Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 0.52 Mb. |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ХХ ВЕКА
1. Какие периоды выделяют в развитии русской литературы 20 века? Укажите хронологические рамки этих периодов.
2. С чем связана раздробленность литературного процесса 20 века?
3. Какие культурные и социальные тенденции в России можно отметить на рубеже 19-20 веков? Почему Н.А. Бердяев назвал этот период «русским духовным ренессансом»?
4. Что такое модернизм? Какие течения и направления в литературе объединил модернизм?
5. Перечислите писателей, работавших в русле реализма, и писателей, работавших в русле модернизма.
6. Что изменилось в литературном процессе после Октябрьской революции?
7. В чём проявилась географическая и идеологическая раздробленность русской литературы советского периода?
8. Перечислите писателей, оставшихся в СССР, и писателей, продолживших свой творческий путь в эмиграции.
9. Чем реализм начала 20 века принципиально отличается от критического реализма в литературе 19 века?
10. Дайте общую характеристику сатирической литературе начала 20 века.
2. Иван Алексеевич БУНИН
1870 – 1953
2. А) Философские проблемы в прозе И. А. Бунина (на материале рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Братья», «Сны Чанга»)
1. В чём особенности повествовательной манеры Бунина-прозаика? Каким темам посвящены рассказы писателя? Какую роль играют в бунинских рассказах сюжет, лирические мотивы, исповедальные мотивы, художественная деталь? Каков хронотоп прочитанных вами рассказов Бунина?
2. Что объединяет – тематически, мотивно, стилистически – рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Братья», «Сны Чанга»?
3. С какой целью Бунин лишает имени главного героя рассказа «Господин из Сан-Франциско»? Что известно о герое? 4. Как изображён корабль в рассказе? Как и почему именно так он назван? В чём символичность образов корабля и океана в рассказе? 5. Почему господин умирает внезапно? Как в рассказе описана его смерть?
6. С чем связан беглый рассказ о жизни героев рассказа «Чаша жизни»? 7. Охарактеризуйте Селихова, Горизонтова, Иорданского, Диесперову. Чем жили эти герои? Как они описаны в произведении? На чём Бунин стремится сосредоточить внимание читателя? Кто из персонажей, на ваш взгляд, прожил бессмысленную, а кто – счастливую жизнь?
8. В чём смысл заглавной метафоры? Стоит ли беречь «чашу жизни» всегда, при любых обстоятельствах?
9. Как трактуется мотив «чаши жизни» в рассказе «Братья»? Где происходит действие рассказа? Сопоставьте судьбы двух рикш – отца и сына. Одинаково ли сложились их жизни?
10. Почему повествование сопровождается цитатами из священных буддийских книг?
11. Почему герои рассказа «Братья» лишены имён? 12. С какой целью введён в рассказ образ англичанина? В чём смысл легенды, им рассказанной?
13. Соотнесите название рассказа с эпиграфом. В чём смысл и названия, и эпиграфа?
14. Что Бунин сообщает читателю о Чанге и его хозяине? Почему события их жизни намечены только штрихами? 15. Можно ли считать измену жены капитана событием, предопределившим его горестную судьбу?
16. Почему мир и события показаны в этом рассказе глазами собаки? Какой вопрос звучит в рассказе как лейтмотив? 17. С чем соотносится образ океана в рассказе «Сны Чанга»? 18. Какие две правды о жизни знает Чанг? Почему Бунин говорит о «третьей правде», но умалчивает о её сути?
19. Выпишите из этих рассказов 5 – 7 высказываний, привлекших ваше внимание, и прокомментируйте их.
2. Б) Тема любви в рассказах И.А. Бунина. Характеры бунинских героинь (на материале рассказов «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»)
1. Что объединяет перечисленные рассказы? 2. Почему рассказ «Лёгкое дыхание» начинается с описания могилы Оли Мещерской? 3. Что можно сказать о характере Ольги? Что в ней восхищает, а за что её можно осудить? 4. Как Оля понимает любовь? О чём свидетельствует её дневник? 5. Какие чувства, по вашему мнению, пробуждала Оля в мужчинах? 6. Кто и с какой целью приходит на могилу Ольги? 7. Почему рассказ называется «Лёгкое дыхание»? 8. Чем похожа и не похожа на Олю Мещерскую Катя – героиня «Митиной любви»? 9. Что мы знаем об отношениях Мити и Кати по началу рассказа? 10. В чём смысл спора о ревности? Чья позиция вам ближе? Как соединяются в рассказе любовь и ревность? 11. Чем вызвана ревность Мити к Кате? Почему постепенно Катины чувства угасают? 12. Что нам известно о прошлом Мити? Можно ли утверждать, что любовь сопровождала его всю жизнь? 13. Почему в сознании Мити переплетаются запах любви (Катиной перчатки и ленты для волос) и запах смерти? В чём смысл этой детали? 14. Как в Мите сочетаются любовь и чувственность? Что пережил Митя после связи с Алёнкой? 15. Случайным или закономерным было решение Мити о самоубийстве? 16. В чём необычность рассказа «Тёмные аллеи»? Кто, на ваш взгляд, счастливее – герой или героиня? 17. Почему название именно этого рассказа стало заглавием целого сборника? 18. С чем связана загадочность героини рассказа «Чистый понедельник»? Почему герой говорит о «странности» любовных отношений? 19. Охарактеризуйте героя рассказа. Почему повествование ведётся от его имени? 20. Почему в рассказе подчёркнуты московские реалии? Можно ли сказать, что у героя – своя Москва, а у героини – своя? 21. Какое древнерусское произведение цитируется в рассказе? С какой целью? 22. Чем и почему именно так завершились отношения героев? С чем связан выбор героини? 23. В чём смысл финальной сцены рассказа? 24. Какова концепция любви в произведениях Бунина?
