Главная страница

«Технологии, приёмы, методы, используемые на уроках физики для развития ууд обучающихся.»



Скачать 376.9 Kb.
Название«Технологии, приёмы, методы, используемые на уроках физики для развития ууд обучающихся.»
Дата24.04.2016
Размер376.9 Kb.
ТипДокументы

Московская область, Рузский муниципальный район,
МБОУ «Тучковская СОШ №1»

Августовская педагогическая конференция

РМО учителей физики-информатики

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на тему:

«Технологии, приёмы, методы,

используемые на уроках физики

для развития УУД обучающихся.»

Выполнила: руководитель РМО,

учитель физики –информатики

Камышанова В.Л.,

высшая кв.категория


тупле
Руза – 2015 г.

Вопрос чему учить и как учить – вечный. Наверное, однозначно раз и навсегда на него ответить невозможно. Невозможно потому, что меняется время, меняется ученик и учитель, меняются ценности и приоритеты, словом, меняется всё.

Последние десятилетия для методики стали особенными: изменились потребности нашего общества, переосмыслены и по-новому определены цели обучения, появились новые учебники, наконец, изменился и сам ученик. Всё это заставляет переосмыслить уже накопленный опыт, найти новые приёмы, методы, технологии обучения.
Как же научить ученика учиться? Что нужно сделать, чтобы он не добросовестно воспроизводил то, что было пройдено, а мог свои знания применить в жизни? 
У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться:«Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните, сделайте – и вы поймёте».

Значит, на уроке для ученика мы должны создать условия, при которых он действует и учится учиться: добывать знания, перерабатывать их, извлекать из них то, что нужно в конкретной ситуации, осознавать самого себя и свою работу, корректировать свои действия и, наконец, давать самооценку.
Именно системно-деятельностный подход позволяет развить эти умения, так как он является основой стандартов нового поколения.


Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. 
На современном уроке из «транслятора» информации учитель превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно, и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную на уроке информацию, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации.

Характерными признаками современного урока становятся следующие:

- учитель продумывает цели урока как результат ученика;
- учитель организует работу по мотивации учащихся;
- ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу;
- ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей;
- ученик сам оценивает результат и корректирует действия

Включить детей в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие как: проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра.
В процессе усвоения знаний самым существенным звеном становится учебная мотивация. 
Создать у учащегося положительную мотивацию к деятельности на уроке можно за счет:

- позитивного эмоционального фона;
- актуализации опорных знаний;
- постановки проблемы;
- искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть;
- вовлечения учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки: Удивление – интерес – мотив – цель - собственная учебная задача.

Желая помочь ученику, прежде всего, стремлюсь к тому, чтобы возбудить любопытство, пробудить в нем известное желание решить задачу. Некоторое время уделяю пусковому периоду, когда ученик настраивает себя, готовясь к работе. В моем опыте имеются методические приемы, обеспечивающие подготовку учащихся к активному усвоению знаний.

Эти приемы мною объединены в три группы:

1. Первая группа связана с созданием эмоционального фона для восприятия нового материала. Эмоции влияют на процессы, протекающие в коре головного мозга, и поэтому они всегда связаны с деятельностью человека. (необычное начало урока – введение эмоциональных моментов на начальном этапе познавательной деятельности: интересный факт из истории науки, демонстрируется явление, объяснение которого не укладывается в рамки имеющихся у учащихся представлений).
Физика 8 класс «Законы испарения». Начало изучения организовано следующим образом: учащимся предложила протянуть правую руку ладонью вверх. Затем капнула на ладонь каждого ученика небольшое количество эфира. В первый момент наступила тишина: что будет? После того, каждый ученик обнаружил, что капля моментально испарилась, а на её месте появилось ощущение холода, раздались возгласы удивления по поводу быстрого испарения эфира и, главное, возникшего в связи с этим ощущения холода. Так, в сознании учащихся зарождается вопрос: почему?

