Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Справочник также содержит краткие сведения по истории и теории литературы и планы анализа литературного произведения. Обратившись к последним страницам справочника, ты сможешь самостоятельно оценить свою работу по таблицам «Оценка сочинений»


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеСправочник также содержит краткие сведения по истории и теории литературы и планы анализа литературного произведения. Обратившись к последним страницам справочника, ты сможешь самостоятельно оценить свою работу по таблицам «Оценка сочинений»
страница3/3
Дата09.02.2016
Размер0.52 Mb.
ТипСправочник
1   2   3

Поэма «Двенадцать»

  • Каково отношение Блока к революции? Поэма «Двенадцать» – это гимн революции или сатира?

  • Какова символика чисел и цвета в поэме?

  • Можно ли утверждать, что поэма построена по принципу контраста?

  • Охарактеризуйте образы двенадцати. Можно ли судить об авторском отношении к ним?

  • Черты каких жанров сочетаются в поэме «Двенадцать»? В чём смысл этого смешения?

  • Как изображён «старый мир» в поэме?

  • В чём смысл появления Христа в финале поэмы? Он ведёт за собой красноармейцев или преследуется ими?

  • Какие тропы и приёмы звукописи использует Блок? С какой целью. Приведите примеры.


7. АКМЕИЗМ.

7. А) Творчество Николая Степановича Гумилева

1886 – 1921

1. Что такое акмеизм? Каковы основные черты акмеизма как направления в поэзии?

2. Кто из поэтов в 1910-е годы писал в русле акмеизма?

3. Что вам известно о роли Н.С. Гумилёва в истории литературы Серебряного века? Какой творческий путь прошёл сам поэт?

4. Проанализируйте стихотворение Н.С. Гумилёва «Шестое чувство» или «Волшебная скрипка», опираясь на схему анализа лирического произведения.



Николай Гумилёв

ШЕСТОЕ ЧУВСТВО

Прекрасно в нас влюблённое вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарёй

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Всё ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;
Так век за веком - скоро ли, Господь? -

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.
Волшебная скрипка

Валерию Брюсову

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,

Не проси об этом счастье, отравляющем миры,

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Что такое темный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял е однажды в повелительные руки,

У того исчез навеки безмятежный свет очей,

Духи ада любят слушать эти царственные звуки,

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,

Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,

И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,

И когда пылает запад, и когда горит восток.
Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи

В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.
Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело,

И невеста зарыдает, и задумается друг.
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!

Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча.

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ

И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача.
7. Б) Творчество Анны Андреевны Ахматовой

1889 – 1966

  1. Что вам известно о детстве и юности А.А.Ахматовой? Когда она стала поэтом? Был ли в её творчестве период ученичества?

  2. Что, по вашему мнению, привело Ахматову в «Цех поэтов»? Насколько стихи первых её сборников «Вечер» и «Чётки» соответствовали духу и эстетике акмеизма?

  3. Каковы характерные черты лирики Ахматовой? Что означает термин «романность лирики»?

  4. Прочитайте стихотворения Ахматовой

  • Читая «Гамлета»

  • В Царском Селе

  • «Сжала руки под темной вуалью…»

  • «Дверь полуоткрыта…»

  • «Хочешь знать, как все это было…»

  • Песня последней встречи

  • «Муж хлестал меня узорчатым…»

  • Сероглазый король

  • Он любил…

  • «Сегодня мне письма не принесли…»

  • «Я не любви твоей прошу…»

  • Смятение

  • Вечером

  • «Не будем пить из одного стакана…»

  • «Столько просьб у любимой всегда…»

  • «Я научилась просто, мудро жить…»

  • «Ты письмо мое, милый, не комкай…»

  • «Я пришла к поэту в гости…»

  • «Тяжела ты, любовная память!..»

  • Царскосельская статуя

  • «Подошла. Я волненья не выдал…»

  • Молитва

  • Памяти 19 июля 1914

  • «Я не знаю, ты жив или умер…»

  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»

  • «Мне голос был. Он звал утешно…»

  • «Не с теми я, кто бросил землю…»

  • «Тебе покорной? Ты сошел с ума!..»

