Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

С. Т. Посохова


Скачать 3.52 Mb.
НазваниеС. Т. Посохова
страница15/21
Дата24.02.2016
Размер3.52 Mb.
ТипДокументы
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   21
Глава 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТИ

3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

3.1.1. Психологическая диагностика адаптационных изменений личности

в изменяющейся социальной среде

Психодиагностический комплекс Психодиагностический комплекс включал в себя многофакторный опросник Р. Кэттелла (форма А и С). При анализе эмпирического материала диагностируемые личностные свойства условно были разделены на

  • эмоциональные (факторы С, Н, I, L, О, Q4);

  • коммуникативные (факторы А, Е, F, H, N, Q2);

  • интеллектуальные (факторы B, M, Q1);

  • свойства самоорганизации (факторы G, Q3).

Результаты апробации психодиагностического комплекса и комментарииКаждому периоду социального развития соответствует определенный тип адаптирующейся личности. В начале 1990-х годов, отличавшихся новизной и максимальной нестабильностью социальных процессов, своеобразие личностного типа определяли эмоциональная зрелость, ориентация на риск, осознанное социально-нормативное поведение, а также эгоориентация и бескомпромиссные межличностные отношения. В конце 1990-х годов, когда чередование периодов стабильности и нестабильности стало привычным явлением, доминирующее положение в структуре психологических особенностей адаптирующейся личности занимали эмоциональная толерантность, стремление к утверждению авторитарной позиции в сочетании с конформными установками, самоорганизация личности и ценность интеллектуальности.

В начале и конце данного десятилетия существенную роль в организации личностных адаптационных проявлений играли эмоциональные свойства. Они оказались наиболее чувствительными к изменению социальных условий существования человека, что во многом определяется их неразрывной связью с потребностями.

Личность, адаптирующуюся в новых социально-экономических условиях начала 1990-х годов, можно представить как эмоционально зрелую, способную воспринимать препятствия на пути к достижению цели как преодолимые, достаточно уверенную в себе, организующую свое поведение вопреки объективным трудностям и внутреннему сопротивлению с учетом ценности моральных норм и собственных внутренних запретов. В то же время она эгоцентрична, способна эмоционально включаться в происходящее, тонко его чувствовать и создавать собственную внутреннюю картину окружающей действительности. Она стремится к самоутверждению, верит в свои возможности и благополучный исход своих начинаний, что подталкивает ее к риску. При этом не всегда проявляет внимание к другим, ориентируется преимущественно на факты, а не на мотивы поступков и личные проблемы окружающих людей.

В качестве своеобразного адаптационного антипода этого периода выступает личность эмоционально незрелая, недооценивающая себя, испытывающая тревогу и эмоциональный дискомфорт при появлении препятствий на пути к удовлетворению собственных потребностей. Недостаток саморегуляции провоцирует отказ от достижения цели при появлении дополнительных или неожиданных трудностей. Такая личность ориентирована на здравый смысл и факты, избегает рискованных ситуаций и самовыражения. Во взаимоотношениях с окружающими людьми предпочитает компромиссы, что придает общению необходимую гибкость и бесконфликтность.

Адаптирующаяся личность конца 1990-х годов – это личность, обладающая невысокой чувствительностью к стрессу, уверенная в себе, высоко ценящая себя и верящая в удачу. Столкновение с препятствиями на пути к достижению цели и удовлетворению потребностей не вызывает эмоционального дискомфорта. К происходящему относится рационально, опираясь на здравый смысл и логику, оптимистично воспринимает исход событий и будущее. Такая личность ценит новое, не боится ошибок и непринятия авторитетных суждений. Общительна, открыта в общении, уверенно себя чувствует с большой аудиторией и авторитетами. В то же время заинтересована в поддержке со стороны окружающих. В людях, особенно близких по интересам и ценностям, черпает силы и эмоциональную энергию. Стремится к самоутверждению, завоеванию авторитета. Способна защищать свою позицию и подчинять ей окружающих. Моральные нормы, собственные эталоны поведения использует в большей мере для организации внутренней жизни, чем для регуляции взаимоотношений с окружающими людьми.

