Главная страница

Создание системы подготовки обучающихся к экзамену по географии в 9 классах в условиях независимой внешней оценки качества образования школьников



Скачать 483.42 Kb.
НазваниеСоздание системы подготовки обучающихся к экзамену по географии в 9 классах в условиях независимой внешней оценки качества образования школьников
страница1/4
учитель географии
Дата03.03.2016
Размер483.42 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Создание системы подготовки

обучающихся к экзамену по географии

в 9 классах в условиях независимой внешней оценки качества образования школьников

Выполнила: учитель географии

1-й квалификационной категории

МОУ гимназии № 44 г.Иванова

Дработухина Ольга Витальевна

Иваново 2010 г.

Введение.

Российская школа в последние годы переживает процесс серьезных системных преобразований, определенных «Концепцией модернизации образования до 2010 года», разработанной правительством страны. Создается общероссийская система оценки качества образования.

С 2001 по 2009 г. проводился эксперимент по введению Единого государственного экзамена. Эксперимент по введению ЕГЭ завершился и 2009 год стал первым годом полномасштабного введения. Начиная с этого года, результаты единого государственного экзамена по географии признаются всеми общеобразовательными учреждениями среднего профессионального и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по географии.

В 2008 г. государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по географии в экспериментальном порядке впервые проводилась в новой форме. Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учетом принципа вариативности.

Таким образом, проводимая модернизация образования требует системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Наиболее актуально эта проблема стоит в 9-х классах, так как при изучении довольно насыщенного программного материала по социальной и экономической географии России, необходимо организовать повторение изученного материала по предыдущим курсам географии, начиная с 6 класса, для подготовки к экзамену. Эта дилемма, я думаю, вызывает трудности у многих учителей.

Поэтому, в своей работе я пытаюсь проанализировать результаты организации итогового повторения и эффективность использования тематических и репетиционных контрольных работ, соответствующих требованиям к ГИА, в 9-х классах за 2 последних года с целью подготовки обучающихся к экзамену по географии в новой форме.
Таким образом, целью данной работы является изучение условий организации подготовки обучающихся 9 классов к экзамену по географии в новой форме.

Для выполнения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. .Систематизировать организационные мероприятия по подготовке обучающихся 9 классов к независимой оценке качества образования.

  2. Систематизировать дидактические материалы по подготовке обучающихся к независимой оценке качества образования.

  3. Проанализировать результаты репетиционных и диагностической контрольных работ в новой форме в 9-х классах за 2 года.

  4. Проанализировать результаты экзаменов по географии в новой форме за 2 года.

Объектом данной работы является процесс подготовки обучающихся

9 классов к государственной итоговой аттестации в новой форме.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов репетиционных работ и экзамена в дальнейших исследованиях, посвященных анализу эффективности подготовки обучающихся к успешной сдаче экзаменов в новой форме. В рамках преподавания географии могут быть использованы дидактические материалы, систематизированные в ходе работы.

Основными методами исследования стали статистический, аналитический, сравнительный и описательный.

  1. Обзор литературы.

    1. Федеральный компонент государственного

образовательного стандарта общего образования

и требования концепции модернизации Российского образования.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» «Российская Федерация в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетентности устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников».

Государственный стандарт общего образования призван обеспечить:

  • равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;

  • единство образовательного пространства в Российской Федерации;

  • академические свободы обучающихся и педагогических работников;

  • академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;

  • защиту обучающихся от перегрузки и сохранение их психического и физического здоровья;

  • преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования.

Государственный стандарт общего образования обязателен для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

В соответствии со статьей 5, п.1 проекта ФЗ «государственный стандарт общего образования состоит из федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

  • переход к 4-летнему начальному образованию;

  • введение профильного обучения на старшей ступени школы;

  • нормализация учебной нагрузки учащихся;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования;

  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования;

  • формирование ключевых компетенций;

  • обеспечение вариативности и свободы выбора;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков;

  • обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;

  • повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.

Федеральный компонент устанавливает:

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

  • требования к уровню подготовки выпускников;

  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Образовательные стандарты по учебному предмету включают:

  • цели изучения учебного предмета;

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;

  • требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

Требования к уровню подготовки выпускников задаются в деятельностной форме (что в результате изучения знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Порядок реализации федерального компонента:

  • федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения;

  • примерные программы по учебным предметам федерального компонента;

  • контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального государственного стандарта общего образования.

