Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 3.52 Mb. Название | С. Т. Посохова | страница | 14/21 | Дата | 24.02.2016 | Размер | 3.52 Mb. | Тип | Документы |
|
Назначение. Тест предназначен для определения индивидуальных проявлений самоактуализации личности. Используется для обследования психически здоровых людей начиная с 15 лет.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь перечень из 126 пунктов. Каждый пункт объединяет два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Кроме того, необходимо иметь бланк для ответов и «ключ» для обработки.
Инструкция: «Вам предлагается тест-опросник, включающий в себя 126 пунктов. Каждый пункт содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару высказываний. Определите, какое высказывание Вам наиболее подходит, в большей степени соответствует Вашей точке зрения, Вашему привычному поведению. В бланке для ответов напротив номера пункта зачеркните букву, соответствующую выбранному высказыванию. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного пункта. Отвечайте искренне, первым ответом, пришедшим в голову. Ваши ответы никому не будут сообщаться».
Процедура обследования. Вместе с текстом методики обследуемый получает бланк для ответов. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.
Опросник допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для работы. Длительность выполнения задания 40–50 мин.
Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.
Обработка. При обработке результатов тестирования подсчет «сырых» баллов осуществлялся с помощью специального «ключа». Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, который указан в «ключе», оценивается в 1 балл, несовпадающий — в 0 баллов. Затем подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. Эти значения заносятся на профильный бланк, после чего строится тестовый профиль обследуемого и определяются его данные в стандартных Т-баллах, которые позволяют легко и удобно соотносить результаты разных обследованных лиц, интерпретировать их.
Регистрируемые показатели. Тест измеряет самоактуализацию по двум базовым и двенадцати дополнительным шкалам. Базовые шкалы независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. Базовыми являются шкалы «Компетентность во времени» и «Поддержка».
Дополнительные шкалы составляют 6 блоков — по 2 шкалы в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или несколько дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные. Дополнительные шкалы содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.
В целом регистрируются следующие показатели:
· компетентность во времени — сумма баллов по шкале «Компетентность во времени;
· независимость ценностей — сумма баллов по шкале «Поддержка»;
· принятие ценностных ориентаций самоактуализирующейся личности — сумма баллов по дополнительной шкале «Ценностные ориентации»;
· гибкость поведения — сумма баллов по дополнительной шкале «Гибкость поведения»;
· сенситивность — сумма баллов по дополнительной шкале «Сенситивность к себе»;
· спонтанность — сумма баллов по дополнительной шкале «Спонтанность»;
· самоуважение — сумма баллов по дополнительной шкале «Самоуважение»;
· самопринятие — сумма баллов по дополнительной шкале «Самопринятие»;
· склонность к положительному восприятию природы человека — сумма баллов по дополнительной шкале «Представления о природе человека»;
· способность к целостному восприятию мира и людей — сумма баллов по дополнительной шкале «Синергия»;
· способность принимать собственную агрессию — сумма баллов по дополнительной шкале «Принятие агрессии»;
· способность к установлению контактов с людьми — сумма баллов по дополнительной шкале «Контактность»;
· выраженность познавательных потребностей — сумма баллов по дополнительной шкале «Познавательные потребности»;
· творческая направленность личности — сумма баллов по дополнительной шкале «Креативность».
Интерпретация. При интерпретации необходимо учитывать, что опросник разрабатывался на основе теории самоактуализации А. Маслоу, концепций психологического восприятия времени и временной ориентации субъекта Ф. Перлза и Р. Мэя, идей К. Роджерса и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии.
Базовые шкалы
Шкала «Компетентность во времени» включает 17 пунктов. Отражает особенности взаимодействия со временем.
Высокий балл по этой шкале свидетельствует: во-первых, о способности субъекта жить настоящим, т. е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.
Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
Шкала «Поддержка» включает в себя 91 пункт. Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействий извне.
Высокий балл характеризует человека относительно независимого в своих поступках. В жизни он стремится руководствоваться собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Это, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию.
Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта, о преобладании внешнего локуса контроля.
