Частное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа «Развитие» г. Армавира __________________________________________________________________________________ (из опыта работы пилотной школы) -
ТЕТРАДЬ
для проверочных работ
по литературе
учени__ 9 класса
____________________
_____________________
| Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова2013 – 2014 учебный год Дорогой выпускник! Ты раскрыл сборник заданий по литературе для 9 класса.
Сборник состоит из Стартовой и Итоговой работ, а также вопросов для самостоятельной работы по произведениям русской и зарубежной литературы XX века.
Также ты найдешь в тетради список произведений для изучения на уроках по плану и уроках внеклассного чтения и список тем сочинений для работы в течение всего года.
Все задания выполняй в школьной тетради по литературе.
Справочник также содержит краткие сведения по истории и теории литературы и планы анализа литературного произведения.
Обратившись к последним страницам справочника, ты сможешь самостоятельно оценить свою работу по таблицам «Оценка сочинений» и «Оценка грамотности сочинений». Успехов тебе в изучении литературы!Содержание Стартовая проверочная работа………………………………….……………………………………
Содержание обучения литературе в 9 классе (Карта Знаний)……………..……………………..
Содержание уроков внеклассного чтения в 9 классе………………………………………………
Планируемые результаты изучения литературы в 9 классе……………………………………..
Входная проверочная работа………………………………………………………….........................
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ, ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРАМ И СОЧИНЕНИЯМ
Зарубежная литература ХХ века ...…………………………………………………………………….......
Русская литература ХХ века. ………………………………………..……………………………………..
Итоговые работы по литературе……………………………………………………………………...
История литературы
Серебряный век русской литературы……………………………………………………………………..
Лауреаты Нобелевской премии по литературе……………………………………………………….......
Теория литературы. Литературоведческий справочник.
Приметы и законы драмы……………………………………………………………………………….......
Исторические эпохи…………………………………………………………………………………………..
Литературно-художественные направления……………………………………………………………..
Приложение 1 «Анализ художественного произведения»..……………………………………….
Приложение 2 «Оценка сочинений»…………………………………………………………………
Приложение 3 «Оценка грамотности сочинений»………………………………………………..
| стр. 4
стр. 6
стр. 7
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 20
стр. 37
стр. 38
стр. 41
стр. 43
стр. 44
стр. 45
стр. 47
стр. 49
стр. 51
| Стартовая проверочная работаЦели: выявление уровня остаточных знаний за курс 5 – 8 классов;подготовка к практической коррекционной работе № п/п
| способы действий
| содержание работы
| критерии оценки
| моя оценка
| оценка учителя
| 1.
| Знание теории литературных родов и жанров
| Вспомните особенности родов литературы:
Охарактеризуйте роды литературы
эпос, лирика, драма
Назовите по одному-два произведения:
эпического жанра;
лирического жанра;
драматического жанра
По какому принципу расположены названия этих жанров эпоса: 1)рассказ; 2)повесть; 3)роман; 4)роман-эпопея
| 1. 3 б (по 1б за характеристику рода) 2. 3 б (по 1б за произведение) 3. 2 б за связный ответ
|
|
| 2.
| Знание литературно-художествен-
ных направлений;
знание литературно-художественных особенностей изученных или самостоятельно прочитанных литературных произведений
| Вспомните особенности литературных направлений:
Сформулируйте особенности следующих литературно-художественных направлений:
классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм
Приведите по 1 — 2 примера произведений этих литературно-художественных направлений
| 1. 12 б (по 3б за определение) 2. 8 б (по 2 б за пример для каждого направления)
|
|
| 3.
| Знание сюжетных и внесюжетных элементов композиции литературного произведения
| Вспомните элементы композиции литературного произведения:
Вставьте недостающие элементы композиции: 1)пролог; 2)завязка; 3)____________________________; 4)___________________________; 5)_______________________________; 6)_______________; 7)
| 5 б (по 1 б за элемент)
|
|
| 4.
| Знание особенностей гуманистического и исторического мировоззрения;
знание истории и принципов русской литературы
| Вспомните особенности мировоззрения писателей от Возрождения до XIX века
1. Гуманизм. Что означает этот термин в литературе и искусстве
2.Назовите русских писателей - гуманистов
3. Как вы понимаете выражение «принцип историзма в литературе»?
|
1. 5 б за определение
2. 5 б за ответ
3.10 б за связный ответ
|
|
| 5.
| Знание изобразительно-выразитель-
ных средств языка
| Вспомните тропы (изобразительные приёмы):
гипербола ,литота , эпитет, метафора, антитеза, олицетворение
| 12 б (по 2 б за формулировку)
|
|
| 6.
| Владение приемами и навыками составления характеристики литературного героя
| Характеристика героя литературного произведения
Расскажите о литературном персонаже по плану:
1)Название произведения, жанр, автор.
