Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 3.52 Mb. Название | С. Т. Посохова | страница | 20/21 | Дата | 24.02.2016 | Размер | 3.52 Mb. | Тип | Документы |
|
Методика
«Незаконченные предложения»
Модификация А. Н. Кошелевой
Назначение. Методика применяется с целью выявления отношения к различным аспектам профессионального самоопределения.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь специальный бланк, содержащий 12 незаконченных фраз.
Инструкция: «Перед Вами начало предложений. Внимательно прочитайте предложения и дополните их так, чтобы получилась законченная мысль. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного предложения. Долго не задумывайтесь над ответом. Пишите первый ответ, пришедший в голову. Старайтесь отвечать искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый приступает к выполнению задания. Задание выполняется без ограничения времени. Если обследуемый сообщает, что он не может выполнить задание полностью, т. е. завершить все 12 предложений, то психолог может прекратить обследование. Психолог не должен настаивать на обязательном выполнении задания в полном объеме.
Задание допускает индивидуальное и групповое применение. Группа не должна включать более 15 человек. При групповом применении каждому участнику обследования должно быть предоставлено отдельное место для работы. Длительность выполнения заданий — 15–20 мин.
Обработка. Целесообразно использовать контент-анализ и кластерный анализ. В качестве объекта анализа выступают ответы обследуемых. Предмет анализа — отношение обследуемых к различным аспектам профессионального самоопределения. Единицы анализа — завершенные фразы, выражающие личностный смысл отношения: к жизни, к будущему, к профессиональной деятельности, к успеху, к безработице, а также ценности личности.
Регистрируемые показатели. Особенности ценностно-профессиональных ориентаций определяются через отношение:
· к жизни;
· будущему;
· профессиональной деятельности;
· успеху;
· безработице.
Бланк для ответов
Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________
_____________________________________________
Возраст ______________________________________
Другие сведения ________________________________
_____________________________________________
Дата обследования ______________________________
Фамилия, имя, отчество психолога _________________
Закончите, пожалуйста, предложения первым пришедшим в голову окончанием. 1. Моя жизнь _______________________________
2. В будущем я _____________________________
3. В наше время _____________________________
4. Самое главное в жизни сейчас ________________
5. Через несколько лет ________________________
6. Для меня важно ___________________________
7. Работа для меня ___________________________
8. Планировать карьеру _______________________
9. Профессия для человека ____________________
10. Успех __________________________________
11. Безработица — это ________________________
12. Быть безработным ________________________ Спасибо! 3.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
3.6.1. Психологическая диагностика лени
как конфликта саморегуляции
Психодиагностический комплекс. В психодиагностическом комплексе объединены:
· · методика «Экспертная оценка лености» для определения уровня лености, проявляемом в поведении, путем опроса экспертов;
· модификация методики «Незаконченные предложения» для выявления индивидуального отношения к лени, причин ее появления;
· модификация методики «Ассоциативный эксперимент» для выявления субъективного содержания представлений о лени, личностного смысла лени;
· рисуночная проба «Моя лень» для выявления неосознаваемого личностного смысла лени;
· анкета «Саморегуляция» для выявления уровня саморегуляции в наиболее распространенных реальных ситуациях проявления лени;
· модификация методика «Закрашивание кружков» для выявления работоспособности и устойчивости к монотонии [Виноградова, 2004];
· анкета «Планирование» для изучения уровня контроля личности за выполнением запланированных действий;
· модификация методики «Личностный дифференциал» для выявления расхождений между представлениями о себе, о себе идеальном и о себе в прошлом.
Результаты апробации психодиагностического комплекса и комментарии. В представлениях подростков лень выступает как многоаспектный жизненный феномен, имеющий как положительный, так и отрицательный смысл. Для некоторых подростков лень являет собой символ свободы и умиротворенного счастья. Лень воспринимается как расширение границ личностной свободы и имеет морально-этический смысл. Чаще всего лень связывается с ощущением состояния расслабления, омрачаемым муками совести. Ассоциативный ряд включал такие понятия, как «отдых», «дурака валять», «курить», «развлечения», «жизнь пофигиста». Смысл лени заключался в отсутствии мотивации, что подтверждается ассоциациями «ничего не делать», «безынтересность», «не хочется ничем заниматься».
Наряду с этим лень четко ассоциировалась с негативными чертами характера: «бездельник», «безграмотный», «ненадежный», «несообразительный», а также с признаками внешней непривлекательности человека — «неаккуратный», «толстый». Лень описывается как слабость личности, как внешняя и внутренняя неорганизованность.
В субъективной интерпретации лени встречаются понятия «утомление», «недомогание», что подтверждает точку зрения врачей на природу лени.
