Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 3.52 Mb. Название | С. Т. Посохова | страница | 18/21 | Дата | 24.02.2016 | Размер | 3.52 Mb. | Тип | Документы |
|
АНКЕТА
«ДЕТСКО-ОТЦОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
С. В. Липпо, С. Т. Посохова
Назначение. Анкета предназначена для выявления содержательных и формальных характеристик взаимоотношений ребенка с отцом. В анкете фиксируются биографические сведения об отце: возраст, образование, профессия, хобби, вредные привычки, а также частота и удовлетворенность отношениями с ним, эмоциональная окраска этих отношений.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь текст анкеты, содержащий 20 пунктов.
Инструкция: «Уважаемый участник опроса! В последнее время в обществе возрос интерес к проблемам родительства. Больше внимания стало уделяться роли отца. Психологов интересует Ваше мнение об этом сложном явлении личной жизни человека. Вам будут предложены вопросы, касающиеся Вас, Вашей семьи и Ваших отношений с отцом. Постарайтесь как можно более полно и искренне ответить на все приведенные ниже пункты анкеты. Мы гарантируем конфиденциальность полученной информации. Ваши ответы будут использованы исключительно в научных целях. Если Вам что-нибудь не понятно, Вы можете обратиться за помощью. Если Вы не захотите написать свою фамилию, то можно поставить какой-либо символ или знак. В случае если Вы воспитывались отчимом, опекуном или другим человеком, то опишите Ваши отношения с ним и обязательно отметьте это в пункте 1 анкеты.
Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовании».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что его инструкция понятна, обследуемые отвечает на пункты анкеты. Анкета допускает индивидуальное и групповое использование. В случае группового обследования число участников не дольно превышать 15 человек. Каждому обследуемому должно быть предоставлено отдельное место для выполнения задания. Времязаполнения анкеты — не более 10–15 мин. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, психолог должен дать разъяснения.
Обработка. При обработке учитываются ответы на каждый пункт анкеты. Качественный анализ позволяет определить демографические и социально-психологические особенности отцов. При анализе результатов обследования группы фиксируется частота встречаемости каждого ответа. Количественный анализ проводится на основании приписывания ответам обследуемых определенных баллов, представленных в табл. 3.16.
Текст анкеты
1. Возраст Вашего отца (отчима, опекуна, другого) _____________________________________________
2. Образование (нужное подчеркнуть):
· среднее
· высшее
· неполное высшее
· другое ___________________________________
3. Работает ли он сейчас? (нужное подчеркнуть)
· да
· нет
4. Профессия ______________________________
5. Есть ли у него хобби, увлечения?
· да
· какие ____________________________________
· нет
6. Живет ли он (нужное подчеркнуть)
· с Вами
· отдельно от Вас
7. Сколько дней в неделю Вы с ним обычно видитесь? (нужное обвести в кружок):
0 1 2 3 4 5 6 7 дней
8. Сколько времени в течение дня Вы обычно проводите вместе с отцом? (указать приблизительно в часах) _________________________________________
9. Есть ли у Вашего отца вредные привычки? (нужное подчеркнуть)
· да
· какие ___________________________________
· нет
10. В Вашей семье главой является (нужное подчеркнуть)
· отец
· мать
· все члены семьи равны
· главой является другой член семьи (кто именно) _____________________________________________
11. Откровенны ли Вы с отцом? (нужное подчеркнуть)
· да
· скорее да, чем нет
· скорее нет, чем да
· нет
12. Как Вы думаете, является ли Ваш отец успешным человеком? (нужное подчеркнуть)
· да
· скорее да, чем нет
· скорее нет, чем да
· нет
13. Какие качества Вашего отца послужили для Вас эталоном, примером? ___________________________
_____________________________________________
14. Чего добился в жизни Ваш отец? ____________
_____________________________________________
_____________________________________________
15. Есть ли у Вас хобби, увлечения, если «да», то какие? _______________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________ 16. Чего Вы добились в жизни? ________________
_____________________________________________
17. Ваши планы на будущее ___________________
____________________________________________ 18. Ваши фамилия, имя, отчество (или символы) _____________________________________________
19. Ваш пол (нужное подчеркнуть)
· мужской
· женский
20. Ваш возраст _____________________________
Спасибо!
