Главная страница

«Речевая готовность ребенка к школе»



Скачать 164.49 Kb.
Название«Речевая готовность ребенка к школе»
Дата30.04.2016
Размер164.49 Kb.
ТипДокументы

«Речевая готовность ребенка к школе».
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:

1. Правильность произношения звуков.

2.Умение различать звуки на слух.

3.Владеть элементарными навыками звукового анализа слов.

4.Состояние словарного запаса.

5.Сформированность грамматических систем.

6. Владение связной речью.

1. Правильность произношения звуков.

До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен. Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

2. Умение различать звуки на слух.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые
звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.

с - т санки - танки р - л рожки - ложки

т - ц тапки - цапки р - л Марина - малина

с - ш миска - мишка р - й корка - койка

ш - ч шайка - чайка л - й лямка - ямка

ч - щ челка - щелка п - б почка - бочка

щ -- ть щелка - телка к - г корка - горка

с - ц свет - цвет с - з сайка - зайка

з - ж розы - рожи т – д точка - дочка

ч – щ чаша - чаща ф – в Фаня - Ваня

ч – т чёлка – тёлка ш – ж Саша - сажа

б – б’ прибываем – прибиваем

в – в’ вол – вёл р – р’ круг - крюг

д – д’ дымка – Димка т –т’ тапки - тяпки

м – м’ мышка - мишка с – с ‘ осы – оси

л - л’ лук – люк н – н’ банка - банька

п – п’ пальцы – пяльцы

Следует иметь в виду, что при нормальном ходе речевого развития различение всех этих звуков и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых
звуков речи на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем - и в письме.

Трудности слуховой дифференциации звуков обязательно должны быть преодолены до начала обучения ребенка грамоте.

Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом различие в звучании несколько утрируется,
специально подчеркивается, чтобы для ребенка оно стало более заметным.

Задание № 1.

Хлопки в ладоши. Если услышишь звук, хлопни в ладоши. ж - жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, лыжи.

Задание №2.

Услышав в слове звук з или ж, показать нужную букву - кожа, жаворонок, зубы, жир, вязание, заколка, прожектор, поле, корт.

Задание №3.

Определить наличие звуков з, ж - железо, жизнь, зажим, жалюзи, зажарить, зажигалка, звезда, заноза, заказывать, разбрызгивать.

Задание №4.

Разложить картинки под соответствующую букву.

3. Звуковой анализ слов.

Все записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все соответствующие его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, т.е. он должен владеть звуковым анализом слов.
Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.
4. Словарный запас.

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, в нем должны быть представлены все части речи - сущ., глаг., прилаг., числит., местоим., нареч., предлоги, сочинит. или подчинит., союзы; также в словаре ребенка присутствуют обобщающие слова, которые усваиваются им с 3 - 3,5 лет.

Для исследования словарного запаса применяется целый ряд специальных приемов:

- называние предметов относящихся к различным логическим группам (цветы, деревья и т.д.);

- нахождение общих названий для группы однородных предметов;

- подбор признаков к определенному предмету;

- подбор предметов к заданному действию;

- подбор синонимов, антонимов;

Задание № 1.

Каких ты знаешь животных (дом. и диких)?
Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых?

Какие ты знаешь деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды?
Какую знаешь мебель, посуду, одежду?

Задание № 2.

Корова, лошадь, коза - Кто это? Назови одним словом.
Кролик, овца, кошка-?

Тигр, лев, волк, лиса, белка, жираф, слон ... , заяц, медведь ....
Индюк, курица, петух, утка, гусь ....

Сорока, чайка, орел, голубь, ворона, воробей, соловей, сова, цапля ...
Бабочка, стрекоза, комар, паук, жук, пчела, оса, муха ....

Щука, лещ, окунь, судак, сом, камбала .

Сосна, ель, береза, дуб, осина, рябина .

Картофель, помидор, капуста, огурец, свекла, морковь, репа, кабачок ....
Яблоко, груша, банан, апельсин, лимон ....

Вишня, малина, клубника, земляника, смородина, клюква, голубика ....
Тарелка, вилка, нож, чашка, блюдце, стакан, фужер, кружка, кастрюля ...
Стол, стул, кресло, кровать, шкаф ....

Пальто, шуба, плащ, куртка, платье, кофта, свитер, жакет ...
Сапоги, валенки, туфли, ботинки, боты, кеды, тапки ....
Кукла, юла, пирамида, мишка, зайчик, мячик ....

