Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 0.51 Mb. |
2.2 Танцевальная – двигательная терапия как средство коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста
Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста является центральным звеном в системе психологической работы. Как уже подчеркивалось выше, многие трудности школьной адаптации детей обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
Психологическая коррекция предполагает целенаправленную организованную систему психологических воздействий. Основными ее направлениями являются:
смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
повышение их активности и самостоятельности;
устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.23
Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости.24
В.М. Бехтерев подчеркивал, что движения способствуют выявлению ритмических рефлексов, приспосабливают организм ребенка к определенным раздражителям (слуховым, зрительным), устанавливают равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокаивают слишком возбужденных детей и активизируют заторможенных.
Отечественные психологи М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия указывали на связь двигательных и речевых анализаторов, а также взаимодействие формы произношения с характером движений. Исследования Л.А. Квинта, М.И. Доценко свидетельствуют о положительных корреляциях общего психического развития с развитием произвольной лицевой моторики.
Пионером в использовании ритмических движений, в лечении взрослых и детей в нервно-психиатрической клинике был профессор В.А. Гиляровский. Он отмечал, что коррекционная ритмика оказывает влияние на общий тонус, психоэмоциональное состояние, тренирует подвижность процессов центральной нервной системы.25.
В основе коррекции различных отклонений в развитии психических функций и моторики средствами движений лежат исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Они показали, что вся человеческая деятельность (в том числе и двигательная) регулируется совместной деятельностью разных отделов центральной нервной системы, определенными звеньями сложной функциональной системы. Протекание двигательного нервного процесса осуществляется по рефлекторному кольцу и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, так и функциональным развитием и налаживанием работы координационных уровней26.
Знания физиологии движений и специфики имеющихся нарушений психомоторного развития детей позволяют правильно определить содержательные, дидактические, организационные компоненты при планировании и проведении танцетерапии.
Танцетерапия не только передает в двигательной музыкально-образной форме окружающую действительность, но и главной своей целью ставит выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний. Основное средство выражения этих состояний в танце - пантомима, жесты, составляют особый язык, передающий внутреннее состояние человека.
В целях коррекции в дошкольном учреждении танцетерапия строится на образно-сюжетном, народном танце (элементах индийского, испанского, узбекского, русского, испанского танца), хореографической гимнастике, способствующей формированию правильной осанки. Может использоваться в качестве психологической разрядки, коррекции психомоторных нарушений, снятия напряжения, поднятия общего тонуса. В танцевальной терапии применяются танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации, танцы-импровизации или танцы по показу взрослого27.
Важное значение в оказании терапевтического эффекта имеет выбор музыки. Для работы с детьми дошкольного возраста наибольший эффект оказывает классическая музыка. Так, наибольший эффект на снятие психоэмоционального напряжения дает сочетание музыки П.И. Чайковского и С.И. Рахманинова, а музыка В. Моцарта, Й. Гайдна оказывают положительный эффект на эмоциональное состояние ребенка. Так же внимательно нужно подходить к выбору музыки для релаксации.
В.Н. Савиных выделила следующие направления танцевально-двигательной терапии28:
Снятие психоэмоционального напряжения.
Нормализация межличностных отношений.
Оптимизация самооценки.
Трансформация страхов, агрессии через движения.
Так же можно выделить организационные формы танцевальной терапии:
индивидуально - все упражнения направлены на овладение экспрессией собственного тела, невербальное выражение различных состояний;
в парах - формируется отношение к партнеру, способность воспринимать, чувствовать и принимать его;
в групповых упражнениях - отрабатываются навыки взаимодействия в коллективе, совместной деятельности.
Таким образом, коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально-волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.
|
|
|