Дополнительные шкалы
В отличие от базовых шкал, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию ее отдельных аспектов. При этом высокие значения результатов по шкалам характеризуют высокую степень самоактуализации.
Шкала «Ценностные ориентации» содержит 20 пунктов. Измеряет степень принятия человеком ценностей, присущих самоактуализирующейся личности.
Шкала «Гибкость поведения» содержит 24 пункта. Диагностирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Шкалы «Ценностная ориентация» и «Гибкость поведения», дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая — особенности их реализации в поведении.
Шкала «Сензитивность к себе» содержит 13 пунктов. Определяет степень осознания и понимания человеком своих потребностей и чувств, свидетельствует о том, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.
Шкала «Спонтанность» включает 14 пунктов. Измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, но свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Шкалы «Сензитивность к себе» и «Спонтанность» составляют блок чувств. Первая шкала определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая — в какой степени они проявляются в поведении.
Шкала «Самоуважение» содержит 15 пунктов. Диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства, уважать себя за них.
Шкала «Самопринятие» содержит 21 пункт. Регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. Нередко позитивная оценка дается вопреки существующим недостаткам.
Шкалы «Самоуважение» и «Самопринятие» составляют блок самовосприятия.
Шкала «Представления о природе человека» содержит 10 пунктов. Характеризует склонность воспринимать природу человека в целом как положительную. Поведение и межличностные контакты регулируются принципом «люди в массе своей скорее добры». Склонность считать дихотомии мужественность — женственность, рациональность — эмоциональность и другие преодолимыми и неантагонистическими.
Шкала «Синергия» состоит из 7 пунктов. Определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
Шкалы «Представления о природе человека» и «Синергия» очень близки по содержанию. Их целесообразно анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.
Шкала «Принятие агрессии» содержит 16 пунктов. Свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Следует подчеркнуть, что высокий балл по этой шкале не означает оправдания своего социального поведения.
Шкала «Контактность» состоит из 20 пунктов. Характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми.
Шкалы «Принятие агрессии» и «Контактность» составляют блок межличностной чувствительности.
Шкала «Познавательные потребности» включает в себя 11 пунктов. Определяет выраженность стремления к приобретению знании об окружающем мире.
Шкала «Креативность» состоит из 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности.
Текст опросника
1. а) Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.
б) Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.
2. а) Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
б) Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
3. а) Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.
б) Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.
4. а) Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.
б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.
5. а) Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
6. а) В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех.
б) В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения.
7. а) Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.
б) Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.
8. а) Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.
б) Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.
9. а) Я могу без всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня.
б) Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.
10. а) Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей.
б) Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.
11. а) Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.
б) Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.
12. а) Человек должен оставаться честным во всем и всегда.
б) Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.
13. а) Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия.
б) Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.
14. а) У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.
б) У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.
15. а) Я всячески стараюсь избегать огорчений.
б) Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.
16. а) Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.
б) Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.
17. а) Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны.
б) Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.
18. а) Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем.
б) Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.
19. а) Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом.
б) Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом.
20. а) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.
б) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.
21. а) Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях.
б) Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.
22. а) Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.
б) Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.
23. а) Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.
б) Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.
24. а) Главное в нашей жизни — это создавать что-то новое.
б) Главное в нашей жизни — приносить людям пользу.
25. а) Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин — традиционно женские.
б) Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины, и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера.
26. а) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств.
б) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.
27. а) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.
б) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы.
28. а) Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.
б) Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.
29. а) Я уверен в себе.
б) Я не уверен в себе.
30. а) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа.
б) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.
31. а) Я никогда не сплетничаю.
б) Иногда мне нравится сплетничать.
32. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе.
б) Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.
33. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.
б) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.
34. а) Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.
б) Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.
35. а) Меня редко беспокоит чувство вины.
б) Меня часто беспокоит чувство вины.
36. а) Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.
б) Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.
37. а) Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики.
б) Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания основных законов физики.
38. а) Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».
б) Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».
39. а) Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.
б) Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.
40. а) Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.
б) Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.
41. а) Я предпочитаю оставлять приятное «на потом».
б) Я не оставляю приятное «на потом».
42. а) Я часто принимаю спонтанные решения.
