Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

С. Т. Посохова


Скачать 3.52 Mb.
НазваниеС. Т. Посохова
страница13/21
Дата24.02.2016
Размер3.52 Mb.
ТипДокументы
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21

Процедура обследования. Возможны два варианта проведения обследования: после того как психолог убедится, что инструкция понятна, он может либо зачитать вопросы обследуемому, либо предло­жить самостоятельно прочитать текст опросника.

Опросник допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для работы. Длительность выполнения задания — 25–30 мин.

Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.

Обработка результатов. С помощью «ключа» подсчитывается количество баллов, полученных по каждой из девяти шкал. За совпадение ответа обследуемого с «ключом» приписывается 1 балл. Совпадения ответов «согласен» и «не согласен» суммируются. Например: если на вопрос № 4 получен ответ «согласен» (+), то первой шкале «Эргичность» приписывается один балл, если на вопрос 27 получен ответ «не согласен» (–), также приписывается один балл.

Регистрируемые показатели. В результате обработки регистрируется выраженность:

· предметной эргичности — сумма баллов по шкале «Эргичность»;

· социальной эргичности — сумма баллов по шкале «Социальная эргичность»;

· предметной пластичности — сумма баллов по шкале «Пластичность»;

· социальной пластичности — сумма баллов по шкале «Социальная пластичность»;

· предметного темпа — сумма баллов по шкале «Темп»;

· социального темпа — сумма баллов по шкале «Социальный темп»;

· предметной эмоциональности — сумма баллов по шкале «Эмоциональность»;

· социальной эмоциональности — сумма баллов по шкале «Социальная эмоциональность»;

· закрытости — сумма баллов по контрольной шкале «Контроль».

Интерпретация. При интерпретации необходимо учитывать, что с современных научных позиций, темперамент рассматривается как система формальных поведенческих измерений, отражающих наиболее фундаментальные особенности психофизиологического обобщения различных блоков функциональной системы. Согласно этой точке зрения, в процессе взаимодействия человека со средой целесообразно выделять по крайней мере два подызмерения: объектное (предметное) и субъектное (коммуникативное, социальное). Основу метода оценки темперамента составляет теоретическая модель темперамента, в которой гипотетически выделяются восемь относительно независимых латентных переменных, обладающих разной степенью индивидуальной выраженности и характеризующих динамику и скорость действий и поступков человека в его профессиональной деятельности и в процессе социального взаимодействия.

При интерпретации полученных результатов необходимо учитывать индивидуальную выраженность каждой шкалы.

Эргичность предметная (Эр) в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

Низкая эргичность предметная (0–3 балла). Человек пассивен. Общий жизненный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.

Средняя эргичность предметная (4–8 баллов). Человек избирателен в проявлениях активности: не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.

Высокая эргичность предметная (9–12 баллов). Че­­ловек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.

Социальная эргичность (СЭр) связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при осво­ении мира через коммуникацию.

Низкая эргичность социальная (0–3 балла). Человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий, Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.

Средняя эргичность социальная (4–8 баллов). Человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенно­сти. Критические замечания, шутки могут вызвать кратко­временное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

Высокая эргичность социальная (9–12 баллов). Человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.

Пластичность предметная (П) выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.

Низкая пластичность предметная (0–3 балла). Человек склонен к монотонной работе. Избегает работы, требующей изменения способов действия, алгоритма решения задач. С большим трудом меняет свои планы, долго переживает, если они нарушаются. Возвращается к ранее выполняемой работе не только после короткого, но и после длительного перерыва. Обстоятелен в описании событий. Подробно описывает второстепенные детали. Долго раздумывает и взвешивает все обстоятельства при необходимости принимать важные решения. Предпочитает иметь надежные и прочные вещи. Постоянен в привычках, в стиле поведения, даже в стиле одежды, прически и т. п.

Средняя пластичность предметная (4–8 баллов). В при­вычных для себя ситуациях человек достаточно быст­ро переключается с одного вида деятельности на другой, однако для овладения новыми алгоритмами действия требуются время и определенные усилия. Необходимость освоения непривычной деятельности вызывает колебания и сомнения, требует достаточно длительной подготовки.

Высокая пластичность предметная (9–12 баллов). Человек предпочитает работу, требующую разнообразных решений и действий. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Может одновременно без особого труда выполнять несколько дел. Без сопротивления берется за новые дела и решение задач, требующих изменения или преобразования алгоритма действий. Быстро привыкает к новой системе организации работы. Часто меняет стиль действий, поведения. Необходимость отвлекаться от выполняемой работы переносит без особого напряжения. Следует моде, легко отказывается от устаревших моделей одежды, предметов домашнего обихода и т. д.

Социальная пластичность (СП) проявляется в количестве коммуникативных программ, в степени включенности в социальные связи, легкости или сложности вступления в контакты и в скорости переключения в процессе общения. Кроме того, она отражает количество социальных стереотипов и уровень развитости коммуникативной импульсивности.