Обнаружено 4 группы причин появления лени в подростковом возрасте:
· несформированность мотивационных установок, т. е. отсутствие интереса к предлагаемому делу;
· невозможность своевременного приложения физических или психических усилий, т. е. особенности дела или действия не позволяют выполнить его немедленно без подключения дополнительных ресурсов;
· необходимость экономии сил;
· внешнее давление (давление со стороны взрослого).
Появление лени связано с нарушением саморегуляции, которая представляет собой ее внутренний механизм. Лень возникает не тогда, когда человек лишен возможности действовать, а тогда, когда возможности широки, но отсутствует желание проявлять активность. Лень при учебной деятельности возникает при дефиците ресурсов, физической слабости и перегрузках, а также при отсутствии свободы действий. В рамках развлекательной деятельности — при эмоциональной слабости, отсутствии значимого дела и при необходимости дополнительного умственного напряжения.
Недостаточность сформированности механизмов саморегуляции обусловлена возрастными особенностями психического развития. Нарушение механизмов саморегуляции может быть вызвано неадекватностью мотивации предъявляемым требованиям.
Психологический портрет ленивого подростка многогранен. Ленивый подросток равнодушен к учебе, избегает занятий, связанных с физическим и интеллектуальным трудом, не способен преодолевать препятствия на пути к достижению цели.
Склонный к лени подросток отличается неспособностью прогнозировать свое поведение в разных ситуациях, смоделировать самого себя, каким он может быть в новой ситуации. Он не может предвидеть свое поведение и переживаемое состояние в будущем, не может предположить развитие самой ситуации. Наблюдается недостаточно развитое внимание и отсутствие упорства. В силу этого возможно развитие повышенной внушаемости, неумение устанавливать прочный психологический щит против разных внешних воздействий.
МЕТОДИКИ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ЛЕНОСТИ
Д. А. Богданова, С. Т. Посохова Назначение. Методика предназначена для определения уровня лености путем опроса экспертов.
Оборудование, стимульный материал. Каждому эксперту необходим бланк с 7-балльной шкалой. Бланк содержит список обследуемых и графы для оценок экспертов.
Инструкция: «Вы видите перед собой список фамилий и шкалу напротив каждой фамилии. Определите, пожалуйста, проявление лени у каждого из обследуемых по данной шкале. Помните, что 1 соответствует очень трудолюбивому человеку, а 7 — очень ленивому. Постарайтесь точно выполнить задание. Конфиденциальность Ваших оценок гарантируется».
Процедура обследования. Каждому эксперту предлагается 7-балльная шкала, где 1 означает очень трудолюбивого, 7 — очень ленивого человека. Количество экспертов не должно быть более двух человек. В качестве экспертов могут выступать учителя, родители, ближайшие родственники.
Обработка. После подсчета среднеарифметических значений всех экспертных оценок определяется степень лености каждого обследуемого. Время выполнения задания — 15–20 мин.
Регистрируемый показатель — уровень лености (среднее значение по результатам оценки всех экспертов). Стр.605 справочника
РИСУНОЧНАЯ ПРОБА «МОЯ ЛЕНЬ»
Д. А. Богданова, С. Т. Посохова Назначение. Методика предназначена для выявления неосознаваемого личностного смысла лени, его психологического содержания.
Оборудование, стимульный материал. Для проведения однократного обследования одного человека необходимо иметь белый нелинованный лист бумаги формата А4, простой карандаш, цветные карандаши, стирательную резинку.
Инструкция: «Перед Вами лист бумаги. Нарисуйте на нем, пожалуйста, свою лень так, как Вы ее представляете. Будьте свободны в своем творчестве, художественные способности не имеют значения и рассматриваться не будут».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемому предлагается чистый лист бумаги, на котором он может нарисовать свою лень. Время выполнения задания не ограничивается. Предпочтительно индивидуальное выполнение задания. На возникающие у обследуемого вопросы психолог отвечает повторением инструкции, без каких бы то ни было уточнений и пояснений.
Обработка. В результате качественного анализа выделяются категории, характеризующие личностный смысл лени. Помимо этого высчитывается индивидуальный индекс самоидентификации с ленью. Используется интервал от 0 до 5 баллов:
0 баллов — отсутствие рисунка либо отказ от рисования;
1 балл — наличие элементов изображения, не представляющих цельного рисунка;
2 балла — наличие аморфного изображения лени;
3 балла — наличие фигуры животного или атрибутов человеческой деятельности;
4 балла — наличие фигуры человека;
5 баллов — наличие подписи «я», полная самоидентификация.
Регистрируемый показатель — индекс самоидентификации с ленью. Индекс самоидентификации отражает степень осознанного отождествления себя с собственной ленью или бессознательного избегания этого.
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «ЛЕНЬ»
Модификация Д. А Богдановой, С. Т. Посоховой Назначение. Методика предназначена для выявления субъективного содержания представлений о лени, личностного смысла лени.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь белый лист бумаги с напечатанным словом-стимулом «Лень», пишущая ручка, секундомер.