б) Я редко принимаю спонтанные решения.
43. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям.
б) Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.
44. а) Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.
б) Я могу сказать, что я себе нравлюсь.
45. а) Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах.
б) Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.
46. а) Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими.
б) Мне кажется, что люди в общении с другими должны скрывать свое недовольство ими.
47. а) Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди.
б) Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.
48. а) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого.
б) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.
49. а) При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей.
б) Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.
50. а) Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.
б) Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.
51. а) Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования.
б) Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.
52. а) Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.
б) Достижение счастья — это главная цель человеческих отношений.
53. а) Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам.
б) Мне кажется, я не могу в полной мере доверять своим собственным оценкам.
54. а) При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек.
б) Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.
55. а) Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.
б) Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.
56. а) В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.
б) Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.
57. а) Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми.
б) Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.
58. а) Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз.
б) Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.
59. а) Я очень увлечен своей работой.
б) Я не могу сказать, что увлечен своей работой.
60. а) Я недоволен своим прошлым.
б) Я доволен своим прошлым.
61. а) Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду.
б) Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.
62. а) Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.
б) Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.
63. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны.
б) Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность.
64. а) Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.
б) Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.
65. а) Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие
б) Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.
66. а) Интерес к самому себе всегда необходим для человека.
б) Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.
67. а) Иногда я боюсь быть самим собой.
б) Я никогда не боюсь быть самим собой.
68. а) Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие.
б) Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.
69. а) Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках.
б) Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.
70. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.
б) Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.
71. а) Человек должен раскаиваться в своих поступках.
б) Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках.
72. а) Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств.
б) Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.
73. а) В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам.
б) В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие.
74. а) Я стараюсь никогда не быть «белой вороной.
б) Я позволяю себе быть «белой вороной».
75. а) Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.
б) Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.
76. а) Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее.
б) Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее.
77. а) Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.
б) Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.
78. а) Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как они приносят пользу людям.
б) Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение.
79. а) Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.
б) Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.
80. а) Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.
б) Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.
81. а) Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.
б) Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья.
82. а) Довольно часто мне бывает скучно.
б) Мне никогда не бывает скучно.
83. а) Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.
б) Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно.
84. а) Я легко принимаю рискованные решения.
б) Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.
85. а) Я стараюсь во всем и всегда поступать честно.
б) Иногда я считаю возможным мошенничать.
86. а) Я готов примириться со своими ошибками.
б) Мне трудно примириться со своими ошибками.
87. а) Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.
б) Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.
88. а) Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.
б) Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.
89. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.
б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.
90. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять.
б) Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.
91. а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое.
б) Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.
92. а) Я предпочитаю проводить отпуск путешествуя, даже если это сопряжено с большими неудобствами.
б) Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях.
93. а) Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю.
б) Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю.
94. а) Людям от природы свойственно понимать друг друга.
б) По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах.
95. а) Мне никогда не нравятся сальные шутки.
б) Мне иногда нравятся сальные шутки.
96. а) Меня любят потому, что я сам способен любить.
б) Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих.
97. а) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу.
б) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.
98. а) Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми.
б) Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми.
99. а) Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих.
б) Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.
100. а) Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.
б) Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.
101. а) Я считаю, что способность к творчеству — природное свойство человека.
б) Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству.
102. а) Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.
б) Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.
103. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным.
б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.
104. а) Мне легко смириться со своими слабостями.
б) Мне трудно смириться со своими слабостями.
105. а) Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.
б) Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.
106. а) Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
б) Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
107. а) Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько это необходимо.
б) Человек должен всегда заниматься только тем, что ему интересно.
108. а) Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.
б) Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.
109. а) Иногда я не против того, чтобы мной командовали.
б) Мне никогда не нравится, когда мной командуют.
110. а) Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.
б) Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.
111. а) Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность.
б) Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.
112. а) Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе.
б) Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.
113. а) О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой.
б) Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.
114. а) Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.
б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.
115. а) Люди часто раздражают меня.
б) Люди редко раздражают меня.
116. а) Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.
б) Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.
117. а) Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка.
б) Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка.
118. а) Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие.
б) Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.
119. а) Бывает, что я стыжусь своих чувств.
б) Я никогда не стыжусь своих чувств.
120. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах.
б) Мне не нравится участвовать в жарких спорах.
121. а) У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы.
б) Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы.
122. а) Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.
б) Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.
123. а) Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем.
б) Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями.
124. а) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области.
б) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области.
125. а) Я боюсь неудач.
б) Я не боюсь неудач.
126. а) Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.
б) Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем. Спасибо!
Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили в бланке для ответов стр. 377 справочника «Ключ»
Шкала «Компетентность во времени»: 11 а, 16 б, 18 б, 21 а, 28 б, 38 б, 40 б, 41 б, 45 б, 60 б, 64 б, 71 б, 76 б, 82 б, 91 б, 106 б, 126 б.
Шкала «Поддержка»: 1 б, 2 б, 3 б, 4 а, 5 б, 7 б, 8 a, 9 a, 10 a, 12 б, 14 б, 15 б, 17 а, 19 а, 22 б, 23 а, 25 б, 26 б, 27 б, 29 а, 31 б, 32 а, 33 б, 34 а, 35 б, 36 б, 39 б, 42 а, 43 а, 44 б, 46 а, 47 б, 49 б, 50 б, 51 б, 52 а, 53 а, 55 а, 56 а, 57 б, 59 а, 61 б, 62 б, 65 б, 66 а, 67 б, 68 а, 69 б, 70 а, 72 б, 73 а, 74 б, 75 б, 77 а, 79 б, 80 а, 81 а, 83 а, 85 б, 86 а, 87 б, 88 б, 89 б, 90 а, 93 а, 94 а, 95 б, 96 а, 97 а, 98 а, 99 б, 100 а, 102 а, 103 б, 104 а, 105 б, 108 б, 109 а, 110 а, 111 б, 113 а, 114 а, 115 а, 116 б, 117 б, 118 а, 119 б, 120 а, 122 а, 123 б, 125 б.
Шкала «Ценностная ориентация»: 17 а, 29 а, 42 а, 49 б, 50 б, 53 а, 56 а, 59 а, 67 б, 68 а, 69 б, 80 а, 81 а, 90 а, 93 а, 97 а, 99 б, 113 а, 114 а, 122 а.
Шкала «Гибкость поведения»: 3 а, 9 a, 12 б, 33 б, 36 б, 38 б, 40 б, 47 б, 50 б, 51 б, 61 б, 62 б, 65 б, 68 а, 70 а, 74 б, 82 б, 85 б, 95 б, 97 а, 99 б, 102 а, 105 б, 123 б.
Шкала «Сензитивность к себе»: 2 б, 5 б, 10 a, 43 а, 46 а, 55 а, 73 а, 77 а, 83 а, 89 б, 103 б, 119 б, 122 а.
Шкала «Спонтанность»: 5 б, 14 б, 15 б, 26 б, 42 а, 62 б, 67 б, 74 б, 77 а, 80 а, 81 а, 83 а, 95 б, 114 а.
Шкала «Самоуважение»: 2 б, 3 а, 7 б, 23 а, 29 а, 44 б, 53 а, 66 а, 69 б, 98 а, 100 а, 102 а, 106 б, 114 а, 122 а.
Шкала «Самопринятие»: 1 б, 8 a, 14 б, 22 б, 31 б, 32 а, 34 а, 39 б, 53 а, 61 б, 71 б, 75 б, 86 а, 87 б, 104 а, 105 б, 106 б, 110 а, 111 б, 116 б, 125 б.
Шкала «Представление о природе человека»: 23 а, 25 б, 27 б, 50 б, 66 а, 90 а, 94 а, 97 а, 99 б, 113 а.
Шкала «Синергия»: 50 б, 68 а, 91 б, 93 а, 97 а, 99 б, 113 а.
Шкала «Принятие агрессии»: 5 б, 8 a, 10 a, 15 б, 19 а, 29 а, 39 б, 43 а, 46 а, 56 а, 57 б, 67 б, 85 б, 93 а, 94 а, 115 а.