Низкая пластичность социальная (0–3 балла). Человек испытывает трудности в установлении новых и сохранении сложившихся контактов. Стремится к поддержанию узкого круга общения. В доверительные отношения вступает редко. Осторожен в выборе друзей, деловых партнеров. Сдержан в выражении отношения к другим людям, критических замечаний и комплиментов. Тщательно продумывает свой стиль общения, контролирует внешнее проявление эмоций (жестикуляцию, мимику, голос и т. п.). Нередко заранее планирует свое поведение с партнером по общению и пытается предугадать поведение партнера. Мнение о других людях складывается постепенно, и оно достаточно устойчиво.

Средняя пластичность социальная (4–8 баллов). Избирателен в общении. Контактов с окружающими людьми не избегает, но собственная активность в их установлении и поддержании недостаточно высока. Критические замечания в свой адрес сначала воспринимает с раздражением, но затем старается найти в них рациональные моменты. В привычных для себя коммуникативных ситуациях естествен и открыт, в новых сдержан и осторожен. Доверительные отношения возможны с близкими людьми. Другом считает того, с кем отношения проверены временем и жизненными обстоятельствами.

Высокая пластичность социальная (9–12 баллов). Человек легко вступает в новые контакты. Обладает широким кругом общения. Однако общение может быть поверхностным и непродолжительным. Общение часто рассматривает как возможность решения собственных проблем. В общении естественен, нередко импульсивен, свободно выражает свое отношение к окружающим, слабо контролирует внешнее выражение эмоций. В случае изменения коммуникативной ситуации быстро меняет стиль и дистанцию общения. Под влиянием веских аргументов может изменить мнение о людях.

Темп предметный (Т) проявляется в поведении и скорости выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, в скорости психических процессов при выполнении конкретных заданий, моторно-двигательной быстроте или медлительности.

Низкий темп предметный (0–3 балла). Человек выполняет работу медленно. Движения замедленные. Скорость реакций низкая. Избегает работы, требующей ловкости рук, высокой скорости действий. Легко справляется с монотонной работой. Скорость письма и чтения может быть невысокой. Походка обычно неторопливая, размеренная.

Средний темп предметный (4–8 баллов). Не отказывается от работы, требующей быстрых действий и быстрого принятия решений. Легко справляется с работой, когда она привычна и знакома. В случае изменения рабочей ситуации необходимо время, чтобы темп работы и качество стали достаточно высокими.

Высокий темп предметный (9–12 баллов). Человек предпочитает работу и игры, требующие быстрых действий и реакций. Движения быстрые и легкие, энергичные. Походка быстрая, хотя не всегда существует необходимость торопиться. Нередко быстро пишет и читает. Быстро просматривает необходимую литературу, газеты, журналы.

Социальный темп (СТ) отражает индивидуальный темп в коммуникативной сфере, который ярко проявляется в скорости речи.

Низкий темп социальный (0–3 балла). Речь медленная. Медленно подбирает слова для выражения мысли. В речи могут быть большие паузы. Человек терпелив в объяснениях другим чего-то непонятного, однако испытывает трудности при необходимости общаться с несколькими людьми одновременно.

Средний темп социальный (4–8 баллов). В обычной обстановке говорит спокойно, аргументирует свои вы­сказывания. Скорость речи может замедляться в присутствии эмоционально значимых лиц. На неожиданный вопрос может отвечать не сразу. Способен недолго пояснять и объяснять что-то другим.

Высокий темп социальный (9–12 баллов). Речь быстрая и плавная. Во время споров, в беседе легко подбирает слова для выражения мысли. Возникает впечатление, что у него на любой вопрос существует готовый ответ. Часто ответ опережает заданный вопрос. Испытывает скуку, когда беседа затягивается и постепенно сводится к одной и той же теме. С трудом приспосабливается к медлительным, обстоятельным людям. Избегает ситуаций, связанных с необходимостью что-то пояснять, разъяснять другим.

Эмоциональность предметная (Эм) демонстрирует чувствительность к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и результатами реального действия. Проявления эмоциональности отражают степень эмоционального реагирования при неудачах, чувствительность к неуспеху дела, уровень уверенности в себе при выполнении задания.

Низкая эмоциональная чувствительность предметная (0–3 балла). Человек безразличен к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым и реальным результатом. Ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении любого дела. Нечувствительность к неудачам. Отсутствие тревоги, беспокойства в случае невыполнения или плохого исполнения работы.

Средняя эмоциональная чувствительность предметная (4–8 баллов). Человек отличается избирательным отношением к результатам деятельности, к профессиональным неудачам. В случае невысокой значимости выполняемых заданий он уверен в себе, в правильности своих решений и действий. Если задание высоко значимо, то чувствительность к собственным промахам возрастает.

Высокая эмоциональная чувствительность предметная (9–12 баллов). Человек тонко чувствует даже незначительные расхождения между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и реальным результатом этого действия, что делает его ранимым, зависимым от своей эффективности. Постоянное ощущение неполноценно­сти результатов своей работы. Высокое беспокойство, неуверенность, тревога по поводу работы, высокая чувствительность к ошибкам на работе, в учебе.