2. Ко второй группе относятся те, которые связаны с раскрытием практической и теоретической значимости изучаемого вопроса уже в процессе постановки темы урока (постановка задач теоретического и практического характера, для решения которых у учащихся недостает знаний, показ практического значения изучаемого вопроса).
10 класс. «Электрическое поле. Электростатическая защита» Начинаю урок со звонка по мобильному телефону ученику данного класса. Телефон ученика издаёт сигнал, ученик отвечает на звонок. По телефону предлагаю ученику выйти из-за парты к демонстрационному столу и помочь провести опыт. На демонстрационном столе стоит кастрюля с крышкой, в который ученик кладёт свой телефон. Я вновь звоню ученику, но сигнала не слышно, «абонент временно не доступен». В чём же дело? Выслушиваю гипотезы учащихся, и далее предлагаю проверить свои гипотезы, изучив текст учебника. Чья гипотеза подтвердилась?

3.Третья группа приемов связана с организацией предварительных практических действий учащихся(припоминание правил в процессе выполнения практических действий, различного рода измерений и сопоставление результатов этих измерений с целью показа недостаточности знаний). Результаты этих действий должны вызывать у учащихся потребность нового познания. (пронаблюдать измерение температуры испаряющегося тела, наблюдать таяние снега и определить температуру плавления), это стартовый момент, готовящий учащихся к активной деятельности.
Способность к деятельности может появиться у школьника тогда, когда он научится учиться, а не добросовестно воспроизводить то, что было пройдено на уроке. 

Формирование у школьников универсальных учебных действий – большая и сложная проблема. Любой вид деятельности ребенка на уроке и вне урока направляю и на развитие рефлексивных умений. Рефлексивное обучение осуществляю при помощи рефлексивного вопроса и рефлексивной познавательной задачи.

Рефлексивный вопрос – это вопрос, заданный с целью осмысления:

- содержания и последовательности умственных действий, операций
- использованных методов и приемов деятельности
- возникших трудностей и причин
- новых знаний умений и навыков.

На этапе ориентировки в деятельности рефлексивный вопрос задаю с целью осознания цели, задач и мотивов деятельности:

- Что я хочу узнать? Зачем мне нужны эти знания?
- Что я должен научиться делать? Зачем я хочу научиться это делать?
- Что я должен изучить? С какой целью?

На этапе контроля проделанной работы рефлексивные вопросы помогают ученику осознать, достигнуты ли поставленные цели, задачи, предполагаемые результаты деятельности, если нет - то в чем причины неудач.

- Что нового узнал? Для чего нужны мне эти знания? Как связаны эти знания с имеющимися или полученными ранее?
- Что научился делать? Для чего мне понадобится это умение?
- Достиг ли поставленной цели, задач? Почему не достиг? Что нужно сделать, чтобы достичь цели?
- Какие трудности при решении задач возникли? Почему они возникли?
- Что нужно сделать, чтобы их преодолеть?
- Что нужно сделать, чтобы подобные трудности не возникали?

Рефлексивная задача помогает мне обратить внимание ученика на то, как он мыслит, и проверить уровень осмысления материала. В процессе решения рефлексивных задач у школьников формируется критическое мышление, навыки самоанализа, самокоррекция, познавательные умения.
Вот некоторые из них направленные на осмысление полученных знаний, их содержания:

1. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:
А. меняй силу и площадь поверхности тела;
Б. смазывай поверхность разными смазками;
В. меняй цвет тела.
2. Для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста или брёвен, чтобы …
А. Увеличить давление на почву.
Б. Не испачкаться.
В. Уменьшить давление на почву.
3. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?
А. надеть туфли на каблуках;
Б. надеть лыжи
4. Стены зданий устанавливают на широком фундаменте …
А. Чтобы увеличить давление на грунт.
Б. Чтобы уменьшить давление на грунт.
В. Для красоты.

Практика моей работы убедила в том, что в основе любого урока физики должен лежать эксперимент, позволяющий развивать учебно-логические умения школьников. В ходе эксперимента учащиеся учатся: наблюдать, измерять, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Эксперимент проведенный в ходе урока становиться началом исследовательской деятельности, в ходе которой учащиеся самостоятельно приобретают знания, используют их для решения новых практических и познавательных задач, учатся ориентироваться в информационном пространстве, и продуктом их деятельности становятся исследовательские проекты.
Мои ученики являются победителями и призерами олимпиад, конкурсов. Повысилась эффективность урока. Делюсь своим опытом с коллегами. 
Не смотря на то, что вопросы чему и как учить – вечны, я поняла, что системно – деятельностей подход в обучении является оптимальным, результаты оправдывают, а образовательный процесс отвечает требованиям нашего стремительно развивающегося общества. 
 

