Главная страница

Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя



Скачать 80.24 Kb.
НазваниеРазвитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя
технологической карты
Дата16.02.2016
Размер80.24 Kb.
ТипУрок

Технологическая карта урока литературного чтения

Автор технологической карты

Постнова Татьяна Николаевна

Место работы учителя

Сулакский филиал МБОУ Уметская СОШ

Тема урока

Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя.

Место урока в изучаемой теме

Урок обобщения по русским народным сказкам.

Цель урока

Создание условий для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере.

Планируемые результаты

Знать:

  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

  • название сказок, героем которых является лиса.

Уметь:

  • работать в паре и группе  (планировать работу, распределять  её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести   диалог);

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составлять алгоритм под руководством учителя.

Оборудование:

- Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др ;

- технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран;

- иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.

Характеристика этапов урока


Этап урока

Вре

мя, мин

Цель

УУД

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности


1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Личностные УУД

(Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.




Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Актуализа

ция знаний





5

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Личностные УУД

(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)


Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно и разгадайте, о ком идёт речь.

(На доске появляются рисунки этих животных в двух вариантах: животного и сказочного персонажа)

-Разбейте предметы, изображённые на картинках, на две группы и назовите признак, по которому вы это сделали.

Наблюдение, проблемная ситуация.

Работа по плану урока

Ф

1. Предлагает отгадать загадки о животных.
2. Предлагает разбить рисунки с изображением животных на две группы.
(Организует диалог с обучающимися с целью уточнения пройденного материала.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.)


Отгадывают загадки.

2. Предлагают свои варианты и называют признак

Постановка темы и цели урока

5

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Познавательные УУД

(Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий)

Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из этих животных. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус.

- Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.

- Как вы думаете, хорошо ли вы знаете русские народные сказки о лисе?

- А что это за зверь на самом деле, вы хорошо себе представляете?

- Давайте отметим свои знания на оценочной линейке.

- А какие сказки о лисе читали вы?

- Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.

- Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные. И будем внимательно выслушивать тех и других.




Ф

Г

1. Просит детей оценить знания на оценочной линейке.
2. Помогает сформулировать учебную задачу.

(Формулирует цель урока, составляет вместе с учащимися план урока)

1. На оценочной линейке определяют уровень знаний сказок о лисе и знаний о лисе как лесном звере.
2. Формулируют учебную задачу урока.

Освоение нового материала

21

Личностные УУД

(Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способу решения новой задачи)

Регулятивные УУД

(Формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать свои действия)

Познавательные УУД

(Восприятие и анализ небольших текстов, использование знаково-символьных средств, в том числе действие моделирования)

Коммуникативные УУД

(Умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию)


(На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу)

Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт».

-Как вы понимаете эту пословицу?

- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

- Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.

- Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?

- Как удалось лисе заманить козла в колодец?

- Как говорит она с ним в начале? А потом?

(На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая)

- У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

- Послушаем, откуда же оно - Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

- Послушаем мнение учёного.

- Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.

- Послушаем сказку “Лиса и рак” Расскажет её сказочник.

- Что вы можете сказать о хвосте лисы?

- А он ей чаще помогает или мешает?

- У русского народа есть пословица:

«Лисе хвост не для красы нужен». - А для чего?

- Послушайте сказку “Лисичка со скалочкой” (читает учитель).

- Так какова же роль лисьего хвоста?

- А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Наблюдение, работа в группах.

Работа по плану, предложенному учителем.

Ф

Г

1.Организует работу с использованием пословиц, энциклопедического материала и по акцентному вычитыванию текстов сказок с моделированием на каждом этапе урока.

2. Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста сказки, словарная работа, декодирование информации.
3.Организует работу с текстом: (выборочное чтение, чтение по ролям,

выборочный пересказ, выразительное чтение)

1. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом.

2. Готовят сообщения по группам.

3. Отвечают на вопросы учителя.


Закрепле

ние материала

10

Развитие монологической речи, формирование умения создавать собственные устные высказывания.

Регулятивные УУД

(Осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале)

Познавательные УУД

(Формирование умения работать с деформированным текстом)

Коммуникативные

УУД

(Развитие монологической речи, формирование умения создавать собственные устные высказывания)

- Что говорится в сказках о жилище лисы?

- Какое оно?

- Послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

- А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

- Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

- Что же мы скажем о жилище лисы в сказках?

- А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

- Так где же лиса живёт на самом деле? - Чем лиса питается?

- В народе существует пословица: «Лиса всегда сытей волка живёт».

- Интересно, что же такое ест лиса?

- По ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.

- А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

- В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

- Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

Самостоятельная работа

с деформированным текстом.
Чтение по ролям.

И

Ф

1. Напоминает обучающимся, как строить свои ответы у доски.

2. Организует индивидуальную работу.

3. Наводящими вопросами помогает выступающему правильно построить ход своего рассказа.
4. Дает комментарии к выступлению каждого участника группы.


1. Самостоятельно работают в группах.

Обосновывают свои варианты ответов.

2. Слушают доклады своих одноклассников.

3. Формулируют конечный результат своей работы в группах.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

3

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Регулятивные УУД

(Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)

- Подведём итог нашего исследования.

- Узнали ли вы новые сказки о лисе?

- Вам они понравились?

- Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

- А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

- Отметим на оценочной линейке.

- Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

- Вам это было интересно? А полезно?

- Отметим на оценочной линейке свои новые знания.

- Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

- Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

- Что бы вы еще хотели узнать про лису?

Рефлексия, контроль.

Самооценка.


Ф

1. Задает вопросы о задачах урока.
2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.

1. Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель.

2. Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.