Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

С. Т. Посохова


Скачать 3.52 Mb.
НазваниеС. Т. Посохова
страница1/21
Дата24.02.2016
Размер3.52 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Современная психологическая диагностика: наука
и практика (С. Т. Посохова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1. Методологические аспекты психологической диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.1. Социальная и практическая значимость психологической диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.2. Подходы к пониманию психологической диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.3. Подходы к пониманию предмета психологической диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.4. Принципы психологической диагностики . . . . . . . . . .

1.1.5. Становление и истоки научной психологической диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.6. Психологическая диагностика в системе психологического познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.7. Психологический диагноз: смысл и ступени . . . . . . . . .

1.2. Практические аспекты психологической диагностики. .

1.2.1. Проблемы психодиагностической практики. . . . . . . . . .

1.2.2. Профессиональные функции психолога-диагноста. . .

1.2.3. Классификация методов психологического познания

1.2.4. Организационные методы в психологической диагностике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.5. Основные способы получения психологической информации в психодиагностике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.6. Психодиагностическое обследование: организация и этапы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.7. Алгоритм сбора информации
о психодиагностических методиках . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.8. Этические проблемы в практической деятельности психолога-диагноста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.9. Этика психолога-диагноста — составная часть профессиональной этики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.10. Этика и ответственность психолога-диагноста . . . . . .

1.2.11. Требования к личностным и профессиональным качествам психолога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.12. Требования к психодиагностическим средствам . . . .

Глава 2. Современные психодиагностические методики
(Д. О. Аравина, С. В. Липпо, С. Т. Посохова, Ю. Л. Проект ,
В. А. Чикер
) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1. Стандартизованные техники опроса . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла . . . . . . .

Шкала самооценки Спилбергера — Ханина . . . . . . . . . . . . . .

Методика исследования самоотношения (МИС) . . . . . . . .

Биографический опросник (BIV)  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Опросник структуры темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Самоактуализационный тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Методика интерперсональной диагностики . . . . . . . . . . . . .

2.2. Идеографические техники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.1. Контент-анализ в психологической диагностике . . . . .

Методика «Личностный семантический дифференциал»

Глава 3. Психологическая диагностика жизненных проблем личности (И. А. Акиндинова, С. А. Безгодова, Д. А. Богданова, И. М. Богдановская, Н. В. Груздев, С. В. Липпо, А. Н. Кошелева, Р. В. Манеров, С. Т. Посохова, З. Ф. Семенова). . . . . . . . . .

3.1. Психологическая диагностика адаптационных возможностей личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1.1. Психологическая диагностика адаптационных изменений личности в изменяющейся социальной среде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1.2. Психологическая диагностика предпринимательской стратегии адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2. Психологическая диагностика духовно-нравственных ориентаций личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2.1. Психологическая диагностика смысловой организации современной религиозности . . . . . . . . . . . . .

3.2.2. Психологическая диагностика адаптационного потенциала религиозно ориентированных лиц . . . . . . . .

3.3. Психологическая диагностика отцовства . . . . . . . . . . . . . .

3.3.1. Психологическая диагностика отцовства
как проявления личностно-смысловой сферы мужчины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.3.2. Психологическая диагностика отцовства
и самоактуализации подростка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4.1. Психологическая диагностика представлений
о дружбе и о себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.5. Психологическая диагностика профессиональной
и карьерной ориентации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.5.1. Психологическая диагностика самореализации
в престижных профессиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.5.2. Психологическая диагностика ценностно-профессиональной ориентации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.6. Психологическая диагностика внутриличностных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.6.1. Психологическая диагностика лени как конфликта саморегуляции личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.6.2. Психологическая диагностика суждения о времени

ВВЕДЕНИЕ

Справочник состоит из трех глав. Первая глава справочника ориентирует читателя в методологических проблемах психологической диагностики, раскрывает некоторые вопросы психологической диагностики как научной отрасли и как практики психолога. Овладение методологией психодиагностики означает овладение психодиагностической культурой, необходимой для профессионального совершенствования психолога-диагноста. Первая глава справочника включает в себя два раздела.

Во второй главе представлены конкретные психодиагностические методики, которые объединены в две группы: стандартизированные опросные методики и идеографические техники. Первая группа представлена опросниками, прошедшими широкую апробацию и зарекомендовавшими себя в качестве надежных психодиагностических средств. К их числу следует отнести прежде всего 16-факторный опросник Р. Кэттелла, шкалу самооценки Спилбергера — Ханина, методику исследования самоотношения С. Р. Пантилеева и т. п. При описании этих популярных методик существенным образом углублена их интерпретация. Наряду с этим во второй главе представлены методики, использование которых только начинается.

Методики описаны в соответствии с определенным алгоритмом, позволяющим понять как психологическое содержание методики, так и технологию работы психодиагноста.

Третья глава справочника ориентирует читателей на психодиагностику актуальных жизненных проблем человека и включает в себя оригинальные комплексы психодиагностических средств. К проблемам, требующим целостного психодиагносического обследования, отнесены:

· адаптация личности в современных социальных условиях;

· нравственные искания личности;

· карьерные и профессиональные ориентации;

· детско-отцовские взаимоотношения;

· дружеские межличностные отношения;

· внутриличностные конфликты: лень, психологическое время.

Справочник составлен ведущими специалистами в области психологической диагностики, имеющими большой опыт диагностической работы в системе образования, производства, предпринимательства, а также опыт психодиагностического консультирования по актуальным жизненным проблемам человека, оказавшегося в трудных условиях, в том числе и экстремальных. Все предложенные психодиагностические комплексы прошли апробацию и представлены адекватными для решения рассмотренных жизненных проблем методиками.
Глава 1

СОВРЕМЕННАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА:

НАУКА И ПРАКТИКА
1.1. МеТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
1.1.1. Социальная и практическая значимость психологической диагностики

Интерес к психодиагностике всегда связывался с естественной для человека потребностью в познании прежде всего самого себя. В исторически важные для общества времена или в критические для конкретного человека моменты, особенно тогда, когда жизненные ценности, долго служившие внешними опорами и ориентирами, начинают терять свой смысл и силу, заменяются другими, внимание к собственному внутреннему миру неизбежно возрастает. Собственное Я превращается в арену поисков источников как конфликтов, так и душевного равновесия, психического комфорта. Человек, делая самостоятельный выбор в познании себя, обращается к психодиагностике, объединяющей в себе идею души и способности ее распознания. Психодиагност, обладающий специальными методическими средствами, способен глубоко проникать во внутренний мир человека. Он способен вскрывать интимные, часто неосознаваемые или даже отрицаемые внутриличностные и межличностные проблемы. Тем самым психодиагностика включается в их решение.

Несмотря на высокий динамизм и нестандартность происходящих в нашем обществе процессов, утверждение новых способов социальных отношений, сегодня человеку предоставляются достаточно широкие возможности для выбора путей самореализации и самоактуализации. Профессиональный, деловой и личный успех все в большей степени зависит от активности и способности человека адаптироваться в новых, во многом неопределенных жизненных ситуациях. Приоритетная личная задача, остро ставшая сегодня перед многими, заключается в творческой реализации себя как целостной уникальной личности, как субъекта жизненной стратегии, профессиональной карьеры, социально-ценностных отношений. Человек все чаще вынужден задавать себе вопросы, касающиеся его собственных возможностей и способностей: «Что я могу?», «Где я абсолютно непригоден?». Подобные вопросы актуальны для представителей многих слоев населения, для мужчин и женщин, для совсем молодых и приближающихся к пенсионному возрасту. Они возникают, как правило, в сложных для личности ситуациях: при профессиональном и социальном самоопределении, при необходимости переобучения и смены профессиональной ориентации, жизненной позиции, выборе религиозных установок и т.п. Психологическая диагностика оказывается тем инструментом, который помогает человеку раскрыть имеющиеся у него скрытые резервы, еще не реализованные возможности, позволяет определить профессиональное соответствие и внутренние барьеры успешной личностной и деловой самореализации.

Остро назревшая в нашем обществе потребность в максимальном использовании психических возможностей человека придает психодиагностике особый социальный смысл. Знание личностного и профессионального потенциала, прогнозирование вектора и детерминант его развития необходимы сейчас для экономического и духовного возрождения общества в целом. Все возрастающее стремление к вознаграждению истинного таланта требует знания психологических особенностей человека. В этом случае психологическая диагностика рассматривается как способ решения профессиональных и карьерных проблем.