3. Александр Иванович КУПРИН
1870 - 1938
«Олеся», «Гранатовый браслет»
1. Какой конфликт лежит в основе сюжета повести «Олеся»? 2. Чем привлекает Ивана Тимофеевича рассказ о местной колдунье? 3. Прочитайте сцену появления Олеси. Какой ожидал её увидеть Иван Тимофеевич? 4. Почему герой не доверяет таланту Олеси? Как характеризует его такое недоверие? 5. Что говорит Олеся о доброте Ивана Тимофеевича? Права ли она? Способен ли её избранник на настоящее чувство? 6. Почему не состоялась любовь Ивана Тимофеевича и Олеси? Что оставила героиня на память своему возлюбленному? 7. Сопоставьте образы Олеси и княгини Веры. Что Куприн подчёркивает во внешности Веры Николаевны? 8. Из каких источников читатель узнаёт о любви Желткова? 9. Что значил браслет для Желткова? С какой целью он послал его Вере? 10. Какова реакция окружающих на подарок Желткова? 11. Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват? 12. Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли героиня после пережитого? 13. Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним?
4. Алексей Максимович Пешков
(Максим Горький)
1868 – 1936
Пьеса М. Горького «На дне»: система персонажей и социально-философская проблематика
Мне и хочется на волю,
Цепь порвать я не могу…
Прочитайте ремарку в начале пьесы. Что представляет собой ночлежка?
Как первоначально должна была называться пьеса? Почему Горький, выбирая название, остановился на предложенном Леонидом Андреевым варианте – «На дне»?
Что объединяет обитателей ночлежки? Чем они похожи и не похожи на «романтических бунтарей» из рассказов Горького?
Как попали на «дно» герои пьесы? Что известно об их прежней жизни?
Какой момент можно считать завязкой конфликта пьесы? Почему вы так думаете?
Что меняет появление Луки? Какие чувства «бывших людей» он затрагивает своими речами?
Все ли одинаково относятся к своему пребыванию на дне? На какие группы с этой точки зрения можно разделить персонажей?
Что происходит с ночлежниками и их мечтами во втором действии? Как помогают понять их настроение стихи Беранже о безумце и песня «Солнце всходит и заходит»?
Как в пьесе противопоставляются правда Луки и правда Сатина? Чья правда, на ваш взгляд, нужнее ночлежникам?
Как Горький сформулировал основной вопрос драмы «На дне»? Прокомментируйте формулировку вопроса.
Почему, по вашему мнению, высокие слова о человеке автор доверяет убийце и карточному шулеру?
В какой степени могут разрешить спор Луки и Сатина такие события, как
а) убийство Пеплом Костылева;
б) смерть Анны;
в) самоубийство Актёра?
Существует мнение, что Лука и Сатин – только кажущиеся антиподы. В каких эпизодах они ведут себя одинаково?
Выпишите реплики персонажей пьесы, ставшие афоризмами. Какое значение эти афоризмы приобрели в наше время?
5. Леонид Николаевич Андреев
1871 – 1819
5. А) Повесть Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Мифологема человеческой судьбы
Найдите в произведении черты жанров аллегорического рассказа, рассказа-исповеди, психологической повести, биографической повести.
Каков хронотоп повести?
С какой целью Андреев уже в начале повести задает мрачный, пессимистичный тон? Можно ли, прочитав первое предложение, утверждать, что судьба главного героя предрешена?
Проследите цепочку несчастий, свалившихся на Василия Фивейского. Каких бед можно было бы избежать?
Чем похож и не похож Василий Фивейский на библейского Иова? Почему все несчастья обрушиваются не на самого героя, а на его близких?