Контраст составляет личность эмоционально неустойчивая, тревожная, неуверенная в себе, испытывающая неприятные эмоциональные переживания при невозможности удовлетворения своих потребностей и при появлении барьеров, склонная драматизировать события и не видящая возможности получения удовольствия ни от общения, ни от собственных достижений. Сфера получения удовольствий ограничена. Эмоции, легко возникающие по различным поводам, даже самым незначительным, помогают тонко чувствовать дистанцию и стиль общения при изменении коммуникативной ситуации, избегать конфликтов и разногласий. Круг общения ограничен, контакты с людьми не доставляют удовольствия, не вызывают эмоциональной разрядки. Такая личность самостоятельна в принятии решений, во мнении независима, но не стремится к утверждению своей позиции. Ставит под сомнение необходимость ответственности, созданных обществом правил и самодисциплины во взаимоотношениях с людьми. К новым идеям относится настороженно, предпочитает решать конкретные задачи известными, хорошо проверенными способами. Ошибки могут вызвать сильные эмоциональные переживания, дезорганизующие работу.

3.1.2. Психологическая диагностика предпринимательской стратегии адаптации

Психодиагностический комплекс. Психодиагностический комплекс включал следующие методики:

· методика М. Рокича для выявления ценностных ориентаций [Леонтьев, 1992];

· опросник Р. Кэттелла (форма А) для выявления эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных свойств и свойств саморегуляции [Завьялова, Посохова, 2004];

· метод свободного самоописания (составление рассказа о себе) для выявления особенностей вербальной самопрезентации [Хороших, 2001];

· опросник управленческих ограничений [Вудкок, Фрэнсис, 1994].

Результаты апробации психодиагностического комплекса и комментарии. Общие признаки вербальной самопрезентации предпринимателей и непредпринимателей

· использование примерно одинакового количество слов для самоописания (в среднем 36,3 и 34,3 слова соответственно);

· равное использование местоимения «я», отражающего склонность к эгоцентризму (в среднем 1,04 и 1,02 раза соответственно).

Наиболее значимыми характеристиками самоописания для предпринимателей оказались личностные свойства, семья и работа, наименее значимыми — самостоятельность и место жительства. Практически те же самые категории заняли лидирующее положение в вербальной самопрезентации незанятых в бизнесе.

Такая общность самопрезентации связана с единством общечеловеческих ценностей для представителей разных социальных групп, но одной ментальности. Личностные качества — главная ценность человека, которая играет ключевую роль не только в успехе, но и во взаимоотношениях с окружающими людьми, и, как следствие, — в восприятии самого себя. Приоритетная ценность семьи, несмотря на все сегодняшние трансформации ее структуры и функций, постепенно укрепляется в нашем обществе. Профессиональная деятельность всегда считалась важной сферой жизни россиян.

Некоторые различия касаются иерархии и выраженности доминирующих признаков «Я»-образа, важных для достижения успеха. Это касается прежде всего самоидентификации с работой. Представители бизнеса идентифицируют себя с работой не настолько выраженно, как те, кто не занимается бизнесом. Однако работа имеет большую личностную значимость для бизнесменов, на что указывает ее смысловая близость с такими понятиями, как «семья», «имя» и «возраст» (по данным кластерного анализа). Таким образом, происходит своеобразное слияние работы с самой личностью, с ее именем и жизненной зрелостью. Работа становится не просто частью жизни предпринимателя, а частью самой личности.

Иное понимание работы отражается в рассказах о себе у непредпринимателей. Для них работа, хотя и самая значимая составляющая «Я»-образа, является скорее одной из сфер самораскрытия личностного потенциала, но не частью самой личности. В их сознании работа объединяется с семьей и личностными свойствами, но существует независимо от собственного имени.

В иерархии признаков самоописания предпринимателей смысл собственных достижений занимает среднее положение. Успех и связанные с ним переживания представляют собой один из источников рефлексии собственного жизненного пути, осмысления своей жизни, необходимого для успешного управления бизнесом. В сознании фиксируется не только результат, но и процесс достижения. Качества личности, образование, а также увлечения и хобби воспринимаются предпринимателями в качестве необходимых инструментов достижения желаемого.

