Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 3.52 Mb. Название | С. Т. Посохова | страница | 17/21 | Дата | 24.02.2016 | Размер | 3.52 Mb. | Тип | Документы |
|
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание. Опросник допускает индивидуальное и групповое применение. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому обследуемому необходимо предоставить отдельное место для работы. Длительность выполнения задания — 7–10 мин. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.
Обработка. Ответы на каждый вопрос могут принимать значения от 1 до 4. Вопросы 1–6 оцениваются следующим образом:
· ответ 1 — 1 балл,;
· ответ 2 — 2 балла;
· ответ 3 — 3 балла;
· ответ 4 — 4 балла.
Итоговое значение задания 7 определяется по максимальной оценке одного из 13 подпунктов, даже если это единственная высокая оценка. Например, если оценки по 12 подпунктам будут равны двум баллам и лишь одного четырем, итоговое значение этого задания будет равно четырем. Ответы на подпункты оцениваются следующим образом:
· ответ «У меня никогда не было подобного переживания» — 1 балл;
· ответ «У меня было подобное переживание, и оно никак не усилило мою веру в Бога» — 2 балла;
· ответ «У меня было подобное переживание, и оно усилило мою веру в Бога» — 3 балла;
· ответ «У меня было подобное переживание, и оно убедило меня в существовании Бога» — 4 балла.
Затем баллы суммируются, и полученное значение делится на 7. Итоговый показатель (индекс выраженности базовых духовных переживаний) может принимать значения от 1 до 4. Значение более 3 характеризует наличие выраженных духовных переживаний.
Регистрируемый показатель — индекс выраженности базовых духовных переживаний.
Интерпретация. При интерпретации полученных результатов учитывается, что под базовым духовным переживанием понимается как определенное событие и когнитивная оценка этого события, которая привела человека к убеждению о существовании Бога, так и переживание глубокой внутренней связи с Богом (ощущение внутреннего присутствия Бога, единения с Богом). Чем выше индивидуальное значение индекса, тем более зрелыми являются религиозно-психологические представления и установки субъекта (внутренняя религиозная ориентация).
Текст опросника
1. Насколько религиозным или духовным человеком Вы себя считаете?
1) совсем не религиозным(-ой)
2) не очень религиозным(-ой)
3) умеренно религиозным(-ой)
4) очень религиозным(-ой)
2. Примерно как часто Вы уделяете время религиозным или духовным практикам?
1) раз в год или реже
2) от раза в месяц до нескольких раз в год
3) от раза в неделю до нескольких раз в месяц
4) от нескольких раз в день до нескольких раз в неделю
3. Насколько часто Вы ощущали присутствие мощной духовной силы?
1) никогда
2) раз или два
3) несколько раз
4) часто
Существует множество разных определений Высшей силы, которую мы часто называем «Бог». Отвечая на следующие вопросы, основывайтесь на своем понимании Бога.
4. Насколько близким(-ой) к Богу Вы себя ощущаете?
1) я не верю в Бога
2) не очень близким(-ой)
3) довольно близким(-ой)
4) очень близким(-ой)
5. Было ли у Вас когда-нибудь переживание, которое убедило Вас в существовании Бога?
1) нет
2) не знаю
3) возможно
4) да
6. Согласны ли Вы или не согласны с утверждением «Бог находится внутри человека»?
1) абсолютно не согласен(-на)
2) скорее не согласен(-на)
3) скорее согласен(-на)
4) полностью согласен(-на)
7. Укажите, доводилось ли Вам испытывать подобные переживания, и в какой степени каждое из них укрепило Вашу веру в Бога. Отметьте галочкой выбранный Вами вариант ответа в соответствующем квадрате таблицы. Стр 562 справочника
Спасибо!
Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили
в бланке для ответов
Методика определения системы
этической рефлексии
По модели В. Лефевра Назначение. Методика определения системы этической рефлексии, предложенная В. Лефевром, позволяет выявить исключительно внутренние предпосылки предпочтения человеком определенного поведения.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь бланк ответа, содержащий инструкцию и перечень вопросов.