Требования к уровню подготовки выпускников задаются преимущественно в деятельностной форме. Требования направлены прежде всего на формирование обобщенных способов учебной деятельности, конкретных способов учебной деятельности по отдельным предметам, обобщенных способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данной образовательной области, учебного предмета. Компетентность – это способность человека применять полученные знания и умения на практике, в повседневной жизни для решения тех или иных теоретических и практических проблем. Компетентностный подход потребует акцентировать внимание на результате образования, причем, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных проблемных ситуациях. Следовательно, должна меняться система контроля и оценки качества образования:

  1. от традиционных контрольных работ – к КИМам, разработанным на основе п.3.3. п. ФК ГОСТа общего образования «Требования к уровню подготовки выпускников». Исходя из этих требований, вводится уровневая структура КИМов. Структура и содержание КИМов регламентированы: 1) кодификатором; 2) спецификацией.

  2. от тестирования с выбором правильных ответов – к использованию открытых форм тестирования, которые оценивают продуктивность мышления, способность доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Подлежит изменениям система качественного и количественного оценивания подготовленности выпускников. От оценивания освоения предметных ЗУНов к оцениванию широких образовательных достижений.



    1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и цели изучения географии в основной школе.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по географии (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089) определяет обязательный минимум содержания основного общего образования и требования к уровню подготовки выпускников основной школы по географии (Приложение № 1).

Как мы убедились, требования к уровню подготовки выпускников задаются преимущественно в деятельностной форме, т.е. значительно большую их часть составляют умения и применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Поэтому при конструировании контрольно-измерительных материалов необходимо стремиться к тому, чтобы проверяемые элементы содержания охватывали, с одной стороны, базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой стороны – наиболее актуальные процессы и явления современной жизни: демографические, этнические, социально-культурные, экологические, экономические.

На основе нормативных документов В.П.Максаковский отмечает, что за последнее десятилетие были гораздо полнее и четче определены цели и задачи школьной географии. Учитывая важность этого материала для каждого учителя, приведу его полностью.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-0экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Таким образом, мы видим география – уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Это особенно важно в настоящее время, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде очевидны. Таким образом, география – это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью. Другими словами, содержание КИМов должно иметь как инвариантную, так и вариативную части, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.


    1. Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «география» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6 классе – 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в 7,8 и 9 классах – по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Причем 1 час в неделю учебного предмета «География» в 6 классе перенесен в региональный компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (6 класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Но т.к. это положение носит рекомендательный характер, то администрация не всегда находит возможность выделить этот дополнительный час. Отсюда возникает большая проблема – формирования картографических умений и навыков, которые главным образом формируются в курсе 6 класса.

Максаковский В.П. в своей статье «Как нам обустроить школьную географию» пишет: «Еще в 60-х гг. на изучение географии в школе отводилось 385 часов. А теперь после потери 5 класса и одного недельного часа в 6 и 7 классах, в 8-9 классах осталось 245 часов. В результате голубая мечта географов о включении нашего предмета в учебный план в качестве самостоятельной области знаний вне естественного и общественного циклов учебных дисциплин становится еще более несбыточной, а перспективы школьной географии оцениваются самими географами либо со сдержанным оптимизмом, либо даже крайне пессимистично».

К сокращению часов на изучение географии еще можно добавить отмену вступительных экзаменов по географии во многих

ВУЗах и как следствие этого малое количество учащихся, выбирающих экзамен по географии; падение географической грамотности общества в целом. «Все это означает, - пишет Максаковский, - что престиж учебной (и научной) географии в российском обществе никак нельзя назвать высоким». «Но не все так безрадостно, - пишет он дальше, -…в последнее десятилетие можно назвать десятилетием перестройки школьной географии, причем эта перестройка шла по трем главным направлениям _ теоретическому (концептуальному), методическому и практическому.

    1. Перестройка школьной географии.

Начало теоретической (концептуальной) перестройке было положено еще в 1999 г. Была разработана новая концепция географического образования, авторы которой исходили из того, что география – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей. Главные инновационные идеи этой концепции:

Первая – возвращение к комплекной географии. Главная цель которой заключалась в формировании у учащихся целостного представления о Земле, ее матерках, крупных регионах и некоторых странах. На путь комплексного регионоведения Концепция переводили и курс географии России в 8 и 9 классах, который становился центральным во всей системе школьного географического образования. Это было сделано для того, чтобы лучше показать взаимодействие трех основных компонентов географической среды – природы, населения и хозяйства.

