Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Справочник также содержит краткие сведения по истории и теории литературы и планы анализа литературного произведения. Обратившись к последним страницам справочника, ты сможешь самостоятельно оценить свою работу по таблицам «Оценка сочинений»


Скачать 0.98 Mb.
НазваниеСправочник также содержит краткие сведения по истории и теории литературы и планы анализа литературного произведения. Обратившись к последним страницам справочника, ты сможешь самостоятельно оценить свою работу по таблицам «Оценка сочинений»
страница4/6
Дата09.02.2016
Размер0.98 Mb.
ТипСправочник
1   2   3   4   5   6

Камень с могилы Н.В. Гоголя на могиле Булгакова
Пишем сочинение

Проанализируйте повесть Булгакова «Собачье сердце»

(приложение 1)
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ

1905 – 1984

РАССКАЗ-ЭПОПЕЯ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

1956 – 1957

Проверка домашнего чтения

    • Прочитайте отрывки из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека».

    • Расставьте отрывки в нужном порядке.

    • Каждый отрывок прокомментируйте устно.




  1. из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе …




  1. За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...




  1. Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: "Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?" Он и спросил, как выдохнул: "Кто?" Я ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец".




  1. А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий - пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери - Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей - не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передергивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шел, а Ирина моя... Такой я ее за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от ее слез не просыхала, и утром такая же история...




  1. Только не пришлось мне и года повоевать... Два раза за это время был ранен, но оба раза по легости: один раз - в мякоть руки, другой - в ногу; первый раз - пулей с самолета, другой - осколком снаряда. Дырявил немец мою машину и сверху и с боков, но мне, браток, везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки... Попал я в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года при таком неловком случае: немец тогда здорово наступал, и оказалась одна наша стодвадцатидвухмиллиметровая гаубичная батарея почти без снарядов; нагрузили мою машину снарядами по самую завязку, и сам я на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прикипала. Надо было сильно спешить потому, что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным...




  1. кругом снаряды валяются, какие я вез, неподалеку моя машина, вся в клочья побитая, лежит вверх колесами, а бой-то, бой-то уже сзади меня идет... Это как?

  2. Один говорит: "Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела".




  1. До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил... Первый раз в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель. Встал и говорю взводному: "Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика".

  2. Дали мне ЗИС-5. На нем и поехал на фронт. Ну, про войну тебе нечего рассказывать, сам видал и знаешь, как оно было поначалу. От своих письма получал часто, а сам крылатки посылал редко. Бывало, напишешь, что, мол, все в порядке, помаленьку воюем, и хотя сейчас отступаем, но скоро соберемся с силами и тогда дадим фрицам прикурить. А что еще можно было писать? Тошное время было, не до писаний было. Да и признаться, и сам я не охотник был на жалобных струнах играть …




  1. На двух мотоциклах подъехали немцы. Сначала сами били в полную волю, а потом натравили на меня собак, и с меня только кожа с мясом полетели клочьями. Голого, всего в крови и привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой... живой я остался!..

  2. Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте уголек откатывал, и в Баварии на земляных работах горб наживал, и в Тюрингии побыл, и черт-те где только не пришлось по немецкой земле походить. Природа везде там, браток, разная, но стреляли и били нашего брата везде одинаково.




  1. Недели две возил я своего майора из Потсдама в Берлин и обратно, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство оборонительных рубежей против наших. И тут я спать окончательно разучился: ночи напролет думал, как бы мне к своим, на родину сбежать.




  1. Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: "Благодарствую за угощение, но я непьющий". Он улыбается: "Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель". А что мне было терять? "За свою погибель и избавление от мук я выпью", - говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: "Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня".




  1. Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: "Ага, чертов фриц, заблудился?" Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: "Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру".




  1. На третьей неделе получаю письмо из Воронежа. Но пишет не Ирина, а сосед мой, столяр Иван Тимофеевич. Не дай бог никому таких писем получать!.. Сообщает он, что еще в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома... Ну, пишет, что не нашли от них и следа, а на месте хатенки - глубокая яма...