Инструкция: «Вам будет предложено ответить на четыре вопроса, касающихся некоторых особенностей Вашего мировоззрения. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет “хороших” или “плохих” ответов. Если Вы отвечаете на вопрос “да” или “нет”, поставьте галочку в соответствующей клетке регистрационного бланка».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание. Опросник допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому обследуемому необходимо предоставить отдельное место для работы. Длительность выполнения задания — 2–3 мин. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.
Обработка. Каждому положительному ответу присваивается значение 1; каждому отрицательносу ответу присваивается значение –1. Ответы на все вопросы суммируются, и результат делится на 4. Итоговый показатель может принимать значения от –1 до +1, где –1 свидетельствует о предпочтении первой этической системы, а +1 соответствует предпочтению второй этической системы, то есть если обследуемый утвердительно ответил на все вопросы, это свидетельствует о предпочтении второй этической системы. Если испытуемый отрицательно отвечает на все вопросы, он предпочитает первую систему этической рефлексии. Если обследуемый дал и утвердительные, и отрицательные ответы на задания методики, это свидетельствует о предпочтении «слабых», непоследовательных вариантов двух этических систем.
Регистрируемый показатель — предпочитаемая система этической рефлексии.
Интерпретация. При интерпретации полученных результатов необходимо учитывать содержание этических систем. Первая этическая система предполагает негативную оценку соединения добра и зла. В ней предпочтение отдается личности, стремящейся к компромиссу. Вторая этическая система позитивно оценивает соединение добра и зла, предпочтение отдается личности с бескомпромиссным поведением.
Стр. 505 справочника
3.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОТЦОВСТВА
3.3.1. Психологическая диагностика отцовства как проявления личностно-смысловой сферы мужчины
Психодиагностический комплекс. Для определения личностно-смыслового содержания отцовства возможно использование следующего психодиагностического комплекса, включающего в себя:
· модифицированный вариант методики «20 утверждений самоотношения» М. Куна и Т. Мак-Партленда — для выявления субъективного семантического пространства представлений о себе как об отце [Общая психодиагностика, 1987];
· методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева для определения структуры самоотношения [Пантилеев, 1993];
· 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла для выявления эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных свойств и свойств саморегуляции [Капустина, 2001];
· биографический опросник (BIV) [Чикер, 2003].
Результаты апробации психодиагностического комплекса и комментарии. В молодом возрасте у мужчин матрица отцовского отношения сформирована недостаточно полно. Отцовство слабо представлено в их сознании. Описывая себя, лишь 12 % молодых мужчин упомянули о роли отца. Полное раскрытие роли отца оказалось недоступным 38 % опрошенных. Только 50 % обследованных молодых мужчин смогли дать достаточно полные представления о своем ребенке.
Выявленные представления о себе как об отце и о своем ребенке у молодых мужчин достаточно разнообразны и в то же время противоречивы. У многих обследованных наряду с такими понятиями, как «любовь», «забота», «ответственность», «доброта», в сознании присутствовали понятия, не имеющие ничего общего с отцовством и даже противоречащие ему.
Для понимания отцовства большое значение имеет осознание жизненно важных потребностей мужчин в отцовстве. К ним относятся:
· потребность в неисчерпаемых жизненных стимулах;
· потребность в обогащении новым опытом;
· потребность в безопасности и уверенности;
· потребность в общественном признании, общественной оценке, общественной самореализации;
· потребность в ясном будущем.
Доминирующее положение в иерархии занимает потребность мужчин в неисчерпаемых жизненных стимулах. Для подавляющего большинства мужчин ребенок — это прежде всего безграничная подвижная стихия, вносящая в жизнь счастье, радость, веселье.
Потребность в ясном будущем стоит на втором месте в иерархии потребностей. Основная масса мужчин связывает с рождением детей гарантию собственной безбедной старости, а также возможность передать им собственный накопленный опыт, а возможно, и свое дело. Ребенок представляется молодым мужчинам как надежда и как продолжение начатого ими дела.
