Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

С. Т. Посохова


Скачать 3.52 Mb.
НазваниеС. Т. Посохова
страница16/21
Дата24.02.2016
Размер3.52 Mb.
ТипДокументы
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Назначение. Анкета предназначена для выявления мотивов обращения к религии в современном обществе, отношения к требованиям культовой системы, усвоения основ вероучения и чтения догматической литературы, для выявления представлений о верующем человеке с помощью понятий обыденной жизни. Анкета позволяет условного выделять «верующих» и «атеистов».

Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь текст анкеты, включающий в себя 10 пунктов.

Инструкция: «Уважаемый участник опроса! В послед­ние годы, происходящие в нашей стране изменения, во многом изменили взгляды современного человека на религию. Проблема современной религиозности обсуждается не только учеными и политиками, но и самыми обычными людьми. Психологов интересует Ваше мнение об этом сложном, неоднозначном явлении личной и общественной жизни. Постарайтесь как можно более полно и искренне ответить на все поставленные вопросы, обводя в кружок номер того ответа, который больше других соответствует Вашему мнению. Если ни один из ответов Вам не подходит, выскажите свое мнение в свободной форме. Ваши ответы будут использованы исключительно в научных целях. Индивидуальные ответы не разглашаются, свою фамилию писать не надо. Заранее благодарим Вас за согласие участвовать в нашем исследовании».

Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Анкета допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для работы. Длительность выполнения задания 10–15 мин. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.

Обработка. При обработке результатов анкетирования учитываются ответы на каждый вопрос. При анализе результатов обследования группы определяется частота встречаемости каждого ответа в группе обследуемых. Затем вычисляется процентное отношение к общему числу обследуемых. Кроме количественного анализа проводится качественный, позволяющий определить демографические особенности обследованных групп.

Регистрируемые показатели:

· соблюдение религиозных предписаний;

· тип молитвенного обращения;

· типичные ситуации молитвенного обращения;

· чтение религиозной литературы;

· обращение с молитвой к Богу и т. п.

Текст анкеты

1. Верующих сегодня становится больше, как бы Вы оценили это явление?

1) это возврат к искренней вере

2) поиск идеала, заполнение духовной пустоты

3) раскаяние

4) теперь так принято

5) политическая игра

6) опиум для народа

7) восстановление традиций

Другое. Что именно? _________________________

2. Считаете ли Вы себя верующим человеком?

1) да

2) нет

3) трудно определить точно

3. Какую религию Вы исповедуете?

1) христианство: православие, католицизм, протестантизм

2) ислам

3) иудаизм

4) буддизм

5) атеист (атеизм)

Другую. Уточните, какую именно ________________

4. Соблюдаете ли Вы предписанные религией обряды, ритуалы?

1) часто

2) иногда

3) редко

4) никогда

5. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?

1) большинство, предписанных религией

2) принятые в семье

3) самые распространенные

6. Вы бываете в местах, где проводится богослужение (православный храм, костел, кирха, мечеть, синагога, буддийский храм, молельный дом и т. д.)?

1) часто

2) иногда

3) редко

4) никогда

7. Читаете ли Вы священные книги, укажите, какие и как часто?

1) часто

2) иногда

3) редко

4) никогда

8. Обращаетесь ли Вы с молитвой к Богу?

1) часто

2) иногда

3) редко

4) никогда

9. В каких ситуациях Вы прибегаете к молитве?

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

10. Пожалуйста, определите понятие «верующий человек» _____________________________________

_____________________________________________

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.

Ваш пол (нужное подчеркните):

· мужской

· женский

Ваш возраст_________________________________

Ваше образование (нужное подчеркните):

· неполное среднее

· полное среднее

· среднее специальное

· высшее

Ваши пожелания и замечания __________________

_____________________________________________

Спасибо!

Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили

в бланке для ответов

ШКАЛА РЕЛИГИОЗНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Г. Олпорт, Д. Росс

Назначение. Опросник предназначен для выявления типа религиозной ориентации личности: внутренней и внешней религиозности.

Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимы текст опросника, бланк для ответов и «ключ» для обработки результатов опроса. Опросник состоит из 20 суждений, 9 из них представляют собой субшкалу внутренней религиозной ориентации [I], а 11 включены в субшкалу внешней религиозной ориентации [E]. На каждое из суждений предложено 4 варианта ответов, выражающих различную степень согласия с суждением. Каждому ответу присваивается определенное количество баллов.