Инструкция: «В течение пяти минут записывайте, пожалуйста, все слова, которые приходят в голову, когда Вы слышите слово «лень». Долго не задумывайтесь».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, он включает секундомер, а обследуемый приступает к выполнению задания. Через 5 мин секундомер выключается, и дается команда «стоп». Предпочтительно индивидуальное выполнение задания. На возникающие у обследуемого вопросы психолог отвечает повторением инструкции, без каких бы то ни было уточнений и пояснений.
Обработка. Результаты ассоциативного эксперимента каждого обследуемого обрабатываются с помощью контент-анализа. Выделяются категории, описывающие субъективное содержание лени. Количественная обработка осуществляется путем подсчета процентных соотношений представленности каждой категории в ассоциативном ряду.
Регистрируемые показатели. Категории описания личностного смысла лени:
· свобода и счастье;
· кризис и искушение;
· норма жизни;
· расслабление.
МЕТОДИКА
«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Модификация Д. А Богдановой, С. Т. Посоховой Назначение. Методика, основанная на принципе вербального завершения, предназначена для выявления индивидуального отношения к лени, причин ее появления.
Оборудование и стимульный материал. При однократном обследовании обследуемому предлагается бланк, на котором приведен перечень незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов. Всего 12 незаконченных предложений.
Инструкция: «Вам предлагается ряд незавершенных предложений. Ваша задача дополнить каждое из них одним или несколькими словами так, чтобы получилась осмысленная фраза. Пишите первое окончание, пришедшее в голову».
Процедура обследования. После того как экспериментатор убеждается, что испытуемому понятна инструкция, он предлагает обследуемому бланк с предложениями, чтобы он завершил их по своему усмотрению. Предпочтительно индивидуальное обследование. На возникающие у обследуемого вопросы психолог отвечает повторением инструкции, без каких бы то ни было уточнений и пояснений. Время выполнения задания — 20–25 мин.
Обработка. Результаты обрабатываются с помощью контент-анализа. В ответах каждого обследуемого выделяются категориальные единицы, описывающие субъективное содержание лени, причины ее появления, отношения к ней. Количественная обработка осуществляется путем подсчета процентных соотношений представленности каждой единицы в ответах.
Регистрируемые показатели. Категориальные единицы качественного анализа отражают содержание представлений о лени и причинах ее возникновения. Причины лени:
· особенности состояния;
· дефицит возможностей;
· отсутствие интереса;
· внешнее давление.
ТЕКСТ МЕТОДИКИ И БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________
_____________________________________________
Возраст ______________________________________
Другие сведения ________________________________
_____________________________________________
Дата обследования ______________________________
Фамилия, имя, отчество психолога _________________
_____________________________________________ Иногда мне лень что-то делать, потому что… _______
_____________________________________________
Если мне лень что-то делать, то я… _______________
_____________________________________________
Мне тяжело что-то делать, если… ________________
_____________________________________________
Я не люблю делать некоторые дела, так как они… _____________________________________________
Мне легко даются дела, которые… _______________
_____________________________________________
Мне хочется лениться, потому что… ______________
_____________________________________________
Взрослые говорят, что лень — это… ______________
_____________________________________________
Для меня лень — это… ________________________
_____________________________________________
Когда я ленюсь, то чувствую себя… ______________
_____________________________________________
Я люблю… __________________________________
_____________________________________________
Я не хочу что-то делать, когда… _________________
_____________________________________________
Лень нужно… _______________________________
_____________________________________________ Спасибо!
Проверьте, пожалуйста, все ли предложения
Вы завершили АНКЕТА
«САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛЕНИ»
Д. А. Богданова, С. Т. Посохова Назначение. Анкета предназначена для выявления уровня саморегуляции подростков в наиболее распространенных ситуациях проявления лени.
Оборудование и стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь специальный бланк с указанием 13 наиболее характерных для подросткового возраста ситуаций проявления лени, с вариантами выбора ответа для каждой из них: «надо», «не надо», «буду», «не буду».
Инструкция: «Представьте себе, что закончился школьный день и Вы получили домашнее задание по предмету, к которому относитесь нейтрально. Теперь посмотрите на бланк анкеты. Вы видите 13 ситуаций, в которых Вы можете оказаться. Усталость значит, что Вы устали. Неинтересное дело означает, что домашнее задание Вам неинтересно и т. д. Ваша задача — определить, нужно ли в каждой из этих ситуаций делать домашнее задание, нужно ли вообще всем Вашим одноклассникам, и будет ли каждый из вас выполнять это домашнее задание».