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.
Г. Адамс
 





К основным функциям универсальных учебных действий относятся:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока (вида) универсальных учебных действий:

—личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;

—регулятивные — целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;

—познавательные – исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;

—коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

Методические особенности реализации

универсальных учебных действий на уроках физики

1.1. Формирование познавательных УУД на уроках физики в основной общеобразовательной школе


Важнейшей задачей современной системы образования (согласно ФГОС основного общего образования второго поколения) является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Методологической и теоретической основой универсальных учебных действий является системно-деятельностный подход. Что дают универсальные учебные действия?

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения в ситуации выбора, ставить учебные цели в различных видах деятельности (при проведении эксперимента, исследования и т.п.), искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность, в том числе и при роботе в группе и ее результаты;

– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

– обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование

Основные цели развивающего обучения:

1. Развитие у учащихся на материале физики мыслительных действий теоретического типа: моделирования физических процессов; способности выдвигать в ходе преобразования моделей гипотезы и находить способы их проверки через эксперимент; умение вычленять в ходе эксперимента данные и по ним соотносить модель с реальностью, обнаруживать проблемы, видеть ограниченность своего знания, ставить вопросы, развивать познавательные интересы.

2. Превращение учащегося в индивидуального субъекта учебной деятельности через разные формы сотрудничества со взрослыми, осуществление различных видов деятельности, разновозрастное сотрудничество с другими школьниками: самостоятельное выполнение функций контроля и оценки результатов учебной деятельности, развитие способности определять содержание очередной учебной задачи и находить способы ее решения, а затем и самостоятельно находить, ставить и решать учебные задачи; развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации.

Содержание учебных действий, которые мы можем формировать при обучении физике следующее:

– действие постановки или принятия учебной задачи. К постановке учебной задачи учащиеся приходят при решении практической задачи, требующей поиска нового способа действий. Задача должна казаться на первый взгляд решаемой и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. У них должен быть шанс самостоятельно обнаружить новый способ решения. Задача должна давать возможность "схватить" главное отношение, которое ляжет в основание нового способа и нового понятия;

– действие преобразования условий задачи и моделирования;

– решение учебной задачи учащиеся начинают с выделения основных свойств рассматриваемого объекта, замещения его знаковой моделью;

– выполнение эксперимента;

– выход на новую учебную задачу сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно.

Дидактический аспект концепции изучения физики: учебный материал подается в форме экспериментальных и теоретических исследований Результатом этих исследований являются:

– исходные факты;

– эмпирические законы;

– модельные гипотезы;

– теоретические выводы;

– экспериментальная проверка теоретического предвидения.

В эксперименте учащиеся помещают предмет познания реально или мысленно в такие условия, в которых его сущность может раскрыться наиболее ярко, после чего этот предмет становится объектом реальных или мысленных трансформаций. Эксперимент включает этапы планирования, подготовки, проведения, вычленения данных, их анализа. Средством проведения физического эксперимента является прямое и косвенное измерение величин.

Выдвижение гипотез, экспериментирование являются важнейшими средствами развития у учащихся мышления и воображения.

Пример одного из таких уроков приведен в приложении.

Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:

– произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

– уметь устанавливать причинно-следственные связи;

– уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– владеть общим приемом решения учебных задач;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Главная задача учителя – максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.

1.2. Активные методы и формы обучения на уроках физики


Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач.

Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов.

Если на занятиях используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

В настоящее время в высшей школе широко используются в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения:

– проблемный;

– диалоговый;

– игровой;

– исследовательский;

– метод проектов;

– модульный;

– опорных сигналов;

– критических ситуаций;

– автоматизированного обучения и т. д.

Активные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений.

Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.

Для успешного использования активных методов обучения необходимо соблюдать следующие педагогические условия активизации учебной деятельности обучаемых:

– знание сущности психических явлений, подлежащих активизации;

– знание приемов и способов управления этими психическими явлениями, средств педагогического воздействия;

– овладение методикой активизации учебной деятельности, приобретение опыта работы в этой области;

– волевая готовность к преодолению трудностей и срывов, которые могут возникнуть в процессе внедрения в практику активных методов обучения;

– учет мнения, запросов обучаемых, их отношение к методике активного обучения;

– избегать постоянного использования одних и тех же методов и приемов.