Шкала «Контактность»: 5 б, 7 б, 17 а, 26 б, 33 б, 36 б, 46 а, 65 б, 70 а, 73 а, 74 б, 75 б, 79 б, 96 а, 99 б, 103 б, 108 б, 109 а, 120 а, 123 б.
Шкала «Познавательные потребности»: 13 а, 20 б, 37 а, 48 а, 63 б, 66 а, 78 б, 82 б, 92 а, 107 б, 121 б.
Шкала «Креативность»: 6 б, 24 а, 30 а, 42 а, 54 а, 58 а, 59 а, 68 а, 84 а, 101 а, 105 б, 112 б, 123 б, 124 б.
МЕТОДИКА ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ*
Т. Лири Назначение. Методика предназначена для диагностики межличностных отношений и свойств личности, важных для взаимодействия с другими людьми. Применяется преимущественно для диагностики взрослых.
Т. Лири предлагал использовать методику:
· для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»);
· самооценки;
· оценки близких людей;
· описания идеального «Я».
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходим специальный бланк, содержащий перечень из 128 оценочных суждений, характеризующих 8 типов отношений. Суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. Необходимо также иметь бланк для ответов и «ключ» для обработки.
Инструкция. При предъявлении инструкции необходимо учитывать, во-первых, замысел автора методики, его теоретические позиции; во-вторых, цель психодиагностического обследования в целом и цель применения методики в нем.
В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для обследуемого. Например, в случае самооценки инструкция звучит следующим образом: «Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если “да”, то в бланке для ответов перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру. Если «нет», то не делайте никаких пометок в бланке для ответов. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность. Ваши ответы не будут никому разглашаться. Никому! Итак, определите, какой Вы человек».
Процедура обследования. Оценочные суждения предъявляются обследуемому либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для работы. Длительность выполнения задания — 15–20 мин.
Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.
Обработка. По каждой шкале с помощью специального «ключа» к методике производится подсчет баллов. Полученные баллы переносятся на дискограмму. При этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
Затем по специальным формулам определяются показатели основных факторов: доминирования и дружелюбия.
Доминирование = (I — V) + 0,7 ґ (VIII + II — VI).
Дружелюбие = (VII — III) + 0,7 ґ (VIII — II — IV + VI).
Римскими цифрами обозначены октанты.
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей.
Регистрируемые показатели. В результате обработки определяется выраженность следующих показателей системы отношений:
I. Авторитарный.
II. Эгоистичный.
III. Агрессивный.
IV. Подозрительный.
V. Подчиняемый.
VI. Зависимый.
VII. Дружелюбный.
VIII. Альтруистический.
Интерпретация. При интерпретации необходимо учитывать теоретическое обоснование методики. При разработке методики Т. Лири исходил из концепции Г. Салливена (1953), согласно которой в самооценке личности исходит из определяющего значения оценок и мнений значимых окружающих. Под влиянием этих оценок и происходит формирование личности.
Кроме того, психолог должен учитывать и выраженность каждого показателя, которая определяет психологическое содержание портрета личности, идеального «Я» или значимого другого.
Показатели, не выходящие за уровень 8 баллов, соответствуют «гармоническим личностям».
Показатели выше 8 баллов соответствуют акцентуации определенных поведенческих стереотипов.
Оценки, достигающие уровня 14–16 баллов, свидетельствуют о трудности социальной адаптации.
Низкие показатели (0–3 балла) — могут быть результатом скрытности или неоткровенности обследуемого.
Властный — лидирующий. При умеренно выраженных баллах (в пределах 8) проявляются уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойство руководителя.
При высоких показателях (до 12 баллов) характерны: нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей. Выше 12 баллов — дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма.
Независимый — доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений. При умеренных показателях (в пределах 8 баллов) уверенный, независимый, с элементами соперничества.
При высоких баллах (12–16) — самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе
Прямолинейный — агрессивный. При умеренных баллах (в пределах 8) этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. При высоких баллах (12–16) — чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость
Недоверчивый — скептический. При умеренных баллах (до 8) реалистичность суждений поступков, скептицизм и неконформность перерастают в крайне обидчивое и недоверчивое отношение к окружающим, с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством окружающими и подозрительностью.