Инструкция: «Приведенные ниже утверждения относятся к различным религиозным и социальным взглядам. Пожалуйста, отметьте ответ, который Вы предпочитаете, или тот, с которым Вы в наибольшей степени согласны. Если ни один из предложенных вариантов не выражает Ваши чувства, отметьте тот, который Вам наиболее близок. Если ни один вариантов Вас не удовлетворяет, можете пропустить это утверждение. Здесь нет «верных» и «неверных» ответов. Все эти ответы в разное время выби­рались разными религиозными и нерелигиозными людьми. Работайте быстро и внимательно. Долго не задумывайтесь над ответом. Возможно, что некоторые вопросы или суждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь ответить на них как можно искренне. Ваши ответы никому не будут разглашаться».

Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Опросник допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому обследуемому необходимо предоставить отдельное место для работы.

Длительность выполнения задания — 15–20 минут.

Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.

Обработка. При обработке используется специальный «ключ». Ответы на вопросы с 1 по 11, диагностирующие выраженность внутренней религиозности обрабатываются следующим образом:

· ответ «совершенно не согласен» — 1 балл,

· ответ «скорее не согласен» — 2 балла,

· ответ «скорее согласен» — 3 балла,

· ответ «совершенно согласен» — 4 балла.

Ответы на вопросы с 12 по 20, диагностирующие выраженность внутренней религиозности, обрабатываются следующим образом:

· ответ «совершенно не согласен» — 4 балла,

· ответ «скорее не согласен» — 3 балла,

· ответ «скорее согласен» — 2 балла,

· ответ «совершенно согласен» — 1 балл.

При обработке баллы по субшкалам внутренней и внешенй религиозности суммируются. Величина индекса религиозности позволяет разделить обследуемых на группы внешне и внутренне религиозных людей, а также определить группу непоследовательно религиозных и нерелигиозных.

Регистрируемые показатели:

· выраженность внутренней религиозности — сумма баллов по субшкале внутренней религиозности;

· выраженность внешней религиозности — сумма баллов по субшкале внешней религиозности;

· индекс религиозности — сумма баллов по субшкале внутренней религиозности и субшкале внешней религиозности.

Интерпретация. При интерпретации учитывается, что опросник обладает высокой чувствительностью к измерению религиозной ориентации, несмотря на концептуальные различия конфессий. В рамках любой конфессии соотношение типов будет примерно одинаковым [Олпорт, 1998].

К людям с последовательной внутренней религиозностью относятся те, кто соглашается с утверждениями — индикаторами внутренней ориентации, входящими в субшкалу внутренней ориентации, и не соглашается с утверждениями — индикаторами внешней ориентации из соответствующей субшкалы. Эти обследуемые получают низкие показатели по обеим субшкалам.

К людям с последовательной внешней религиозностью относятся те, кто соглашается с утверждениями — индикаторами внешней ориентации, входящими в субшкалу внешней ориентации, и не соглашается с утверждениями — индикаторами внутренней ориентации из соответствующей субшкалы. Эти обследуемые получают высокие показатели по обеим субшкалам.

Непоследовательно религиозные будут набирать по субшкале внутренней ориентации как минимум на 12 бал­лов меньше, чем по субшкале внешней ориентации.

Нерелигиозные люди будут демонстрировать устойчивую тенденцию не соглашаться с утверждениями из обеих субшкал, что будет проявляться в низких показателях по субшкале внешней религиозности и очень высоких оценках по субшкале внутренней религиозной ориентации.
Шкала внешней (экстринсивной)

религиозной ориентации

Текст шкалы

1. Главное, что дает мне религия, — это душевный комфорт во время печалей и несчастий.

а) совершенно не согласен

б) скорее не согласен

в) скорее согласен

г) совершенно согласен

2. Я хожу в церковь потому, что это помогает мне упрочить свое положение в обществе.

а) совершенно неверно

б) скорее неверно

в) скорее верно

г) совершенно верно

3. Цель молитвы — обеспечить счастливую и спокойную жизнь.

а) совершенно не согласен

б) скорее не согласен

в) скорее согласен

г) совершенно согласен

4. Не так важно, во что я верю, пока я веду моральную жизнь.