Рассмотрим более конкретно метод проектов и исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики.

1.3 Метод проектов в физическом образовании


Одним из вариантов реализации познавательных универсальных учебных действий стал метод проектов, основоположник его Д. Дьюи обозначил: «Проблема в том, чтобы учебная деятельность и учение протекали естественно и создавали такие условия, вследствие которых учащиеся не смогут не научиться».

Он разработал метод проектов, при котором дети вместе с учителем проектируют один из вариантов решения какой – либо жизненно важной задачи, в ходе которого они приобретают универсальные знания умения и навыки исследовательской деятельности.

Проект – это самостоятельная творческая деятельность ученика по решению учебной проблемы, взятой из повседневной жизни. Формируются компетенции: коммуникативная, социальная, предметная (в области физики).

Как мы создаем проекты?

Начинаем с микропроектов.

Тема микропроектов – по заданиям учебника.

Работа ведется в группах по плану:

1. Выбор темы и задания с учетом интересов и возможностей учащихся.

2. Обсуждение планов действий. Консультации.

3. Обсуждение гипотез, выбор вариантов.

4. Постановка эксперимента, конструирование модели.

5. Обсуждение выводов.

6 .Оформление работы.

В 7 классе при изучении темы «Архимедова сила»можно предложить следующее проектное задание:

• изготовление артезианского водолаза.

При изучении раздела «Электричество» в 8-9 классах можно предложить учащимся несколько проектов:

• спроектировать устройство, вдвое уменьшающее мощность, потребляемую паяльником «в режиме ожидания», когда он лежит на подставке и поддерживается при рабочей температуре;

• разработать схему переключения трех (четырех) одинаковых ламп люстры (нагревательных элементов электроплиты), позволяющую максимально возможным числом способов ступенчато регулировать потребляемую мощность;

Защита таких проектов делает востребованной учебную информацию и способствует повышению качества физического образования.

Формы организации деятельности представлена на схеме 1.

Схема 1. Формы организации деятельности


Индивидуальная

исследовательская

деятельность

Коллективные

формы

деятельности


Творческие группы




Лекции,

экскурсии,

семинары,

экспедиции,

практикум и др.

Выпуск газет.

Проект и конструирование.

Летопись.

Организация конкурсов.

Лабораторная работа, проект, реферат, работы в архиве,

работа в библиотеке,

анкетирование,

наблюдения в природе и т.п.






1.4. Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе


Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Рассмотрим примеры конкретных уроков, целиком посвященных исследовательской деятельности учащихся, используемой на уроке в качестве источника новых знаний.

7 класс.Тема урока «Действие жидкости на погруженное тело».

Во время объяснения нового материала учащиеся ставятся в ситуацию исследователя. Учитель демонстрирует обычный опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы. Именно теперь учитель предлагает перейти к серьезному научному исследованию, т. е. выяснить, от чего зависит выталкивающая сила.

Всякое исследование начинается со сбора и обсуждения фактов. Такие факты постепенно накапливаются в ходе беседы, когда учащиеся вспоминают различные явления природы и случаи из повседневной практики. Это помогает им сформулировать проблему урока и выдвинуть гипотезу.

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела, от его веса (или массы), от плотности жидкости, от глубины погружения тела, от формы тела. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Для этого на каждом столе приготовлены: рычаг, укрепленный на штативе, 2 стакана с водой, тела одного объема, но разной массы (калориметрические тела), поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанные ниткой).

Учащиеся постепенно подвешивают тела к рычагу, добиваются его равновесия, а затем, погружая тела в воду, проверяют все выдвинутые гипотезы. При этом ученики, самостоятельно исследуя характер зависимости между физическими величинами, анализируют свои наблюдения, делают выводы, которые и приводят к окончательному построению теории (выводу формулы). За теоретическим толкованием формулы архимедовой силы может следовать экспериментальная проверка формулы с помощью опыта с ведерком Архимеда. В конце урока учащиеся снова анализируют факты, предлагаемые либо учителем, либо самими учениками, например: «На какое из тел действует большая выталкивающая сила?»,

Рис. 1

«Почему все водяные растения обладают мягкими, легко сгибающимися стеблями?» и т. д. Приводимые факты и их объяснения можно снова проверить на опыте.

