Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Справочник также содержит краткие сведения по истории и теории литературы и планы анализа литературного произведения. Обратившись к последним страницам справочника, ты сможешь самостоятельно оценить свою работу по таблицам «Оценка сочинений»


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеСправочник также содержит краткие сведения по истории и теории литературы и планы анализа литературного произведения. Обратившись к последним страницам справочника, ты сможешь самостоятельно оценить свою работу по таблицам «Оценка сочинений»
страница2/3
Дата09.02.2016
Размер0.52 Mb.
ТипСправочник
1   2   3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ХХ ВЕКА


1. Какие периоды выделяют в развитии русской литературы 20 века? Укажите хронологические рамки этих периодов.

2. С чем связана раздробленность литературного процесса 20 века?

3. Какие культурные и социальные тенденции в России можно отметить на рубеже 19-20 веков? Почему Н.А. Бердяев назвал этот период «русским духовным ренессансом»?

4. Что такое модернизм? Какие течения и направления в литературе объединил модернизм?

5. Перечислите писателей, работавших в русле реализма, и писателей, работавших в русле модернизма.

6. Что изменилось в литературном процессе после Октябрьской революции?

7. В чём проявилась географическая и идеологическая раздробленность русской литературы советского периода?

8. Перечислите писателей, оставшихся в СССР, и писателей, продолживших свой творческий путь в эмиграции.

9. Чем реализм начала 20 века принципиально отличается от критического реализма в литературе 19 века?

10. Дайте общую характеристику сатирической литературе начала 20 века.

2. Иван Алексеевич БУНИН

1870 – 1953

2. А) Философские проблемы в прозе И. А. Бунина (на материале рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Братья», «Сны Чанга»)

1. В чём особенности повествовательной манеры Бунина-прозаика? Каким темам посвящены рассказы писателя? Какую роль играют в бунинских рассказах сюжет, лирические мотивы, исповедальные мотивы, художественная деталь? Каков хронотоп прочитанных вами рассказов Бунина?

2. Что объединяет – тематически, мотивно, стилистически – рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Братья», «Сны Чанга»?


3. С какой целью Бунин лишает имени главного героя рассказа «Господин из Сан-Франциско»? Что известно о герое?
4. Как изображён корабль в рассказе? Как и почему именно так он назван? В чём символичность образов корабля и океана в рассказе?
5. Почему господин умирает внезапно? Как в рассказе описана его смерть?

6. С чем связан беглый рассказ о жизни героев рассказа «Чаша жизни»?
7. Охарактеризуйте Селихова, Горизонтова, Иорданского, Диесперову. Чем жили эти герои? Как они описаны в произведении? На чём Бунин стремится сосредоточить внимание читателя? Кто из персонажей, на ваш взгляд, прожил бессмысленную, а кто – счастливую жизнь?

8. В чём смысл заглавной метафоры? Стоит ли беречь «чашу жизни» всегда, при любых обстоятельствах?

9. Как трактуется мотив «чаши жизни» в рассказе «Братья»? Где происходит действие рассказа? Сопоставьте судьбы двух рикш – отца и сына. Одинаково ли сложились их жизни?

10. Почему повествование сопровождается цитатами из священных буддийских книг?

11. Почему герои рассказа «Братья» лишены имён?
12. С какой целью введён в рассказ образ англичанина? В чём смысл легенды, им рассказанной?

13. Соотнесите название рассказа с эпиграфом. В чём смысл и названия, и эпиграфа?

14. Что Бунин сообщает читателю о Чанге и его хозяине? Почему события их жизни намечены только штрихами?
15. Можно ли считать измену жены капитана событием, предопределившим его горестную судьбу?

16. Почему мир и события показаны в этом рассказе глазами собаки? Какой вопрос звучит в рассказе как лейтмотив?
17. С чем соотносится образ океана в рассказе «Сны Чанга»?
18. Какие две правды о жизни знает Чанг? Почему Бунин говорит о «третьей правде», но умалчивает о её сути?