Отцовство тесно связано в сознании мужчин с потребностью в обогащении новым для себя опытом. Вероятно, для многих из них дети становятся не только объектом внимания и радости, но и частью их жизни, способом ее познания.
Примерно каждый второй обследованный мужчина видел в отцовстве потребность в общественном признании, общественной оценке, общественной самореализации. Ребенок заметно повышает ценность мужчины, позволяет обрести социально одобряемую роль и ценность отца. Способность сравнивать себя с другими — значительный фактор саморазвития и самосознания. Ребенок дает возможность стать равными с остальными мужчинами в одной из важнейших общественных функций, почувствовать уверенность в себе, усилить свое «Я». В отношениях с детьми, которые нуждаются в отце, которые его любят, мужчина теряет свою анонимность и приобретает значимость для других людей. Отцовская ответственность, отцовские обязанности и заботы, отцовская любовь помогают самому мужчине повысить не только самоценность, но и социальную значимость.
Реже всего упоминалась в связи с детьми потребность в безопасности и уверенности. Лишь каждый третий считал ее актуальной для себя. Мужчины осознают, что их жизнь с появлением ребенка во многом изменится, от многого придется отказаться. Дети — это не только радость, счастье, но и большая ответственность, тревога и переживания. Кроме того, дети — тяжелая нагрузка и большие издержки.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ АНКЕТА ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ОТЦОВСТВА
Р. В. Манеров
Назначение. Анкета предназначена для получения общих биографических сведений об участниках обследования, их семейном положении, отношении к рождению ребенка.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь текст анкеты, включающий в себя 12 пунктов.
Инструкция: «Уважаемый участник опроса! В последнее время в обществе возрос интерес к проблемам родительства. Больше внимания стало уделяться отцовству, роли мужчины как отца. Психологов интересует Ваше мнение об этом сложном, неоднозначном явлении личной жизни. Постарайтесь как можно более полно и искренне ответить на все пункты анкеты. Тот ответ, который больше других соответствует Вашему мнению, обведите в кружок. Если ни один из ответов Вам не подходит, выскажите свое мнение в свободной форме. Ваши ответы будут использованы исключительно в научных целях. Индивидуальные ответы не разглашаются, свою фамилию писать не надо. Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовании».
Процедура обследования. После того как психолог убедился, что его инструкция понятна, обследуемый отвечает на пункты анкеты. Анкета допускает индивидуальное и групповое использование. В случае группового обследования число участников не должно превышать 15 человек. Каждому обследуемому должно быть предоставлено отдельное место для выполнения задания. Длительность заполнения анкеты — не более 10–15 мин. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, психолог должен дать разъяснения.
Обработка. При обработке учитываются ответы на каждый пункт анкеты. При анализе результатов обследования группы фиксируется частота встречаемости каждого ответа. Кроме количественного анализа проводится качественный анализ, позволяющий определить демографические особенности группы. Отдельно анализируется пункт 12 анкеты, позволяющий выявить потребности, реализуемые мужчинами в отцовстве.
Текст анкеты
1. Фамилия, имя, отчество (символ, вымышленное имя, можно не указывать) ________________________
_____________________________________________
2. Возраст __________________________________
_____________________________________________
3. Профессия _______________________________
_____________________________________________
4. Образование ______________________________
_____________________________________________
5. Семейное положение (нужное подчеркнуть)___ _____________________________________________
· холост
· состою в гражданском браке
· женат
· живу отдельно от жены
· разведен
· вдовец
·
а) Если Вы женаты, то укажите, пожалуйста, длительность брака _________________________________ _____________________________________________
б) Если Вы женаты не в первый раз, то укажите, пожалуйста, это ________________________________ _____________________________________________
Если у Вас есть дети, то, пожалуйста, укажите
· количество детей __________________________
· возраст детей _____________________________
· пол детей ________________________________
· был(и) ли запланирован(ы) __________________
· соответствовал ли пол ожиданиям _____________
7. Сопровождали ли Вы беременную жену в родительный дом? _____________________________________
8. Присутствовали ли при родах? ________________
9. Как часто посещали жену в родильном доме (нужное подчеркнуть)?
