53

Называть основные морфологические особенности растений. Обосновывать их принадлежность к тому или иному виду

Гербарий, живые объекты

Экология

Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

5.




Популяции. Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяции

Дать понятие о популяции как единице эволюции, показать влияние движущих сил эволюции на генофонд популяции, познакомить с ненаправленными и направленными изменениями генофонда. С механизмами формирования приспособленности организмов.

Популяция, генофонд популяции

§54 - 56

Называть основные понятия темы: популяция, генофонд популяции, генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленное изменение генофонда.

Таблица, презентация

Генетика

Биологический диктант

6.




Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор и его формы

Сформировать понятие о борьбе за существование как дном из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина, познакомить с формами борьбы за существование

Борьба за существование, формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая. С неблагоприятными условиями, Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм

§57, 58

Называть основные формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая. С неблагоприятными условиями, естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм

Таблицы, презентация

География

Тест

7.




Приспособление организмов к среде обитания. Изолирующие механизмы

Сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания

Черты приспособленности к среде обитания и ее относительный характер, репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические

§58, 59

Уметь выявлять черты приспособленности к среде обитания и ее относительный характер, репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические

Таблицы, гербарий, рисунки.

Ботаника, зоология

Л/р №2 «Выявление у организмов приспособлений к среде обитания»

8.




Видообразование.

Дать понятие о сущности биологического процесса – видообразования, умение объяснять причины изменяемости видов

Микроэволюция, аллопатрическое, или географическое, видообразование, симпатрическое (экологическое и внезапное) видообразование

§60

Знать сущность биологического процесса – видообразования, умение объяснять причины изменяемости видов

Таблицы, схемы, презентация

География, экология.

Тест

9




Макроэволюция, ее доказательства

Познакомить с макроэволюцией и ее доказательствами – палеонтологическими., эмбриологическими и другими

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды

§61, 62

Знать и объяснять основные понятия: макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды

Таблица «Сходство начальных стадий эмбрионального развития», ископаемые остатки

Палеонтология

с/р

10.




Главные направления эволюции органического мира

Сформировать понятие о главных направлениях эволюции, показать соотношение путей эволюции. Познакомить с типами эволюционных изменений

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс

§63

Знать и применять на практике понятия: параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс

Таблица «Основные направления эволюции»

История, география




11.




Обобщающий урок по теме : «Основы учения об эволюции».

Обобщить основные понятия и термины темы
















к/р

Раздел 2. Антропогенез - 4 часов.

12.




История развития учения об эволюции человека.

Дать понятие о различных гипотезах происхождения человека.

Вклад ученых на развитие представлений о происхождении человека

§69, сообщения

Знать о вкладе ученых на развитие представлений о происхождении человека

Таблицы, схемы, презентация

Антропология

Работа с таблицей

13.




Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза

Научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих

Антропология. Человек разумный. Парапитеки. Дриопитеки, австралопитеки, архантропы, палеоантропы, неоантропы. Питекантропы. Неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий.

§69, 70

Знать основные доказательства родства человека и животных

Таблицы, модели скелета, презентация

Антропология




14.




Движущие силы антропогенеза

Сформировать понятие о движущих силах эволюции антропогенеза

Социальные факторы антропогенеза. Трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

§71

Уметь объяснять причины антропогенеза. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека, развивать умение находить информацию о биологических объектах

Таблицы

История, палеонтология

Л/р №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

15.




Расы и их происхождение. Прародина человека

Сформировать представление о расах и их происхождении, показать значение и формирование приспособленностей у представителей разных рас.

Человеческие расы, европеоидная, монголоидная. , австрало-негроидная, расогенез. расизм, прародина, гипотезы о прародине человека

§73, 72

Уметь объяснять и анализировать данные о расах и их происхождении, о значение и формирование приспособленностей у представителей разных рас.

Таблицы, дополнительный материал, презентация

Антропология, история




Раздел 3. Основы селекции и биотехнологии – 3 часа.

16.




Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов

Дать понятие о истории развития науки селекция, её основных методах

Селекция, гибридологический метод, искусственный отбор

§64

Знать и применять на практике основные понятия темы

Таблицы. Схемы. Дополнительный материал

История




17.




Методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Дать понятие о роли работ Н.И. Вавилова, о центрах происхождения культурных растений.

Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов. Гибридизация. Межлинейное скрещивание. Полиплоидия. Радиационный мутагенез, клеточная инженерия. Полиэмбриония, генетическое клонирование

§65, 66

Иметь представление о вкладе Вавилова в развитие науки селекция, уметь распознавать центры происхождения культурных растений

Муляжи. Гербарии. Портрет Вавилова, презентация

История




18.




Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Дать понятие о современном состоянии и перспективах биотехнологии

Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологически чистые виды топлива

§68. сообщения

Иметь понятие о современном состоянии биотехнологии о ее значении в производстве и хоз. деятельности человека

Интернет ресурсы

Микробиология

Лабораторная работа. №4 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

Раздел 4 . Основы экологии – 11 часов.

19.




Понятие о биосфере

Дать понятие об истории развития учения о биосфере, ее строении

Биосфера, границы биосферы

§75, 74 конспект

Знать о средах обитания, историю развития учения о биосфере

Интернет ресурсы

История




20.




Среда обитания организмов и ее факторы

Дать понятие о средах обитания, факторах среды обитания

Среда обитания, экологические факторы, толерантность, лимитирующие факторы. Закон минимума, биоритмы

§75

Уметь определять факторы среды и их влияние на организмы

Таблицы, рисунки







21.




Местообитание и экологические ниши.

Дать понятие экологические ниши, показать значение экологических ниш в жизни сообщества

Местообитание, экологическая ниша

§76

Знать и определять экологические ниши в сообществах

Таблицы, рисунки




П/р №1 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем»

22.




Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия

Сформировать понятие о типах межвидовых отношений

Экологическое взаимодействие, нейтрализм. Аменсализм, комменсализм, протокооперация. Мутуализм. Симбиоз, хищничество. Паразитизм. конкуренция. Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция, принцип Гаузе

§77, 78 сообщения

Знать и уметь определять различные типы взаимодействий

Таблицы, рисунки, доклады

Ботаника, зоология

Работа с таблицей. Биологический диктант

23.




Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяций

Сформировать понятие об основных экологических характеристиках популяции, о динамики в популяции, колебаниях численности. Факторах влияющих на популяционные динамики

Демографические характеристики, возрастная структура, плотность популяции, рождаемость, смертность

§79, 80

Знать и уметь определять экологические характеристики популяции и их анализировать

Таблицы. рисунки. презентация

Ботаника, зоология

Карточки

24.




Экологические сообщества. Искусственные биоценозы

Сформировать понятие об экосистеме, познакомить с разными видами экосистем.

Биотические сообщества, экосистема, биосфера

§81

Знать и уметь определять различные экосистемы, их строение и свойства

Таблицы. рисунки

Ботаника, зоология




25.




Сравнительная характеристика экосистем и агросистем

Учить определять отличительные признаки различных экосистем

Агросистемы, биогеоценозы

§85

Знать и уметь анализировать различия разных экосистем

Таблицы. рисунки

Ботаника, зоология

Л/р 5 «Сравнительная характеристика экосистем и агросистем»

26.




Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществе

Сформировать понятие о видовой и пространственной структуре сообщества

Структура сообщества, видовая структура, морфологическая и трофическая структура, пищевая сеть

§82, 83 задание под

Знать и уметь определять различные структуры сообщества

Таблицы. рисунки

Ботаника, зоология

с/р

27.




Пищевые цепи

Формировать понятие о пищевых цепях, познакомить с разными видами пищевых цепей

Дендрит, пастбищная пищевая цепь, дендритная пищевая цепь, круговорот веществ, биогенные элементы

§84

Знать и уметь определять различные типы пищевых связей

Таблицы, рисунки. схемы

Экология, ботаника. зоология

Л/р № 6 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах»

28.




Экологическая сукцессия

Сформировать понятие о экологической сукцессии, познакомить с их видами

Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия

§87

Знать и уметь анализировать различные сукцессии, объяснять причины смены экосистем

Схемы, рисунки, биологические мтодели

Алгебра

Л/р №7 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»

29.




Экологические пирамиды

Сформировать понятие о переносе энергии в сообществе, экологической пирамиде

Экологическая пирамида, пирамида биомасс, пирамида численности

§86

Знать и уметь анализировать различные пирамиды

Схемы, рисунки

Алгебра

Тест

30.




Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Сформировать умения анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде




Сообщения

Уметь объяснять, анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде

Презентации




П/р №2 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»


31.




Обобщающий урок по теме «Основы экологии»

Обобщить знания детей по данной теме
















к/р

Раздел 5 . Эволюция биосферы и человек – 3 часа.

32.




Гипотезы происхождения жизни

Дать понятие о различных гипотезах происхождения жизни на Земле

Креационизм, самопроизвольного зарождения, панспермии,

§89

Знать различные гипотезы

Презентации

История

Л/р №8 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»

33.




Эволюция биосферы

Дать понятие о биосфере и ее эволюции

Биосфера

§91, 92

Знать и анализировать различные гипотезы развития биосферы

Портрет. таблицы, презентация

Геология, экология




34.




Антропогенное воздействие на биосферу

Дать понятие о антропогенном влиянии на биосферу




§93

Уметь анализировать влияние антропогенных факторов на биосферу

Таблица

Экология

Л/р №9 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере»

35.




Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек»

Повторить и обобщить знания о биосфере и ее эволюции
















к/р