ЗАКОНЫ ПЕРЕВОДА ЭПОСА В ДРАМУ
текст следует:
-сжимать (убирать портреты, промежуточные сцены между частями эпического произведения, а также авторские оценки),
- перемещать в ремарки пейзажи, интерьеры, указания на временны'е промежутки между частями произведения,
-«растягивать», делать подробнее (косвенную речь переводить в диалоги и монологи) ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
1.Древний мир (до VI века до н.э ).
2.Античность (Древняя Греция и Древний Рим)(VI в.до н.э. – VI в.н.э. ).
3.Средневековье (VI – XIV века ).
4.Возрождение (XIV – XVI века ).
5.Просвещение (XVII – XVIII века).
6.XIX век.
7.Современность (XX – XXI века). Средневековье – эпоха в мировой истории (6 – 14 века). Характеризуется широчайшим распространением христианства по Западной Европе. Мир Средневековья -- это мир безраздельного, всеохватывающего духовного господства христианской идеологии и церкви. На всём виден религиозный отпечаток, все сферы жизни окутаны плотной религиозной оболочкой. "Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона" (Фридрих Энгельс). Идеология Средневековья -- на всё воля Божья, церковь и Бог превыше всего, человек только песчинка в мире, перед лицом Божьим; человек должен замаливать свои грехи, чтобы попасть в рай; человек бессилен что-нибудь менять в своей жизни и судьбе, на всё воля Божья; проповедуется аскетизм. Церковь утверждала: "Человек жалок, греховен, ничтожен".
Литературные жанры: героические песни, поэмы, любовная лирика, баллады, слово, поучение...
Возрождение – эпоха в мировой истории ( 14 – 16 века). Характеризуется интересом к духовной и физической красоте человека. Расцвет культуры и искусства; церковь отходит на второй план; главным идеалом художников и поэтов становится человек и его внутренний мир; человек и его чувства объявляются самой большой ценностью мира. Авторы часто обращаются к античности, в литературе, живописи, скульптуре встречаются мифологические сюжеты и образы.
Литературные жанры: сонет, любовный роман, песни, роман
-утопия...
Имена: Данте, Шекспир, Микеланджело, Сервантес, Джордано
Бруно...
Просвещение – эпоха в европейских странах 17 – 18 веков, результат Великой французской революции. На первый план выдвигается гражданственность, патриотизм и гражданский долг. Человек должен быть прежде всего гражданином, верно служить своему отечеству, даже вопреки своим личным интересам; не думать ни о любви, ни о семье, ни о личной выгоде, а лишь о том, как послужить своей стране и народу.
Литературные жанры: трагедия, комедия, сатира, ода, поэма...
Имена: Мольер, Вольтер, Дидро, Руссо, Карамзин, Фонвизин...
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Классицизм(от латинского classicus – первоклассный, образцовый) – художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве 17 – начала 19 века, одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к идеальному образцу.
Характерные черты классицизма:
-идеал классицизма – человек-гражданин, следующий не чувствам и желаниям, а своему долгу перед отечеством;
-обращение к искусству античности;
-борьба старого и нового, осуждение старого;
-строгая форма произведений (каноны).
Классицисты: Мольер Франция), Фонвизин (Россия) ... Романтизм (от французского romantisme) – направление в искусстве конца 18 – первой половины 19 века, явившееся выражением неудовлетворённости результатами Великой французской революции; романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя её идеальными устремлениями; искусству романтизма в литературе свойственна исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряжённость сюжета, красочность описаний и характеристик; романтизм ярко проявляется в музыке, изобразительном искусстве, театре.
Характерные черты романтизма:
-уход от действительности в нереальный мир (в выдуманную
страну, на другую планету, на необитаемый остров, в будущее
или прошлое и т.д.);
-изображение необычного героя в необычных обстоятельствах;
-борьба героя с обстоятельствами;-победа добра над злом.
Романтики: Гофман, Дефо, Гёте, Шиллер...
Сентиментализм (от французского sentiment – чувство) – европейское литературно-художественное направление конца 18 – начала 19 века, культивировавшее, в противовес просветительскому рационализму повышенный интерес к душевной жизни "простого и естественного" человека (идеализированного крестьянина, ремесленника и т. д.), противопоставленного аристократам.
Характерные черты сентиментализма:
-идеализация героев – простых людей (изображение их высокоморальных и высоконравственных качеств);
-осуждение богатых и знатных антигероев за их чёрствость,
грубость, корысть и т.д.;
-использование пейзажа как фона для идеального героя;
-изображение страданий идеальных героев.
Сентименталисты: Карамзин ("Бедная Лиза") Реализм (от латинского realis – вещественный) – направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности (реализм как направление зародился в XIX веке).
Характерные черты реализма:
-правдивость изображения;
-изображение типичных героев в типичных обстоятельствах;
-максимальная приближенность жизненных ситуаций и характеров героев к действительности.