19. Выпишите из этих рассказов 5 – 7 высказываний, привлекших ваше внимание, и прокомментируйте их.

2. Б) Тема любви в рассказах И.А. Бунина. Характеры бунинских героинь (на материале рассказов «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»)

1. Что объединяет перечисленные рассказы?
2. Почему рассказ «Лёгкое дыхание» начинается с описания могилы Оли Мещерской?
3. Что можно сказать о характере Ольги? Что в ней восхищает, а за что её можно осудить?
4. Как Оля понимает любовь? О чём свидетельствует её дневник?
5. Какие чувства, по вашему мнению, пробуждала Оля в мужчинах?
6. Кто и с какой целью приходит на могилу Ольги?
7. Почему рассказ называется «Лёгкое дыхание»?
8. Чем похожа и не похожа на Олю Мещерскую Катя – героиня «Митиной любви»?
9. Что мы знаем об отношениях Мити и Кати по началу рассказа?
10. В чём смысл спора о ревности? Чья позиция вам ближе? Как соединяются в рассказе любовь и ревность?
11. Чем вызвана ревность Мити к Кате? Почему постепенно Катины чувства угасают?
12. Что нам известно о прошлом Мити? Можно ли утверждать, что любовь сопровождала его всю жизнь?
13. Почему в сознании Мити переплетаются запах любви (Катиной перчатки и ленты для волос) и запах смерти? В чём смысл этой детали?
14. Как в Мите сочетаются любовь и чувственность? Что пережил Митя после связи с Алёнкой?
15. Случайным или закономерным было решение Мити о самоубийстве?
16. В чём необычность рассказа «Тёмные аллеи»? Кто, на ваш взгляд, счастливее – герой или героиня?
17. Почему название именно этого рассказа стало заглавием целого сборника?
18. С чем связана загадочность героини рассказа «Чистый понедельник»? Почему герой говорит о «странности» любовных отношений?
19. Охарактеризуйте героя рассказа. Почему повествование ведётся от его имени?
20. Почему в рассказе подчёркнуты московские реалии? Можно ли сказать, что у героя – своя Москва, а у героини – своя?
21. Какое древнерусское произведение цитируется в рассказе? С какой целью?
22. Чем и почему именно так завершились отношения героев? С чем связан выбор героини?
23. В чём смысл финальной сцены рассказа?
24. Какова концепция любви в произведениях Бунина?

3. Александр Иванович КУПРИН

1870 - 1938

«Олеся», «Гранатовый браслет»

1. Какой конфликт лежит в основе сюжета повести «Олеся»?
2. Чем привлекает Ивана Тимофеевича рассказ о местной колдунье?
3. Прочитайте сцену появления Олеси. Какой ожидал её увидеть Иван Тимофеевич?
4. Почему герой не доверяет таланту Олеси? Как характеризует его такое недоверие?
5. Что говорит Олеся о доброте Ивана Тимофеевича? Права ли она? Способен ли её избранник на настоящее чувство?
6. Почему не состоялась любовь Ивана Тимофеевича и Олеси? Что оставила героиня на память своему возлюбленному?
7. Сопоставьте образы Олеси и княгини Веры. Что Куприн подчёркивает во внешности Веры Николаевны?
8. Из каких источников читатель узнаёт о любви Желткова?
9. Что значил браслет для Желткова? С какой целью он послал его Вере?
10. Какова реакция окружающих на подарок Желткова?
11. Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват?
12. Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли героиня после пережитого?
13. Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним?


4. Алексей Максимович Пешков

(Максим Горький)

1868 – 1936

Пьеса М. Горького «На дне»: система персонажей и социально-философская проблематика


Мне и хочется на волю,

Цепь порвать я не могу…

  • Прочитайте ремарку в начале пьесы. Что представляет собой ночлежка?

  • Как первоначально должна была называться пьеса? Почему Горький, выбирая название, остановился на предложенном Леонидом Андреевым варианте – «На дне»?

