Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Слайд 1Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства


Скачать 99.99 Kb.
НазваниеСлайд 1Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
Дата06.03.2016
Размер99.99 Kb.
ТипДокументы

Слайд 1Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской

народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.
Слайд 2Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В.А. Сухомлинский
Слайд 3Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, создаваемой веками громадным количеством поколений и закрепленной в произведениях народного искусства.

Дошкольное детство является важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, этических представлений. Также детство - это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства, которое по своему содержанию, способам, привлекательности близко и понятно детям. Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.
Слайд 4 Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.

Слайд 5 Усова А.П., высоко оценивая воспитательное значение народного искусства, писала, что маленьким детям еще недоступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Слайд 6Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем появляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте.

Декоративное искусство не должно быть чем-то изолированным, особым в педагогическом процессе детского сада, но должно органично сочетаться со свободной деятельностью детей, с художественной деятельностью, трудом и праздниками. Поэтому народное искусство целесообразно использовать в следующих направлениях:

Слайд 7-для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов, что создает эстетическую среду;

Слайд 8- с целью ознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, рассматривание изделий народных мастеров);

Именно комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства может обеспечить освоение и обогащение их знаний о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.

Слайд 9При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством следует учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании.

Слайд 10 Начиная с младшего возраста, детей знакомят с народными игрушками: дымковской, матрешкой и ванькой-встанькой. В этом возрасте нужно привлечь внимание детей к народной игрушке, формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Вызывать желание подействовать с игрушкой (посвистеть, поиграть, собрать…) Побуждать детей узнавать игрушки, видеть их красоту. Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это, конечно же, матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.

Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им.

Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки, затем вносится игрушка на занятия зарядкой (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). Также ненавязчиво предлагаются детям дидактические игры: «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика». Не следует ставить задачи запомнить названия дымковской игрушки, главное - вызвать интерес и любовь детей к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к цвету. Они неравнодушны к сочетаниям ярких, звучных, радующих глаз красок дымковской игрушки.

Слайд 11 При знакомстве со сказками в этом возрасте следует обращать внимание не только на сюжет, но и на детали предметов русского быта (горшок, прялка, скалочка, наличники и др.), подробно рассматривать иллюстрации к сказкам, замечать цветовую гамму в изображенных предметах, игрушках, домашней утвари.

Вашему вниманию предоставляется материал, который можно использовать с детьми младшего возраста при знакомстве с народными игрушками.

( показ мультика о матрешке)

Слайд 12 В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. В этом возрасте нужно привлекать внимание детей к народной игрушке, формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Вызывать желание подействовать с игрушкой (посвистеть, поиграть, собрать…) Побуждать детей узнавать игрушки, видеть их красоту. Знакомить с элементами орнамента. Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием. При рассматривании дымковских игрушек задаются вопросы, обусловленные образностью игрушки; вопросы, связанные с эстетическим достоинством игрушки: дети учатся использовать в речи образные сравнения, знакомятся с элементами орнамента. (показ рабочих тетрадей, пазлы, альбомчики )

Параллельно с изучением орнамента проводится освоение пластической формы Дымки. ( показ – способы лепки) Чтобы занятия декоративным рисованием не были скучными и однотипными необходимо разнообразить материал для творчества. Например, рисовать не только на бумаге, но и на ткани. Этот способ требует более кропотливого и аккуратного труда, но тоже очень нравится детям.

Вашему вниманию предоставляется материал, который можно использовать с детьми среднего возраста при знакомстве с народными игрушками.
( показ урока рисования)

Слайд 13 В старшей группе продолжаем знакомить детей с разными видами декоративно-прикладного искусства. Учить различать виды декоративно-прикладного искусства по образному содержанию, материалам, средствам выразительности и характерным признакам. Учить детей выделять и называть главные элементы узора, различать чередование двух разных элементов. Учить составлять узоры по мотивам городецкой ,полхов-майданской, гжельской росписи. Для развития творчества предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов, предметов быта. Учить располагать узор ритмично. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Чтобы работа была интереснее, следует обыгрывать продукты детского творчества. Например, не просто рисуем узор на полосе или круге, а расписываем посуду для кукол и украшаем ею коллективное панно, или украшаем шарфики для козлят. Это очень стимулирует и побуждает детей к творчеству.

Более выигрышно смотрятся детские работы, если их объединять в коллективные композиции. Они становятся более яркими, насыщенными, колоритными, ими можно украсить интерьер группы или раздевалки. В процессе творчества дети понимают, что человек является творцом, созидателем окружающего мира.

Вашему вниманию предоставляется материал, который можно использовать с детьми старшего возраста при знакомстве с народными игрушками.
( показ мультика про хохлому)
Слайд 14 В подготовительной группе продолжаем знакомить детей с разными видами декоративно-прикладного искусства. Учить детей выделять и называть главные элементы узора, различать чередование разных элементов. Развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, а также расписывать вылепленные детьми игрушки. Знакомятся с историей возникновения промыслов.
(показ история матрешки)
Слайд 15 При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей – Ханты и Манси.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Ханты и Манси. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.

Слайд 16 Материал по декоративно-прикладному искусству подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.
В работе используются различные  методы: 

одномоментности- основан на одновременно восприятии произведений различный видов искусства. Способствует полному усвоению информации, и обеспечивает самостоятельный творческий поиск ребенка.,

репродуктивный- это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей

обследования,

Практический метод обучения основан на практической деятельности воспитанника.

эвристический, направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.

Информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание;

наблюдение;

экскурсия;

образец воспитателя;

показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

беседу;

рассказ, искусствоведческий рассказ;

художественное слово.

Слайд 17 В работе используются различные  приемы: 

Приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.

Слайд 18 Этапы работы:
I этап – Подготовительный.

Задачи:

Знакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.

Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

Слайд 19 II этап – Практический.

Задачи:

Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.

Использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.

Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

Самостоятельно составлять композиции, используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Слайд 20 Обобщая педагогический опыт работы , можно сделать следующие выводы:

- окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа;

-следует шире использовать фольклор во всем его многообразии (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);

-большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники, традиции;

-ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, народу.

Слайд 21 Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Завершить свое выступление позвольте словами Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.

Список литературы

Народное искусство в воспитании детей: книга для педагогов ДОУ (под редакцией Комаровой Т.С.) Педагогическое общество России. 2000год.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов педагогических вузов. 1999год.

Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома: методическое пособие. г. Пермь, ПОИПКРО, 2001год.

Уткин П., Королева Н. Народные художественные промыслы.

Богусловская. Дымковская игрушка.

Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. 1981год.

Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. 1991год.

Усова А.П. Русское народное творчество в дошкольном саду. 1961год.