Реалисты: Л.Н. Толстой, М. Горький, А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь... Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, чтобы избежать путаницы.
Русские модернисты: Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Цветаева, Д. Бурлюк, В. Маяковский, М.Волошин, Б. Пастернак, В. Хлебников, И. Северянин, В. Брюсов …
Приложение 1
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Схема анализа лирического (поэтического) произведения
Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание. Вот примерная схема анализа лирического произведения.
История создания произведения:
факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
место произведения в творчестве автора.
кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)
Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).
Название произведения (если есть) и его смысл.
Образ лирического героя. Его близость автору.
Идейно-тематическое содержание:
ведущая тема;
идея (основная мысль) произведения
развитие мысли автора (лирического героя)
эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи
Художественные особенности:
художественные приёмы и их значение;
ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
приёмы звукописи;
наличие/отсутствие деления на строфы;
особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.
7. Ваше читательское восприятие произведения. Схема анализа эпического произведения
(рассказа, повести …)
История создания произведения:
факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
связь произведения с исторической эпохой его создания;
место произведения в творчестве автора.
Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Название произведения и его смысл.
От чьего лица ведётся повествование? Почему? (Зачем?)
Тема и идея произведения. Проблематика.
Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Система образов произведения:
персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные);
ономастика (особенности имён и фамилий персонажей);
поступки персонажей и их мотивация;
предметно-бытовые детали, характеризующие персонаж;
связь персонажа с общественным окружением;
отношение к герою произведения других персонажей;
самохарактеристика персонажей;
авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
Композиция произведения:
деление текста произведения на части, смысл такого деления;
наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
наличие эпиграфов и их смысл;
наличие лирических отступлений и их смысл.
Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Особенности языка произведения.
Приложение 2Оценка сочинений содержание и речь
| кол-во ошибок(1-2-3), где 1-фактические, 2-логические, 3-речевые
| проценты
| Отметка
| 1. Содержание работы соответствует теме.
|
0-0-0 0-0-1 0-0-2
|
100% 98% 95%
|
«5»
| 2. Фактические ошибки отсутствуют.
| 3. Работа отличается богатством словаря, синтаксических конструкций, точностью словоупотреблений.
| 4. Содержание излагается последовательно.
| 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
|
|
|
|
| 1.Содержание работы в основном соответствует теме или имеются незначительные отклонения от темы.
|
0-1-2,1-0-2,0-0-3 0-0-4,01-3,1-0-3 0-1-4,1-0-4 1-1-3,2-0-3,0-2-3 1-1-4,2-0-4,0-2-4
|
94%
91% 87% 83% 80%
|
«4»
| 2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
| 3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
| 4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
|
|
|
|
| 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
| 0-0-5 0-1-5,1-0-5,2-1-3, 1-2-3
1-1-5,2-1-4,1-2-4, 2-2-3 2-1-5,1-2-5,2-2-4
2-2-5
| 79% 72% 64%
57%
50%
|
«3»
| 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные неточности.
| 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
| 4. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
| 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
|
|
|
|
| 1. Работа не соответствует теме.
| Сумма Ф и Л=6 6-0
6-1
6-2
6-3
6-4
6-5
6-6
|
49%
45%
41%
37%
33%
29%
25%
|
«2»
| 2. Допущено много фактических неточностей.
| 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
| 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. Часты случаи неправильного словоупотребления.
| Приложение 3Оценка грамотности сочинений Количество ошибок (1-2), где 1 – орфографические ошибки, 2 – пунктуационные ошибки
| Проценты
| Традиционная отметка
| 0-0
| 100%
|
«5»
| 0-1
| 96%
| 1-0
| 95%
|
| 0-2
| 94%
| «4»
| 2-0
| 92%
| 0-3
| 91%
| 1-2
| 89%
| 2-1
| 87%
| 2-2
| 85%
| 1-3
| 83%
| 0-4
| 81%
| 3 (негрубые)-0
| 80%
|
|
|
| 3-0
| 79%
| «3»
| 3-1
| 76%
| 3-2
| 73%
| 0-5, 4-1, 1-4
| 70%
| 3-3,4-2, 2-4
| 66%
| 0-6
| 63%
| 3-4, 4-3
| 59%
| 0-7
| 56%
| 3-5
| 53%
| 4-4
| 50%
|
|
|
| 5-0
| 49%
| «2»
| 5-1, 6-0
| 47%
| 5-2, 6-1
| 44%
| 5-3, 6-2, 7-1
| 41%
| 5-4, 6-3, 7-2, 8-1
| 39%
| 5-5, 6-4, 7-3, 8-2
| 37%
| 5-6, 6-5, 7-4, 8-3
| 34%
| 5-7, 6-6, 7-5, 8-4
| 31%
| 5-8, 6-7, 7-6, 8-5
| 28%
| 5-9, 6-8, 7-7, 8-6
| 25%
|
|
|
| 8-7
| 24%
|
«1»
| 8-8
| 12%
| 8-9
| 0%
| |