Независимо от степени включенности в бизнес предприниматели отдают явное предпочтение ценностям, отражающим ориентацию на личное благополучие и профессиональное саморазвитие (табл. 3.4). Самым важным признается здоровье, положение которого в индивидуальной иерархии ценностей зависит от многих факторов: пола, возраста, перенесенных психических травм, актуальной социальной ситуации и т. п. Верхняя ступень, отданная здоровью мужчинами-предпринимателями, вероятно, определяется пониманием высокой напряженности работы, признанием неизбежности преодоления чрезмерных физических нагрузок.

Явное предпочтение в обеих группах отдается счастливой семейной жизни. Высокая значимость семьи для предпринимателей вполне оправданна. Семья — прежде всего тот «эмоциональный тыл», тот «транквилизатор», который снимает напряжение, дает ощущение покоя и удовлетворенности, защищенности и уверенности в себе. Кроме того, предприниматель вкладывает в семью определенную часть своих средств, превращая ее в некий символ своего благополучия и успеха.

В то же время разные категории предпринимателей неодинаково относятся к любви как жизненной ценно­сти. У потенциальных предпринимателей духовная и физическая близость с любимым человеком выступает в роли предпочитаемой жизненной ценности, у реальных — отвергаемой. Отвергаются предпринимателями обеих групп развлечения, красота природы и искусства, а также счастье других. В таком отношении проявляется доминирующая ориентация на деловой успех, утверждение себя, достижение материального благополучия. Возможность отвлечься от дел, приятный отдых воспринимаются бизнесменами, особенно на начальных этапах организации собственного дела, как непозволительная роскошь. Однако подобная позиция может быть следствием неумения рационально распределять свое время, обеспечивать себе психический комфорт, делегировать свои полномочия подчиненным.

Предприниматели осознанно демонстрируют прежде всего деловые качества и отвергают эмоциональный фон жизни как одну из возможных помех в реализации делового потенциала. В данном случае создается определенная психологическая защита от излишних эмоциональных потрясений.

Высокий рейтинг имеют также интересная работа и материально обеспеченная жизнь. Различия между потенциальными и реальными предпринимателями заключаются в степени предпочтения названных ценностей. Для тех, кто готовит себя к бизнесу, большую значимость имеет сам факт участия в интересной работе, а для тех, кто уже стал бизнесменом, — результат работы, т. е. материальная обеспеченность.

Некоторое единство предприниматели демонстри­руют в определении значимости ряда средств дости­жения ценностей. Явно предпочитаемое или предпочитаемое положение в обеих группах занимают средства, раскрывающие возможности самореализации личности: эф­фективность в делах, твердая воля, образованность, рационализм. В достижении жизненного и делового благополучия предприниматели более всего рассчитывают на трудолюбие, работоспособность, на широту знаний и образованность.

Значительная роль в успешности адаптационной пред­принимательской стратегии принадлежит личностным свойствам, характеризующим относительно устой­чивые формы поведения человека и способы са­море­гу­ляции. Интеллектуальные свойства. Реально занимающиеся бизнесом мужчины и потенциальные бизнесмены обладают умеренной гибкостью поведения, умеренной оперативностью принятия решений (фактор N). Им необходимо время для того, чтобы просчитать возможные варианты решения и выбрать оптимальный вариант.

Отличительные черты интеллекта предпринимателей, независимо от степени их «включенности» в бизнес, — конкретность и практичность(факторы В, М), что сами предприниматели часто выражают понятием «здравомыслие». Практичность, здравомыслие заключаются прежде всего в ориентации на реальное дело. Современные отечественные предприниматели осторожно относятся к новым идеям: новое (фактор Q1) принимается только после тщательной проверки и взвешивания, после анализа возможных последствий. В то же время осторожное отношение к инновациям характерно и для людей, не занимающихся бизнесом.

Однако практическая ориентация интеллекта не означает полного отказа от теоретических знаний. Наоборот, в настоящее время усиливается тенденция к сочетанию теории, системного подхода к организации и управлению производством с практическим опытом решения конкретных задач. Такое сочетание расценивается предпринимателями как один из наиболее приемлемых и эффективных путей к успеху. Современный отечественный предприниматель обладает определенной широтой мышления, способностью не только анализировать экономические и общественные ситуации, но и систематизировать, обобщать.