Активность учащихся при проведении данного исследования способствует осознанию зависимости между конкретным и абстрактным содержанием темы, между практической и теоретической сторонами деятельности.

Аналогичны по методике проведения уроки в 8 классе при исследовании, от чего зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела

8 класс. Тема урока «Последовательное соединение проводников»

Структура данного урока, как и предыдущих, определяется звеньями цикла научного исследования, причем главную часть урока занимает экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез и их теоретическое толкование. Надо стремиться к тому, чтобы проводимое на уроке исследование стало действенным стимулом познавательного интереса для каждого учащегося. Для этого необходимо создать в процессе работы условия, способствующие раскрытию пути исследования. С этой целью учитель разбивает все исследование на три этапа, соответствующие обнаружению зависимости между основными характеристиками электрической цепи. Учащимся предлагается на каждом этапе исследования записывать результаты в таблицу:

Таблица 1.

Какова сила тока в различных участках цепи?

I =

I1=I2=

I = const

Как связано напряжение на участке АВ с напряжениями на последовательно включенных проводниках?

U=

U1=U2=

U=U1+U2

Как связано сопротивление участка АВ с сопротивлением различных проводников?

R==

R1==

R2==

R=R1+R2

Здесь слева – цель каждого этапа работы, в других колонках - обработка результатов эксперимента и оформление теоретических выводов.

Заполнение таблицы на доске (экране) проводит учитель после тщательного обсуждения с учащимися каждого результата на данном этапе работы.

Завершающим этапом урока-исследования является анализ приводимых учащимися примеров практического использования последовательного соединения проводников.

В целях более активного привлечения внимания к результатам этого урока и следующего («Параллельное соединение проводников») учащимся дается задание изучить электропроводку в комнате, квартире; определить число потребителей, способы их включения; номинальные токи и напряжения, на которые они рассчитаны. Это позволит каждому ученику внести вклад в анализ фактов и выдвижение гипотезы исследования на каждом этапе урока.

В 7 классе можно предложить следующие задания исследовательского характера:

  • измерение физических характеристик домашних животных (раздел «Движение. Взаимодействие. Масса»);

  • наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии (раздел «Строение вещества»);

  • исследование свойств воды, находящейся в трех агрегатных состояниях (раздел «Строение вещества»);

При изучении раздела «Электричество» в 8-9 классах можно предложить учащимся несколько исследовательских заданий:

• исследовать длину провода, необходимого для изготовления паяльника мощностью 40 Вт, работающего при напряжении 220 В, если известны материал провода и его сечение; имеется образец провода и измерительные инструменты (8 кл.);

• исследовать зависимость номинальной и истинной мощности лампы накаливания;

• изучить зависимость на качественном уровне температуры нити накала лампы, работающей в номинальном режиме, поизмеренным значениям напряжения и силытока.

План урока-исследования:

  1. Вступительное слово учителя о задачах урока. Объяснение значения исследовательской работы учащихся и порядка выполнения работы (5 мин).

  2. Самостоятельная работа учащихся (в течение урока работают парами - 30 мин).

3) Групповое обсуждение результатов работы (10 мин).

Для участия в исследовательской работе на уроке ученики получают задания по интересам. Обычно я выделяю для работы следующие группы:

«Теоретики» на должны показать теоретическую основу вопроса.

«Экспериментаторы» - показать опыты по проверке теории.

«Математики» - дать геометрическую интерпретацию закона.

«Историки» - рассказать об истории открытия закона и его авторах.

«Инженеры» - рассказать о применении законов.

Таким образом, исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание универсальных учебных действий, которые мы можем формировать при обучении физике следующее:

– действие постановки или принятия учебной задачи. К постановке учебной задачи учащиеся приходят при решении практической задачи, требующей поиска нового способа действий. Задача должна казаться на первый взгляд решаемой и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. У них должен быть шанс самостоятельно обнаружить новый способ решения. Задача должна давать возможность "схватить" главное отношение, которое ляжет в основание нового способа и нового понятия;

– действие преобразования условий задачи и моделирования;

– решение учебной задачи учащиеся начинают с выделения основных свойств рассматриваемого объекта, замещения его знаковой моделью;

– выполнение эксперимента;

– выход на новую учебную задачу сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно.