Можно ли утверждать, что судьба Василия Фивейского – это способ испытания его веры в Бога? Выдерживает ли Василий это испытание? Почему?
Какова роль в повести сына-идиота, Насти, Копрова, Мосягина, инвалида?
Почему пожар в доме Василия Фивейского – переломный момент в повести? Как складывается новая жизнь героя?
С какой целью Василий Фивейский пытается воскресить Мосягина? Почему именно этот поступок – кульминация сумасшествия героя?
Почему умерший Василий Фивейский в своей позе сохраняет «стремительность бега»?
В чем смысл имен и фамилий в повести? Как связаны сюжеты повести Андреева и «фиванского цикла» древнегреческой мифологии?
5. Б) Повесть Л.Н. Андреева «Иуда Искариот». Диалектика предательства
Что вам известно об истории создания повести? Почему Андреев изменил первоначальное название повести?
Насколько тесна связь повести и Евангелия? Что, по вашему мнению, важнее для автора – переосмыслить евангельский сюжет или осмыслить предательство как таковое?
Что привлекает и отталкивает во внешности Иуды? Что известно о его прошлом?
Чем Иуда выделяется среди других апостолов? Выделяет ли его Иисус?
Что объединяет Иуду и Иисуса? Можно ли сказать, что у каждого из них своя миссия?
Дайте характеристики Иоанну, Фоме, Петру. Над чем заставляет их задуматься Иуда?
Какие поступки Иуды получают двойственное толкование?
Любит ли Иуда Иисуса? Почему он предает учителя?
Может ли предательство быть вызвано благими намерениями? Дайте оценку предательству Иуды.
Подтверждает ли финал повести то, что Иуда – единственный верный ученик Иисуса?
Чем интересна повесть современному читателю?
6. РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
| Каковы истоки русского символизма? Из чего «выросла» художественная система русского символизма?
|
| Почему возникла необходимость создания нового литературного направления? Как на этот вопрос ответил Д.С. Мережковский в 1892 году?
|
| Каковы художественные принципы символизма?
|
| Что было свойственно мировоззрению старших символистов (декадентов)?
|
| Как связаны учение Вл. Соловьева и эстетические принципы младосимволистов?
|
| С чем был связан кризис символизма в начале 1910-х гг.?
|
| Поэзия В.Я. Брюсова
|
| Перечислите сборники Брюсова. В чем смысл их названий? Проследите эволюцию поэтических взглядов Брюсова.
|
| Расскажите о творчестве Брюсова – прозаика.
|
| Прочитайте стихотворение «Творчество». Почему оно так названо? С какой целью здесь используется оксюморон?Какими образами-символами наполнено стихотворение?
|
| В чем смысл стихотворения «Сонет к форме»? Как Брюсов понимает назначение поэта и поэзии?
|
| Можно ли считать стихотворение «Юному поэту»своеобразным манифестом? Дайте собственную оценку «трем заветам» Брюсова.
|
| Выучите наизусть и проанализируйте одно из стихотворений (из сборников «Meeumesse», «TertiaVigilia», «Urbietorbi», «Stephanos», «Все напевы»).
|
6. А) Поэзия К.Д. Бальмонта
1867 – 1942
Я – изысканность русской
медлительной речи,
Предо мною другие
поэты – предтечи…
К.Д. Бальмонт Он всегда был величав, ни на минуту не забывал,
что он не простой смертный, а поэт.
А.А. Ахматова
| Расскажите о том, как Бальмонт пришел в «большую» поэзию. Перечислите его поэтические сборники. Что отличает поэтическую манеру Бальмонта?
|
| 2.Прочитайте и прокомментируйте стихотворения
«Челн томленья»,
«Песня без слов»,
«Первая любовь»,
«Я вольный ветер…»,
«Жизнь»,
«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»,
«Я – изысканность русской медлительной речи…», «Гармония слов»,
«Я не знаю мудрости»,
«Безглагольность»,
«Русский язык».
3.Соотнесите идею каждого из перечисленных стихотворений с названием сборника, в который оно входит. В чем необычайность проявления авторского «я»? Какие приёмы и с какой целью использует Бальмонт в каждом из стихотворений? Какова выразительная роль знаков препинания? Выучите одно из стихотворений наизусть.
|
6. Б) Александр Александрович Блок
«Рыцарь Прекрасной Дамы»
1880 – 1921
1.Какие периоды выделяют в творчестве А.А.Блока?
2.Какое влияние на поэзию Блока оказало учение Владимира Соловьёва?