Эмоциональные свойства. Мужчины-предприниматели могут быть отнесены к категории эмоционально устойчивых лиц. При этом активно занимающие­ся бизнесом отличаются более высоким уровнем эмоцио­нальной устойчивости. Они реалистично воспринимают окружающий мир, редко доверяют своим эмоциональным впечатлениям. Круг ситуаций, вызывающих сильные эмоциональные реакции, весьма ограничен (факторы I, С). Они отличаются высокой стрессоустойчивостью, спокойны, уверены в себе, внутренне расслаблены (факторы Н, L, О, Q4). Препятствия на пути к достижению цели воспринимают как преодолимые. Рационально воспринимают критику окружающих в свой адрес. Эмоциональное равновесие сохраняется и в общении с людьми.

Способность управлять собой предполагает использование человеком сформированных преимущественно им самим внутренних эталонов поведения для достижения поставленных целей вопреки внешним препятствиям или внутреннему сопротивлению, а также усвоенных ценностей общества и общепринятых норм поведения.

Предпринимателям соответствует средний уровень самодисциплины. Самоконтроль, волевое напряжение помогают им в достижении цели, в преодолении внешнего и внутреннего сопротивления, в нормализации эмоциональных переживаний преимущественно в ситуациях, которые ими «просчитаны», которые им знакомы. В то же время возможны ситуации, когда сиюминутные личные желания оказываются сильнее и подчиняют поведение (фактор Q3). Предприниматели, реально занимающиеся бизнесом, отличаются более высоким уровнем внутренней дисциплины, чем потенциальные.

Ответственность, чувство долга как базовые составляющие моральной нормативности личности также могут выступать в роли регулятора поведения. У предпринимателей данная форма саморегуляции выражается свое­образно: приоритет дела. Предпринимателям с разной степенью участия в бизнесе характерен средний уровень моральной нормативности. По-видимому, правомерно говорить о гибком отношении представителей бизнеса к общественным требованиям и нормам. Стремление строить свои отношения с людьми на основании принятых в обществе норм сочетается с нарушением правил, с нетрадиционным поведением и формальным выполнением принятых на себя обязательств (фактор G). Можно считать, что саморегуляция в структуре личности предпринимателей представлена главным образом созданными внутренними эталонами и запретами. Морально нормативное поведение, чувство ответственности и долга, видимо, проявляются избирательно, преимущественно в лично значимых сферах жизни и деятельности. Среди рассматриваемых групп чувство долга более выражено у тех, кто не включен в бизнес.

Умение управлять людьми — один из ключевых признаков профессионализма предпринимателей. Предприниматели отличаются высокой коммуникабельностью. Они легко вступают в контакт, часто по собственной инициативе. Быстро находят общий язык даже с незнакомыми и малознакомыми людьми, что, вероятно, позволяет им иметь довольно широкий круг знакомых. То же самое нередко приводит к непродолжительному и по­верх­ностному общению. Общение рассматривается как одно из возможных средств решения деловых и личных проблем, что заставляет находить веские аргументы для защиты своей позиции и мнения единомышленников (факторы А, Н).

Независимо от степени включенности в бизнес предприниматели склонны к принятию окружающих людей, хотя доверительные отношения устанавливают в основном лишь с самыми близкими. Свой внутренний мир, свои глубинные переживания они предпочитают скрывать. Трудности в понимании тонкостей взаимоотношений, в том числе часто скрытых, могут возникать из-за свойственной предпринимателям прямолинейности в выражении своего отношения к людям, недостаточной гибкости поведения, преимущественной ориентации на оценку поступков людей, а не на мотивы действий и эмоциональные переживания. В связи с этим возможны разногласия и конфликты с окружающими людьми. Доминирующая направленность интересов на дело, видимо, снижает их чувствительность к внутреннему миру людей, с которыми они общаются, ослабляет способность к эмпатии. Социальная проницательность, понимание окружающих людей или соответствуют проявлению этих качеств у тех, кто не занимается бизнесом, или несколько ниже.