Проверьте, пожалуйста, на все ли пункты анкеты
Вы ответили 3.4. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия
3.4.1. Психологическая диагностика представлений о дружбе и о себе Психодиагностический комплекс. В целях диагностики взаимосвязей преставлений о себе и о друге был разработан комплекс психодиагностических средств:
· методика «Проективный перечень» З. Старовича с последующим написанием сказки для диагностики представлений о себе, контролируемых ассоциаций на значимые стимулы, выявления структуры образов, изучения системы неосознаваемых отношений [Старович, 1991; Ткаченко, Введенский, Дворянчиков, 1998];
· методика «Сказка», написанная с участием персонажей, которые выявляются по методике «Проективный перечень» З. Старовича для изучения бессознательных отношений к различным сторонам своего «Я», к значимым другим и друзьями, для диагностики представлений о себе и других нами [Старович, 1991; Ткаченко, Введенский, Дворянчиков, 1998];
· модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения» для диагностики неосознанных отношений к себе, к другим, к будущему и прошлому, для выявления страхов и опасений [Анастази, 1987; Лучшие психологические тесты, 1992; Соколова, 1980];
· «Личностный дифференциал» для диагностики свойств личности, самосознания, межличностных отношений [Лучшие психологические тесты, 1992];
· анкета «Представления о дружбе» [Юркова, 2004].
Результаты апробации психодиагностического комплекса и комментарии. Подростки описывают себя как главного и активного героя в сказке, хотя этот герой не всегда является положительным. Друг выступает в роли положительного героя чаще, чем у зрелых людей, которые склонны принимать себя в большей мере, чем подростки. Подросток часто недооценивает себя и ориентируется на друга как на своеобразный эталон. Не исключается характерное для подросткового возраста протестное поведение, когда подростки выступают в роли активного «отрицательного» персонажа.
Подростки ориентируются на реальный мир. Не имеющие друзей надеются их когда-нибудь приобрести. В зрелом возрасте, когда накапливается негативный опыт отношений, друзей нередко «создают»: фантазируют, придумывают.
Юноши и девушки в возрасте 20–25 лет чаще воспринимают друга как положительного и активного героя, чем люди зрелого возраста. В юношеском возрасте дружеские отношения играют важную роль. Принятие друга определяется его активностью, которая сочетается с собственной высокой социальной и психической активностью личности на этом возрастном этапе. В сказках взрослых образ друга часто отсутствовал или же друг участвовал в событиях косвенно («он никогда не появлялся», «он был только мифом»). Вероятно и то, что в зрелом возрасте тип взаимоотношений друзей меняется: кроме активности все большую роль приобретает содержание отношений.
МЕТОДИКИ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
МЕТОДИКА «ПРОЕКТИВНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ»
З. Старович
Назначение. Методика предназначена для выявления неосознаваемой представлений о собственном «Я», о друге, а также совокупности отношений к собственному и противоположному полу путем использования контролируемых ассоциаций на значимые стимулы.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходим бланк с перечнем объектов (стимулов) и перечнем семантических классов.
Набор объектов (стимулов):
· «Я»;
· «Я»-идеал;
· большинство женщин;
· большинство мужчин;
· любимый человек;
· сексуальный партнер;
· «Я»-будущий муж (жена);
· мать;
· отец;
· «Я»-будущий отец (мать);
· моя жена (муж);
· мой ребенок;
· друг (подруга).
Перечень семантических классов:
· неодушевленный предмет;
· дерево;
· травянистое растение;
· сказочный герой;
· амплуа артиста цирка;
· животное.
Инструкция: «Перед Вами бланк, в левой части которого дан перечень разных объектов. В верхней части перечислены разные классы понятий. Ваша задача — как можно быстрее слева написать любое слово или развернутое определение (т. е. ассоциацию) каждому объекту, принадлежащему классу, который указан в верхней строчке бланка. Работайте внимательно, не пропускайте ни одного объекта и класса. Над ответом долго не задумывайтесь. Пишите первый ответ, пришедший в голову. Старайтесь отвечать искренне. Ваши ответы не будут разглашаться».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый приступает к выполнению задания. Обследуемый дает ассоциацию на предъявленный объект понятием, принадлежащим к данному семантическому классу, как бы «кодирует» его. Задание выполняется без ограничения времени. Допускается индивидуальное и групповое применение. Группа не должна превышать 15 человек. При групповом применении каждому участнику обследования должно быть предоставлено отдельное место для работы. Длительность выполнения заданий — 25–30 мин.
Обработка. Структурный анализ результатов тестирования направлен на определение четкости и дифференцированности представлений об образах «Я», «Мужчины», «Женщины», «Друга» и т. п. В качестве параметров структурного анализа выделяется ассоциативно-семантическая близость стимулов, т. е. ассоциативное пересечение понятий. Она определяется через количество совпадений ответов на сопоставляемые объекты.