Дидактический аспект концепции изучения физики: учебный материал подается в форме экспериментальных и теоретических исследований Результатом этих исследований являются:

– исходные факты;

– эмпирические законы;

– модельные гипотезы;

– теоретические выводы;

– экспериментальная проверка теоретического предвидения.

В эксперименте учащиеся помещают предмет познания реально или мысленно в такие условия, в которых его сущность может раскрыться наиболее ярко, после чего этот предмет становится объектом реальных или мысленных трансформаций. Эксперимент включает этапы планирования, подготовки, проведения, вычленения данных, их анализа. Средством проведения физического эксперимента является прямое и косвенное измерение величин.

Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:

– произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

– уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

– уметь устанавливать причинно-следственные связи;

– уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– владеть общим приемом решения учебных задач;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Главная задача учителя – максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.

Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.А. «Как живете, дети?» М., стр 31, 1986

2. Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики :журн. Физика в школе/ Изд. Первое сентября,№14, с. 23-25, 2011

3.Наволокова Н. П., Куценко Т. Н., Кузнецова Л. Н «Предметная неделя физики в школе». Феникс ,2007

4. Смольянина Г.Н. Практико - значимый проект «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в условиях детского дома-интерната» ,учитель физики МБОУ МДДШМВ, М., 2011

5. Стандарты второго поколения «Примерные программы .Физика 7-9 классы. .- М.: Просвещение , с.6-8, 37, 2011

6. Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей: кн. Для учителя / Сост. Э.М. Брамерман; Под редакцией В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993

Использованные материалы и Интернет – ресурсы:

  1. Болготова В.С. «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики». http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html

  2. Макарова Т.Н. «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии». Учитель физики МОУ СОШ №11 с. Красногвардейское Ставропольского края

3. Самсонова Н.Ю «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики»

4. http://www.festival.1september.ru/

5. http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=8676&page=2

Приложение

Тема урока:Давление твердых тел.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели деятельности учителя:

  • познакомить учащихся с новой физической величиной «давление»;

  • обеспечить условия для получения учащимися знаний о давлении и о способах его нахождения;

  • обеспечить условия для закрепления понятия «давление» в устной и/или письменной речи;

  • формировать умения самостоятельно конструировать свои знания.

Планируемые результаты (оперативные цели в когнитивной области):

предметные:

  • уметь формулировать понятие давления;

  • знать/называть единицы измерения давления в различных системах единиц измерения;

  • наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о давлении;

  • уметь записывать формулу для вычисления давления;

  • уметь словесно интерпретировать формулу для вычисления давления твердых тел;

  • уметь рассчитывать давление по известным силе и площади, на которую оказывалось давление;

  • формирование целостной научной картины мира;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

личностные (оперативные цели в аффективной области на языке наблюдаемых действий):

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мел (или проектор, ПК и слайды), тексты задач.

Дидактические средства:демонстрация зависимости результата воздействия от площади поверхности, например, погружение в песок гвоздей на разную глубину при опоре на острия и шляпки.

Вид доски (экрана), которая формируется в процессе урока:

Задачи



Д/з: § ….

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Определение готовности класса к уроку и отсутствующих на уроке.

  1. Актуализация знаний

Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной/письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; систематизация и организация информации о давлении и силе.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.

Учитель акцентирует внимание на изученном ранее материале, описывающем действия тел друг на друга. Вспоминаем некоторые понятия.

Вопросы учащимся:

– Какие величины характеризуют действие одного тела на другое? (Действие тел друг на друга характеризует физическая величина «сила»)

– Назовите и покажите прибор для измерения силы. (Силу измеряют динамометром.)

– Каковы характеристики силы? (Сила имеет числовое значение (модуль) и направление, единица измерения силы — 1 Н)

На этом этапе урока учащиеся получают задачу – организовать, рассмотреть информацию о силе, давлении и силе давления. Фрагмент А (выделен красным цветом) [см. Вид доски (экрана)].

Далее учитель задает вопрос:

– Какие изменения происходят с телами при действии на них других тел? (В результате действия одного тела на другое либо изменяется скорость движения, либо изменяется форма тел (деформируются).)

  1. Сообщение темы и постановка цели урока

Регулятивные УУД: определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке с помощью учителя.