Социальная эмоциональность (СЭм) отражает чувствительность к нюансам изменений в коммуникативной сфере, особенно к неудачам в общении.

Низкая эмоциональная чувствительность социальная (0–3 балла). Человек безразличен к неудачам в общении. Ощущение спокойствия и уверенности в себе в процессе социального взаимодействия. Возможна эмоциональная «черствость» по отношению к людям, возникающая в связи с непониманием тонкостей межличностного взаимодействия, скрытых мотивов поведения окружающих людей.

Средняя эмоциональная чувствительность социальная (4–8 баллов). Эмоциональная чувствительность проявляется в зависимости от значимости коммуникативной ситуации. В привычной ситуации общение не вызывает эмоционального напряжения, сопровождается преимущественно положительными переживаниями. Изменение стиля взаимодействия с окружающими, дистанции общения не вызывает ощущения неудачи. Чем выше значимость ситуации, чем более выражены эмоциональные реакции.

Высокая эмоциональная чувствительность социальная (9–12 баллов). Высокая чувствительность к неудачам в общении, постоянное ощущение беспокойства, тревоги в процессе социального взаимодействия. Человек отличается высокой эмоциональной ранимостью. Обидчивость затрудняет взаимоотношения в коллективе и с ближайшим окружением. Сложность в принятии поощрений, комплементов. Неудачи в общении могут вызвать бурные эмоциональные переживания, диапазон которых достаточно широк — от снижения настроения до гнева.

Контроль (К) отражает ориентацию на социально приемлемые способы поведения.

Низкий уровень контроля (0–3 стена). Открытость, откровенность в оценке собственного поведения.

Средний уровень контроля (4–6 стенов). Умеренное проявление откровенности в оценке собственного поведения, избирательная ориентация на социально одобряемые нормы общения и поведения.

Высокий уровень контроля (7–9 стенов). Закрытость, ориентация на социально одобряемые формы поведения.

Текст опросника

1. Подвижный ли Вы человек?

2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая включиться в разговор?

3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

5. Баша речь обычно медленна и нетороплива?

6. Ранимый ли Вы человек?

7. Часто ли Вам не спится из-за того, что вы поспорили с друзьями?

8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опеpежает вашу мысль?

10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

13. Нравится ли Вам быстро бегать?

14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?

17. Часто ли Вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как надо?

18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?

23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?

25. Легко ли Вам одновременно делать очень много дел?

26. Возникает ли у Вас конфликты с Вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

27. Обычно Вы предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?

28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

29. Любите ли Вы сидячую работу?

30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?

31. Обычно Вы предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

32. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

33. Быстры ли у Вас движения рук?

34. Обычно Вы молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

35. Легко ли Вам переключиться с одного варианта решения задачи на другой?

36. Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких Вам людей?

37. Разговорчивый ли Вы человек?

38. Обычно Вам легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?

39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?

40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?

41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши личные недостатки?

42. Испытываете ли Вы тягу к напряженной, ответственной деятельности?

43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

47. Легко ли Вы генерируете новые идеи, связанные с работой?

48. Сосет ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?

49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?

51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете свое обещание, независимо от того, удобно это Вам или нет?

53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

54. Обычно Вы предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?

56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?

57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?

58. Обычно Вы чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

59. Обычно Вам трудно переключать внимание с одного дела на другое?

60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение оттого, что сорвалось запланированное дело?

61. Часто ли Вам не спится оттого, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

62. Любите ли Вы бывать в большой компании?

63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?

67. Свободно ли Вы держитесь в большой компании?

68. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление, не подумав?

69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?

71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?

72. Быстро ли Вы читаете вслух?

73. Вы иногда сплетничаете?

74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?

75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили или утешили?

76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?

80. Дрожат ли у Вас иногда руки после ссоры?

81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?

82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

83. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?

84. Легко ли Вас обидеть по пустякам в разговоре?

85. Вы обычно первым в компании решаетесь начать разговор?

86. Испытываете ли Вы тягу к людям?

87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?

88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?

89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

91. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?

92. Нравится ли Вам быстро говорить?

93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?

95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок в работе?

96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?

98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную трудоемкую работу?

99. Можете ли Вы, недолго думая, обратиться с прось­бой к другому человеку?

100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с новыми людьми?

101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?

102. Устаете ли Вы, когда вам приходится долго говорить?

103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105. Любите ли Вы подолгу быть наедине с собой?

Спасибо!

Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили

в бланке для ответов.

Бланк для ответов

Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________

_____________________________________________

Возраст ______________________________________

Другие сведения ________________________________

Дата обследования ______________________________

Фамилия, имя, отчество психолога _________________
Стр. 356 справочника

Стр357 справочника

Самоактуализационный тест*

Э. Шостром 
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21