Процедура обследования. Обследуемым предлагается 13 ситуаций наиболее вероятного проявления лености, описывается конкретное действие — учебная задача и развлекательная деятельность. Задача каждого обследуемого заключается в том, чтобы определить, необходимо ли выполнять это действие в данной ситуации и будет ли конкретно он(а) выполнять заданное действие (для всех ситуаций). Процедура проводится для двух ситуаций: одна из них касается учебной деятельности, вторая — развлекательной.
Методика допускает индивидуальное и групповое выполнение. Время выполнения задания — 15–20 мин.
Обработка. Обработка осуществляется при помощи подсчета коэффициента саморегуляции. Каждому варианту выбора присваивается числовое значение: долженствование («надо» — 8 баллов, «буду» — 4 балла), выполнение («не надо» — 6 баллов, «не буду» — 2 балла). Расчет коэффициента производится по формуле: показатель долженствования / показатель выполнения.
Например, если выбор представляет «надо» и «не буду», то коэффициент саморегуляции составит 8 / 2 = 4 балла.
В результате обработки возможно получение 4 значений коэффициента:
· 4 балла — неспособность к преодолению лени за счет саморегуляции;
· 3 балла — низкая способность к преобладанию лени, недостаточность саморегуляции;
· 2 балла — достаточно выраженная способность в преодолении лени, достаточно высокий уровень саморегуляции;
· 1,5 балла — ярко выраженная способность к преодолению лени, высокий уровень саморегуляции.
Регистрируемые показатели. В результате обработки регистрируют:
· общую способность саморегуляции лени;
· способность к саморегуляции лени в школьной ситуации;
· способность к саморегуляции лени в развлекательной ситуации.
Интерпретация результатов. При интерпретации результата следует иметь в виду, что в методике изначально заданы ситуации, провоцирующие возникновение лени у подростков. Дальнейший анализ предусматривает возможность определения уровня произвольной саморегуляции в каждой из представленных ситуаций с учетом специфики деятельности, учебной или развлекательной. Полученные показатели могут говорить о четырех уровнях проявления саморегуляции:
· так называемая сверхрегуляция, которая отражает неспособность отказаться от совершения действия при внутреннем осознании отсутствия необходимости в его выполнении;
· высокая способность к саморегуляции, а именно осознание необходимости выполнения заданного дела и непосредственно его воплощение;
· низкая степень саморегуляции при отсутствии внутренней конфликтности, т. е. внутреннее представление об отсутствии необходимости в выполнении большинства заданных дел и, соответственно, отказ от их выполнения;
· очень низкий уровень регуляторной способности, отражающий невозможность и нежелание выполнять дело даже при осознании его необходимости.
ТЕКСТ АНКЕТЫ И БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________
_____________________________________________
Возраст ______________________________________
Другие сведения ________________________________
_____________________________________________
Дата обследования ______________________________
Фамилия, имя, отчество психолога _________________
_____________________________________________
Стр. 613 справочник
Спасибо!
Проверьте, пожалуйста, на все ли пункты анкеты
Вы ответили
МЕТОДИКА «ЗАКРАШИВАНИЕ КРУЖКОВ»
Модификация Д. А. Богдановой, С. Т. Посоховой Назначение. Методика «Закрашивание кружков» предназначена для выявления работоспособности и устойчивости к монотонии.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимы специальный бланк (белый лист бумаги формата А4), заполненный рядами кружков диаметром приблизительно 1 см, секундомер, а также простой карандаш и любые цветные карандаши, секундомер.
Инструкция: «Перед Вами ряды кружков, которые необходимо закрашивать, следуя по рядам слева направо, не пропуская ни одного ряда и ни одного кружка. Начинать закрашивание нужно простым карандашом. Если в какой-то момент Вы устанете, можно сменить цвет карандаша. Закрашивать кружки нужно в удобном для Вас темпе, но время ограничено — 5 мин».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, бланк предлагается обследуемому. Включается секундомер. Обследуемый закрашивает кружки в течение 5 мин, после чего дается команда «стоп».
Обработка. В ходе обработки подсчитывается количество закрашенных кружков и оценивается качество закрашивания. При оценке используется следующая система баллов:
· 1 балл — закрашивание заменено штриховкой (одна или несколько линий внутри кружка);
· 2 балла — небрежно и неполно закрашенный кружок;
· 3 балла — небрежно, но полно закрашенный кружок;
· 4 балла — кружок, закрашенный с небольшими отступами от края, с небольшими помарками;
· 5 баллов — кружок, закрашенный полностью и без помарок.