2)Социальное положение персонажа (семья, воспитание), взаимоотношения с обществом или другими персонажами.
3)Основные события, в которых участвует персонаж;
4)Черты характера персонажа; как они проявляются в его поступках, портрете, пейзажах?
5)Отношение автора к персонажу.
6)Моё отношение к персонажу.
Персонаж выберите самостоятельно.
Можете использовать СВОЙ план рассказа
| 30 б.
|
|
| 7.
| Владение приемами и навыками написания отзыва о произведении художественной литературы
| Отзыв о литературном произведении
Напишите небольшой отзыв о литературном произведении. Произведение выберите самостоятельно.
| 30 б
|
|
|
|
| Общий балл
| 125 б. = 100 %
|
|
| СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ в 9 классе (КАРТА ЗНАНИЙ) ЛИТЕРАТУРА ХХ века
РАБОТА В ПОЗИЦИИ ЧИТАТЕЛЯ-КРИТИКА и
ТЕОРЕТИКА
(ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)
1. Э.Хемингуэй. Повесть-притча «Старик и море».
2. Б. Брехт. Пьеса «Мамаша Кураж и её дети».
3. А. Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц».
4. А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Душечка», «Дом с мезонином», «Рассказ художника».
5. И.А. Бунин. Рассказы «Антоновские яблоки», «Холодная осень».
6. А.И. Куприн. Повесть «Олеся».
7. М. Горький. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
8. М. Зощенко. Рассказы «Аристократка», «Баня», «Гости».
9. А. Грин. Феерия «Алые паруса».
10. М.Булгаков. Повесть «Собачье сердце».
11. М.Шолохов. Рассказ-эпопея «Судьба человека».
12. В.Быков. Повесть «Сотников».
13. Б. Васильев. Повесть «А зори здесь тихие».
14. А.Твардовский. Главы из поэмы «Василий Тёркин».
15. А. Блок. Стихотворения «О, весна без конца и без краю…», «Под масками» («А под маской было звёздно…»), «На поле Куликовом»,» «Россия» («Опять, как в годы золотые…»), «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»)
16. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?» «Послушайте!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Жизнь и творчество Маяковского.
17. А. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
18. С.Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо матери».
19. А. Ахматова. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Мне голос был. Он звал утешно…».
20. В. Шукшин. Рассказы «Чудик», «Микроскоп», «Алеша Бесконвойный».
21. Б.Пастернак. Стихотворения «Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет»
22. Н.Заболоцкий. Стихотворения «Осень» («Когда минует день и освещенье…»), «Некрасивая девочка» («Среди других играющих детей…»), «Не позволяй душе лениться».
23. И. Бродский. Стихотворения «Рождественский романс», «Стансы», «Почти элегия»
24. Ч. Айтматов. Повесть «Белый пароход»
II. РАБОТА В ПОЗИЦИИ АВТОРА-ХУДОЖНИКА и ПУБЛИЦИСТА
Сочинение «Самое ценное в жизни».
Сочинение «В тени столетних лип».
Создание инсценировок рассказов Чехова.
Диспут «Можно ли нарушить закон во имя добра?»
Создание инсценировки или стилизации по рассказу Зощенко.
Сочинение «Пустой урок».
Создание стилизации. Написание феерии.
Пьеса «В переулке за углом».
Сочинение «Интеллигентный человек – какой он?»
Сочинение «Главный враг человека в нём самом».
Сочинение «Как рождается вражда и можно ли её преодолеть?»
Создание сочинения, раскрывающего выразительные возможности слова. «Когда я слышу слово “переправа” »
Сочинение «Кумир и идеал – сходство и различия»
Сочинение «На всех парусах».
Сочинение «Конец игры».
Диспут «Смогут ли фашисты «завоевать» нашу молодёжь?»
Диспут «Кто герой нашего времени?»