  • Что объединяет обитателей ночлежки? Чем они похожи и не похожи на «романтических бунтарей» из рассказов Горького?

  • Как попали на «дно» герои пьесы? Что известно об их прежней жизни?

  • Какой момент можно считать завязкой конфликта пьесы? Почему вы так думаете?

  • Что меняет появление Луки? Какие чувства «бывших людей» он затрагивает своими речами?

  • Все ли одинаково относятся к своему пребыванию на дне? На какие группы с этой точки зрения можно разделить персонажей?

  • Что происходит с ночлежниками и их мечтами во втором действии? Как помогают понять их настроение стихи Беранже о безумце и песня «Солнце всходит и заходит»?

  • Как в пьесе противопоставляются правда Луки и правда Сатина? Чья правда, на ваш взгляд, нужнее ночлежникам?

  • Как Горький сформулировал основной вопрос драмы «На дне»? Прокомментируйте формулировку вопроса.

  • Почему, по вашему мнению, высокие слова о человеке автор доверяет убийце и карточному шулеру?

  • В какой степени могут разрешить спор Луки и Сатина такие события, как

а) убийство Пеплом Костылева;

б) смерть Анны;

в) самоубийство Актёра?

  • Существует мнение, что Лука и Сатин – только кажущиеся антиподы. В каких эпизодах они ведут себя одинаково?

  • Выпишите реплики персонажей пьесы, ставшие афоризмами. Какое значение эти афоризмы приобрели в наше время?


5. Леонид Николаевич Андреев

1871 – 1819

5. А) Повесть Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Мифологема человеческой судьбы

  • Найдите в произведении черты жанров аллегорического рассказа, рассказа-исповеди, психологической повести, биографической повести.

  • Каков хронотоп повести?

  • С какой целью Андреев уже в начале повести задает мрачный, пессимистичный тон? Можно ли, прочитав первое предложение, утверждать, что судьба главного героя предрешена?

  • Проследите цепочку несчастий, свалившихся на Василия Фивейского. Каких бед можно было бы избежать?

  • Чем похож и не похож Василий Фивейский на библейского Иова? Почему все несчастья обрушиваются не на самого героя, а на его близких?

  • Можно ли утверждать, что судьба Василия Фивейского – это способ испытания его веры в Бога? Выдерживает ли Василий это испытание? Почему?

  • Какова роль в повести сына-идиота, Насти, Копрова, Мосягина, инвалида?

  • Почему пожар в доме Василия Фивейского – переломный момент в повести? Как складывается новая жизнь героя?

  • С какой целью Василий Фивейский пытается воскресить Мосягина? Почему именно этот поступок – кульминация сумасшествия героя?

  • Почему умерший Василий Фивейский в своей позе сохраняет «стремительность бега»?

  • В чем смысл имен и фамилий в повести? Как связаны сюжеты повести Андреева и «фиванского цикла» древнегреческой мифологии?


5. Б) Повесть Л.Н. Андреева «Иуда Искариот». Диалектика предательства

  • Что вам известно об истории создания повести? Почему Андреев изменил первоначальное название повести?

  • Насколько тесна связь повести и Евангелия? Что, по вашему мнению, важнее для автора – переосмыслить евангельский сюжет или осмыслить предательство как таковое?

  • Что привлекает и отталкивает во внешности Иуды? Что известно о его прошлом?

  • Чем Иуда выделяется среди других апостолов? Выделяет ли его Иисус?

  • Что объединяет Иуду и Иисуса? Можно ли сказать, что у каждого из них своя миссия?

  • Дайте характеристики Иоанну, Фоме, Петру. Над чем заставляет их задуматься Иуда?

  • Какие поступки Иуды получают двойственное толкование?

  • Любит ли Иуда Иисуса? Почему он предает учителя?

  • Может ли предательство быть вызвано благими намерениями? Дайте оценку предательству Иуды.

  • Подтверждает ли финал повести то, что Иуда – единственный верный ученик Иисуса?

  • Чем интересна повесть современному читателю?


6. РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ




  • Каковы истоки русского символизма? Из чего «выросла» художественная система русского символизма?




  • Почему возникла необходимость создания нового литературного направления? Как на этот вопрос ответил Д.С. Мережковский в 1892 году?




  • Каковы художественные принципы символизма?







  • Что было свойственно мировоззрению старших символистов (декадентов)?




  • Как связаны учение Вл. Соловьева и эстетические принципы младосимволистов?




  • С чем был связан кризис символизма в начале 1910-х гг.?




Поэзия В.Я. Брюсова




  • Перечислите сборники Брюсова. В чем смысл их названий? Проследите эволюцию поэтических взглядов Брюсова.




  • Расскажите о творчестве Брюсова – прозаика.




  • Прочитайте стихотворение «Творчество». Почему оно так названо? С какой целью здесь используется оксюморон?Какими образами-символами наполнено стихотворение?




  • В чем смысл стихотворения «Сонет к форме»? Как Брюсов понимает назначение поэта и поэзии?




  • Можно ли считать стихотворение «Юному поэту»своеобразным манифестом? Дайте собственную оценку «трем заветам» Брюсова.




  • Выучите наизусть и проанализируйте одно из стихотворений (из сборников «Meeumesse», «TertiaVigilia», «Urbietorbi», «Stephanos», «Все напевы»).





6. А) Поэзия К.Д. Бальмонта

1867 – 1942

Я – изысканность русской

медлительной речи,

Предо мною другие

поэты – предтечи…

К.Д. Бальмонт
Он всегда был величав, ни на минуту не забывал,

что он не простой смертный, а поэт.

А.А. Ахматова




  1. Расскажите о том, как Бальмонт пришел в «большую» поэзию. Перечислите его поэтические сборники. Что отличает поэтическую манеру Бальмонта?







2.Прочитайте и прокомментируйте стихотворения

  • «Челн томленья»,

  • «Песня без слов»,

  • «Первая любовь»,

  • «Я вольный ветер…»,

  • «Жизнь»,

  • «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»,

  • «Я – изысканность русской медлительной речи…», «Гармония слов»,

  • «Я не знаю мудрости»,

  • «Безглагольность»,

  • «Русский язык».

3.Соотнесите идею каждого из перечисленных стихотворений с названием сборника, в который оно входит. В чем необычайность проявления авторского «я»? Какие приёмы и с какой целью использует Бальмонт в каждом из стихотворений? Какова выразительная роль знаков препинания? Выучите одно из стихотворений наизусть.


6. Б) Александр Александрович Блок

«Рыцарь Прекрасной Дамы»

1880 – 1921




1.Какие периоды выделяют в творчестве А.А.Блока?

2.Какое влияние на поэзию Блока оказало учение Владимира Соловьёва?

3.Прочитайте и прокомментируйте стихотворения

  • «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» (1901),

  • «Ветер принёс издалёка» (1901),

  • «Сумерки. сумерки вешние» (1901),

  • «Встану я в утро туманное» (1901),

  • «Я, отрок, зажигаю свечи» (1902),

  • «Мне снились весёлые думы» (1903),

  • «Вхожу я в тёмные храмы» (1904),

  • «Осенняя воля» (1905),

  • «Девушка пела в церковном хоре» (1905).

Выучите одно (или два) из них наизусть.

  1. Какими средствами создаётся в перечисленных в п.3 стихотворениях образ Вечной Жены? Какие чувства владеют лирическим героем? Как Блок воплощает в стихах миф о поэте-рыцаре и его светоносной подруге?

  2. Можно ли говорть о том, что образ Прекрасной Дамы переживает определённую эволюцию? Аргументируйте свой ответ.

  3. Какую роль в стихотворениях сборника «Стихи о Прекрасной Даме» играют поэтика ассоциаций, символика цвета, символика поэтической детали? Приведите примеры.




  1. Анализ стихотворения «Незнакомка»

  • В каком году было написано стихотворение «Незнакомка»? Почему оно так называется?