Регистрируемые показатели. В ходе обработки регистрируются следующие показатели:
· уровень работоспособности — общее количество закрашенных кружков;
· лабильность — количество смен цвета карандаша в течение 5 мин;
· устойчивость к утомлению — количество кружков, закрашенных серым цветом, до первой смены цвета карандаша;
· устойчивости к монотонии — средней балл качества закрашивания кружков Бланк для ответов
Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________
_____________________________________________
Возраст ______________________________________
Другие сведения ________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Дата обследования ______________________________
Фамилия, имя, отчество психолога _________________
_____________________________________________ Стр. 616 справочника
МЕТОДИКА «ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ»
Модификация Д. А. Богдановой, С. Т. Посоховой Назначение. Предназначена для выявления расхождений между представлениями о себе, о себе идеальном и о себе в прошлом.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходим специальный бланк с перечнем 16 личностных свойств. Перечень включает в себя те коммуникативные, эмоциональные, интеллектуальные и саморегуляторные свойства личности, которые диагностируются опросником Р. Кэттелла.
Инструкция: «Перед Вами шкала, на полюсах которой расположены свойства личности. Ваша задача — оценить себя по каждой из шкал, т. е. определить, какое свойство из каждой пары предложенных свойств характерно для Вас и в какой степени оно проявляется. Балл 3 означает яркую выраженность данной личностной черты, балл 2 — достаточно заметную выраженность, балл 1 — небольшую выраженность, 0 говорит о невозможности выбрать одно из двух свойств, о равной их представленности в структуре Вашей личности. Цифру отмечайте кружком. Вторая ваша задача — оценить по такому же принципу Вас идеального. И, наконец,— Вас в прошлом».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция правильно понята, обследуемому предлагается бланк для заполнения. Методика допускает индивидуальное и групповое обследование. Длительность выполнения задания — 15–20 мин.
Обработка. В результате обработки выделяются показатели расхождений между «“Я” реальным», «“Я” идеальным» и «“Я” в прошлом» по отдельным личностным свойства и в целом по всем оцениваемым свойствам. ТЕКСТ МЕТОДИКИ И БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________
_____________________________________________
Возраст ______________________________________
Другие сведения ________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Дата обследования ______________________________
Фамилия, имя, отчество психолога _________________
_____________________________________________
Стр. 618 справочника
Спасибо!
АНКЕТА «ПЛАНИРОВАНИЕ»
Д. А. Богданова, С. Т. Посохова Назначение. Анкета предназначена для изучения уровня контроля личности за выполнением запланированных действий.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь лист бумаги, ручку.
Инструкция: «Сосредоточьтесь, пожалуйста. Составьте и запишите список дел, которые были запланированы Вами для выполнения сегодня. Отметьте галочкой те дела, которые действительно были выполнены Вами. Затем отметьте минусом те дела, от выполнения которых Вы отказались, перенесли выполнение на другой день, просто не успели, т. е. те дела, которые выполнены не были, но не серьезных обстоятельств. Работайте внимательно».
Процедура обследования. После того как психолог убеждается, что инструкция понята правильно, обследуемый соотносит список запланированных дел со списком выполненных.
Методика допускает индивидуальное и групповое применение. Длительность выполнения задания — 10–15 мин.
Обработка. В результате обработки регистрируются:
· показатель уровня притязаний — количество запланированных дел;
· коэффициент организованности — подсчитывается по формуле:
количество выполненных дел / общее число дел.
3.6.2. Психологическая диагностика
суждения о времени
Психодиагностический комплекс. Для диагностики суждений о времени использовался методический комплекс, включающий в себя:
· модификация ассоциативного теста для определения границ семантического поля понятия «время», спонтанных речевых штампов;
· ассоциативный тест К. Г. Юнга для выявления ценностного аспекта понятия «время», непосредственно связанного с основными жизненными мотивами личности [Юнг, 1984];
· · метод мотивационной индукции Нюттена (МIM) [1985].
Результаты апробации и комментарии. В спонтанных ассоциациях преобладает ориентация на «часы», что свидетельствует о социальной отнесенности данного компонента суждения о времени. Спонтанные ассоциации содержат большое число речевых штампов и устойчивых идиоматических выражений. Это может говорить как о сильной психологической защите, так и о недостаточной осознанности проблемы, что подталкивало к использованию в своих спонтанных ассоциациях типичных социальных представлений. Доказательством данного утверждения может стать пример ассоциации «деньги», чаще всего она встречается в спонтанных ассоциациях (26,96 %), реже в рассказах о времени (10,4 %), в глубинных ассоциациях — всего лишь однажды (0,9 %). Таким образом, известное выражение «Время — деньги» имеет большой вес только в компоненте спонтанных ассоциаций. В рассказах о времени упор делается на быстроту течения времени, на его движение. На уровне осмысленных суждений о времени акцент делается на видимый фактор — изменчивость во времени, процессуальность, т. е. на восприятие изменчивости окружающего мира и самого себя вместе с ним, обозначаемого как движение времени.
Относительно быстроты течения времени можно сделать предположение, что в нашей культуре (урбанистической, практически европейской) «естественнее» считать время быстротечным, чем медленно текущим. Также важно не только движение времени, но и собственная активность субъекта в нем.