Вторая идея – установка на гуманизацию школьной географии, ее «очеловечение».

Еще одной важнейшей методической новацией десятилетия перестройки стало внедрение в школьную географию компетентностного подхода. Этот подход непосредственно связан с изменением главной задачи школьного образования, в качестве которой теперь рассматривается не приобретение определенной суммы знаний, умений и навыков, а воспитание полноценного гражданина обества, подготовленного к активной самостоятельной деятельности в многообразной географической действительности. В формировании ключевых компетенций пока нет полного единства взглядов. Но мне хотелось бы привести их перечень:

  • Личностные компетенции – развитие духовных, нравственных и физических качеств личности.

  • Социальные компетенции – воспитание гражданина демократического общества, патриота, освоение основных социальных практик.

  • Общекультурные компетенции – освоение основ отечественной и мировой культуры.

  • Интеллектуальные компетенции – развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук.

  • Коммуникативные компетенции – формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение на русском, родном и иностранном языках, овладение современными средствами коммуникации.

Перечисленные компетенции охватывают сферы познавательной, общественной, трудовой, культурной и бытовой деятельности человека.

2.Организация подготовки

учащихся к ГИА.

Итоговая аттестация в новой форме является стрессогенным фактором и для учеников и для учителей. Для учителя географии сам факт выбора его предмета выпускником для сдачи экзамена в новой форме ставит учителя в позицию экзаменующегося. Волнение, неуверенность в знаниях ученика (не всегда выпускник отличается глубокими географическими познаниями), беспокойство за последствия не сдачи экзамена (а вдруг!) учителю не прибавляют здоровья и уверенности в завтрашнем дне. Поэтому необходимо продумать систему действий по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Изучив опыт учителей Хабаровского края и используя собственный, предлагаю рекомендации по подготовке учащихся к ГИА.
2.1.Методические рекомендации учителям

по подготовке учащихся к ГИА.

  1. Изучить обязательный минимум содержания основных образовательных программ основного и среднего (полного) образования по географии и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования), аналитические материалы экзаменов по географии предыдущих лет.

  2. Использовать в работе методические материалы журналов «География в школе», брошюр серии «География» библиотечки «Первое сентября», газеты «География» (приложения к газете «Первое сентября»); сборники заданий по подготовке к ГИА.

  3. При организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений, навыков и способов деятельности.

  4. Провести поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников, и предусмотреть систематическую работу по формированию и развитию соответствующих умений и навыков.

  5. Организовывать итоговое повторение по предыдущим курсам географии через систему домашних заданий и индивидуальных карточек заданий (в т.ч. и с дозой помощи) на уроках. Для планирования этой работы составлять «Технологические карты» организации повторения.

  6. Внести изменения в систему контроля за уровнем подготовки учащихся. С этой целью:

    1. создать дидактическую базу для организации контрольно-оценочной деятельности как по текущему материалу, так и пройденному ранее в предыдущих курсах географии, с целью подготовки к ГИА.

    2. широко использовать повторение и обобщение знаний по крупным разделам и темам, проведение уроков обобщающего повторения в форме уроков-дискуссий, рассуждений, парадоксов, с проблемным изложением;

    3. изучая природу или хозяйство отдельных территорий находить проявления физико-географических, экономических, демографических закономерностей, изученных ранее, предлагать к решению задачи на применение знаний этих закономерностей, возможно гипотетических территорий, а в завершение – давать задания учащимся самим придумать аналогичную задачу;

    4. при изучении сложных вопросов, трудных для усвоения, использовать составление систематизирующих схем и таблиц с формулировкой вывода, применять практические методы с проблемными вопросами, ситуациями;

    5. использовать для организации практической познавательной деятельности школьников и повышения качества знаний различные наглядные пособия, в т.ч. и электронные; мультимедийные пособия.

    6. Отслеживать результаты усвоения нового материала и формирования географических умений у учащихся, выбравших экзамен по географии в новой форме. С этой целью целесообразно вести «Листы учета ЗУН», используя элементы рейтинговой системы.

  7. Дифференцировать и индивидуализировать обучение (на основе результатов контроля на входе, промежуточного и на выходе), осуществляя тематический контроль степени усвоения каждым учеником материала в объеме обязательного минимума содержания географического образования.

  8. Использовать тетради по подготовке к ГИА для индивидуальной работы с учащимися (по прорешиванию экзаменационных заданий).

