Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 3.52 Mb. Название | С. Т. Посохова | страница | 2/21 | Дата | 24.02.2016 | Размер | 3.52 Mb. | Тип | Документы |
|
1.1.3. Подходы к пониманию предмета психологической диагностики
Вопрос о предмете психологической диагностики, о том, что она изучает, решается в современной психологии далеко не однозначно. Из существующего потока мнений можно выделить несколько, наиболее часто встречающихся.
Одно из них сводится к тому, что предмет психодиагностики – психическое своеобразие конкретного человека. С целью выявления психического своеобразия используются определенные методы и методики. Последующее применение статистических процедур позволяет измерить выявленное психическое своеобразие. Задача психодиагноста сводится к тому, чтобы на основании умозаключений перейти от признаков и индикаторов свойств, состояний и процессов к констатации их наличия и выраженности. В этом случае психодиагностика служит для получения числовых эквивалентов выраженности интересующих психолога психических свойств у конкретного индивида. Таким образом, предмет психологической диагностики – это психическое своеобразие конкретного человека, т.е. индивидуальность как выражение целостности и неповторимости человека. В таком случае происходит определенное отождествление предмета психологической диагностики и предмета психологии индивидуальности.
Другое мнение состоит в том, что предмет психологической диагностики – различия в психической организации людей. Как и в предыдущем случае, различия, обнаруженные с помощью психодиагностических методик, измеряются путем применения статистических процедур. В результате психолог-диагност получает числовые эквиваленты психических различий. Тем самым предмет психологической диагностики в значительной степени растворяется в предмете дифференциальной психологии.
Существует также мнение о том, что предмет психологической диагностики – все психическое. Такое широкое представление характерно для немецкой психодиагностической школы, представители которой полагают, что психодиагностика изучает психическое в самых разных формах проявления.
Известна также позиция, отрицающая какую-либо уникальность и самостоятельность предмета психологической диагностики. Предмет психодиагностики ничем не отличается от предмета любой другой области психологических знаний. Предмет психологической диагностики и всех других психологических областей общий. Своеобразие психодиагностики определяется уникальностью методических средств, уникальностью способов получения психологической информации, но не специфичностью предмета.
Несмотря на некоторые различия, все приведенные мнения объединяет то, что в них нивелируется специфичность предмета психологической диагностики. Он сливается с предметом ряда других областей: психологии: психологии индивидуальности, дифференциальной и общей психологии. Существенная роль в определении специфики предмета психологической диагностики принадлежит разработке методологических и методических принципов.
1.1.4. Принципы психологической диагностики
Теория психологической диагностики опирается главным образом на достижения современной психологии. Это имеет отношение и к методологическим принципам, которые рассматриваются в психологии в качестве руководящей идеи, основополагающего правила получения и объяснения полученной психологической информации. Теоретико-методологическая основа психологической диагностики представлена в фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных психологов, таких как Б. Г. Ананьев, В. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов, С. Л. Рубинштейн, А. Анастази.
К специфически психодиагностическим можно отнести:
· принцип конкретности;
· принцип ориентации на выявление индивидуальности;
· принцип безоценочности;
· принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью.
Принцип конкретности подчеркивает относительность психологического диагноза. Организация психодиагностического обследования, выбор диагностируемых психических образований определяются соответствием психического развития и состояния человека тем требованиям, которые предъявляет конкретная жизненная ситуация. Вполне естественно, что диагностика психологической готовности детей к обучению в общеобразовательной школе и к обучению в гуманитарной школе с углубленным изучением иностранных языков потребует ориентации на разные психические образования, а следовательно, выбора разных методических средств.Психологический диагноз, отражающий возможность обучения ребенка в массовой школе, может означать неполное психологическое и психофизиологическое соответствие требованиям обучения в гимназии.
Принцип ориентации на выявление индивидуальности предполагает признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути, предыстории и истории развития. Исключительность жизненной проблемы человека, его психологического портрета – исходная точка психодиагностической деятельности психолога, которая определяет содержание психодиагностической гипотезы, необходимость и достаточность диагностических средств в методическом комплексе, длительность психодиагностики и форму психодиагностического заключения.
Принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев (например, «плохая память», «хороший интеллект» и т. п.) в процессе выявления психологических особенностей человека и при постановке психологического диагноза. Все психические процессы выполняют адаптационную функцию, что делает их целесообразными и необходимыми для обеспечения самосохранения и развития человека в изменяющихся условиях жизнедеятельности.
Принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью как принцип психологической диагностики занимает особое место. Он во многом определяет не только ход психодиагностического обследования, но и содержание психодиагностических гипотез, консультирования по результатам обследования. Его суть заключается в том, что человек как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие сегодня, во много раз превышают темп естественного биологического и социального адаптациогенеза человека – результата длительного филогенеза и индивидуального развития, что, безусловно, отражается как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и самим собой.
1.1.5. Становление и истоки
научной психологической диагностики
Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. За много лет до нашей эры в Древнем Китае существовала система тестирования способностей и отбора правительственных чиновников. Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по шести видам искусства: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению писать, знанию ритуалов и церемоний. Кроме того оценивалось поведение чиновников быту. Подобная система «профессиональной диагностики» просуществовала довольно долго и затем была усложнена. В нее дополнительно были включены обязательные знания гражданского права, военного дела, финансов, сельского хозяйства и географии.
Любопытна и в определенной мере поучительна система диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Для проверки знаний учителя использовали различные загадки, вопросы, парадоксы. Например, ученика спрашивали: «Была ли борода у бородатого?» Отвечать надо было немедленно. При этом один из наставников целился в ученика из лука. Или наставник мог схватить своего оппонента, трясти его и кричать: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!» В результате создавалась довольно драматичная ситуация. С помощью такого приема учителя выявляли симулянтов, которые маскировали свою некомпетентность.
Строгая система диагностики готовности к обучению в школе существовала у Пифагора, который с большим трудом принимал в свою школу новичков. Он считал, что не из каждого дерева можно выточить Меркурия. Ученый внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, скрыто наблюдал за поведением претендентов. Особое значение Пифагор придавал походке и смеху молодых людей. Он утверждал, что манера смеяться и ходить может многое сказать о характере человека. Испытания Пифагора состояло из двух этапов. Прежде всего «диагностировалась» стрессоустойчивость претендента. Он должен был переночевать одни в пещере. Затем проводилось тестирование интеллекта. При этом предлагалась заведомо не решаемая задача. Обескураженного новичка вводили в зал, где все, кто уже учился в школе, оскорбляли неудачника и смеялись над ним. Если поведение «жертвы» отличалось присутствием духа, умением держать себя и с достоинством отвечать на выпады, то испытание заканчивалось приемом в школу.
Возникает предположение, что одно из первых тестирований в нашей стране было проведено в 1666 году царем Алексеем Михайловичем с целью получения общественного мнения о русской церкви. Перед церковным собором царь поодиночке вызывал к себе всех участников и предлагал письменно ответить на три вопроса: имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви; достоверны ли печатные греческие книги; правильны ли решения предыдущего собора 1654 года.
Наивная психологическая диагностика – Научной психологической диагностике предшествовала наивная психологическая диагностика, содержание которой определяется физиогномикой, френологией, графологией, хиромантией.
Физиогномика (греч. phsis «природа» + gnomon «знающий») – учение о связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности. Происходит от перевода двух греческих слов «природа» и «знающий». Физиогномика основывается на представлении о том, что по внешним признакам человека могут быть установлены его психологические характеристики. В частности, в выражениях лица отражаются некоторые особенности личности. Существует теория, объясняющая эти связи, в основе которой примитивные аналогии между внешним видом животных и соответствующими характеристиками людей. Если лицо похоже на лисицу, то человек хитер, как лисица и т.д. В течение длительного времени физиогномика служила предпосылкой для многих типологий характера. Однако в первой половине XIX физиогномика была практически забыта.
Френология (греч. phren «ум, разум» + logos «слово, понятие, учение») – учение Ф. Галля о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа. Основная идея френологии заключалась в том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. При сильном развитии этой способности соответствующий центр мозга также очень развит, что отражает на конфигурации черепа. Это позволяет составить с помощью специальных измерений френологическую карту. В ХХ века френология пользовалась большой популярностью как метод психологической диагностики. Френология постулирует возможность диагностики особенностей личности на основе выступов на черепе.
Графология (греч. grapho «пишу» + logos «слово, понятие, учение») – это учение о почерке, который признавался разновидностью выразительных движений, отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека возникла давно. На их существование указывали Аристотель, Феофраст и многие другие мыслители. В 1622 г. итальянский врач К. Вальдо опубликовал работу с описанием способов определения особенностей личности по почерку. Широкое распространение графология получила в XIX веке. Термин «графология» во второй половине XIX век был введен аббатом Мишоном.