Подавляющее большинство глубинных ассоциаций индивидуальны. Доминирующим понятием является «жизнь», подчеркивающее философско-экзистенциальный смысл данного компонента суждения о времени.
Особенности планирования временной перспективы отражают личностный ценностно-смысловой аспект времени. Кроме планов на год важно планирование на текущий момент, на «сейчас». Планы на день, на неделю менее значимы. Планирование на текущий момент опережает планирование на все другие временные отрезки ближайшего будущего. Следовательно, те, кто планирует на «сейчас», больше концентрируются на данном промежутке времени, чем те, кто планирует на год, неделю. Временную неравномерность планирования можно интерпретировать как увлеченность настоящим моментом. Такая особенность характерна для тех, кто не уверен в своем будущем, его благополучии. Данное явление наблюдается в периоды общественных «кризисов» [Муздыбаев, 2001]. То же самое можно сказать о периоде «год», поскольку на этот промежуток времени у взрослого человека обычно сформулированы планы, установки, цели. Наименьшее число мотивационных целей относится к периоду «неделя», связанному с ситуативностью планирования, неструктурированной организацией своего времени. Именно поэтому в рассказах о времени большое место уделялось декларированию необходимости правильной организации времени.
Планирование на отдаленное будущее носит приблизительно те же черты, что и планирование на ближайшее время. В отдаленном планировании особое значение приобретает «открытое» настоящее, т. е. период, обозначающий время «сейчас и всегда». Происходит поиск некоторой стабильности, устойчивости — человек хочет, чтобы актуальное состояние не проходило. Примером может служить следующее высказывание: «Я всем сердцем надеюсь, что все будет хорошо». В сознании происходит своеобразное удерживание времени, т. е. возвращение к первобытному его пониманию. В этом нет, с одной стороны, стремления к саморазвитию, а с другой — проявляется отторжение перемен не только в себе, но и в мире, потребность в безопасности. Это также является свидетельством неуверенности в завтрашнем дне, косвенным доказательством нестабильности социальной среды.
Также много планов и целей относятся к периоду взрослости от 25 до 45 лет, к возрасту подавляющего большинства участников исследования (средний возраст 26 лет). Данный период является для них актуальным, и планирование выглядит вполне обычным, т. к. именно в этот период происходит профессиональная самоидентификация и самореализация. Возраст от 25 до 45 лет является периодом расцвета многих способностей человека, с ним связано большое число разнообразных целей.
Большие планы на жизнь в целом свидетельствуют о глобальности целей, с одной стороны, и о неструктурированности времени жизненного пути, с другой. Тот, кто планировал что-либо на отрезок времени длиной в свою жизнь, не ограничился одной целью. Субъект может реализовать данную цель только в течение всей жизни либо не может локализовать ее осуществление во времени, а наличие большого числа таких долгосрочных планов, скорее всего, будет мешать последовательной их реализации, т. к. временные приоритеты не обозначены. Более предсказуемыми выглядят планы на период взрослости до 25 лет и после 45 до 65 лет, поскольку первый промежуток временной перспективы предшествует, а второй следует за периодом, к которому приурочены основные мотивационные цели. При этом характерно планирование именно на период «сейчас», а следовательно, фиксируется высокое среднее значение частоты целей этого промежутка времени. Молодые люди более склонны планировать на не столь отдаленный период времени. Возраст от 45 до 65 также богат целями и планами: в исследовании приняли участие люди этой возрастной группы, кроме того, были и те, кто планирует на отдаленный период времени и очень хорошо представляет свою жизнь в целом.
Не велико число планов на время после окончания жизни, т. е. когда цели человека выходят за пределы его одной жизни, но не касаются исторического будущего. Доля использования прошлого опыта в планах на будущее также невелика. Хотя сама методика не предполагала обращения к прошлому, тем не менее у 20 % респондентов оно присутствует. Таким образом, можно говорить о неразрывности временной перспективы, ее сбалансированности, причинно-следственной структуре. В целом, это показатель умения ориентироваться в своем времени.
Содержательная структура временной перспективы также насыщенна и будет рассмотрена в двух аспектах: желательные для достижения цели и объекты, которые желательно избежать. Основные мотивационные цели направлены на себя, на деятельность (в будущем желательна активность), а также на приобретение и сохранение каких-либо личностных качеств. Высока направленность на контакты, общение, которое имеет альтруистические цели, т. е. выражено желание вступать в контакты, которые в первую очередь будут полезны другим. Несколько реже встречается желание использовать контакты с выгодой для себя.
Отмечается диспропорция относительно направленности на материальные и духовные ценности. Подавляющее большинство участников обследования (95 %) ориентируются на достижение материального благополучия, причем среднее значение направленности на материальные ценности более чем в два раза выше, чем духовные ценности. Достижение материального благополучия — одна из важнейших целей. Духовные ценности, мотивы самореализации и познания не являются приоритетными.