  9. Своевременно информировать родителей обучающихся о мероприятиях и результатах по подготовке к экзамену через вклейки в дневниках «Подготовка к ГИА».

  10. Организовать итоговое повторение через систему домашних заданий и индивидуальных карточек на уроках. Тщательно спланировать итоговое повторение, составив «Технологическую карту».

  11. Применять новые формы промежуточной аттестации учащихся с использованием тестовых технологий.

  12. Формировать у учащихся:

- навыки работы с тестами;

- технику сдачи тестов (самоконтроль времени, оценка трудностей заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов, подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов и т.д.).

  1. С целью закрепления навыков работы с тестами и определения уровня подготовки учащихся, в т.ч. и психологического тренинга, проводить

репетиционный экзамен с заполнением бланков (по материалам и в соответствии с требованиями к проведению ГИА).

  1. Использовать систему элективных курсов, факультативов, индивидуально-групповых занятий для удовлетворения познавательных потребностей учащихся.

  2. Оформить в кабинете стенд «Готовимся к ГИА», в экспозиции которого должны быть демонстрационные материалы, примеры решения отдельных заданий, образцы экзаменационных бланков, список дополнительной литературы, адреса сайтов, советы выпускнику.



2.2.Технологическая карта организации повторения.

Для организации итогового повторения в 9 классах целесообразно тщательно спланировать данный процесс. Для этого прежде всего необходимо определить ключевые темы предыдущих курсов географии согласно кодификатору экзаменационных материалов. Включить итоговое повторение в календарно-тематическое планирование, связав, где можно, по смыслу изученный ранее материал с текущим. Составить систематическую таблицу итогового повторения, оформив технологическую карту. Приведу пример собственной технологической карты, которая помогает мне в работе по организации итогового повторения с целью подготовки учащихся к ГИА (Приложение № 2).
2.3.Методика определения уровня готовности школьников

к экзамену по географии в новой форме.

При организации процесса подготовки к экзамену в новой форме очень важно учитывать показатели результата обучения школьников. И здесь уместно применить метод известного педагога-новатора Шаталова В.Ф.
Для контроля знаний он ввел «Листы открытого учета знаний», суть которых состоит в том, что каждая полученная на уроке отметка заносится на специальный бланк, который вывешивается для всеобщего обозрения, что дает большой воспитательный эффект. Лист открытого учета знаний превращается в своего рода «послужной список» каждого ученика. Причем каждый ученик в любое время может исправить отметку на более высокую и показать все, на что он способен. Кроме того, возможная ошибка учителя при оценке знаний может быть легко устранена. Данная методика позволяет объективно оценивать знания и умения учащихся, выявлять пробелы и своевременно их корректировать. Совершенно не обязательно использовать всю рейтинговую систему оценки по Шаталову, т.к. накопительная система баллов, перевод их в оценки процесс довольно трудоемкий. Однако, аналитическая таблица с результатами обучения каждого учащегося, выбравшего экзамен по географии в новой форме, необходим учителю для индивидуализации учебного процесса и является важной составляющей при организации подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена.
3.Использование тестирования как средства развивающего обучения и контроля знаний

на уроках географии.

На сегодняшний день существует множество способов контроля качества знаний учащихся. Для оперативной проверки качества знаний учащихся все чаще используется тестирование, т.к. тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения разного уровня сложности заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, терминов и пр. Оценивание результатов тестирования носит более объективный характер, значительно сокращаются временные затраты на проверку знаний.

Использование в образовательных учреждениях различных систем многоэтапного контроля знаний и умений учащихся вызывает необходимость разработки и апробации разнообразных взаимосвязанных средств входного, текущего и итогового контроля. Систематический объективный контроль даёт сведения об эволюции качества образования обучающихся.

Систематический плановый контроль помогает оценить правильность организации учебно-воспитательного процесса по географии и эффективность использования современных методов и приемов обучения по предмету.

Данная тема является особенно актуальной в последнее время, так как важной задачей учителя становится квалифицированная помощь ученикам в подготовке к ГИА, состоящему из заданий в тестовой форме. Использование апробированных в рамках ГИА заданий части А и В при текущем контроле, с одной стороны, позволит учителю получать более полную картину состояния сформированности знаний и умений, а с другой — подготовит учащихся к тематическому и итоговому контролю.