Изучение почерка может иметь диагностическое значение. Сегодня наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности пишущего. При некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью. В криминалистике почерк анализируется с целью выявления признаков, позволяющих идентифицировать преступников. Существует судебное почерковедение. Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии.
Хиромантия (греч. cheir «рука» + manteia «гадание, пророчество) – образована от двух греческих слов: «рука» и «пророчество». Хиромантия – одно из наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу ладоней. Рисунок на поверхности ладоней называется папиллярным (кончики пальцев) и флексорным (ладонь). В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией. Изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знаний дерматоглифики (греч. derma «кожа» + gliphe «гравировать»).
Папиллярный рисунок индивидуален. Его уникальность, персональный характер были использованы в криминалистике. Такому практическому применению помог случай, к которому причастен Вильям Хершель – англичанин, служивший в британской армии в одном из районов Индии. В течение 15 лет Хершель выплачивал жалование индийским солдатам. Для европейца это было настоящей проблемой, так как все индийцы казались одно лицо. Писать они не умели, имена повторялись. Часто, получив один раз жалование, они требовали еще как не получавшие его. Иногда посылали друзей и родственников
Хрешель знал, что в ряде стран существовал обычай использования отпечатков пальцев в качестве удостоверения личности. Так, в Китае разводы между супругами удостоверялись отпечатком руки мужа. У подкидышей в сиротских домах также брали отпечатки пальцев. Эти знания британский служащий использовал в собственной практике. У работающих у него индийцев Хершель стал брать отпечатки пальцев для того, чтобы удостоверять контракты. Сначала он делал это, чтобы индийцы чувствовали свою ответственность. Постепенно тайна линий отпечатков увлекла его. В 1877 году у него была целая записная книжка, заполненная отпечатками индийцев, которые он снимал в течение в 19 лет через определенные промежутки времени. Хершель с удивлением заметил, что отпечатки пальцев одного человека никогда не были идентичны отпечаткам пальцев другого. Это и были папиллярные линии. Пытливый британец получил возможность отличать истинных служащих от мнимых.
В середине прошлого, то есть ХХ века, усилился интерес антропологов и медиков к изучению дерматоглифики. Причиной этому послужили успехи в области исследования хромосомных болезней человека. Появляются работы, в которых указывается на связь между отельными особенностями рисунков кожных покровов и хромосомными аномалиями. Установлено типичное расположение сгибательных борозд ладони при болезни Дауна. При аномалиях по половым хромосомам, например болезни Шерешевского-Тернера, болезни Клайнфельтера, трисомии-Х наблюдаются отклонения в дерматоглифики.
Интерес к психологическим аспектам дерматоглифики возник сравнительно недавно. Тем не менее уже сейчас психологи утверждают, что у здоровых людей разнообразие папиллярых и ладонных рисунков очень велико. Г. И. Акинщикова в комплексном лонгитюдном исследовании установила взаимосвязи между некоторыми дерматоглифическими признаками и интеллектом, измеряемым по тесту Векслера.
Наивная психология пользовалась преимущественно методом наблюдения. Прекрасные образцы наблюдения, позволившего тонко раскрыть характеры человека, оставил Феофраст (конец IV – первая половина III века до нашей эры).
Зарождение научной психологической диагностики – Собственно психологическая диагностика впервые появилась в рамках психиатрического обследования. Первоначально она была представлена обыкновенными вопросами относительно возраста, местожительства, даты рождения, несложных математических операций. Таким образом, первым предметом, к которому обратилась психодиагностика, были умственные способности человека. Более точным средством диагностики умственных способностей можно считать задачи, чем-то похожие скорее на ребусы, требующие проявления находчивости, критичности, предвидения, чем на задачи, связанные с описанием предметов повседневной жизни, или задачи, направленные на проверку памяти.
Современный облик экспериментальная психология приобрела благодаря колоссальным усилиям и исследовательской активности В. Вундта. Ученый, хотя и считал, что высшие психические функции, составляющие сущность личности, не подлежат экспериментальному изучению, в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т.п. Вместе со своими учениками.
Одним из научных источников психологической диагностики считается прикладная психология, предметную область которой довольно трудно очертеть. Сегодня прикладные, социально значимые задачи ставят перед собой медицинская, социальная, инженерная, педагогическая психология, психология труда и многие другие отрасли психологии. Круг задач охватывает отбор и подбор персонала, профессиональную пригодность, определение психологической готовности детей к обучению в школе и т.п.