· постоянно
· очень часто
· часто
· от случая к случаю
· редко
· очень редко
· не посещал
10. Встречали ли новорожденного при выписке из родильного дома? ______________________________
11. Пожалуйста, вспомните, каким было Ваше чувство при первом прикосновении к новорожденному ________
_____________________________________________
_____________________________________________
12. Пожалуйста, подчеркните все утверждения, с которыми Вы согласны:
· ребенок — неисчерпаемый источник жизненных стимулов;
· без детей жизнь была бы скучной, а супружество «пустым»;
· имея детей, чувствуешь себя более безопасно и уверенно;
· ребенок заметно повышает ценность взрослого человека, усиливает его общественное признание;
· воспитание своих детей — лучшая основа для продолжения своего дела, для уверенности в будущем. Спасибо!
Проверьте, на все ли пункты анкеты Вы ответили МЕТОДИКА
«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ КАК ОТЦЕ»*
Р. В. Манеров
Назначение. Методика предназначена для выявления представлений мужчины о себе как отце.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь специальный бланк с 10 однотипными незаконченными предложениями. Все предложения начинаются со слов «Как отец я...».
Инструкция: «Перед Вами начало предложений. Закончите каждое предложение первым пришедшим в голову окончанием, как чтобы получилась законченная мысль. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного предложения. Долго не задумывайтесь над ответом. Пишите первый ответ, пришедший в голову. Старайтесь отвечать искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый приступает к выполнению задания. Задание выполняется без ограничения времени. Если обследуемый сообщает, что он не может выполнить задание полностью, т. е. завершить все десять предложений, то психолог может прекратить обследование. Психолог не должен настаивать на обязательном выполнении задания в полном объеме.
Задание допускает индивидуальное и групповое применение. Группа не должна включать более 15 человек. При групповом применении каждому участнику обследования должно быть предоставлено отдельное место для работы. Длительность выполнения заданий — 15–20 мин.
Обработка. При обработке целесообразно использование контент-анализа и кластерного анализа, которые позволяют определить содержание представления мужчины о себе как об отце.
БЛАНК методики
Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________
_____________________________________________
Возраст ______________________________________
Другие сведения ________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Дата обследования ______________________________
Фамилия, имя, отчество психолога _________________
_____________________________________________
Закончите, пожалуйста, предложения первым пришедшим в голову окончанием.
Как отец, я _________________________________
_____________________________________________
Как отец, я _________________________________
_____________________________________________
Как отец, я _________________________________
_____________________________________________
Как отец, я _________________________________
_____________________________________________
Как отец, я _________________________________
_____________________________________________
Как отец, я _________________________________
_____________________________________________
Как отец, я _________________________________
_____________________________________________
Как отец, я _________________________________
_____________________________________________
Как отец, я _________________________________
_____________________________________________
Как отец, я _________________________________
_____________________________________________
Спасибо!
3.3.2. Психологическая диагностика отцовства и самоактуализации подростка
Психодиагностический комплекс. Психодиагностический комплекс для определения роли социально-психологических особенностей отцов в самоактуализации подростков включал в себя:
· самоактуализационный тест Э. Шостром для выявления психологических характеристик, свойственных самоактуализацирующейся личности;
· методика интерперсональной диагностики Т. Лири для выявления типов межличностных отношений между подростками и отцом;
· анкета «Детско-отцовские отношения» С. В. Липпо, С. Т. Посоховой для определения содержательных и формальных характеристик взаимоотношений детей с отцом.
Результаты апробации психодиагностического комплекса и комментарии. Представления подростков об отце включают определенную иерархию признаков, характеризующих стиль поведения отца. При этом содержание представлений сыновей и дочерей во многом сходно. Мальчики и девочки прежде всего признают в своих отцах авторитарность и эгоистичность и менее всего ценят отцах подчиненность.