Контроль знаний учащихся является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся. Тестовая технология является одним из наиболее эффективных средств контроля подготовки учащихся по предмету. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков учащихся и сформированности представлений, выявить индивидуальный темп обучения, проблемы в текущей и итоговой подготовке. Использование тестовых заданий при текущем или тематическом контроле позволяет существенно экономить время учителя на уроке.

Географические тесты также позволяют:

  • дать оценку знаний основного теоретического, а так же необходимого фактического материала;

  • выявить широту географического кругозора;

  • показать умение ответить на нестандартный вопрос;

  • выявить знания, необходимые географу в смежных науках: физике, химии, биологии, экологии, экономике.

Каждая форма контроля знаний учащихся имеет свои преимущества и недостатки. Главное преимущество тестов в том, что они позволяют провести объективную независимую оценку уровня обученности учащихся в соответствии с Государственным образовательным стандартом и едиными требованиями. К достоинствам этого метода также можно отнести возможность за сравнительно короткое время обобщить и систематизировать учебный материал, проверить глубину знаний.

В числе недостатков тестовых заданий называют вероятность угадывания или списывания правильного ответа не знающим материала учащимся. Для уменьшения вероятности угадывания наряду с правильным ответом должно быть представлено достаточно много неправильных. Тесты также не позволяют проверить усвоение всех вопросов содержания, умение логически рассуждать и излагать свои мысли. Поэтому желательно использовать тестовый контроль в сочетании с традиционными формами и методами проверки, в частности с применением вопросов и заданий со свободным ответом.

Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении, использую в практической деятельности разноуровневые тестовые задания, которые помогают проверить знания, умения, навыки учащихся.

При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Использование тестовых заданий позволяет учащимся самостоятельно обнаруживать пробелы в своих знаниях и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить об обучающем потенциале тестовых заданий.

Какие же принципы необходимо соблюдать для отбора содержания тестовых заданий?

1) Значимость материала. Этот принцип указывает на необходимость включения в тест только тех элементов знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными, с многочисленными пробелами. Такие элементы ввиду их важности называют структурными. В тест, следовательно, нужно включать только те материалы, которые выполняют роль опорного (структурного) каркаса в индивидуальном знании.

  1. Научная достоверность. Все спорные точки зрения, которые существуют в науке, не рекомендуется включать в тестовые задания. В тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое признано объективным истинным и поддается рациональной аргументации.

3) Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Этот принцип вытекает из естественной необходимости готовить специалистов и проверять их знания не только на научно достоверном материале, но и соответствующим современным представлениям.

4) Репрезентативность.

В тест не только включают значимые элементы содержания, но и обращают внимание на полноту и их достаточность для контроля. В самом деле, можно взять пять-шесть элементов и проверить по ним знания учащихся. Но где уверенность, что они знают другие важные элементы содержания учебной дисциплины? Путь к появлению такой уверенности лежит в наиболее полном отображении необходимого знания в заданиях теста. Принцип репрезентативности не означает обязательного включения в окончательный вариант теста всех значимых элементов содержания. Ведь многие из них явно связаны между собой в общей структуре знаний, полностью или частично включены один в другой.

Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема – основополагающая в учебной дисциплине. Необходимо искать задания, комплексно отображающие основные – если не все – темы учебного курса. Другая сторона рассматриваемого принципа – стремление сбалансировано отобразить в тесте основной теоретический материал – понятия, законы, закономерности, гипотезы, факты структурные компоненты теории – вместе с методами научной и практической деятельности, с умениями эффективно выполнять типовые профессиональные задания. Последние могут трансформироваться в форму тестовых заданий на установление соответствия или правильной последовательности, превращаясь в дидактическую модель, используемую одинаково успешно и для контроля, и для обучения.

Тесты используются для вводного, текущего, тематического, диагностического и итогового контроля знаний. Аттестационные темы могут достаточно полно проверять уровень обученности по всему материалу учебной дисциплины в отличие от обычных форм аттестации, при которых учащийся отвечает только на те несколько вопросов, которые ему определяет случай. Как правило, тест для текущей проверки направлен на выявление усвоения учащимися научных фактов, конкретного материала. Для тематической проверки используют тесты, контролирующие усвоение школьниками более обобщенных знаний, понятий, законов, а также овладение различными видами учебной деятельности, в том числе и практической. Тематические тесты могут содержать до 25 заданий, полугодовые и годовые – более 25 заданий, они используются в основном для подведения итогов обучения.
  1   2   3   4