а) совершенно не согласен

б) скорее не согласен

в) скорее согласен

г) совершенно согласен

5. Хотя я и религиозен, я стараюсь не допускать того, чтобы религиозные соображения влияли на мою повседневную жизнь.

а) совершенно неверно

б) скорее неверно

в) скорее верно

г) совершенно верно

6. Главное преимущество церкви в том, что, посещая ее, можно завязывать хорошие отношения с окружающими.

а) совершенно не согласен

б) скорее не согласен

в) скорее согласен

г) совершенно согласен

7. Хотя я и верующий человек, я чувствую, что в моей жизни есть множество более важных вещей.

а) совершенно не согласен

б) скорее не согласен

в) скорее согласен

г) совершенно согласен

8. Я молюсь главным образом потому, что меня приучили это делать.

а) совершенно неверно

б) скорее неверно

в) скорее верно

г) совершенно верно

9. Основная причина моего интереса к религии состоит в том, что церковь предлагает мне подходящие виды времяпрепровождения.

а) совершенно неверно

б) скорее неверно

в) скорее верно

г) совершенно верно

10. Иногда мне приходится поступиться своими религиозными убеж­дениями для того, чтобы обеспечить свое социальное и экономическое благополучие.

а) совершенно не согласен

б) скорее не согласен

в) скорее согласен

г) совершенно согласен

11. Основная функция молитвы — обеспечить облегчение и защиту.

а) совершенно не согласен

б) скорее не согласен

в) скорее согласен

г) совершенно согласен

Шкала внутренней (интринсивной)

религиозной ориентации

12. Я стараюсь, чтобы религия проникала во все мои повседневные дела.

а) совершенно не согласен

б) скорее не согласен

в) скорее согласен

г) совершенно согласен

13. Довольно часто я остро осознаю присутствие Бога или Божественной Сущности.

а) совершенно неверно

б) скорее неверно

в) скорее верно

г) совершенно верно

14. Мои религиозные убеждения действительно определяют мою жиз­ненную философию.

а) совершенно неверно

б) скорее неверно

в) скорее верно

г) совершенно верно

15. Те молитвы, которые я произношу, оставаясь совершенно один, столь же осмысленны и эмоциональны, как и те, что я произношу во время службы.

а) почти никогда

б) иногда

в) обычно

г) почти всегда

16. Если этому не препятствуют какие-то неизбежные обстоятельства, я посещаю церковь.

а) реже, чем раз в месяц

б) два-три раза в месяц

в) примерно раз в неделю

г) чаще, чем раз в неделю

17. Если бы я вступил в церковную группу, это была бы группа по изучению Библии или социальное товарищество.

а) я предпочел бы товарищество

б) я, видимо, предпочел бы товарищество

в) я, видимо, предпочел бы группу

г) я предпочел бы группу

18. Религия особенно важна для меня, потому что она дает мне ответы на многие вопросы, касающиеся смысла жизни.

а) совершенно не согласен

б) скорее не согласен

в) скорее согласен

г) совершенно согласен

19. Я читаю книги, посвященные моей вере.

а) никогда

б) изредка

в) время от времени

г) часто

20. Для меня важно проводить какое-то время в религиозных размышлениях.

а) это зачастую так

б) иногда это так

в) это случается редко

г) такого никогда не бывает

Спасибо!

Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили

в бланке для ответов

Бланк для ответов и обработки

Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________

_____________________________________________

Возраст ______________________________________

Другие сведения ________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Дата обследования ______________________________

Фамилия, имя, отчество психолога _________________

_____________________________________________
«КЛЮЧ»
Стр. 476 справочника

3.2.2. Психологическая диагностика адаптационного потенциала

религиозно ориентированных лиц

Психодиагностический комплекс для выявления взаимосвязей религиозной ориентации и адаптационного потенциала личности включает в себя:

· биографическую анкету для получения информации об уровне образования, состоянии здоровья, удовлетворенности профессиональной деятельностью и семейной жизнью, о социальном статусе;

· тест «Инспирит» Дж. Касса [Kass, Friedman, Lesser­man, Zuttermeister, Benson, 1991], который определяет значимость базовых религиозных концептов в жизни человека;

· методику определения этической системы В. А. Ле­февра [1990] для уточнения внутренних предпосылок предпочтения определенного поведения на основе выбора той или иной этической системы рефлексии;

Результаты апробации психодиагностического комплекса и комментарии. Адаптационный потенциал как единство проявлений личностных свойств, этических установок и стремления к самоактуализации имеет общие и специфические признаки у лиц с внешней и внутренней религиозной ориентацией. Не обусловлены религиозной ориентацией такие признаки адаптированности, как уровень образования и общее состояние здоровья.