3.Прочитайте и прокомментируйте стихотворения
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» (1901),
«Ветер принёс издалёка» (1901),
«Сумерки. сумерки вешние» (1901),
«Встану я в утро туманное» (1901),
«Я, отрок, зажигаю свечи» (1902),
«Мне снились весёлые думы» (1903),
«Вхожу я в тёмные храмы» (1904),
«Осенняя воля» (1905),
«Девушка пела в церковном хоре» (1905).
Выучите одно (или два) из них наизусть.
Какими средствами создаётся в перечисленных в п.3 стихотворениях образ Вечной Жены? Какие чувства владеют лирическим героем? Как Блок воплощает в стихах миф о поэте-рыцаре и его светоносной подруге?
Можно ли говорть о том, что образ Прекрасной Дамы переживает определённую эволюцию? Аргументируйте свой ответ.
Какую роль в стихотворениях сборника «Стихи о Прекрасной Даме» играют поэтика ассоциаций, символика цвета, символика поэтической детали? Приведите примеры.
Анализ стихотворения «Незнакомка»
В каком году было написано стихотворение «Незнакомка»? Почему оно так называется?
Могло ли это стихотворение войти в сборник «Стихи о Прекрасной Даме»? Почему?
Какие настроения героя переданы в начале стихотворения? В каких деталях воплощена оценка лирическим героем общей атмосферы, изображённой в стихотворении?
Почему образ Незнакомки появляется в стихотворении не сразу?
Как перекликаются строфы «И каждый вечер друг единственный…» и «И каждый вечер, в час назначенный…»?
Из каких деталей складывается образ Незнакомки? Она – часть окружающей пошлой обстановки или посланница иного мира? Почему вы так думаете?
Почему за тёмной вуалью Незнакомки лирическому герою видятся «берег очарованный и очарованная даль»?
Каково значение в стихотворении таких образов-символов, как солнце, вино, берег?
В чём смысл последней строфы? Что значит восклицание «Ты право, пьяное чудовище!»?
Выучите наизусть отрывок из стихотворения «Незнакомка» (не менее 24 строк).
Адресаты любовной лирики Блока
Расскажите об адресатах любовной лирики Блока. Какие сборники и поэтические циклы посвящены теме любви? Как менялись со временем образы героини и лирического героя?
Прочитайте и прокомментируйте стихотворения
«Она молода и прекрасна была…» (1898)
«Луна проснулась. Город шумный…» (1899)
«Снежное вино» (1907)
«Я – Гамлет. Холодеет кровь…» (1914)
«Сердитый взор бесцветных глаз…» (1914)
«Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь...» (1914)
Выучите наизусть (полностью) и проанализируйте стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908). Каков его лейтмотив? Какое стихотворение Пушкина оно напоминает? Можно ли сказать, что лирический герой смирился с потерей счастья? Каково символическое значение образов сырой ночи и синего плаща?
Можно ли выделить общие черты героини любовной поэзии Блока?
Философские мотивы в лирике А.А.Блока
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество.
А.А.Блок
Каков взгляд Блока на роль и предназначение поэта в стихотворениях «Земное сердце стынет вновь…» (1911 – 1914), «Пушкинскому Дому» (1921), в прологе к поэме «Возмездие»?
Как решается поэтом вопрос о смысле бытия в стихотворениях
«Миры летят. Года летят. Пустая…» (1912)
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912)
«О, я хочу безумно жить…» (1914)
Каким образом. по вашему мнению, в душе лирического героя уживаются
«безумное» желание жить и ощущение бессмысленности и безысходности
бытия? Находит ли поэт ответ на вопрос о природе счастья?
Прочитайте и прокомментируйте вступление к первой главе поэмы «Возмездие» (о двух веках). В чём проявился пророческий дар поэта?
Сопоставьте стихотворение Блока «Всё ли спокойно в народе?» (1903) с лермонтовским «Предсказанием».
Образ России в поэзии Блока
Этой теме я сознательно и бесповоротно
посвящаю жизнь.
А.А.Блок
Почему. по вашему мнению, тема Родины присутствует в творчестве каждого поэта?
В чём необычность трактовки этой темы в стихотворении Блока «Русь»?
Прочитайте стихотворение «Россия» (1908). Какая она – Россия Блока? Что дорого в ней поэту? Какие оттенки приобретает образ России благодаря сопоставлению с образом женщины, жены? Что символизирует образ дороги в этом стихотворении?
Как воплощается тема судьбы России и русской женщины в стихотворениях «На железной дороге» (1910) и «Русь моя. жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910)?
Как соотносятся прошлое и настоящее России в цикле «На поле Куликовом»? Что перед нами – попытка русича прозреть будущее или попытка лирического героя-современника найти в стойкости предков духовную опору для женщин в настоящем? Почему Блок обратился именно к событиям Куликовской битвы?
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Скифы». Выучите наизусть отрывок из этого стихотворения.
|
|
|