Например, пересечение содержания образов «“Я” — женщина» у обследуемого мужчины может свидетельствовать об идентификации с женскими полоролевыми стереотипами, в то время как пересечение образов «“Я” — мужчина» — об идентификации с мужскими полоролевыми стереотипами. Показателем недостаточной когнитивной дифференцированности половой роли является ассоциативно-семантическая близость образов «Мужчина» — «Женщина». Пересечение образов «“Я” — ребенок» говорит о незрелости личности испытуемого, его инфантильности.
В соответствии с целями диагностики целесообразно рассматривать особенности идентификации образа «Я» с образами «Мужчины», «Женщины», «Друга» и т. п.
Содержательный анализ предполагает выделение и анализ следующих индивидуальных особенностей содержания образа «Я»:
· «доминирование»: «Я — дрессировщик диких животных, люблю укрощать хищников»;
· «зависимость»: «Я — слабое нежное растение, за которым нужно ухаживать и охранять от стихий»;
· «сопротивление»: «Я — кактус, если что, могу уколоть, дать отпор»;
· «трансформированность»: «Я — пластилин, можно вылепить что угодно», «Я – лед, если меня согреть, я растаю».
Для диагностики эмоционального переживания образов фиксируются:
· нейтральное восприятие образа — ассоциации отличаются формальностью, отсутствие акцентирования какой-либо аффективной окраски, каких-либо эмоциональных суждений и оценок, а также оценок по отношению к «кодируемому» объекту;
· положительное восприятие — возникающие ассоциации подчеркивают субъективно позитивные, приятные качества объекта (например, ребенок — котенок, так как мягкий, пушистый, игривый и ласковый);
· отрицательное восприятие — возникающие ассоциации подчеркивают негативные качества и свойства объекта, наличие субъективных суждений и оценок отрицательного характера (например, друг — дуб, так как он тупой как дерево, глупый);
· амбивалентное восприятие — возникающие ассоциации акцентируют одновременно как приятные, положительные, так и отрицательные, неприятные качества объекта (например, женщина — печка, так как теплая, может согреть, но может и обжечь; женщина — осока: красивая, стройная, но можно порезаться; женщина — крапива: лечит и калечит; роза — красивый цветок, но есть шипы, о которые можно пораниться);
· деперсонифицированное восприятие — возникающие ассоциации акцентируют косвенные, атрибутивные, неодушевленные и/или формальные признаки (например, женщина — деревянная кукла, как хочешь, так ею и играешь; женщина — манекен: нет чувств и понимания никакого; женщина — норка, т. к. носит шубу такую; ребенок — марионетка, на ниточках).
Для качественного анализа полученных результатов целесообразно использование контент-анализа и кластерного анализа.
Количественная обработка результатов тестирования предполагала определение степени семантической близости сравниваемых объектов. Каждое совпадение оценивается в 1 балл. Например, если образ «Я» и образ друга совпадали по одному признаку, то степень семантической близости равнялась 1 баллу. Если по двум признакам, то 2 баллам, если по трем — 3 баллам и т. п. Максимальная степень семантической близости равна 6 баллам, минимальная — 0 баллов.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________
_____________________________________________
Возраст ______________________________________
Другие сведения ________________________________
Дата обследования ______________________________
Фамилия, имя, отчество психолога _________________
Стр. 569 справочник
Спасибо!
Проверьте, пожалуйста, Все ли объекты
соотнесены с семантическими классами МЕТОДИКА «СКАЗКА» Назначение. Методика предназначена для выявления неосознанных представлений о себе, о значимых людях, о взаимоотношениях, в которых они находятся, об отношении к собственному «Я» и другу. Методика представляет собой продолжение диагностики с помощью проективного перечня З. Старовича. Методика проводится спустя минимум 7 дней после того, как выполнялась методика «Проективный перечень» З. Старовича.
Оборудование, стимульный материал. Обследуемому предлагается список сказочных персонажей, созданный им же при выполнении методики «Проективный перечень» З. Старовича.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на список сказочных персонажей. Соответствует ли он тем героям, которых Вы называли несколько дней тому назад? Напишите любую сказку с их участием, обязательно охарактеризуйте героев».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что его инструкция понятна, обследуемый приступает к написанию сказки. Время не ограничивается. Обычно задание выполняется в течение 25–35 мин.
Методика допускает индивидуальное и групповое проведение. При групповом варианте каждому участнику обследования должно быть предоставлено отдельное место для работы. В группе не должно быть больше 15 человек.
Обработка и интерпретация. При обработке учитывается способность опознать предложенный собственный список персонажей. Успешность опознания отражает устойчивость ассоциаций и позволяет анализировать персонажи сказки как проекцию представления обследуемого о себе и значимых других.
Качественная обработка направлена на определение таких представлений:
· включенность каждого персонажа в сюжет сказки;
· вовлеченность персонажей во взаимодействие;
· исключение какого-либо персонажа из сюжета сказки;
· главный герой сказки.