Нежелательные или избегаемые цели демонстрируют сходную, но не тождественную, направленность.
Самая большая угроза для себя, для осуществления своих целей связана с другими людьми, поэтому более всего проявляется желание избежать негативного влияния со стороны окружающих, каких-либо контактов вообще. Опасение вреда со стороны других людей как причина такого избегания сочетается с боязнью самому причинить вред другим. В отрицательном индукторе мы интерпретировали альтруистические контакты не как нежелание их, а как препятствие их осуществлению. Опасения за других людей, обычно близких, менее выражены, чем страх за себя. Это может служить доказательством, что в негативном индукторе участники исследования давали меньше социально желательных ответов. Несмотря на то, что основную «угрозу» представляют другие люди, человек сам боится одиночества. МЕТОДИКИ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ
Модификация С. А. Безгодовой, З. Ф. Семеновой Назначение. Методика предназначена для определения границ семантического поля понятия «время», используемых спонтанных речевых штампов.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходим бланк с указанием слова-стимула «время».
Инструкция: «Перед Вами бланк, на котором написано слово «время». Напишите первые пришедшие в голову десять слов, которые, по Вашему мнению, ассоциируются с этим словом. Не задумывайтесь над ответом, пишите быстро. Ваши ассоциации никому не будут демонстрироваться».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый приступает к работе. Время выполнения задания не ограничивается. Если у обследуемого в процессе выполнения задания возникнут вопросы относительно содержания ассоциаций, которые следует написать, то психолог должен еще раз повторить инструкцию, не давая никаких дополнительных разъяснений. Если обследуемый отказывается назвать десять ассоциаций, то настаивать на полном объеме выполнения задания не следует.
Методика допускает индивидуальное и групповое применение. В случае группового использования в группу должно входить не более 15 человек, каждому из которых должно быть предоставлено отдельное место для работы. Длительность выполнения задания — 10–15 мин.
Обработка. Для обработки используется контент-анализ, позволяющий выделить ключевые конструкты личностного смысла времени.
Бланк для ответов
Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________
_____________________________________________
Возраст ______________________________________
Другие сведения ________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Дата обследования ______________________________
Фамилия, имя, отчество психолога _________________
_____________________________________________
Напишите первые десять слов, которые приходят Вам в голову, когда Вы слышите слово «время».
1. ________________________________________
2. _______________________________________
3. _______________________________________
4. _______________________________________
5. _______________________________________
6. _______________________________________
7. _______________________________________
8. _______________________________________
9. _______________________________________
10. _______________________________________ Спасибо!
Проверьте, все ли десять ассоциаций Вы написали
АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ
К. Г. Юнг Назначение. Тест представляет собой модификацию классического ассоциативного теста [Юнг, 1984]. Предназначен для выявления ценностного аспекта понятия «время», непосредственно связанного с основными жизненными мотивами личности.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходим бланк с перечнем записанных им 10 ассоциаций на слово-стимул «время».
Инструкция: «Перед Вами ассоциации, которые возникли у Вас на слово «время». Просмотрите Ваши ассоциации попарно и каждой паре дайте еще одну ассоциацию, их объединяющую. И так до тех пор, пока не останется лишь одно слово. Не задумывайтесь над ответом, пишите первый ответ, пришедший на ум».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый приступает к работе. Время выполнения задания не ограничивается. Если у обследуемого в процессе выполнения задания возникнут вопросы относительно содержания ассоциаций, которые следует написать, то психолог должен еще раз повторить инструкцию, не давая никаких дополнительных разъяснений.
Методика допускает индивидуальное и групповое применение. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек, каждому из которых должно быть предоставлено отдельное место для работы. Длительность выполнения задания — 25–30 мин.
Обработка. Для обработки используется контент-анализ, позволяющий выделить ключевые конструкты личностного смысла времени. Оставшееся слово является глубинной ассоциацией, связанной с понятием «время», раскрывающей личностный смысл времени, его глубинного, индивидуального значения. МЕТОД МОТИВАЦИОННОЙ ИНДУКЦИИ (MIM)
Ж. Нюттен
Назначение. Тест предназначен для выявления временной перспективы будущего.
Оборудование, стимульный материал. Материал методики представляет собой две небольшие книжечки, на каждой странице которых напечатано одно незаконченное предложение. В первой книжечке содержатся предложения, сформулированные в положительной форме, или положительные индукторы, во второй — отрицательные индукторы. Полный вариант содержит 60 незаконченных предложений: 40 положительных индукторов и 20 отрицательных. Существуют две сокращенные формы (А и В). Форма А содержит 45 незаконченных предложений — 30 положительных индукторов и 15 отрицательных. Форма В содержит 30 незаконченных предложений — 20 положительных индукторов и 10 отрицательных.