Покорный — застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах (12–16) — полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение; при умеренных (в пределах 8) — доминантность в значимых для себя ситуациях.
Зависимый — послушный. При умеренных баллах (в пределах 8) — потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких баллах (12–16) — сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.
Сотрудничающий — конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений. При умеренных баллах (в пределах 8) — стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. При высоких баллах (12–16) — избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.
Ответственный — великодушный. Проявляется в выраженной готовности помогать окружающим, развитом чувстве ответственности. Высокие баллы (12–16) выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм. Умеренные баллы (в пределах 8) характеризуют изобразительность проявления ответственности.
Текст методики
1. Другие думают о нем благосклонно
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством собственного достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявить недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Уступчивый
21. Благородный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способен к сотрудничеству
26. Стремится ужиться с другими
27. Дружелюбный, доброжелательный
28. Внимательный и ласковый
29. Деликатный
30. Одобряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызвать восхищение
34. Пользуется уважением у других
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловит и практичен
40. Любит соревноваться
41. Строгий и жесткий, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Не уверен в себе
51. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Бескорыстный, щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значимости
67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый и расчетливый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Своекорыстный
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77. Озлобленный
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Склонный к самобичеванию
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко попадает под влияние друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбору
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится покровительствовать
97. Стремится к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злобный, жестокий
107. Часто гневливый
108. Бесчувственный, равнодушный
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Стыдливый
115. Отличается чрезмерной готовностью
116. Мягкотелый
117. Почти никогда и никому не возражает
118. Ненавязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной добротой Спасибо!
Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили
в бланке для ответов Бланк для ответов
Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________
_____________________________________________
Возраст ______________________________________
Другие сведения ________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Дата обследования ______________________________
Фамилия, имя, отчество психолога _________________
_____________________________________________
Стр 397 справочника
2.2. ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
2.2.1. Контент-анализ
в психологической диагностике
Контент-анализ (от англ. content «содержание») относится к так называемым архивным методам (такой термин принят в американской литературе, отечественные психологи используют термин «анализ продуктов деятельности»). Применяется в исследованиях, в которых психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение человека, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т. д.
Контент-анализ — это прежде всего количественный метод, предполагающий числовую оценку ряда компонентов информационного носителя (документа, текста), которая может быть дополнена также различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей. В отличие от элементарного содержательного анализа контент-анализ как научный метод психологии используется для получения информации, отвечающей критериям объективности, надежности и валидности.
Контент-анализ имеет давнюю историю. Первые упоминания о его применении на практике относятся к XVIII веку. В то время, подсчитывая частоту упоминания тем, связанных с Христом, теологи судили о богословской основательности той или иной книги. Первые попытки осуществить тематически точный анализ материалов газет (как и сам термин «content analysis») относятся ко времени исследований в области американской журналистики, проведенных в конце XIX и начале XX в. Началом социологического анализа личных документов принято считать исследование писем польских эмигрантов, проведенное в 1920-е гг. Однако в литературе можно найти указание на то, что в рамках одной из традиционных тем русской земской статистики — изучения условий переселения крестьян в Сибирь — анализ содержания писем проводился еще в 1880–1890-е гг.
В более поздних исследованиях (в основном второй половины XX в.) американские социологи предпринимали попытки определить руководящие директивы пропаганды, исходящие от институтов политической власти различных стран с последующей разработкой рекомендаций по политической стратегии и тактике. Ярким примером использования контент-анализа является работа американской военной цензуры в годы Второй мировой войны. Основанием для обвинения в связях с нацистами редакторов американских СМИ служило выявление схожести в повторении определенных тем на страницах тех или иных изданий. Накопленный опыт был подытожен в начале 1950-х гг. в книге Б. Берельсена «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях».
Новым этапом в развитии контент-анализа стала компьютеризация в 1960-х гг. С 1970-х гг. в США разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов.
