Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Словарная работа на уроках русского языка с младшими школьниками. Вступление


Скачать 65 Kb.
НазваниеСловарная работа на уроках русского языка с младшими школьниками. Вступление
Дата16.02.2016
Размер65 Kb.
ТипДокументы

Словарная работа

на уроках русского языка

с младшими школьниками.
1.Вступление.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.

Слова с непроверяемым написанием называют словарными словами.

Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.

Работая по «Русской азбуке» и «Прописям», первоклассники

  • наблюдают за написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш;

  • запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова.

В каждом из последующих классов количество словарных слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.

Традиционно словарные слова усваиваются младшими школьниками путём механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. Но методика, которая ориентирует учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые учениками.

Для повышения эффективности усвоения словарных слов необходимо изменить характер запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.

Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:

  • понимания учеником значения изучаемого слова,

  • сущности и характера содержащейся в ней трудности,

  • установления связи данного слова с ранее изученными словами,

  • использование различных приёмов запоминания,

  • активного включения словарных слов в речевую практику ребёнка.


2.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ.

-1-

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Например:

Картина – слово образовалось от итальянского «карта» – бумага изукрашенная.

Малина – образовано от слова «малый». Действительно ягода состоит из маленьких частей.

Тетрадь – от греческого «тетра», что значит «четыре». Вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги. «Тетра» - четвёртая часть листа.
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. Поэтому целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание. Этимологическую справку следует сообщать детям на уроке знакомства с новым словом.
3.

В ряде случаев, когда не может помочь этимологическая справка, запоминанию правильного написания способствует и привлечение мнемонических приёмов. К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, которые, вызывая определённые ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Петуха назвали «Петя»,

Петь он будет на рассвете.
Лиса – лисица, посмотри,

Очень любит букву «и».

Также вниманию детей можно предложить рисунки такого типа: яг да, ябл ко.

4.

Для того, чтобы словарная работа была более успешной, важно правильно её спланировать.

Целесообразно слова, предназначенные для усвоения, распределить по дням недели и организовать их систематическое повторение. Как известно, навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причём прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами. И так:

1-ый день. Знакомство со словом.

1.Предъявление слова.

Можно предложить ряд приёмов:

  • карточка – картинка с изображением предмета;

  • чтение загадки. Отгадка – словарное слово.

  • изучаемое слово выделяется из текста, написанного на доске или воспринятого на слух.

-2-
2.Звуко-буквенный анализ слова с целью выделения орфограммы.

3.Орфографическое проговаривание.

4.Запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.

5.Сообщение этимологической справки.

6.Подбор однокоренных слов.

7.Составление словосочетаний или предложений с изученным словом.

8.Знакомство с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов.

На этом этапе можно использовать карточки типа: «Огурец», «Капуста», «Морковь».

Напечатанное слово вставляется в кармашек подвижного словарика «Домик совы» или «Витрина словарных слов».
2-ой день. Письмо с комментированием.

3 -ий день. Списать с доски с пропущенными безударными гласными.

Проверить правильность написания слова можно используя орфографические «часики».

4 -ый день. Письмо под диктовку.

5 -ый день. Работа с перфокартами.

Из опыта моей работы:

  • перфокарты с «окошком»

  • перфокарты с прозрачной плёнкой. Буквы записываются фломастером и после проверки легко стираются.

  • предметные перфокарты.

  • картинные перфокарты: Кто это? Что это?



5.

Слова с непроверяемыми орфограммами для лучшего усвоения их правописания следует распределять и изучать либо по темам, либо по графическому сходству. Сгруппированные по тому или иному признаку слова, полезно повторять в таком же сочетании неоднократно.

  • Можно предложить следующие темы: «Школа», «Посуда», «Птицы», «Овощи» , «Транспорт», «Профессии людей» и т.д.

  • Группировка слов по графическому сходству. Например, слова, сходные начальной гласной: на «о» - орехи, осина, огурец, однажды.

Слова на –оро- ( ворона, сорока), -оло- (молоко, молоток, солома), -ара- (барабан, карандаш).

6.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке. Как известно, прочное усвоение написания словарных слов достигается путём частого употребления

-3-

в различных заданиях и упражнениях. К числу словарно – орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов. Это могут быть простые и творческие по форме работы; слуховые и зрительные по виду восприятия.


7.

Одним из приёмов обучения письму непроверяемых слов являются занимательные формы работы:

  • включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;

  • отгадывание загадок;

  • составление стихов, загадок со словарными словами;

  • проведение викторин, конкурсов.

С этой целью можно использовать игры, собранные в книге Волиной «Весёлая грамматика».
8.

Приведу примеры некоторых видов и форм работы со словами из словаря, которые я провожу на своих уроках русского языка. Ряд упражнений способствует осознанному усвоению значений трудных слов и правильному их использованию в речевой практике. Есть упражнения, которые позволяют наблюдать над многозначностью слов, прямым и переносным значением слов:

  • Сапоги, ботинки – это обувь, а …., …. – это одежда.

  • Кого так называют: библиотекарь, телефонист.

  • Выборочный диктант: Весело сияет месяц за окном. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.

  • Подбери подходящие по смыслу слова из словаря:

жареный - …

школьный - …

солёный - ….

  • Составь предложение, где можно употребить выражение «медведь на ухо наступил».

  • Дан ряд слов. Записать слова в два столбика: в первый словарные слова, во второй слова с проверяемыми безударными гласными.

  • Дописать предложения:

Весело чирикал ….

На грядке растут …, …., … .

  • Составить рассказ по опорным словам: зима, мороз, коньки, каток.

  • Подобрать синоним :

Школьник - … (ученик)

Прощай - … ( до свидания )

Отечество -… (Родина)

  • Игра «Кто больше?». Вспомни и запиши слова с удвоенными согласными: кк, сс.

-4-

9. Заключение.

Приведённые упражнения помогают разнообразить работу на уроке, учащиеся не только усваивают написание слов, но и заметно пополняют свой лексический запас слов.

Каждый учитель знает, чем больше слов усвоит ученик, тем богаче станет его речь, тем легче ему будет учиться, тем глубже и прочнее будут его знания по всем предметам.
Итак, очевидно, что успех словарно – орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:

  • Запоминание слов должно быть осмысленным. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность является этимологический анализ.

  • Изучение слов должно быть правильно спланировано: по дням недели, по темам или по графическому сходству.

  • Применять тренировочные упражнения.

  • Необходимы систематичность и постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.