Специфика адаптационного поведения верующих, вне зависимости от доминирующей религиозной ориентации, определяется содержанием мировоззренче­ских и этиче­ских установок, реализующихся в процессах самопознания, во взаимодействии с Богом, миром и с другими людьми. Содержание и уровень адаптационного потенциала верующего определяются ведущей религиозной ориентацией и различным образом проявляются у лиц с внутренней и внешней религиозной ори­ен­тацией.

Адаптационное поведение внутренне религиозных лю­дей более жестко регулируется этическими представлениями. Главными компонентами в структуре их адаптационного потенциала выступают высокая оценка собственной религиозности и морально-этические ценности, которые обусловливают нервно-психическую устойчивость. Ценностно-смысловые установки реализуются в диалогическом личностном общении, в быстром установлении эмоционально насыщенных контактов, в осознании и рефлексии своих агрессивных реакций, в компромиссном поведении при возникновении конфликтных ситуаций, которое не снижает их личностного статуса.

Внешне религиозные люди более вариативны в выборе стратегий поведения в ситуациях экзистенциальной рефлексии. Они в меньшей степени ориентируются на религиозно-этические нормы, меньше осознают собственные проявления агрессии и менее критически их оценивают. В то же время они более склонны к рационализации и приобретению новых знаний об окружающем мире. Главными компонентами в структуре адаптационного потенциала выступают интернальный локус контроля, высокий уровень самоуважения, ориентация на социально-значимые нормы поведения.

МЕТОДИКИ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Биографическая анкета

Н. В. Груздев, С. Т. Посохова

Назначение. Биографическая анкета была составлена с целью получения формальных данных об обследуемых и определения групп риска по ряду объективных критериев адаптации. Анкета включает 26 вопросов об уровне образования, состоянии здоровья, удовлетворенности профессиональной деятельностью и семейной жизнью, социальном статусе, физической активности и т. д.

Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь бланк анкеты, содержащий перечень из 26 вопросов.

Инструкция: «Следующие вопросы касаются Вашего образа жизни, здоровья, работы и отдыха. Отвечая на вопросы, старайтесь дать максимально полный, развернутый ответ. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного вопроса. Долго не задумывайтесь над ответом. Возможно, что некоторые вопросы или суждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь ответить на них как можно искренне. Ваши ответы никому не будут разглашаться».

Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание. Анкета допускает индивидуальное и групповое применение. В случае группового обсле­дования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому обследуемому необходимо предо­ставить отдельное место для работы. Длительность выполнения задания — 10–12 мин. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.

Обработка. Для обработки используется качественный анализ ответов. Наиболее важен анализ следующих вопросов: вопросы 4–7 (удовлетворенность семейной жизнью); 9–11 (удовлетворенность работой); 13–15, 18, 20 (здоровье); 16, 21, 24 (аддиктивное поведение); 19, 25, 26 (активность). Допускается формализация ответов для упрощения обработки и возможности дальнейшего использования при математической обработке.

Текст анкеты

Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________

_____________________________________________

Возраст ______________________________________

Другие сведения ________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Дата обследования ______________________________

Фамилия, имя, отчество психолога _________________

_____________________________________________

стр. 484-485 справочника


ТЕСТ «ИНСПИРИТ»*

Дж. Касс
Назначение. Методика «Инспирит» предназначена для изучения выраженности базовых духовных переживаний у здоровых людей в условиях стресса.

Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь текст опросника, содержащий перечень из 7 вопросов на бланке, который одновременно служит и «ключом» для обработки.

Инструкция: «Следующие вопросы касаются Ваших духовных или религиозных убеждений и переживаний. Отвечая на вопросы, обведите номер ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашим убеждениям. В пункте 7 оцените, насколько перечисленные переживания оказали влияние на Ваши убеждения. Отметьте галочкой соответствующий ответ в таблице. Возможно, что некоторые вопросы покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей лично­сти. Постарайтесь отвечать на них искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться».
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21