Инструкция: «Перед Вами два списка начальных слов предложений. Завершите предложения так, чтобы получилась законченная мысль, первым, что придет в голову. Работайте быстро и внимательно. Сначала проработайте первый список (20 предложений), а затем второй (10 предложений). Не стесняйтесь в выражениях. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый приступает к выполнению задания. Время выполнения задания не ограничивается. Если у обследуемого возникнут вопросы относительно содержания окончаний предложений, то психолог должен еще раз повторить инструкцию, не давая никаких дополнительных разъяснений.
Методика допускает индивидуальное и групповое применение. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек, каждому из которых должно быть предоставлено отдельное место для работы. Длительность выполнения задания — 25–30 мин.
Обработка. В процессе обработки происходит кодирование ответов обследуемого с помощью двух различных кодов: временного кода и кода анализа содержания.
Временной код. Операция временного кода состоит в том, чтобы каждому мотивационному объекту приписать свой временной знак, даже если обследуемый прямо не указывает точного времени того или иного желаемого события. Временной код распадается на две равноправных перспективы: перспективу реального и социального времени.
Коды реального времени:
Т — текущий момент (момент заполнения теста);
Д — день (событие должно произойти в течение дня);
Н — неделя (событие должно произойти в течение недели);
М — месяц (событие должно произойти в течение месяца);
Г — год (событие должно произойти в течение года);
Г+ — событие должно произойти в течение одного-двух лет.
Коды социального времени:
П — прошлое;
О0 — дошкольный возраст;
О1 — младшая школа;
О2 — средняя школа;
О3 — профессиональное образование;
В0 — период перехода к взрослой жизни;
В1 — первый период профессиональной автономии (25–45 лет);
В2 — второй период социальной автономии (45–65 лет);
С — старость;
Ж — жизнь, используется для обозначения тех мотивационных объектов, которые относятся ко всему периоду предстоящей жизни или которые нельзя локализовать точнее;
Ж+ — события, относящиеся к периоду после смерти субъекта;
ИБ — историческое будущее (события относятся не к личной жизни субъекта, а к исторической общности людей);
ОН — открытое настоящее (то, что неизменно);
Анализ содержания:
С — аспекты личности субъекта;
С/р — самореализация;
П — познание;
Д — деятельность;
О — отдых;
К — контакты;
Кс — контакты, направленные на достижение своих эгоистических целей;
Кд — контакты, направленные на альтруистические цели;
Мц — материальные ценности;
Дц — духовные ценности;
НК0 — страх одиночества.
Интерпретация. При интерпретации полученных результатов необходимо учитывать, что события со своими временными знаками находятся во временной перспективе подобно тому, как объекты, существующие в пространстве, находятся в пространственной перспективе. Присутствие во внутреннем плане сознания этих разноудаленных объектов и создает временную перспективу.
Бланк для ответов
Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________
_____________________________________________
Возраст ______________________________________
Другие сведения ________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Дата обследования ______________________________
Фамилия, имя, отчество психолога _________________
_____________________________________________ Закончите предложения первыми пришедшими в голову словами
1. Я надеюсь ________________________________
2. Я очень хочу ______________________________
3. Я намереваюсь ____________________________
4. Я мечтаю ________________________________
5. Я стремлюсь ______________________________
6. Я буду очень доволен(льна), если ______________
7. Я хочу __________________________________
8. Я все сделаю для того, чтобы _________________
9. У меня есть большое желание _________________
10. Я бы хотел(а) быть способным(ой) ___________
_____________________________________________
11. Я бы так хотел(а) _________________________
12. Я стремлюсь к ___________________________
13. Я решил(а) ______________________________
14. Я буду очень рад(а), если ___________________
15. Я имею определенное намерение _____________
_____________________________________________
16. Я сделаю все возможное, чтобы ______________
_____________________________________________
17. Я буду очень рад(а), если мне разрешат ________
_____________________________________________
18. Я бы ничего не пожалел(а) бы для того, чтобы ___
_____________________________________________
19. Всем сердцем я надеюсь ____________________
20. Всеми своими силами я стремлюсь ____________
_____________________________________________ Закончите предложения первыми пришедшими в голову словами
1. Больше всего я буду расстроен(а), если _________
_____________________________________________
2. Я не желаю _______________________________
3. Я буду протестовать, если ____________________
4. Мне не понравится, если ____________________
5. Я стараюсь избежать ________________________
6. Я боюсь, что ______________________________
7. Я буду очень жалеть, если ___________________
8. Я не хочу ________________________________
9. Мне не нравится думать о том, что _____________
_____________________________________________
10. Я бы не хотел(а) __________________________ Спасибо!
Проверьте, все ли предложения закончены.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|