Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Статья: Применение графических символов в работе логопеда |
 Скачать 57.25 Kb. |
Материалы научно-практического семинара 19 февраля 2013 г.
Федеральное государственное научное учреждение
«Институт художественного образования» Российской академии образования
ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 121
Учитель-логопед высшей категории
ГБОУ СОШ 121
Ефремова Екатерина Анатольевна
Статья: Применение графических символов в работе логопеда.
Ни для кого не секрет, что с каждым годом количество детей с общим недоразвитием речи растет. Наиболее распространена группа детей с общим недоразвитием речи III уровня. В период дошкольного возраста речевые проблемы полностью не решаются. Причины могут быть разными. Это и нехватка мест в логопедических группах, и сложность нарушений, для которых требуется заниматься с детьми более продолжительное время, чем предусмотрено по положению, это и довольно легкомысленное отношение родителей к проблемам своего ребенка, которое проявляется в заниженных требованиях. Родители считают, что у их ребенка все благополучно и всему что необходимо он научится в школе. Причин много, но результат один - дети с общим недоразвитием речи III уровня приходят обучаться в школу, где современные требования, предъявляемые к детям довольно высоки. И здесь в процессе обучения начинаются трудности у детей, их родителей и педагогов.
Что это за дети с общим недоразвитием речи III уровня? В логопедии понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Эти нарушения наиболее отчетливо проявляются в связной речи. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования, создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. Дети затрудняются в пересказах, составлении рассказов по картине, письме по памяти, написании сочинений.
Но кроме речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в развитии двигательной, эмоционально - волевой и познавательной сфер.
Особенностями двигательной сферы являются отставания в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Память тоже имеет свои особенности. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех - четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У некоторых детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебную деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Все вышеперечисленные особенности детей с общим недоразвитием речи ведут к трудностям обучения их в школе.
На логопедических занятиях в школе применяются различные методы и приемы работы при коррекции речевых нарушений. 90% информации человек получает через зрение. Поэтому одним из ведущих методов в логопедической работе является метод наглядности. Использование наглядных пособий облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретными, доступными, осознанными, повышает эффективность логопедической работы. Использование наглядности способствует расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятных эмоциональный фон для проведения логопедической работы.
Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, фоне, величине и т.д.), развитие фонематического восприятия (например, на картине найти предметы, в названиях которых имеется тот или другой отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление правильного произношения, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
На логопедических занятиях по развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза педагог подбирает сюжет по теме отрабатываемых звуков, создает «меловой рисунок», который может быть схематичным или реальным. Дети, внимательно рассмотрев рисунок, должны найти в нем слова по теме занятия. Например, тема занятия «Звуки [Д], [ Д’]» для учащихся 1-го класса. На рисунке изображены: дом, девочка, мальчик, дудочка, дерево, забор из досок, дрова. Детям сначала предлагается задание найти слова со звуком [Д], а затем со звуком [ Д’]. Слова, которые можно найти со звуком [Д]: дом, дача, дверь, доски, дудочка, друзья, со звуком [ Д’]: девочка, дерево, дети. В процессе работы на начальных этапах учащиеся часто ошибаются. Они плохо дифференцируют твердые и мягкие согласные. Но со временем фонематическое восприятие развивается, и дети легко выполняют данные задания. В процессе выполнения данного задания развивается не только фонематическое восприятие, но и внимание, память, мышление.
Со временем на занятиях учащимся предлагаются символические изображения. Они требуют достаточно развитого фонематического восприятия, внимания, мыслительных процессов, памяти. Примером может служить занятие по теме «Дифференциация звуков [К]-[ Г]» с учащимися 1-го класса. Этот рисунок можно использовать и на этапе сообщения новых знаний, и на этапе закрепления.
На данном рисунке представлены пары слов, отличающиеся только звуками [К]-[Г]: кора-гора, калька-галька, кость-гость, крот-грот. Не всегда учащиеся могут правильно назвать изображенные предметы, например, вместо слова галька мы слышим камни. Некоторые слова не изображены и учащимся предлагается назвать второе слово в паре. В процессе работы ведется уточнение значений слов таких как: грот, калька, галька, крот. Проводится звуко-буквенный анализ слов. Предлагаемые сюжеты позволяют учащимся в интересной форме знакомиться с новыми словами.
Таким образом, можно проводить занятия по разным темам, правильно подбирая лексический материал.
Для более легкого усвоения понятий гласные, согласные – звонкие, глухие, твердые и мягкие была разработана схема:
На данной схеме схематически изображены гласные и согласные звуки и их характеристики при помощи разных материалов – ткани, наждачной бумаги, поролона. Первый ряд - гласные звуки, обозначены шелковой тканью красного цвета, согласные звуки – вельветовой тканью синего цвета. Второй ряд – колокольчики, для обозначения присутствия или отсутствия голоса в произношении звуков, сделаны из наждачной бумаги. Третий ряд – для обозначения согласных твердых звуков, используется картон синего цвета высотой 0,5 см, согласных мягких звуков – поролон зеленого цвета.
Чтобы ребенок запомнил наиболее легко и прочно материал необходимо подключать как можно больше анализаторов. Данная схема позволяет учащимся запоминать абстрактные понятия не только зрительно, но и подключая тактильные ощущения, а так же слуховые.
По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, процессов и явлений действительности. Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. Поэтому на логопедических занятиях правильное дозированное использование наглядности способствует более глубокому усвоению знаний учащимися. |
|
|