  • Могло ли это стихотворение войти в сборник «Стихи о Прекрасной Даме»? Почему?

  • Какие настроения героя переданы в начале стихотворения? В каких деталях воплощена оценка лирическим героем общей атмосферы, изображённой в стихотворении?

  • Почему образ Незнакомки появляется в стихотворении не сразу?

  • Как перекликаются строфы «И каждый вечер друг единственный…» и «И каждый вечер, в час назначенный…»?

  • Из каких деталей складывается образ Незнакомки? Она – часть окружающей пошлой обстановки или посланница иного мира? Почему вы так думаете?

  • Почему за тёмной вуалью Незнакомки лирическому герою видятся «берег очарованный и очарованная даль»?

  • Каково значение в стихотворении таких образов-символов, как солнце, вино, берег?

  • В чём смысл последней строфы? Что значит восклицание «Ты право, пьяное чудовище!»?

  • Выучите наизусть отрывок из стихотворения «Незнакомка» (не менее 24 строк).




  1. Адресаты любовной лирики Блока

  • Расскажите об адресатах любовной лирики Блока. Какие сборники и поэтические циклы посвящены теме любви? Как менялись со временем образы героини и лирического героя?

  • Прочитайте и прокомментируйте стихотворения

  • «Она молода и прекрасна была…» (1898)

  • «Луна проснулась. Город шумный…» (1899)

  • «Снежное вино» (1907)

  • «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» (1914)

  • «Сердитый взор бесцветных глаз…» (1914)

  • «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь...» (1914)

  • Выучите наизусть (полностью) и проанализируйте стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908). Каков его лейтмотив? Какое стихотворение Пушкина оно напоминает? Можно ли сказать, что лирический герой смирился с потерей счастья? Каково символическое значение образов сырой ночи и синего плаща?

  • Можно ли выделить общие черты героини любовной поэзии Блока?




  1. Философские мотивы в лирике А.А.Блока

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество.

А.А.Блок

  • Каков взгляд Блока на роль и предназначение поэта в стихотворениях «Земное сердце стынет вновь…» (1911 – 1914), «Пушкинскому Дому» (1921), в прологе к поэме «Возмездие»?

  • Как решается поэтом вопрос о смысле бытия в стихотворениях

  • «Миры летят. Года летят. Пустая…» (1912)

  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912)

  • «О, я хочу безумно жить…» (1914)

  • Каким образом. по вашему мнению, в душе лирического героя уживаются

  • «безумное» желание жить и ощущение бессмысленности и безысходности

  • бытия? Находит ли поэт ответ на вопрос о природе счастья?

  • Прочитайте и прокомментируйте вступление к первой главе поэмы «Возмездие» (о двух веках). В чём проявился пророческий дар поэта?

  • Сопоставьте стихотворение Блока «Всё ли спокойно в народе?» (1903) с лермонтовским «Предсказанием».

  1. Образ России в поэзии Блока

Этой теме я сознательно и бесповоротно

посвящаю жизнь.

А.А.Блок

  • Почему. по вашему мнению, тема Родины присутствует в творчестве каждого поэта?

  • В чём необычность трактовки этой темы в стихотворении Блока «Русь»?

  • Прочитайте стихотворение «Россия» (1908). Какая она – Россия Блока? Что дорого в ней поэту? Какие оттенки приобретает образ России благодаря сопоставлению с образом женщины, жены? Что символизирует образ дороги в этом стихотворении?

  • Как воплощается тема судьбы России и русской женщины в стихотворениях «На железной дороге» (1910) и «Русь моя. жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910)?

  • Как соотносятся прошлое и настоящее России в цикле «На поле Куликовом»? Что перед нами – попытка русича прозреть будущее или попытка лирического героя-современника найти в стойкости предков духовную опору для женщин в настоящем? Почему Блок обратился именно к событиям Куликовской битвы?

  • Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Скифы». Выучите наизусть отрывок из этого стихотворения.
1   2   3