Начало психологической диагностике в качестве одной из дисциплин прикладной психологии положит Ф. Гальтон. В 1883 году он опубликовал работу «Исследование человеческих способностей и их развитие». Он предложил проверять общие умственные способности человека с помощью психометрического испытания. Понятие «тест» впервые применил для быстрых и несложных проверок американский психолог Дж. Кэттелл. В 1890 году вышла в свет его монография «Умственные способности, их измерение», в которой предлагает примерно 50 простых испытаний. Среди них, например измерение силы мускулов, максимальной частоты постукивания, чувствительности к прикосновению, приблизительной оценки времени, объема непосредственной произвольной памяти.
Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года с изданием комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, которые составили А. Бине и Д. Симон.
Следует отметить возникновение другой крупной группы тестов. Речь идет о так называемых проективных тестах, с помощью которых предпринимается попытка выявить основные функции личности. Принцип проекции появляется в словесно-ассоциативном методе К. Юнга в 1904-1906г.
Тесты, основанные на вопросах, касающихся собственных переживаний и поведения человека или его отношений начали возникать в 1930-х годах под влиянием первого психологического вопросника, оставленного в 1917 году Р. С. Вудворсом с целью отличить призывников, страдающих неврозом, от здоровых.
Американского психолога Р. Торндайка принято считать родоначальником тестов школьной успешности. Эти тесты нередко называются тестами достижений. Они оказались более валидными, чем традиционные методы определения школьных достижений, такие как контрольные работы, устные и письменные экзамены и т.п. Тесты достижений нашли наиболее широкое применение в США. Сегодня все отчетливо проявляется тенденция к замене классических тестов школьной успеваемости так называемыми критериально ориентированными тестами.
Другой, исторически не менее важный, источник психологической диагностики заключен в дифференциальной психологии. Ее корни находятся, как известно, в идеях дарвинизма, популярных в ХИХ в. и проникших в психологию во многом благодаря исследованиям Ф. Гальтона. Именно он, применяя экспериментально-психологические методики, впервые обратил внимание на интериндивидуальные различия.
Тем не менее основателем дифференциальной психологии (индивидуальных различий) принято считать В. Штерна, который еще в 1900г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью.
Существенную роль в становлении дифференциальной психологии сыграли А. Бине и В. Анри. В 1896 году докладом на тему «Индивидуальная психология» они открыли новую предметную область психологических исследований – индивидуальные различия. Переход от исследования изолированных психических свойств к целостной индивидуальности стимулировало возникновение особого предметного аспекта – психодиагностики. А. Бине теоретически обосновал и доказал практически возможность диагностики высших психических процессов. Он впервые сконструировал тест для измерения умственного развития детей. Тест получил признание во многих странах. Главный недостаток теста заключался в том, что он не имел достаточного теоретического обоснования.
Наиболее сильное влияние на становление психологической диагностики как самостоятельной научной дисциплины оказала тестология – направление в психологии, которое занимается теорией и методологией разработки и проверки психологических тестов.
Однако и в то время тестология не рассматривалась единственным направлением в выявлении индивидуальных психологических особенностей человека. В 1912 году русский ученый А. Ф. Лазурский писал о недостаточности изучения индивидуального своеобразия только с помощью тестов. Он выступал за активное внедрение в психологию естественного эксперимента. Естественный эксперимент в отличие от самого обширного теста позволял психологу изучать не отдельные психические процессы, а личность в целом.
Приблизительно в это же время другим отечественным психологом Г. И. Россолимо был предложен метод целостной диагностики личности с помощью «психологического профиля». Г. И. Россолимо выдвинул и реализовал идею количественной оценки элементов духовной жизни с целью выявления индивидуально-своеобразного профиля личности.
Хотя история психологической диагностики насчитывает довольно длительный срок, термин «психодиагностика» появился только в начале ХХ века. Его распространение связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Германа Роршаха. В 1921 году вышла в свет его книга под названием «Психодиагностика». Монография была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или как называл их сам Роршах – клякс.
Можно заключить, что, несмотря на разнообразие источников, лежащих в основе становления психологической диагностики, психодиагностика сформировалась как самостоятельная прикладная психологическая дисциплина. Развитию психологической диагностике способствовали общественные потребности, прежде всего развитие промышленности, образования, медицины, военного комплекса, нуждавшихся в более точных количественных методах оценки свойств личности, психических функций. Исходные позиции разных авторов при построении психодиагностического инструментария различны. В то же время общим для них служит цель психодиагностики.
|
|
|