  • Ветер войны

  • Памяти Булгакова

  • Родная земля

  1. Какие темы вы можете выделить в поэзии Ахматовой, опираясь на данный список?

  2. Выучите одно-два стихотворения наизусть и проанализируйте.

  3. В каких ипостасях выступает лирическая героиня Ахматовой?

  4. Каковы признаки дневниковости и исповедальности в её поэзии?

  5. Прочитайте поэму «Реквием».

  • В чём необычность композиции поэмы?

  • С какими событиями в жизни страны и в личной жизни поэтессы связано содержание «Реквиема»?

  • Какой смысл вложен в название произведения?

  • Какова роль библейских образов?

  • Кто, по вашему мнению, является героем поэмы? Может ли помочь ответить на эти вопросы эпиграф?




  1. Владимир Владимирович Маяковский

1893 – 1930

Список произведений В.В.Маяковского, обязательных для изучения в 11 классе

(подчёркнутые стихотворения и отрывки выучить наизусть)


  • «А вы могли бы?»

  • «А всё-таки»

  • «Вам!»

  • «Нате!»

  • «Я и Наполеон»

  • «Послушайте!»

  • «Ночь»

  • «Лиличка!»

  • Поэма «Облако в штанах» (отрывок наизусть)

  • «Хорошее отношение к лошадям»

  • «Прозаседавшиеся»

  • «Гимн взятке»

  • «Юбилейное»

  • «Сергею Есенину»

  • «Разговор с фининспектором о поэзии»

  • «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

  • «Письмо Татьяне Яковлевой»

  • «Стихи о советском паспорте»

  • Поэма «Про Это»

  • Поэма «Хорошо!»

  • Поэма «Во весь голос» (отрывок наизусть)

  • Комедия «Баня»

  1. Почему, по вашему мнению, молодой Маяковский стал поэтом-футуристом? Почему, будучи ещё никому не известным, он подписал манифест «Пощёчина общественному вкусу»?

  2. Чем объяснялось в раннем творчестве поэта желание скандальной славы?

  3. Есть ли, на ваш взгляд, у Маяковского предшественники в русской поэзии?

  4. Что объединяет стихотворения 1 – 6 (из списка)? Каков пафос этих стихотворений? Кому (или чему) поэт бросает вызов?

  5. Можно ли, несмотря на вызывающе-экспрессивный характер, перечисленные стихотворения считать настоящей поэзией? Аргументируйте свой ответ.

  6. Какие приёмы использует Маяковский в стихотворении «Ночь»? В чём необычность этого стихотворения?

  7. Каков ведущий мотив поэмы «Облако в штанах»? Каким было первоначальное название произведения? Как сам поэт объяснил смысл обоих названий?

  8. Каков подзаголовок поэмы? Что обозначает это слово?

  9. О каких «четырёх криках» идёт речь в поэме?

  10. С какого конфликта начинается бунт героя поэмы? Чему посвящена первая часть?

  11. Что отвергается во второй и третьей частях? Почему?

  12. С чем связан бунт героя против Бога? В чём поэт обвиняет Его?

  13. Выпишите окказионализмы (авторские неологизмы) из поэмы «Облако в штанах». Какова их роль в поэме?




  1. Проанализируйте стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». О чём оно? Почему герой и в этом стихотворении противостоит толпе? Что означает фраза «Все мы немножко лошади»?

  2. В чём необычность звучания темы любви в поэзии Маяковского? Что вам известно об адресатах его любовной лирики? Прокомментируйте стихотворения 8, 16 и 17 (из списка).

  3. Прокомментируйте сатирические стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся» и «Гимн взятке». Как связаны эти стихотворения с комедией «Баня»? Против чего направлена сатира поэта? Можно ли сказать, что и в сатирических произведениях советского периода Маяковский сохраняет верность футуристическим традициям?

  4. Как раскрывается в поэзии Маяковского тема поэта и поэзии? Традиции каких русских классиков, на ваш взгляд, близки Маяковскому? Проанализируйте стихотворения 13 – 15 (из списка).

  5. Чему посвящена поэма «Во весь голос»? Почему поэт обращается к «товарищам потомкам»? Почему он уверен в том, что его «стих громаду лет прорвёт»? Выпишите цитаты, посвящённые роли и труду поэта из поэмы «Во весь голос».