Для предпринимателей характерен умеренный лидерский потенциал. Предприниматели предпочитают проявлять качества лидера в привычных для себя ситуациях, к которым достаточно адаптировались. В новых для себя ситуациях или при неожиданном развитии событий они предпочитают сначала оставаться в тени. Высказывают собственную точку зрения, стремятся активно изменить ход дела или повлиять на поступки людей только после того, как освоятся в изменившейся обстановке (фактор Е). Окончательные решения предпочитают принимать коллективно, после одобрения со стороны значимой для себя группы (фактор Q2).

Управленческие способности предпринимателей реализуются как в сфере управления производством, так и в сфере управления персоналом. Управленческие способности — это сложное психическое образование, объединяющее в одно целое психические процессы, свойства и деловые качества личности, позволяющие своевременно устанавливать и поддерживать по мере необходимости взаимодействие с отдельными людьми и коллективом, а также с производственными средствами. Управленческий успех предпринимателей обеспечивается взаимодействием с людьми и предполагает:

· умение влиять на подчиненных;

· умение обучать;

· умение формировать коллектив;

· умение налаживать групповую работу.

3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

3.2.1. Психологическая диагностика

смысловой организации современной религиозности

Психодиагностический комплекс включает в себя:

· · анкету «Религиозные ориентации» [Вичев, 1978; Богдановская, 2002] для выявления индивидуальных религиозных ориентаций;

· шкалу «Религиозной ориентации» Г. Олпорта, Д. Росса [1998] для определения преобладающей (внешней или внутренней) религиозной ориентации.

Результаты апробации психодиагностического комплекса и комментарии. Результаты апробации психодиагностического комплекса показали, что в разных возрастных группах верующих религиозные представления наиболее часто связываются с тенден­цией поисков в религии поддержки и утешения или представления о терапевтических возможностях религии.

Для обследуемых зрелого возраста религия важна как образец моральных норм поведения, что отражает их потребности в стабилизации социальной жизни. В представлениях лиц молодого возраста на втором месте ранговой иерархии находится внутренняя потребность в религии, т. е. более выраженным является ее эк­зи­стен­циально-мировоззренческий компонент. Это более соответствует возрастному развитию, связанному с совершенствованием рефлексии, постижением смысла собственного «Я», осознанием собственной индивидуальности, активным нравственным развитием, становлением мировоззрения.

Одинаковую (невысокую) выраженность (четвертое ранговое место) в разных возрастных группах верующих имеет идея креационизма. Вероятно, современные верования находятся в определенном противоречии с истинно-религиозным мировоззрением. Следует учитывать также изменения религиозной культуры и религиозных ценностей личности. Система религиозных представлений верующих включает интерес к магии. В сознании современного человека наряду с более сложными формами религии соседствуют ее более древние, архаичные формы.

Обследуемые разных возрастных групп связывают обращение к религии с возможностью пополнения и обретения личностного ресурса в сложных ситуациях, недоступных управлению и целенаправленному регулированию. Наименее выражен в обеих группах интерес к «псевдонауке», или представления, которые вслед за К. Г. Юнгом можно обозначить как техногенно-мифологические.

Мотивы обращения к религии отражают совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта в определении им собственной религиозной направленности. Ведущие мотивы обращения к религии условно можно разделить:

· на личностные;

· социально-личностные;

· внешне-социальные.

Личностные мотивы: «раскаяние», «поиск идеала, заполнение духовной пустоты», «поиск личной религии». Ведущими в ранговой иерархии мотивов у верующих зрелого возраста выступают «раскаяние», «поиск идеала, заполнение духовной пустоты». Это обусловлено спецификой переживаемого зрелыми людьми возрастного этапа развития личности, психологическим содержанием кризиса середины жизни. Исчерпанность одних жизненных смыслов приводит к поискам других. У верующих молодого возраста мотив «раскаяния» находится на по­следнем месте иерархии, что также связано с одной из ведущих в данном возрастном периоде потребностью в самоутверждении.