Различия между мальчиками и девочками проявляются в том, что у мальчиков представление об отце слабо дифференцировано в отличие от девочек. Девочки выделяют образ альтруистического, успешного, принимаемого ими отца и образ эгоистичного, агрессивного отца. Авторитарность является неотъемлемой характеристикой поведения отца, с точки зрения девочки. Позитивный или негативный смысл авторитарности отца для дочери определяется тем, какие дополнительные качества демонстрирует отец.
Мальчики и девочки используют разные критерии для оценки успешности своих отцов. Для сыновей успешность отца связана главным образом с социальной значимостью достижений личности. Для мальчиков успешный отец — тот, кто имеет властный характер, сильную волю, авторитет у окружающих.
Успешный отец компетентен и энергичен, независим и самолюбив, требует уважения к себе и получает его, стремится быть над всеми и одновременно немного в стороне. Он добивается признания, власти над людьми, денег, различных материальных благ и, наконец, может организовать свое дело.
Девочки, оценивая успешность отца, обращают внимание на его роль и позицию в межличностных отношениях. Для девочек успешность — это умение сотрудничать, гибкость, принятие ответственности на себя, а также работа, которая нацелена на благо других. Отец оценивается девочками как успешный, если он добивается любви и уважения окружающих, находит компромиссные решения в конфликтных ситуациях, является опорой и помощником для близких. Для девочек важно, что отец смог создать любящую семью, которую он способен обеспечить всем необходимым.
Существенное значение для самоактуализации в подростковом возрасте имеют социальная успешность, личные достижения отцов. Сыновья успешных отцов, воспринимаемых в качестве лидеров, чаще проявляют силу, самолюбие и энергичность, более независимы и свободны в своем поведении, в целях, убеждениях и принципах по сравнению с мальчиками, оценивающими своих отцов как неуспешных людей.
Представление об отце как о главе семьи наиболее часто выделяется теми сыновьями, которые обладают не только ценностями творческого человека, но и большей спонтанностью в своем поведении. Кроме того, у мальчиков уважение к себе тем выше, чем большего, по их мнению, достиг отец в своей жизни. Видимо, сыновья идентифицируют себя со своими отцами, и достижения отцов становятся поводом для самоуважения. С другой стороны, доверительные отношения отца с сыном, когда отец становится источником информации, дает готовый образец поведения, снижают познавательную потребность сына, гибкость в его поведении. Опекающий отец не дает сыну почувствовать собственную ответственность за события прошлого и настоящего. В результате в сознании мальчика разрывается связь прошлого опыта с будущем, что помешает успешной адаптации в изменяющихся социальных условиях.
Отец может оказывать и положительное, и отрицательное влияние на различные аспекты самоактуализации дочери. Даже самые образцовые отцы могут бессознательно формировать у дочерей представление о женской роли как роли домохозяйки, не нуждающейся в реализации себя на ниве общественной деятельности, а значит, тем самым снижается мотивация к успеху в учебе, к всестороннему развитию. Успешность, забота отца, теплые отношения с ним связаны с умением дочери целостно воспринимать мир, понимать связанность противоположностей, разрешать противоречия между ними. Также они связаны со способностью девочки принимать свои отрицательные эмоции, такие, как гнев, агрессия, и переживать их. Полученные результаты в определенной мере соответствуют представлениям К. Юнга о том, что анимус (мужское начало в женском подсознании, формирующееся под влиянием отца) может олицетворять предпринимательский дух, смелость, правдивость, духовную мудрость, инициативу, т. е. те качества, которые характеризуют обладающего ими человека как самоактуализирующуюся личность. Негативное влияние отца на формирование анимуса сказывается в пассивности женщины, глубокой неуверенности в себе. Отец подавляет спонтанность и гибкость поведения своей дочери, если они проводят слишком много времени вместе, поддерживая формальные отношения, лишенные искренней заботы и дружелюбия, которые необходимы для дочери со стороны ее отца.
|
|
|