  1. Этап «создания» понятия о силе давления

Познавательные УУД: делают выводы, отличая факт от гипотезы, в результате совместной работы класса и учителя; предлагают разнообразные способов решения познавательных задач (анализ, синтез, обобщение в выводах); используют знаково-символьную информацию.

Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.

– Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Когда мы стоим, то давим на пол, садимся — давим на сиденье, откидываемся — давим на спинку стула, прикрепляем листок к доске — давим на кнопку и т.д.

– Для описания воздействия человека на тела, какой глагол используем? (Давит)

– Найдите еще синонимы. (Оказываем давление, воздействуем и др.)

(Учитель изображает ситуации, без указания сил)

– Что общего, с точки зрения физика, у тех воздействий, которые называют в жизни давлением одного тела на другое?

Предлагаю для приведенных случаев построить (изобразить на доске) силу воздействия, сравнить построенные силы (вид, модуль, направление) и выделить общее. У вас — 2 мин.

(Учащиеся изображают силы воздействия.)

Получим фрагмент Б (выделен синим цветом).

Вывод: Во всех случаях сила перпендикулярна поверхности тела, на которое производится воздействие.

Завершая оформление фрагмента Б на доске (экране), учитель организует обсуждение и запись определения силы давления.)

Далее учитель организует сбор информации для формирования фрагмента В на доске (экране).

– Перед вами столик с гирей массой 1 кг. Я поставлю столик с гирями на песок, а вы опишите, что произойдет, и объясните, почему. (Столик погрузился в песок, так как гиря вследствие притяжения к Земле действует на столик, а столик на песок, «поверхность» песка при этом деформируется (разрушается)).

Выделим информацию фрагмента В на доске (экране) с помощью учащихся. Для этого перейдем к следующему этапу урока.

V. Мотивационный этап

– Что изменится, если я поставлю гирю массой 2 кг. ( Столик погрузится в песок глубже, так как чем больше сила, тем больше деформация)

(Учитель переворачивает столик и ставит на него двухкилограммовую гирю.)

– Мы увеличили силу, но перевернули столик.

– Что наблюдаем? (Столик погрузился на меньшую глубину)

– Почему? Вы же только что сказали: чем больше сила, тем больше результат. В чем вы ошиблись или нет? (Результат (разрушение поверхности) зависит не только от модуля силы, но и от площади поверхности, на которую она действует)

В процессе обсуждения данного вопроса можно прибегнуть к приему фронтального текущего контроля, сформулировав вопрос и получив на него ответ, спросить учащихся класса: «Кто думает (считает) также? Поднимите руки»

–Приведите аналогичные примеры.

(Ученики приводят примеры: погружение в снег на лыжах и без лыж.)

Учитель выделяет фрагмент Г и с помощью учащихся формирует вывод.

Вывод: чтобы предвидеть результат воздействия в виде больших или меньших разрушений, нужно учитывать не только модуль силы, но и площадь той поверхности, на которую производится воздействие.

– Запишем этот факт. Нужно ввести величину, описывающую действие на данное тело другого тела с учетом площади поверхности соприкосновения тел.

VI. Этап «создания» нового знания

Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.

Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентируются на разнообразие способов решения познавательных задач.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.

–Запишите познавательную задачу 1. Как решаются задачи о введении физической величины? (Нужно разработать метод оценки свойства через другие величины, подобрать название и обозначить новую величину, установить ее единицу, составить определение)

(Учитель фиксирует на доске действия по решению познавательной задачи.)

– Поскольку результат зависит от модуля силы и площади поверхности, на которую производится воздействие, нужно искать комбинацию двух величин: силы Fи площади S. Запишите «Способ оценки свойства». Подумайте и предложите способ оценки воздействия с учетом площади поверхности соприкосновения. Рассмотрите последовательно три случая:

а) разные силы действуют на одинаковые поверхности,

б) одинаковые силы действуют на разные поверхности,

в) силы и поверхности разные.

(Учитель изображает модели ситуаций.)У вас — 3 мин.

– Если разные по модулю силы действуют на поверхности одинаковой площади, то .действие будет тем больше, чем больше модуль силы (F1/F2). Если силы одинаковые, а площади поверхностей разные, то действие будет тем больше, чем меньше площадь поверхности. Если же различаются и силы, и площади поверхностей, то нужно рассчитать силу, действующую на единицу поверхности, для каждого случая и сравнить это отношение (F/S). Действие одного тела на другое можно оценить отношением модуля силы, действующей перпендикулярно поверхноститела, к площади соприкосновения тел.