Пила, топор, молоток, рубанок, клещи, отвертка, дрель ....
Трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолет, пароход, метро ...

Для проверки наличия в словаре ребенка глаголов:
1. Кто как передвигается?

Человек - рыба - кузнечик - птица - змея -

2. Кто как подает голос?

Корова, лошадь, коза, свинья, лягушка, кошка, волк, медведь, тигр, змея, ворона, кукушка, голубь, утка, курица, комар, жук.

3. Кто как ест?

собака кость...... кошка молоко .

курица зерно...... корова траву .

4. Кто чем занимается?

повар ученик .пианист врач строитель писатель . учитель, художник…, портниха прачка уборщица . продавец, …..фотограф, покупатель .

5. Что может делать это животное?

Собака (лает, кусается, играет, ласкается, служит).

кошка - медведь - змея - волк - заяц - лягушка -

Для проверки имен прилагательных.

1. Какого вкуса эти продукты?

сахар - лук- соль- лимон-

2. Какого цвета эти продукты?

Огурец, помидор, арбуз, слива, лимон, апельсин, сахар, орех, перец.
3. Какие основные «черты характера» у этих животных?

волк - лиса - заяц- собака -

  1. Назвать признаки предметов (величина, вес, форма, цвет, вкус, запах, температура, материал, принадлежность .... ).

стол - арбуз - заяц - лента - лимон - куртка - собака -

  1. Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак (Что бывает длинным")

- Что бывает круглым (квадратным, треугольным, овальным)?

-//- высоким, низким?

-//- зеленым, красным, синим?

-//- холодным, горячим, теплым, прохладным?

-//- сладким, горьким, кислым, соленым?

-//- шерстяным, шелковым, бумажным?

-/ / - деревянным, железным?

-//- тяжелым, легким?

-/ / - глубоким, мелким, колючим, острым, хрупким?

Для проверки антонимов.

1. Назвать противоположные признаки

большой - добрый - старый -

светлый - большой - смелый -

горячий - длинный - высокий -

широкий - толстый - острый - веселый -

  1. Проверка, понимания ребенком переносных значений некоторых имен прилагательных.

Золотые руки. . . . . . . теплая встреча .

железное сердце.... горькая правда .

светлая голова..... длинный язык .

Для проверки наречий (как, когда, где?)
- о повадках животных:

заяц оглядывается (как?) трусливо

лиса крадется (осторожно)

медведь ходит (неуклюже)

волк смотрит (зло)

лошадь несется (вскачь)

мышь бежит (быстро)

слон идет (величаво)

черепаха «ползает» медленно

ворона каркает (громко)

жаворонок поет (звонко)

- О временах года, частях суток и др.

вчера, завтра, утром, днем, сегодня, послезавтра, вечером, ночью, весной, летом, скоро, давно, зимой, рано, поздно, осенью.

- О погодных условиях:

тепло дождливо

холодно пасмурно

жарко сыро, сухо

- О настроении и состоянии людей:

радостно смешно спокойно

весело хорошо бодро

уныло устало

- О расположении предметов в пространстве:

высоко (вверх), низко (внизу), далеко (вдали), близко (вблизи), впереди, сзади, сбоку, слева, справа, прямо.

- О направлении движения:

ввысь, вверх, вниз

вперед, назад, вбок

влево, вправо, налево

направо, напрямик.

5. Сформированность грамматических систем.

Имеется в виду, выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок па чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразований. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (родам, числам, падежам, временам) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении (образуются однокоренные слова). Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально
развивающейся речью овладевает к 4 годам, системой словообразования - 7- 8 л. Эти сроки довольно условны. Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, т.к. при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. Для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых здесь наблюдаются трудности. В одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе специального
исследования.

Задание № 1.

Образование мн.ч. им. сущ.

лампа - глаз - лоб –

стул –окно -ветер -
шуба - день - платье
дерево- пень - ухо –

Задание № 2.

Согласование прилаг. с сущ. (предложить добавить к каждому сущ. прилаг. высокий и зеленый)
Дуб какой?- Дерево какое?-

Трава какая? - Деревья какие?-


Задание № 3.

Согласование сущ. с числит. (ребенок должен закончить словосочетание).

3 шара, а пять ; 2 медведя, а 5 ..... ;

3 ложки, а 5 ; 4 пуговицы, а 10 .... ;

1 конфетка, а 6 1 олень, а 8 ;

1 капля, а 10 ; 1 лоб, а 2 ;

2 уха, а 6 ..... ; 2 шеи, а 5 ;

Задание № 4.