Необходимость профилактики деструктивных социально-психологических явлений, таких как наркомания, алкоголизм, беспризорность, безнадзорность и т.п. можно рассматривать как дополнительный аргумент в пользу социальной и практической значимости психодиагностики. Нередко именно психолог-диагност становится первым специалистом, который сталкивается с отклонениями в развитии, с асоциальными нарушениями поведения. С помощью психологической диагностики вскрываются индивидуальные и групповые факторы риска наркозависимостей и созависимостей, определяются эффективные пути реабилитации. На основе результатов психодиагностики создаются программы профилактики аддиктивного поведения. В этом случае к психологической диагностике прибегают как к одному из видов психологической помощи.

Доступность тестовых средств – одно из следствий возрастающего социального интереса к психодиагностике. Обширный рынок не всегда высококачественных изданий, открывший возможность всем желающим тестировать себя и ближайшее окружение, явно способствует увлечению психодиагностикой.

1.1.2. Подходы к пониманию

психологической диагностики

Современная психологическая диагностика, как никакая другая область психологических знаний, нуждается в теоретическом осмыслении. Выход в широкую практику, включение в решение жизненных проблем человека создали своеобразный психодиагностический парадокс: рост описания средств диагностики заметно отставляет открытым вопрос о том, что же такое психологическая диагностика, каков ее предмет, каков механизм взаимодействия психолога-диагноста с обследуемым. Видимо, отсутствие теоретической психодиагностики привело к тому, что в современной психологии сложилось несколько взаимно дополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики.

Внимание к психологической диагностике, возникшее сегодня в разных сферах жизнедеятельности человека, связывается с представлением о ней как о совокупности методов и средств для измерения психических состояний и свойств, то есть как об инструменте. Смысловое пространство психологической диагностики наиболее часто образует разные тесты и сферы их использования. Психодиагностика понимается как процесс выявления и измерения индивидуальных психологических особенностей человека с помощью специальных методов: наблюдения, тестирования, беседы и т.п. Дискуссия ведется лишь по вопросу о том, какие методы считать относящимися к диагностике, а какие не считать.

Такое инструментальное видение психологической диагностики традиционно и наиболее распространено. Это мнение характерно как для большинства представителей психологического сообщества, так и для тех, кто просто увлекается психологией и прежде всего возможностью тестирования. По мнению многих исследователей, психодиагностику отличает от других областей психологических знаний не особая предметная область, а способы получения фактов, на основании которых психолог-диагност решает поставленные перед ним задачи.

В определенной мере инструментальный подход правомерен. Он должен и далее развиваться и совершенствоваться. В нем прежде всего отражается история возникновения и становления психодиагностики, ее тесная связь с экспериментальной психологией и тестологией. Кроме того, подчеркивается исключительно ценная практическая направленность. Можно предполагать, что именно инструментальная ценность и создает настоящий бум вокруг психодиагностических средств и методов.

К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее. Его суть составляет признание психологической диагностики в качестве самостоятельной научной области, главное назначение которой сводится к разработке методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. Так же, как и инструментальное направление, конструирующее ориентировано в основном на методики, на средства диагностики. Содержание диагностируемых феноменов психической жизни конкретного человека играет вспомогательную роль.

Конструирующее направление имеет большое значение для повышения социальной и научной ценности психологической диагностики, так как постоянно обогащает специалистов новыми средствами обследования и тем самым расширяет возможности познания психологии современного человека. Сейчас никто не сомневается в необходимости создания средств для исследования самых разнообразных феноменов психической реальности, даже таких, которые долго время считались непсихологическими, например, свобода, добро, правда, совесть и т.п. Несмотря на это, психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария.

Психологическая диагностика возникла и развивалась как один из способов психологического познания. Общественное признание она получила прежде всего благодаря своеобразной способности познавать психологию человека в его практической деятельности и реальных жизненных ситуациях. Более того, перевод двух греческих слов, составляющих понятие «психодиагностика», (psyche – душа) и (diagnostikos – способный распознать) подтверждает правомерность рассматриваемой позиции. В буквальном смысле слова «психодиагностика» – это способность распознавать душу. Признание за психодиагностикой способности в распознании психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человекам.

Психологическая диагностика превращается в познавательный процесс. Психолог-диагност, в отличие от психолога-теоретика или психолога-исследователя, выявляет и измеряет прежде всего разнообразные индивидуальные проявления, которые он выражает в виде определенных числовых эквивалентов. Выявление и измерение индивидуального своеобразия обеспечивает переход к выявлению общего, т.е. психических особенности человека вообще. Фактически психодиагност на основании рассуждений и умозаключений переходит от констатации наличия и выраженности показателей психических образований у отдельного человека к содержанию этих же психических образований у человека вообще.

Результаты психодиагностического познания воплощаются в психологическом диагнозе, который представляет собой различное по степени развернутости и полноте заключение о принадлежности единичных (индивидуальных) психических проявлений к определенному классу.

Известно, что основное назначение психодиагностики заключается в постановке объективного и надежного диагноза. Тем не менее психологической диагностике принадлежит своеобразная психотерапевтическая функция, что дает основания рассматривать ее как один из видов психологической помощи. Специфический терапевтический потенциал содержат в себе сами психодиагностических процедуры. Например, выполнение рисуночных проб в процессе проективной диагностики позволяет обследуемому освободиться от излишней тревоги, почувствовать уверенность в себе, в правильности своих действий. Заполнение опросников, шкал самооценки, требующих от человека концентрации внимания на своих переживаниях, анализа собственного поведения в разных ситуациях, нередко сопровождается особым успокаивающим эффектом.

В то же время психодиагностическое обследование может оказаться стрессогенным и вызвать у обследуемого неприятные переживания. В психодиагностике хорошо известен феномен тестовой тревожности – появление или нарастание чувства тревоги во время выполнения тестовых заданий. Возможны негативные реакции как по отношению к психологу, так и по отношению к самой процедуре тестирования. Поэтому помогающий смысл психодиагностики имеет определенные ограничения, зависящие преимущественно от индивидуальных особенностей обследуемого, а также от личностных и профессиональных качеств психолога-диагноста.

В последнее время психологическая диагностика все чаще ассоциируется с практической деятельностью психолога. Возникновение и упрочнение практикоориентированного подхода к пониманию сущности психологической диагностики определяется интенсивным и расширяющимся по масштабам проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Уникальность современного этапа развития отечественной психологии заключается в зарождении и становлении разнообразных психологических служб, в появлении и расширении массового рынка психологических услуг. Это позволяет рассматривать психологическую диагностику как особую область практики, как профессиональную деятельность психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, которые помогают решению жизненных проблем.

В последнее время развивается еще одно направление в понимание сущности психологической диагностике, который условно можно обозначить как адаптационный. Суть его заключается в том, что психологическая диагностика рассматривается как самостоятельная научное направление, предполагающее изучение индивидуального своеобразия человека, включенного во всю систему взаимосвязей с окружающей реальностью и с самим собой. Предмет психологической диагностики – те психические образования, которые позволяют прогнозировать наибольшую полноту и успешность раскрытия человеком всех своих психических потенциалов в конкретных изменяющихся жизненных условиях.

Подобный подход к пониманию предмета психологической диагностики означает ориентацию на признание уникальности каждого человека, активно взаимодействующего с обществом, культурой, предметной средой и природой, на понимание своеобразия стратегий его самореализации в процессе этого взаимодействия. При таком подходе конструирование и использование методик перестает быть самоцелью диагностики, а превращается в средство выявления индивидуальных возможностей и проблем их совершенствования.

Ориентация на теоретические аспекты психологической диагностики и систематизацию психодиагностического опыта в наибольшей мере представлена в интегральном подходе. Интегральный подход обобщает довольно длительную историю развития теории и культуры психодиагностики и делает акцент на самостоятельности ее теоретических и методологических проблем. В то же время подчеркивает практическую направленность психодиагностики, ее ориентацию на решение жизненно важных проблем человека. Психодиагностика рассматривается в качестве самостоятельной научной дисциплины, занимающейся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.

С позиций интегрального направления, психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах, которые позволяют ей играть важную роль в системе психологических знаний. В настоящее время психологическая диагностика связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования она выступает в качестве основы, объединяющей все области их практической реализации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21