  1. подошли мы с сыном к германской столице разными путями, но находимся один от одного поблизости. Жду не дождусь, прямо-таки не чаю, когда мы с ним свидимся. Ну и свиделись... Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снаряд...




  1. И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день - опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать. Около чайной он и кормился - кто что даст.




  1. Может, и жили бы мы с ним еще с годик в Урюпинске, но в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил ее с ног. Ну, известное дело, бабы крик подняли, народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шоферскую книжку, как я ни просил его смилостивиться. Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. Зиму проработал плотником, а потом списался с одним приятелем, тоже сослуживцем, - он в вашей области, в Кашарском районе, работает шофером, - и тот пригласил меня к себе. Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку. Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком.




  1. тут вскорости меня демобилизовали. Куда идти? Неужто в Воронеж? Ни за что! Вспомнил, что в Урюпинске живет мой дружок, демобилизованный еще зимою по ранению, - он когда-то приглашал меня к себе, - вспомнил и поехал в Урюпинск.




  1. Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.


Разберемся в прочитанном:

  1. Что Вы можете сказать о композиции рассказа? Почему автор доверяет повествование простому солдату? О чём говорят читателю хронотопы рассказа?

  2. Литературоведы определяют жанр этого произведения как рассказ-эпопея. На каких основаниях, по Вашему мнению, базируется это определение?

  3. Какие черты характера главного героя рассказа – Андрея Соколова – Вы считаете определяющими в его судьбе? В каких эпизодах эти черты проявляются?

  4. Можно ли солдата Соколова считать героем? Почему?

  5. Назовите наиболее яркие, по Вашему мнению, эпизоды рассказа. Почему Вы так считаете?


Готовимся к сочинению

Прочитайте отзыв школьника, отметьте «+» и «--» работы. Напишите рецензию на отзыв или свой отзыв о рассказе «Судьба человека»

«Судьба человека»

Отзыв

Рассказ «Судьба человека», написанный Михаилом Шолоховым, в первую очередь поразил меня своей правдивостью, неоднозначностью. В этом рассказе повествуется история одного человека, участвовавшего в войне и чудом выжившего в этой огненной круговерти.

Андрей Соколов (главный герой рассказа) был шофёром и до войны, и во время неё. Он очень любил водить машину, давалось ему это дело очень легко:

«В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой. Потом втянулся и уже не захотел возвращаться на завод. За рулем показалось мне веселее. Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли как будто во сне»

До войны он был человеком из тех, кто побогаче, позажиточней. У него была жена – сирота с детства, но он её очень сильно любил, впрочем, как и она его:

«Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная, веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в р. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!»

Были у них и дети, ради которых Андрей не пожалел бы ничего, которых он очень сильно любил и всегда ими гордился:

«Вскорости дети у нас пошли. Сначала сынишка родился, через год еще две девочки... Тут я от товарищей откололся. Всю получку домой несу, семья стала числом порядочная, не до выпивки. В выходной кружку пива выпью и на этом ставлю точку»
«И дети радовали: все трое учились на "отлично", а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали. Откуда у него проявился такой огромадный талант к этой науке, я и сам, браток, не знаю. Только очень мне это было лестно, и гордился я им, страсть как гордился!»

Но вскоре началась война, и Андрея Соколова призвали в армию, на фронт. Тяжко было ему прощаться с женой и детьми, да и у них тоже было неспокойно на душе, особенно у жены: «Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки ее уговаривают, и я, - ничего не помогает!» «"Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье". Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: "Родненький мой... Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете"...»

На войне его взяли в плен немцы и он долго пытался освободиться, несколько раз – неудачно, но вскоре ему подвернулся шанс: он вёл машину, в которой сидел какой-то важный немец. Дождавшись, пока фашист заснёт, он оглушил того и поехал в лагерь красноармейцев. С трудом прорвавшись сквозь фашистские заслоны, он передал пленного в руки командованию, а сам пошёл узнать, как дела у своего сына, который тоже попал на фронт и даже стал командиром артиллерийского отряда. И тут его настигла ужасная новость: его сын погиб в бою. Он долго не мог прийти в себя:

«Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось... Приехал я в свою часть сам не свой».