При интерпретации полученных результатов необходимо учитывать, то, что описание себя и своей активности в сказке отражает реальную жизненную ситуацию обследуемого, систему его отношений к жизни и к окружающим людям. Сказка несет в себе «закодированный» набор образов. Чувствуя себя в безопасности, обследуемый проецирует значимую для себя реальность путем переноса ее на взаимоотношения героев. Отсутствие кого-либо из героев говорит о высокой его значимости. Выраженное эмоциональное напряжение, сопровождающее переживание этого образа, препятствует включению персонажа в сказку. При этом целесообразно учитывать следующие категории:
· «Я» — главный герой;
· «Я» — активный персонаж;
· «Я» — положительный персонаж;
· друг — главный (второстепенный) герой;
· друг — активный (пассивный) персонаж;
· друг — положительный (отрицательный) персонаж;
· стиль взаимодействия между главным героем и другом.
Анкета
«ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДРУЖБЕ»
Е. В. Юркова
Назначение. Анкета предназначена для выявления общей содержательной структуры социальных представлений о дружбе:
· образ дружбы;
· особенности дружбы как специфического вида межличностного взаимодействия;
· образ друга;
· установка в отношении разнополой любви;
· гендерные представления о дружбе.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходим бланк с перечнем из 23 вопросов.
Обработка. Анкета предполагает качественный и количественный анализ с использованием кластерного анализа и контент-анализа.
Регистрируемые показатели. В результате обработки анкеты выделяются следующие показатели социальных представлений о дружбе:
· образ дружбы — представления о том, что лежит в основе возникновения дружеских отношений, представления о мотивах дружеских отношений; личностный смысл дружбы (анализируются ответы на вопросы № 1, 3, 6);
· особенности дружбы как специфического вида межличностных отношений, отличающегося от любви и приятельских отношений; включенность дружбы в систему межличностных отношений; эмоциональный фон дружеских отношений (анализируются ответы на вопросы № 4, 5, 23);
· установка в отношении разнополой дружбы — признание или отрицание, специфические особенности разнополой дружбы; представления о друге противоположного пола (анализируются ответы на вопросы № 17, 18, 19, 20, 21);
· гендерные представления о дружбе — гендерные стереотипы дружбы (анализируются ответы на вопросы № 11, 12, 13, 14, 15, 16);
· образ друга — роли и личностные качества друга, его социальные характеристики, темы бесед с другом (обсуждаемые проблемы) (анализируются ответы на вопросы № 2, 7, 8, 9, 10, 22).
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Просим Вас принять участие в социально-психологическом опросе, посвященном проблеме дружеских взаимоотношений. Заполнять анкету несложно. После каждого вопроса указывается, как надо отвечать. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса. Постарайтесь дать как можно более искренние ответы на предложенные вопросы. Конфиденциальность ответов гарантируется.
Благодарим за участие!
1. Что, по-вашему, мнению, является основой для возникновения дружеских отношений?
(Укажите, пожалуйста, в какой степени Вы согласны с каждым из предложенных вариантов.)
Стр. 553 справочник
2. В какой степени, по-вашему мнению, для дружбы является важным то, что…
(Сделайте отметку в каждой строке.)
Стр. 553 справочник 3. Как Вы думаете, почему люди стремятся обрести друга/подругу?
(Оцените, пожалуйста, каждое суждение.)
Стр. 554 справочник Допишите, если у Вас есть свой вариант ответа
4. Оцените, пожалуйста, степень Вашего согласия со следующими утверждениями, касающимися дружбы и любви.
4.1. Любовь эмоционально насыщеннее, чем дружба
полностью согласен(на) 5 4 3 2 1 не согласен(на)
4.2. Дружба — более стабильные и длительные отношения
полностью согласен(на) 5 4 3 2 1 не согласен(на)
4.3. Любовь более эгоистична, чем дружба
полностью согласен(на) 5 4 3 2 1 не согласен(на)
4.4. Дружба — более откровенные и доверительные отношения
полностью согласен(на) 5 4 3 2 1 не согласен(на)
4.5. Дружба между мужчиной и женщиной может быть одним из этапов любовных отношений
полностью согласен(на) 5 4 3 2 1 не согласен(на)
5. Как Вы считаете, должны ли отношения между мужем и женой включать дружбу?
(Выберите, пожалуйста, один из вариантов, нужное подчеркните.)
а) да
б) нет
6. Закончите, пожалуйста, предложения:
«Дружба — это ______________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________ «Друг/подруга и приятель — не совсем одно и то же, так как _______________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________ |
|
|