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ № п/п
| Произведение
| форма зачёта
| срок сдачи зачёта
| отметка учителя
|
| А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
| письменный отзыв об одной из повестей
| 1 – 2 недели сентября
|
|
| Н.В. Гоголь. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»
| письменный отзыв об одной из повестей
| 3 – 4 недели сентября
|
|
| Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
| беседа, письменный отзыв
| 1 – 2 недели октября
|
|
| Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет»
| беседа, письменный отзыв
| 3 – 4 недели октября
|
| Отметка о выполнении программы I четверти
|
|
| Ф.М. Достоевский. Повесть «Неточка Незванова»
| беседа, письменный отзыв
| 2 неделя ноября
|
|
| Л.Н. Толстой. Повесть «Хаджи-Мурат»
Рассказ «После бала»
| письменный отзыв
| 3 – 4 недели ноября
|
|
| М.Ю. Лермонтов. Поэма «Демон»
| письменный отзыв,
отрывок наизусть
(1 страница)
| 3 – 4 недели ноября
|
|
| И.А. Бунин Рассказы из цикла «Темные аллеи»
| работа с текстом романа по алгоритмам
| 1 – 2 недели декабря
|
|
| В. Закруткин. «Матерь человеческая».
| письменный отзыв
| 3 – 4 недели декабря
|
| Отметка о выполнении программы II четверти
|
|
| Лев Кассиль Военные рассказы; повести «Великое противостояние», «Дорогие мои мальчишки», «Улица младшего сына».
| письменный отзыв
(об одной повести или 2-ух — 3-ёх рассказах)
| 3 – 4 недели января
|
|
| Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке».
| беседа, сочинение
| 1 – 2 недели февраля
|
|
| А. Н. Толстой «Русский характер».
| беседа, письменный отзыв
| 3 неделя февраля
|
|
| Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая»
| беседа, письменный отзыв
| 4 неделя февраля
|
|
| Василь Быков «Третья ракета», «Обелиск».
| письменный отзыв об одной из повестей
| 1 – 2 недели марта
|
| Отметка о выполнении программы III четверти
|
|
| Елена Кошевая «Повесть о сыне».
| беседа, письменный отзыв
| 1 – 2 недели апреля
|
|
| А.Н. Островский «Бесприданница»
| письменный отзыв о драме
| 3 – 4 недели апреля
|
|
| А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
| письменный отзыв о рассказе
| 2 неделя мая
|
| Отметка о выполнении программы IV четверти
|
|
| Публичное представление индивидуальных результатов по внеклассному чтению
| устное выступление-защита одного из прочитанных произведений
| 3 неделя мая
|
| Отметка о выполнении программы 9 класса
|
| Примечание: для сдачи зачёта ОБЯЗАТЕЛЬНО ведение читательского дневника и выполнение всех письменных работ планируемые результаты изучениЯ ЛИТЕРАТУРЫ в 5 – 9 классах
(основные требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих основную школу):
В результате изучения литературы в 5 – 9 классах ученик должен при работе в позиции «читателя-критика»: – знать / понимать тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения и заучивания наизусть; а также основные факты жизни и творчества Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя; – ориентироваться в мировом литературном процессе (этапы развития мировой литературы, литературные направления, родо-видовые особенности, проявляющиеся в произведениях на каждом этапе); – определять время создания незнакомого текста, литературное направление, к которому оно принадлежит, и возможного автора; – выявлять тему, идею, проблематику изученного произведения; – выявлять особенности внутреннего мира героев в оценке рассказчика и автора в эпическом тексте, в оценке автора в драматическом тексте, настроение лирического героя в лирическом тексте и обосновывать свое понимание текста произведения; – определять род, жанр, способ построения произведения, роль элементов формы в выражении авторской позиции; – выражать свое отношение к прочитанному; – создавать устные и письменные литературно-критические высказывания; – выразительно читать эпические, лирические и драматические тексты; при работе в позиции «автора»:– самостоятельно ставить художественную задачу внутри заданной темы и выбирать выразительные средства ее решения; – создавать произведения разных жанров (стихотворения, инсценировки, стилизации, пародии); – выражать свою точку зрения на значимые для юношества жизненные явления в диспуте, в сочинении и последующем обсуждении сочинений; при работе в позиции «теоретика»:– иметь представление о литературе как искусстве слова и позициях «автора», «читателя», «критика», «теоретика»; – иметь представление об отношениях автора и читателя, о соотношении авторской и читательской точек зрения; – иметь представление об этапах развития мировой литературы, литературных направлениях, о родо-видовых особенностях, проявляющихся в произведении на каждом этапе; – иметь представление об особенностях героев и рассказчиков в различных родах и жанрах литературы; – иметь представление о структуре жанра, содержательности всех элементов формы, художественно-выразительных средствах литературы. |