Он поехал к своему приятелю в Урюпинск, после того, как его демобилизовали. Жил с ним, вместе грузы отвозили. И однажды встретил Андрей Соколов маленького мальчика, грязного и совсем одинокого. Он всегда стоял у чайного заведения, где шофёр перекусывал после работы. Однажды тот пригласил мальчика проехаться с ним. А в машине, расспросив про его семью, сказал, что он его папа. Конечно, он солгал, но мальчик остался совсем один, некому приютить его, и он обречён на голодную смерть. Соколов просто спас мальчика, пожалел.

Андрея Соколова и его «сына» связывает обоюдоострая любовь друг к другу. Они не могут расстаться, да и Соколов уже и сам поверил, что тот маленький мальчик, которого он подобрал у чайной – его настоящий сын. Ну что же, оно и к лучшему.

В самом начале я назвал этот рассказ неоднозначным. Я хотел бы поправиться: этот рассказ обобщающий, ведь подобные истории не раз случались на войне. Этот рассказ является очень реалистичным, так как в нём описывается ещё одна сторона войны: потеря близких, родных, и приобретение новой цели в жизни.
БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ

1924 – 1975

ПОВЕСТЬ «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»

1969

Готовимся к сочинению

1. Прочитайте стихотворение советской поэтессы Юлии Друниной

БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ

Хочу, чтоб как можно спокойней и суше

Рассказ мой о сверстницах был...

Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -

В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета

В январском продрогшем Крыму,

"Ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-то

В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то

Сознанье вины превозмочь...

А три парашюта, а три парашюта

Совсем не раскрылись в ту ночь...

Оставшихся ливня укрыла завеса,

И несколько суток подряд

В тревожной пустыне враждебного леса

Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:

Порою в крови и пыли

Ползли на опухших коленях в атаку -

От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты

Могла партизанкам помочь

Лишь память о девушках, чьи парашюты

Совсем не раскрылись в ту ночь...
Бессмысленной гибели нету на свете -

Сквозь годы, сквозь тучи беды

Поныне подругам, что выжили, светят

Три тихо сгоревших звезды...

Напишите мини-отзыв о стихотворении




2. По повести «А зори здесь тихие…» подготовьте в паре или индивидуально выразительное чтение отрывков о каждой из пяти героинь. 1-ый отрывок – жизнь девушки до войны, 2-ой – эпизод гибели.

3. Расскажите о мирной и военной жизни лейтенанта Васкова.

Почему ему не удалось уберечь девушек?

4. Какую смысловую нагрузку выполняет эпилог повести?

5. Какой смысл вкладывал автор в название повести?

Пишем сочинение

Напишите сочинение на одну из тем:

  1. Не для войны рождаются девочки

  2. «Ах, война, что ж ты сделала, подлая» (Б. Окуджава)


Александр Исаевич Солженицын

1918 – 2008

«Матрёнин двор»

1960 (под заголовком «Не стоит село без праведника»)

Проверка домашнего чтения

  1. Когда и где происходит действие рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?

  2. Откуда пришёл в эту деревню рассказчик? Что читатель узнаёт о его прошлом? Есть ли сходства в биографии рассказчика и биографии автора рассказа? Если есть, то в чём именно?

  3. Прочитайте описание дома и двора Матрёны. На что писатель обращает внимание?

  4. Что известно о прошлом Матрёны? Можно ли считать её несчастливым человеком? Почему вы так думаете?

Разберемся в прочитанном

    1. Матрёна – типичная героиня своей эпохи или она – «исключение из правил»? Если второе, то в чём вы видите её исключительность? (В своём ответе ориентируйтесь на описание быта и характеров деревенских жителей).

    2. Как первоначально называлось произведение? Как это название характеризует Матрёну? Согласны ли вы с такой характеристикой? Поясните своё мнение.

    3. Почему трагичен финал рассказа? Кто виновен в гибели героини?

    4. В чём проявляется оппозиция деревни и правительства?

    5. Какие поступки персонажей вызывают возмущение? В какой мере свидетельствуют они о нравственном оскудении? Каково отношение автора к русской деревне?

    6. Почему именно рассказчик, а не односельчане, понимают, что Матрёна – праведник, без которых «не стоит земля»?

Пишем сочинение

1. Проблема человека и власти в прозе А.И. Солженицына.
2. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор»).
3. Крестьянская тема в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».


4. Анализ рассказа (приложение 1)
ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАКРУТКИН

1908 – 1984

ПОВЕСТЬ «МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ»

1969

  1. В каком году начинается действие повести?

  2. Рядом с каким городом располагается хутор Марии?

  3. В каком году заканчивается действие повести?

  4. Кому молилась Мария? Почему?

  5. Как она относилась к Богу и церкви раньше, в детстве? Почему её отношение к Богу переменилось?

  6. Где поселилась Мария, вернувшись на сожжённый хутор?

  7. Какую табличку прибила Мария на старую яблоню над своим погребом? Зачем она это сделала?

  8. «Ну что ж, бри-га-да, пора на работу …» Кому Мария адресует эти слова?

  9. Что делала Мария, оставшись одна? (перечислите)

  10. За что командир полка преклонил колена перед Марией?

Контрольная работа

по повести Виталия Закруткина «Матерь Человеческая»

Прочитайте все вопросы. Отвечайте на них так, чтобы получился связный текст. Вопросы можно менять местами, объединять. Примечания в скобках даны в помощь для ответа на основной вопрос.

  1. Как называется композиция, при которой произведение начинается и заканчивается одинаковыми или схожими словами, образами, эпизодами? Какую идейно-смысловую нагрузку несёт такая композиция в повести Закруткина «Матерь Человеческая»? (С чего начинается и чем заканчивается повесть? Зачем Закруткин сравнивает Богородицу и крестьянку Марию? В чью пользу это сравнение?) В ответе используйте цитаты.

  2. Как складывалась жизнь Марии до войны? Какую смысловую роль играют сны и воспоминания Марии? (Что читатель узнаёт из них?)

  3. Как война переменила жизнь Марии?

  4. Назовите причины поступков Марии: не наложила на себя руки после гибели хутора; выхаживала раненого немца; всю осень и зиму не щадя себя работала на колхозных полях; приютила детей из блокадного Ленинграда … В ответе используйте цитаты – слова самой Марии.

  5. Что Мария считала смыслом жизни? (Чему учила её мама? За что погиб отец? Как жили колхозники на хуторе?)

  6. «В это мгновение обессилевшей, ослабленной после родовых мук Марии показалось, что она родила их всех, беззащитных, рассеянных войной по неприютным, угрюмым полям малых людей, от которых она, родившая их мать, должна отвести смерть …» Как эти слова повести соотносятся с названием «Матерь Человеческая»? Как Вы понимаете это название?

  7. «Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошёл с коня. Слегка прихрамывая, он подошёл к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к безвольно опущенной маленькой жёсткой руке …» За что благодарил Марию комполка? Какой подвиг она совершила?

  8. «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное …

… Исчезнут на земле войны, не будет убийств, грабежей, лжи, коварства, клеветы. Белые, чёрные и жёлтые люди станут людьми-братьями. Они не будут знать ни угнетения, ни голода, ни унижающей человека нищеты. Они обретут радость, счастье и мир.

… И, может, тогда не выдуманной мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине – труженице земли. Соберут белые, черные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви …» Повесть была написана в 19___ году. Прокомментируйте эти слова автора с точки зрения современного человека. Сбылись ли предсказания Закруткина?

  1. Если бы Вы не знали дату создания повести, могли бы Вы определить, в какой период – советский или постсоветский – она была написана? Объяснить Ваше решение Вам поможет литературоведческий термин «пафос».

  2. Коротко определите тему повести. Какие другие произведения на эту тему Вы читали в 9-ом классе? Чем «Матерь Человеческая» отличается от них?

1   2   3   4   5   6