В нашей стране еще в 1920-е гг. велись исследования содержания газет, писем в редакции, автобиографий, политбесед. В них участвовали В. А. Кузьмичев, С. Б. Ингулов, И. Н. Шпильрейн, H. A. Рыбников, П. П. Блонский и др. Однако тогда методология социальных эмпирических исследований только начинала складываться, и в 1930–1950-е гг. проводились лишь отдельные исследования. С конца 1960-х гг. вновь отмечается повышенный интерес исследователей к количественно-качественному анализу документов.
В настоящее время сложились разные представления о контент-анализе. В целом их можно разместить на условной шкале, полюсами которой являются следующие точки зрения:
· контент-анализ — это исследовательская техника, нейтральная относительно задач ее применения, исследовательская техника объективного, систематического и количественного описания очевидного содержания коммуникаций (Б. Берельсон);
· контент-анализ — особая методология социального познания;
· контент-анализ — типичный прием прикладного информационного анализа текста, сводящегося к извлечению из всего разнообразия имеющейся в нем информации каких-то специально интересующих исследователя компонентов и представлению их в удобной для восприятия и последующего анализа форме.
Контент-анализ может применяться:
· к официальной и личной документации, в том числе письмам, автобиографии, дневникам, воспоминаниям;
· материалам групповой коммуникации (таким, как записи разговоров, стенограммы дискуссий, совещаний и т. п.);
· произведениям искусства; книгам, эссе, мифам;
· ответам на открытые вопросы анкет, интервью (поскольку в данном случае мы имеем дело с фрагментами текста);
· результатам проективных методик;
· качественным характеристикам личности, развернутым экспертным оценкам;
· материалам СМИ (таким, как заголовки газетных статей и сами статьи; содержание публичных выступлений, теле- и радиопередач, рекламы и т. п.).
При широком подходе в состав документов включают также, кино-, фотоматериалы, звуковые и видеозаписи, этикетки, рисунки и т. п.
В зависимости от представления содержания текста различают количественный и неколичественный (качественный) контент-анализ. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер. Его задача — получить количественную структуру содержания текста. Для исследования структуры и выявления смысла информационного носителя (документа, текста) этот вид контент-анализа фиксирует частоту появления в нем отдельных исследуемых показателей (например, тем, слов, символов, таблиц, фотографий) содержания.
Неколичественный (качественный) контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста. Предполагается, что исследователь выделил категорию анализа и рассматривает текст с точки зрения наличия или отсутствия в нем данной категории, а количественные меры не используются. Смысловой контент-анализ позволяет анализировать смысловое содержание текста; и подтекст, как включенный автором намеренно, так и неосознаваемый им.
Цель применения контент-анализа — выявление тех аспектов содержания текста, документа или другого информационного носителя, которые не обнаруживаются на поверхности. Контент-анализ — это попытка раскрыть латентное (скрытое) содержание коммуникации через изучение проявлений этого содержания в структуре текста; это обнаружение связи текста с некоторой внетекстовой реальностью, так или иначе продуцирующей этот текст. Задача метода сводится к тому, чтобы просчитать, как представлены в имеющемся информационном массиве те или иные смысловые единицы, т. е. узнать наполненность среды объектом поиска.
Контент-анализ состоит из нескольких этапов. На первом этапе исследователь определяет категории анализа, т. е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем определениям, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту).
После определения системы категорий выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято:
· слово (термин, символ),
· предложение,
· суждение или законченная мысль,
· тема,
· идея,
· автор, персонаж,
· социальная ситуация,
· часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа,
· целостное сообщение (при анализе массива данных),
· хронометраж планов, кадров или сюжетов при анализе телевизионных текстов.
Затем устанавливается единица счета, т. е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и др.
