Главная страница

«Система работы по формированию звуковой аналитико синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте» время обучения: 1 сессия: 13. 10. 2014 17. 10. 2014г



Скачать 112.01 Kb.
Название«Система работы по формированию звуковой аналитико синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте» время обучения: 1 сессия: 13. 10. 2014 17. 10. 2014г
Дата14.02.2016
Размер112.01 Kb.
ТипАнализ


Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования


Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
на тему

«Система работы по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»

время обучения: 1 сессия: 13.10.2014 – 17.10.2014г.

2 сессия: 27.10.2014 – 31.10.2014г.

Выполнила

Михайлова Галина Александровна

воспитатель

ГБОУ СОШ 2 СП д/с «Буратино»

п. г. т. Усть- Кинельский


Самара, 2014г.


  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть звуки по порядку, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

 Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха.

В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разде­ление связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ), наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).

Но, как показывает практика существуют определенные недостатки, как в результатах, в основном процессе, так и в условиях профессиональной деятельности.

Анализ недостатков в результатах:

    • У детей старшего дошкольного возраста слабо развит фонематический слух.

    • Дошкольники затрудняются делить предложения на отдельные слова.

    • Затруднятся делить слова на слоги.

    • Недостаточно сформированы умения выполнять звуковой анализ.

    • Затрудняются давать характеристику звукам.

    • Не выделяют ударный гласный в словах.

    • Не подбирают к звуковым моделям соответствующие слова.

    • Недостаточно развита связная речь, дети не могут составить связный рассказ по картине или серии картин.

    • У детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения в развитии речи.

    • Не развиты навыки мелкой мускулатуру пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ недостатков в основном процессе:

    • Низкая компетентность педагогов по вопросам формирования звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников.

    • Отсутствует преемственность по группам в образовательном процессе.

    • Использование недостаточно эффективных форм и методов.

    • Недостаточная компетентность родителей.

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

  • Ограничены технические и демонстрационные возможности.

  • Отсутствие выбора доступного теоретического материала и наглядности по формированию начальных представлений звуковой аналитико-синтетической активности для детей дошкольного возраста.

  • Нехватка педагогических кадров.

  • Не соблюдена последовательность этапов.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Проблема заключается в недоразвитии фонематического восприятия, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у дошкольников

  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью,

  • может выражать свои мысли и желания,

  • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

  • построения речевого высказывания в ситуации общения,

  • может выделять звуки в словах,

  • у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Рассматривая проблему готовности детей к школе, мы выявили, что основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. По мнению Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, А.Я.Ястребовой трудности, возникающие у детей при обучении чтению и письму, являются следствием недоразвития фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, а также следствием несформированности связной речи.

Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте:

  1. Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.

  2. Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи.

  3. Ознакомление со словесным составом предложения.

  4. Ознакомление со звуковым строением слов - формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы. Научить детей проводить звуковой (фонемный) анализ.

Совместная деятельность детей с педагогом

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. Цель: формировать у детей тональное звукоразличение, шумовое восприятие. «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?»

Упражнение «Веселый поезд», «Буквы, слоги и слова», «Телеграф» Цель: формировать умение делить слова на слоги.

Дидактическая игра «Жуки прилетели», «Найди картинку». Цель: развивать умение выделять согласные звуки.

Дидактическая игра «Назови слова»,

Упражнение «Подбери слова к схеме». Цель: формировать умение подбирать слова к заданной схеме.

«Назови первый звук», «Магазин», «Поймай звук» Цель: развивать фонематический слух.

«Умный поезд» Цель: упражнять детей находить местоположение звука.

"Подбери похожие слова» Цель: развивать умение подбирать слова близкие по звучанию.

Для дифференциации звуков и определения звука в слове используют такие игры как «Волшебные шары», «Карусель», «Бусы».

 При обучении детей составлению слогов и их слиянию в звукокомплекс очень удобна игра «Капитан» и «Дружат звуки».

Основные направления учителя-логопеда:

 1. Развитие  фонематического  восприятия. Узнавание  неречевых  звуков, звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса  на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация  фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении  фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

    3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые  звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков  в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

4.  Обогащение  словарного  запаса  и  развитие практического   умения пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования с помощью различных приставок (например: летел, прилетел, вылетел, перелетел…) или с помощью одной приставки от разных глагольных  основ  (например: принес, прилетел, ..). Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

    5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого  этапа  являются  работа  над  пониманием  и употреблением  предлогов,  составление  предложений   по   картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

    6. Развитие связной речи. Ведётся работа  по  обучению  составлению  описательных  рассказов  и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Работа с родителями

- Изготовление пособий и консультаций для родителей.

- Создание консультативного сайта.

- Проведение мастер – классов.

Изменения в контроле:

- Диагностика дошкольников методом наблюдения, бесед.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые:

    • Привлечение в педагогический процесс учителя-логопеда.

Научно-методические

    • Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме

    • Выбор новых современных эффективных средств и форм работы (в том числе с применением ИКТ) с воспитанниками, родителями и педагогами по формированию звуковой аналитико-синтетической активности (электронная почта, сайт детского сада, буклеты, фото презентации и др.)

Психолого-педагогические:

    • Проведение методобъединений по подготовке детей обучению грамоте;

    • Повышение уровня компетентности педагогов по вопросу формирования у детей дошкольного возраста звуковой аналитико-синтетической активности

    • Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой аналитико-синтетической активности

    • Проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов для родителей

Материально-технические:

  • Техническое обеспечение педагогического процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования педагогов

  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры

  • Дополнение сюжетно-ролевой игры «Школа»;

Список используемой литературы

Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. М.: Мозаика — Синтез, 2009. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях — М.: Гном, 2013

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.

Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Просвещение, 1976.

Глоссарий терминов

Буква — отдельный символ какого-либо алфавита, графема. Чаще всего буква соответствует звуку в устной речи, но это не обязательно. У буквы может существовать несколько равнозначных вариантов написания, не меняющих её произношения и смысла. Из букв составляют слоги, из слогов составляют слова. 

Гласные звуки— тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления. 

Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. 

Слово  - это единица языка, которая называет объекты, идеи, отношения и т. п.

Согласные звуки — это звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога.

Социально-коммуникативное развитие  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.