  6. Когда в творчестве Маяковского появляется тема Родины? Как звучит эта тема в произведениях Маяковского «Во весь голос», «Хорошо!», «Стихи о советском паспорте»? Чем отличается образ Родины у Маяковского от России Блока и Есенина?

  7. Чем раннее творчество Маяковского-футуриста отличается от его творчества советского периода?




  1. Сергей Александрович Есенин

1895 – 1925

Список произведений С.А. Есенина, обязательных для изучения в 11 классе

Выделенные стихотворения выучите наизусть. Одно из стихотворений проанализируйте по схеме.

  1. «Я последний поэт деревни…»

  2. «Я усталым таким ещё не был…»

  3. Пушкину

  4. Письмо матери

  5. Собаке Качалова

  6. «Край любимый! Сердцу снятся…»

  7. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

  8. «Мне грустно на тебя смотреть…»

  9. Письмо женщине

  10. «Я обманывать себя не стану…»

  11. «Гой ты, Русь, моя родная…»

  12. «До свиданья, друг мой, до свиданья»

  13. Поэма «Чёрный человек»




  1. Марина Ивановна Цветаева

1892 – 1941

Список стихотворений М. И. Цветаевой

Прочитайте указанные здесь стихотворения. Одно или два из них (не менее 24 строк) выучите наизусть.

Одно стихотворение проанализируйте по схеме.

  1. «Молитва»

  2. «Идешь, на меня похожий...»

  3. «Моим стихам, написанным так рано...»

  4. «Я с вызовом ношу его кольцо!..»

  5. «Мне нравится, что вы больны не мной...»

  6. «Москва! Какой огромный...»

  7. «Красною кистью...»

  8. «В огромном городе моем – ночь...»

  9. «Вот опять окно...»

  10. «Имя твое – птица в руке...»

  11. «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...»

  12. «Соперница, а я к тебе приду...»

  13. «Полюбил богатый – бедную...»

  14. «Пригвождена к позорному столбу...»

  15. «Кто создан из камня, кто создан из глины...»

  16. «Вчера еще в глаза глядел...»

  17. «Письмо»

  18. «Попытка ревности»

  19. «Рас-стояние: версты, мили...»

  20. «Вскрыла жилы: неостановимо...»

  21. «Уж сколько их упало в эту бездну...»

  22. «Узкий нерусский стан...»

  23. «Всюду бегут дороги...»

  24. «Чтобы помнил не часочек, не годок...»




  1. Евгений Иванович Замятин

1884 – 1937

Роман-антиутопия «МЫ»

  1. Что вам известно об истории создания романа? Когда он был написан?

  2. В чём разница между утопией и антиутопией?

  3. Кто, кроме Замятина, писал антиутопии в литературе 20 века? Есть ли предшественники у Замятина? В чём сходство и различие романов Оруэлла и Замятина?

  4. В каких произведениях русской литературы присутствовали черты антиутопии?

  5. Почему роман представляет собой записки одного из жителей Единого государства? Зачем автору потребовался «взгляд изнутри»?

  6. Какое представление о Едином Государстве складывается у читателя при чтении дневника Д-503? По каким признакам можно установить, что это тоталитарное государство?

  7. Как регламентируется жизнь человека в Едином Государстве? Есть ли положительные последствия у такой регламентации?

  8. Могут ли в таком государстве жить нравственные, добрые люди? Почему?

  9. Как относится к Единому Государству и установленному в нём порядку рассказчик? Как и в связи с чем это отношение меняется?

  10. С какой целью в роман введён образ I-330? Чем она привлекает главного героя? Почему он постепенно утрачивает свои прежние убеждения?

  11. Чем отличается I-330 от О-90? Кто из них по-настоящему любит героя? Почему вы так думаете?

  12. В чём сложность образа Благодетеля? Можно ли сказать, что он – отрицательный герой романа?

  13. О чём Благодетель беседует с Д-503? Прав ли был герой, попытавшийся восстать против Единого Государства?

  14. Какое настроение оставляет финал романа?



1   2   3