Социально-личностные мотивы: «восстановление традиций», «возвращение к истинной вере». Они вызваны потребностью в согласовании личностных изменений и социальных требований. Эта потребность разрешается через принятие религиозной модели мира, а также потребностью в культурно-исторической самоидентификации, разрешаемой через религиозную самоидентификацию. Характеризуются несогласованностью эмоций и знаний, состоянием неопределенности в сфере религиозных убеждений и чувств. Так, обращение к мотиву «возвращение к истинной вере», означающему фиксированные знания и неопределенность эмоций, в пределе стремится к убеждениям. Мотив представлен только у обследуемых зрелого возраста (5-й ранг — у верующих и 6-й ранг — у неверующих). У лиц молодого возраста он отсутствует, что связано с достаточностью знаний о религии, а также с наличием альтернативных возможностей получения эмоционального переживания.

Мотив «восстановление традиций» скорее связан с фиксированными эмоциями и неопределенностью знаний и в пределе стремится к религиозному чувству. Мотив «восстановление традиций» связан с формированием религиозного чувства. Он требует сознательного усвоения определенных религиозных требований (знаний), которые через эмоциональное переживание могут быть переведены на уровень социальных норм. Указанный мотив занимает относительно высокое место в иерархии верующих зрелого возраста и отражает их потребность в стабилизации социальной жизни через обращение к традиционным религиозным ценностям. У верующих молодого возраста мотив «восстановление традиций» наиболее значим, что обусловливается возрастными потребностями в получении новых знаний, в аффилиации и самоутверждении. Удовлетворение этих потребностей возможно внутри религиозной группы, отражающей единство должного и осуществляемого действия. Низкий ранг мотива в группе молодых неверующих соответствует преобладающей в этом возрасте потребности в самоутвер­ждении, которая может вступать в противоречие с вве­дением дополнительного регуляторного комплекса, предоставляемого религиозной традицией.

Внешне-социальные мотивы: «теперь так принято», «политическая игра». Вызваны необходимостью согласования внешней стороны деятельности личности с изменяющимися социальными условиями и отражают разрыв между предлагаемым образцом и его личностной значимостью. Внешне-социальные мотивы свидетельствуют о несогласованности потребностей личности со значением и смыслом религии как социального явления. В мотиве «политическая игра» фиксируется значение, но не определяется личностный смысл. Мотив «теперь так принято», напротив, фиксирует личностный смысл, связанный с необходимостью соответствия изменившимся социальным условиям. Оба мотива указывают на нейтральное отношение к вопросам религии, на определенный религиозный индифферентизм. Они наиболее выражены в группе неверующих зрелого возраста. Мотив «теперь так принято» имеет высокий ранг в группах неверующих.

Основной элемент религии, придающей ей своеобразие и отличающей от других форм общественного сознания и социальных институтов — культовая система. Религиозный культ выступает как социальная форма объективации религиозного сознания, как реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Религиозные представления, включаясь в культовую систему, приобретают характер ве­роучения, приобретают духовно-практический смысл.

Современный опыт как веры, так и неверия людей зрелого и молодого возрастов включает в себя симво­лические представления и понятия культовой системы, функционирующие в социальном взаимодействии. В зависимости от того, какую роль идея бога играет в повседневном поведении человека, можно судить о преобладании внешней или внутренней религиозной ориентации [Олпорт, 1998]. Сегодня можно отметить лишь незначительное усвоение концептуальных аспектов вероучения, сформулированных в догматических источниках, небольшое число обращений к молитве на основе религиозной мотивации.. Для современных верующих более харак­терна обозначенная внешняя религиозная ориентация. Внеш­няя религиозная ориентация отражает такую ценность религии для человека, которая лишь служит достижению других, еще более значимых ценностей. Люди с такой ориентацией могут находить различные причины, чтобы считать религию полезной: обеспечивает уверенность и утешение, социальные контакты, статус и самооправдание.

Религиозная вера современного человека отражает сложное соотношение внутренней и внешней сторон религиозного опыта. Сегодня можно говорить о несформированном религиозном поведении современных верующих. Тем не менее большинство верующих молодого и зрелого возраста остро осознают присутствие в своей жизни Божественного начала, обращение к которому позволяет получить ответы на многие вопросы, касающиеся смысла жизни.

МЕТОДИКИ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Анкета религиозных ориентаций

И. М. Богдановская
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   21