Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Танцевально двигательная терапия у детей дошкольного возраста»


Скачать 0.51 Mb.
Название«Танцевально двигательная терапия у детей дошкольного возраста»
страница5/7
Дата06.03.2016
Размер0.51 Mb.
ТипРеферат
1   2   3   4   5   6   7

2.2 Танцевальная – двигательная терапия как средство коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста




Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей до­школьного возраста является центральным звеном в системе психологиче­ской работы. Как уже подчеркивалось выше, многие трудности школьной адаптации детей обусловлены их эмоциональной незрелостью и наруше­ниями эмоциональной регуляции поведения.

Психологическая коррекция предполагает целенаправленную органи­зованную систему психологических воздействий. Основными ее направ­лениями являются:

    1. смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

    2. повышение их активности и самостоятельности;

    3. устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмо­циональными нарушениями, таких как агрессивность, повышен­ная возбудимость, тревожная мнительность и др.23

Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооцен­ки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости.24

В.М. Бехтерев подчеркивал, что движения способствуют выявле­нию ритмических рефлексов, приспосабливают организм ребенка к опре­деленным раздражителям (слуховым, зрительным), устанавливают равно­весие в деятельности нервной системы ребенка, успокаивают слишком воз­бужденных детей и активизируют заторможенных.

Отечественные психологи М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия ука­зывали на связь двигательных и речевых анализаторов, а также взаимодейст­вие формы произношения с характером движений. Исследования Л.А. Квин­та, М.И. Доценко свидетельствуют о положительных корреляциях общего психического развития с развитием произвольной лицевой моторики.

Пионером в использовании ритмических движений, в лечении взрослых и детей в нервно-психиатрической клинике был профессор В.А. Гиляровский. Он отмечал, что коррекционная ритмика оказывает влияние на общий тонус, психоэмоциональное состояние, тренирует подвижность процессов централь­ной нервной системы.25.

В основе коррекции различных отклонений в развитии психических функций и моторики средствами движений лежат исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей об условно-рефлекторных времен­ных связях и образовании динамического стереотипа. Они показали, что вся человеческая деятельность (в том числе и двигательная) регулируется со­вместной деятельностью разных отделов центральной нервной системы, определенными звеньями сложной функциональной системы. Протекание двигательного нервного процесса осуществляется по рефлекторному кольцу и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, так и функциональным развитием и налаживанием работы коорди­национных уровней26.

Знания физиологии движений и специфики имеющихся нарушений пси­хомоторного развития детей позволяют правильно определить содержатель­ные, дидактические, организационные компоненты при планировании и проведении танцетерапии.

Танцетерапия не только передает в двигательной музыкально-образной форме окружающую действительность, но и главной своей целью ставит выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний. Основное средство выражения этих состояний в танце - пантомима, жесты, составля­ют особый язык, передающий внутреннее состояние человека.

В целях коррекции в дошкольном учреждении танцетерапия строится на образно-сюжетном, народном танце (элементах индийского, испанского, уз­бекского, русского, испанского танца), хореографической гимнастике, спо­собствующей формированию правильной осанки. Может использоваться в качестве психологической разрядки, коррекции психомоторных нарушений, снятия напряжения, поднятия общего тонуса. В танцевальной терапии при­меняются танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации, танцы-импровизации или танцы по показу взрослого27.

Важное значение в оказании терапевтического эффекта имеет выбор музыки. Для работы с детьми дошкольного возраста наибольший эффект оказывает классическая музыка. Так, наибольший эффект на снятие психо­эмоционального напряжения дает сочетание музыки П.И. Чайковского и С.И. Рахманинова, а музыка В. Моцарта, Й. Гайдна оказывают положитель­ный эффект на эмоциональное состояние ребенка. Так же внимательно нуж­но подходить к выбору музыки для релаксации.

В.Н. Савиных выделила следующие направления танцевально-двигательной те­рапии28:

      1. Снятие психоэмоционального напряжения.

      2. Нормализация межличностных отношений.

      3. Оптимизация самооценки.

      4. Трансформация страхов, агрессии через движения.

Так же можно выделить организационные формы танцевальной терапии:

        1. индивидуально - все упражнения направлены на овладение экс­прессией собственного тела, невербальное выражение различных состояний;

        2. в парах - формируется отношение к партнеру, способность воспри­нимать, чувствовать и принимать его;

        3. в групповых упражнениях - отрабатываются навыки взаимодей­ствия в коллективе, совместной деятельности.

Таким образом, коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоциональ­но-волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществле­ние психотерапевтического эффекта.
1   2   3   4   5   6   7