Выделение категорий и единиц анализа — самый сложный вопрос метода. Проблема в том, что выбор единиц контент-анализа зависит от исходных методологических принципов исследователей, которые могут не совпадать. Во-первых, исследователи могут не сходиться в выборе предмета своего исследования. Любое сообщение содержит как потенциальную, так и актуальную информацию. Актуальной является та информация, которая выявлена и осознана субъектом, т. е. субъект (исследователь) актуализирует именно те единицы, которые соответствуют его собственным нуждам, целям и задачам. Потенциальной — неосознанная субъектом, но присутствующая в тексте. Исходя из своего представления о смысле и движущих механизмах социально-психологических явлений, исследователь ищет и находит значимую для него информацию. Поэтому разные исследователи могут зафиксировать разные единицы анализа. Во-вторых, сведение единиц контент-анализа в категории является их своеобразной классификацией, критерии которой бывают чрезвычайно расплывчаты и туманны. Они опираются на экспертные оценки исследователя, зависят от общего уровня его подготовки. Количество самих категорий будет зависеть от степени допускаемого обобщения исторического материала.
Ценность контент-анализа заключается в том, что он обеспечивает:
· объективность, относительно высокую независимость от влияний исследователя, окружающей обстановки;
· возможность сделать выводы об объектах, непосредственно не наблюдаемых исследователем;
· возможность исследования социально-психологических явлений в историческом плане посредством анализа документов прошлого;
· возможность исследования самого сообщения,
· строгость, систематичность, ориентацию на объективные количественные показатели.
Отмечены следующие ограничения:
· громоздкость процедуры;
· трудности с выделением категорий;
· формализованность и сложность его инструментария.
Заметную роль в повышении качества контент-анализа играет возможность использования методов многомерного статистического анализа данных. Особенно широко используется факторный анализ, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов.
МЕТОДИКА
«ЛИЧНОСТНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ
ДИФФЕРЕНЦИАЛ»
Назначение. Данная методика является реализацией психосемантического подхода к исследованию сознания и личности. Он был разработан в 1952 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом самосознания и личностных смыслов. Как полагает Ч. Осгуд, метод позволяет измерять так называемое коннотативное значение — те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами. Наиболее близким аналогом коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной психологии является понятие личностного смысла, выражающего пристрастное, эмоционально ценностное отношение субъекта к себе, миру, другим людям. Метод является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. Исследуемый объект семантического дифференциала (слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме) испытуемый должен оценить, соотнеся его с точкой на 5-балльной или 7-балльной шкале, полюса которой заданы при помощи антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить пучки таких высоко коррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы.
На основе факторного анализа шкалы были сгруппированы Ч. Осгудом в три основных фактора, интерпретированных как «сила», «активность» и «оценка». Несмотря на то, что в дальнейшем другие исследователи в ходе факторизации демонстрировали возможность выделения других факторов, полученные факторы принято считать универсальными.
Методика «Личностный семантический дифференциал» адаптирована сотрудниками Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в 1992году. Ее разработка предполагала создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе.
Стимульный материал методики личностного дифференциала содержит 21 шкалу, отражающую определенные личностные характеристики. Шкалы заполняются обследуемым с инструкцией оценить самого себя по представленным шкалам. Эти шкалы соответствуют классической трехфакторной модели Ч. Осгуда. Методика предназначена для выявления реального, актуального, идеального, профессионального образа «Я». Она применима для определения образов других значимых людей (мать, отец, друг), в том числе обобщенных и идеальных образов (мужчина, женщина, идеальный друг).
Личностный дифференциал может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений обследуемого к себе или к другим людям.
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования необходим бланк для ответов.
Инструкция*: «Вам предлагается список из 21 пар противоположных личностных черт. Оцените, пожалуйста, наличие у себя этих черт, пользуясь шкалой 3 2 1 0 1 2 3. Отметьте на бланке ответов одну из цифр 1, 2, 3 справа или слева в зависимости от того, насколько вам свойственна та или иная черта из пары, или 0, если вы затрудняетесь ответить».
Обработка. Обработка результатов осуществляется следующим образом:
· перевод шкал в восходящие (1 2 3 4 5 6 7) или нисходящие (7 6 5 4 3 2 1);
· подсчет суммы баллов по шкалам «Сила», «Оценка», «Активность».
Полученные с помощью личностного дифференциала баллы по шкалам «Сила», «Оценка», «Активность» можно представлять графически, располагая полученные по образам результаты на трех осях личностного семантического пространства. Стр 416 справочника
Стр. 417 справочника
|
|
|