Употребление глаг. (на, в, под, над, около). Ребенок должен не только уместно употреблять предлоги, но и правильно произносить окончания им. сущ.

Задание № 5.

Образование сущ. при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Большой ключ, а маленький .....

-//- кровать, а .

-//- зеркало, а .

…-//- шишка, а .

….-//- кукла, а .

….-//- жук, а .

…-//- стекло, а ....

….-//- лес, а .

…-//- часы, а .

…-//- банка, а

…..-//- сапоги, а .

…..-//- лицо, а .

Задание № 6

Образование глаг. при помощи приставок (ребенок заканчивает предложение ).

- Весной птицы прилетают, а осенью ....

- На дерево залезают, а с дерева ....

- В дом входят, а из дома ....

- По дороге ходят, а через дорогу ....

- Птицы через дорогу перелетают, а змеи ....

- Воду в стакан наливают, а из стакана ....

- Воду в стакан доливают, а песок .

- Воду нечаянно разлили, а крупу .

- Глазами не все рассмотрели, а ушами не все ....

- Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку ....

Заданuе № 7.

Образование имен прилаг.

а) образование относит. прилаг.

Дом из камня - каменный.

Дом из кирпича - Платок из пуха - .

Шляпа из соломы - Сумка из кожи - .

Платок из шелка - Чашка из фарфора - .

Шарф из шерсти - Миска из глины - .

Кольцо из золота - Кораблик из бумаги - .

Монета из меди - Коробка из картона - .

Ложка из олова - Шуба из меха - .....

б) Образование притяжательных прилагательных.
у лисы хвост - лисий

у зайца хвост - и уши тоже - .

у медведя хвост - , а у волка - .

у лошади голова - , а у петуха - .

у собаки голова - , а у кошки - .

у мышки хвост - , а у рыбы - .

у верблюда голова - , а у черепахи - .

у мамы тапочки - , а у дедушки - .

Все выявленные трудности, связанные с усвоением ребенком грамматических систем, нужно обязательно постараться преодолеть до начала школьного обучения, т.к. в противном случае все они неизбежно проявятся и в письме.

6. Владение связной речью.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (т.е. состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов па уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо заботиться уже в дошкольном возрасте.

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после трех лет, поскольку именно в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней появляются необходимые предпосылки для овладению ею.

Необходимость в передаче другим людям каких - то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постоянно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4 - 5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» дня нее - он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, что позволяет ему правильно строить предложения. Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идет уже о логической связи между отдельными предложениями.

Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4 5 летнего ребенка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как, показывает само название, передают реальные события (факты), что делается ими на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может «обрастать» какими - то дополнительными деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом описании реальных или изображенных на картине вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные
для данного предмета признаки. В сюжетном рассказе имеется завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и завершение «происшествия» или так называемая развязка; события здесь должны передаваться в определенной временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.

При неудовлетворительных результатах исследования необходимо безотлагательно приступать к развитию у ребенка связей речи (в тех случаях, когда он уже владеет достаточным словарным запасом и умеет грамматически правильно строить отдельные предложения).

Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребёнка, побуждая его рассказать о каком - либо интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме и т.п. Слушать нужно с живым интересом, направляя сбившийся рассказ ребенка в нужное русло путём постановки вопросов.

Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно- следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение или рассказывание сказок и обучение ребенка внимательно следить за развитием действия. Например, он должен понимать, что нельзя сначала рассказать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожки и попросила девочку навестить больную бабушку.

До овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав сказку вслух, задайте по ее содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребёнка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Например, по сказке «Репка» могут быть заданы такие вопросы:

- Что посадил дед? (Дед посадил репку).

- Какая выросла репка?

- Что стал делать дед?

- Смог ли дед вытащить репку?

- Кого позвал дед?

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа не позволяющий отклоняться в сторону от основной нити повествования.

Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по се содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особой сложности.

Для упражнения в рассказывании можно использовать:

- пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

- пересказ просмотренного мультфильма;

- рассказ о событиях прошедшего дня;

- рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

- заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?).

- составление рассказа по данному его концу (что было до этого?).

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ «с чего-то начинается и чем-то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где требуется полный и логичный пересказ учебного материала.

В плане подготовки к овладению чтением и письмом очень важно обеспечить также четкое знание ребенком всех букв алфавита. Для этого необходимо своевременно позаботиться о развитии у него зрительно - пространственных представлений.

Подготовка ребенка к школе с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем.