Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 0.51 Mb. |
Заключение
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены условия использования танцевально-двигательной терапии с детьми дошкольного возраста.
Танцевальная терапия как понятие и целенаправленная форма психотерапии зародилась в США в 1940-х гг. и в настоящее время активно распространяется по всему миру. Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности35.
В основу танцевальной терапии положен танец, художественная форма движений. Но для того чтобы спонтанно выразить бессознательные движения и чувства, подготовка нужна крайне редко. И потому было бы большой ошибкой смотреть на танцевальную терапию как на механический мускульный тренинг и развитие.
Танцевальная терапия вобрала в себя множество разных подходов - от психоаналитических теорий и психодинамической терапии до поведенческой терапии, гештальт-терапии, телесно ориентированной терапии36.
Техники танцевальной терапии направлены, прежде всего, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагирования страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие сексуальности и творческого самовыражения, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействие в паре и в группе.
Особенностью танцевально-двигательной терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Ее действие будет эффективнее, если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, воображение. Именно поэтому танцевальная терапия, различные ее виды используются не только в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специализированных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста37.
В основе психотерапевтического применения танцевальной терапии лежит взаимодействие эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса, который отмечал еще известный физиолог В.М. Сеченов38. В дальнейшем на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения была построена теория телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна.
Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста является центральным звеном в системе психологической работы. Как уже подчеркивалось выше, многие трудности школьной адаптации детей обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
В практической части данного исследования разработана программа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста посредством танцевально-двигательной терапии. В программе предложены различные танцевальные упражнения, игры, адаптированные для детей. Используются как индивидуальный и парный танец, так и коллективное взаимодействие. Основной задачей воспитателя в данном процессе является поддержка детей в их активности, спонтанности, творчестве с той целью, чтобы они научились замечать свое тело, ощущения; научились обращать внимания на других детей; научились чередовать ритм «напряжение-расслабление», что является важным для снятия психоэмоционального напряжения, а также получать удовольствие от танца.
Список литературы
Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник / под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Баскаков В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии. – М.: Прогресс, 1992.
Бебик М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми. // Журнал практического психолога.2005. № 3. С.6-13.
Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапии: тело как зеркало души // Журнал практического психолога. 2001. № 1-2.
Веремеенко Н.И. Танцевально-двигательные методы в современной практической психологии. // Журнал прикладной психологии. 2006. № 1. С. 2-12.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. - СПб.: Речь, 2004.
Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
/ учеб. метод. пособие. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 127с.
Жаворонкова И.А., Некрасов А.С. Танцевально-двигательная терапия. // Успехи современного естествознания. 2005. № 5. С. 20-23.
Жидкова Н.Е. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка // Школьный психолог, 2008. №1. С.6-9.
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. – М., 2009. – 244 с.
Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 460 с.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2007.
Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - СПб.: Речь, 2006.
Кулагина Н.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: Творческий центр, 2003.
Кученко Т.В. О детской тревожности // Воспитание школьников, 2008. №5. С. 10-12.
Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 1. С.31-38.
Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006.
Прилепский И.А. Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 5 (49). С. 130-134.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 304 с.
Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практических психологов. - М.: Высшая школа, 2003.
Савиных В.Н. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста средствами танцевально-двигательной терапии. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 23. С. 97-102.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001.
Фомин А.С. Танец в дошкольном детстве: теория и практика. // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 178-182.
Школьникова Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокорекции личности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. Т. 1. № 6. С. 113-118.
Интернет – ресурсы
Старк А. Танцевально-двигательная терапия.
// http://www.autist.narod.ru/stark.htm
Приложение
Словарь терминов Аффективность - бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональная импульсивность.
Гештальт - (нем. Gestalt –форма, образ, структура). Пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов; в переносном смысле употребляется также по отношению к психическим и культурно-историческим образованиям.
Делинквеность- (лат. delinquens (delinquentis) - отклоняющийся) - в криминологии родовой термин для определения различных видов отклоняющегося поведения, связанных с нарушением правовых и нравственных норм. В узком смысле - синоним понятия преступности.
Интериориза́ция- (от фр. intériorisation - переход извне внутрь и лат.interior-внутренний)- формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.
Ка́та́рсис - (от др. греч. κάθαρσις - возвышение, очищение, оздоровление). Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
Кинестетический - термин используется для описания обратной связи между ощущениями и мышцами тела. Следовательно, в первую очередь имеются в виду ощущения, связанные с движением в пространстве.
Психодинамика - термин имеет два главных значения. Во-первых, он обозначает любую теорию, описывающую изменение и развитие личности, во-вторых-те психобиологические теории, где драйв является центральным понятием в процессе развития организма.
Психодрама - (от греч. drama - действие) - вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.
Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Эмпатия - особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает 'вчувствование' в другого человека - в противоположность симпатии, то есть 'сочувствию'.
|
|
|