– Запишите «Название, обозначение». Эту величину принято называть давлением и обозначать буквой р.

– Что еще нужно сделать для введения новой величины? (Нужно записать формулу и установить единицу давления)

(Учитель записывает формулу.)

– Запишите «Единица» и предложите единицу давления. У вас – 1 мин.

Если модуль силы равен 1 Н, а площадь – 1 м2, то давление р –1Н/м2.

1 Н/м2 — это давление, производимое телом, которое действует силой давления 1 Н на другое тело при площади поверхности их соприкосновения 1 м2.

–Эта единица имеет специальное название в честь французского философа, писателя математика и физика Блеза Паскаля, ее обозначают сокращенно «Па».

Запишите 1 Па = = 1 Н/м2.

– Составьте определение физической величины «давление», запишите его в тетради.

(Учитель организует обсуждение и запись определения давления и темы урока.)

  1. Этап применения нового знания

Регулятивные УУД: работают по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.

(Учитель организует выполнение заданий 1, 2 и контроль.)

Задание 1.Найдите давление, которое оказывают тела, в следующих ситуациях.

1. Мотосани массой 200 кг имеют основание площадью 1 м2 и движутся горизонтально.

2.Космонавт массой 70 кг «сидит» в кресле космического корабля, занимая площадь 0,08 м2.

3. Теннисист несет ракетку, на которой лежит мяч массой 0,05 кг. Площадь ракетки 0,1 м2.

4. Человек нажимает на лопату силой 690 Н, ширина лезвия лопаты 0,023 м, толщина режущего края 0,0003 м.

6. Оса вонзает свое жало силой 0,00001 Н. Площадь его острия 0,000000000003 см2.

7. Девочка, играющая в «классики», стоит на одной ноге. Масса девочки 40 кг. Площадь клетки «классиков» 0,25 м2.

8. Человек кидает копье, которое вонзается в стену, действуя силой 600 Н. Площадь острия копья 0,0001 м2.

9. Кошка массой 5 кг свернулась клубочком, заняв место площадью примерно 0,05 м2.

Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите тело, на которое производится давление

Земля под мотосанями

2. Найдите модуль силы (F, Н), действующей перпендикулярно поверхности соприкосновения

F = 200 кг · 10 м/с2 = 2000 Н

3. Найдите площадь поверхности соприкосновения тел (S, м2)

S =1м2

4. Найдите отношение F/S

р = 2000 Па

Задание 2.Установите, как изменяется давление тел, в следующих ситуациях.

1. Для рыхления почвы используют бороны. При рыхлении плотных почв на бороны кладут тяжелые предметы.

2. Охотник, придя на зимовье, взял запас продуктов. Чтобы не проваливаться в снег, он поменял беговые лыжи на более широкие и отправился в тайгу.

3.Канистра с водой кубической формы, стоявшая на скамье, ушла на пол, перевернувшись при этом на боковую грань.

4. Гвоздь пытаются вытащить из стены сначала плоскогубцами.,а затем клещами, действуя на него одинаковой силой.

5.Человек, провалившийся в прорубь, при попытке выбраться самостоятельно потерпел неудачу, так как лед обламывался под тяжестью его тела. Он смог выбраться только с помощью широкой и длинной доски, которую положили на края проруби.

6. Турист нес рюкзак, имеющий узкие ремни. После того как ему пришлось забрать часть вещей товарища, он подложил под ремни широкие кожаные прокладки, чтобы они не врезались в плечи.

Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите тело (тела), на которое производится давление

Борона давит на почву

2. Установите, как изменилась сила давления

Сила давления бороны с тяжелым предметом больше

3. Установите, как изменилась площадь соприкосновения тел

Площадь зубьев бороны не изменилась

4. Сделайте вывод и сформулируйте ответ

Давление на почву бороны с тяжелым предметом больше, так как большая сила давления действует на поверхность той же площади



  1. Итоги урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: стоят понятные высказывания для окружающих; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД: обобщают имеющиеся знания по теме.

Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

  • Что характеризует давление?

  • Дайте определение давлению?

  • В каком направлении передается давление?

  • Какова единица давления?

  • Как уменьшить или увеличить давление?

Домашнее задание:§…… , № …. ,