Главная страница

Рациональное использование временных ресурсов



Скачать 172.34 Kb.
НазваниеРациональное использование временных ресурсов
А.В.Суворова
Дата01.03.2016
Размер172.34 Kb.
ТипДокументы


Обучающее занятие с элементами тренинга

«В распоряжении целых 24 часа»
Автор-составитель: Карпенко Ольга Сергеевна

Должносnь: Заместитель директора по ВР

(МБОУ СОШ №4 им. А.В.Суворова)
Тема: Рациональное использование временных ресурсов

Название: «В распоряжении целых 24 часа»

Форма дела: обучающее занятие с элементами тренинга

Объяснительная записка:

Цель: создание условий для развития навыков рационального использования времени.

Задачи:

- расширить представления обучающихся о рациональном использовании времени;

- создать условия для сопротивления спешности;

- привить ценность собственной обязательности как критерия надежности в отношениях с людьми.

Предполагаемый результат:

- обучающиеся имеют представление о рациональном использовании времени;

- обучающиеся своевременно выполняют свои обязанности;

- обучающимся привиты ценности собственной обязательности как критерия надежности в отношениях с людьми.

Место дела в программе работы с обучающимися:

Данное дело позволит расширить представления обучающихся о тайм-менеджменте, а также позволит рационально использовать время. Время – величайшая ценность. Даже одиннадцатилетние подростки могут сделать самостоятельные выводы о последствиях неуважительного отношения ко времени. К таким последствиям относятся:

- разочарование в себе – ничего не успел, хотя старался и устал;

- снижение уважения со стороны друзей, коллег: обещал, на меня надеялись, да слово не сдержал, подвел друзей (потому что не рассчитал силы, т.е. время);

- усталость – следствие стресса и напряжения из-за спешки и др.

Ценность навыков отношений со временем понятна, а тем более в период профессионального самоопределения.

Возрастной и количественный состав участников:

Не более 15 человек, от 13 лет.

Основная идея дела:

Основная идея данного занятия заключается в том, что обучающийся в процессе занятия учится основам тайм-менеджмента открывает для себя основы эффективного управления временем.

Педагогические возможности дела:

Рациональное использование времени – это сложный процесс, требующий от людей много усилий, знаний и умений, а также набор определенных личностных качеств (целеустремленность, тактичность, понимание и др.), которые необходимо развивать не только в подростках, но и в педагогах. Организовывая дела, направленные на развитие навыков рационального использования времени мы создаем возможность для развития личностных качеств обучающихся необходимых для эффективного взаимодействия с окружающими.

Перечень необходимого реквизита и оборудования:

флип-чарт; песочные часы (секундомер); стулья по количеству участников; бумага; карандаши; тетради для самостоятельной работы (приложение 1).

Рекомендуемое помещение:

Звукоизолированная просторная, светлая и проветриваемая аудитория.

План подготовки дела:

Подготовку педагога к проведению дела можно разделить на этапы:

Организационный этап – на данном этапе осуществляется подбор информации о тайм-менеджменте (эффективном управлении временем): поиск различных упражнений, методик, диагностик и т.д.

Собственно-деятельностный этап – на данном этапе педагогом обобщается найденный материал, а также на данном этапе педагог разрабатывает непосредственно ход занятия, дидактический материал, подготавливается материал для оформления аудитории.

Итоговый этап, на котором происходит качественный анализ готового продукта, т.е. сценария, дидактического и оформительского материалов.

План проведения дела:

1. Введение

Участники собираются в аудитории, рассаживаются и получают Тетради для самостоятельной работы и начинают с ними работать. Затем идет настрой на занятие через реализацию упражнения «Чувство времени».

2. Основная часть

На протяжении всего занятия обучающиеся выполняют задание из тетради, а также обращаются к упражнениям, которые им предлагают выполнить ведущий.

3. Подведение итогов

Ведущий подводит итог занятия и участникам вновь предлагается выполнить упражнение «Чувство времени».
Сценарий дела (или подробный план-конспект проведения занятия):

1. Введение

За 5 минут до начала занятия обучающиеся получают Тетрадь для самостоятельной работы и начинают выполнять задания из нее в течение всего занятия.

Некоторым людям свойственно постоянно куда-то спешить и ставить себя в слишком жесткие рамки. Они быстро ездят, быстро едят и даже быстро говорят, а к вечеру выясняют, что все равно многое не успели. Своеобразная гонка со временем приводит к повышенной усталости и раздражительности. Таким людям трудно общаться с теми, кто делает все медленнее: им просто не хватает терпения.

Упражнение «Чувство времени»

Цель: актуализация в сознании обучающихся проблему рационального использования времени.

Необходимые материалы: песочные часы (секундомер) рассчитанные на 1 минуту.

Ход проведения:

Ваша задача, закрыв глаза, не считая про себя открыть их через 1 минуту. Когда по вашем мнению пройдет ровно минута, вы должны открыть глаза и не шевелясь, тем самым не мешая остальным участникам посмотреть на песочные часы.

Вопросы для обсуждения:

- Что было сложным во время выполнения упражнения?

- Всегда ли вы торопитесь/опаздываете?

- Почему важно следить за временем?

- Куда уходит наше время?

Похитители времени

В начале занятия вы получили Тетрадь для самостоятельной работы, первое, что вы увидели это - Задания для выполнения на протяжении всего времени занятия. Это работа направлена на то, чтобы понять, сколько у нас отбирают «Похитители» времени.

Одно из исследований показало, что главными похитителями времени являются (в порядке очередности):

- телефонные звонки;

- заглядывающие к вам люди;

- плохо организованный обмен информации между отделами (напарниками);

- проблемы с компьютерами – «технические»;

- изменения в очередности работ, навязываемые коллегами;

- недостаток организационного планирования;

- недостаток умения слушать других;

- неудовлетворительная организационная структура;

- исправление ошибок, которые можно было бы избежать;

- нерешительность;

- плохо организованные и нескоординированные собрания;

- бесполезные дискуссии относительно своей работы и работы других.

2. Основная часть

Принцип Парето

Если ты считаешь, что эффективность твоей работы заключается в огромной массе выполненных дел, то ты ошибаешься. Нужно получать максимальный результат при… минимуме затраченных усилий. Каким образом? Принцип Парето, который был открыт в 19 веке итальянским экономистом Парето, который на основе статистических данных установил, что 20% населения обеспечивают 80% национального дохода страны, еще этот принцип называется «соотношение 20:80» (80% конечного эффекта достигается всего за 20% потраченного времени, а остальные 20% результата поглощают 80% времени).

Главное следствие этого принципа – нужно в первую очередь приступать к решению жизненно важных проблем и тогда, потратив 20% времени, можно получить 80%-ное удовлетворение прожитым днем. И, наоборот, прозанимавшись почти весь день неглавным делом, в итоге получишь не более 20% удовлетворения.

Обучающимся показывается схема 1. Приложение 2

Применить простой и эффективный принцип Парето можно, только научившись отличать дела важные от очень важных и не очень важных. Навык установления приоритетов – это согласование каждого нового дела со своими обязанностями и потребностями.

Мы с вами рассмотрим расстановку приоритетов в работе по принципу Эйзенхауэра, который поможет вам приступать к своим задачам и работе по порядку в соответствии с расставленными приоритетами. И для этого, прежде всего, спросите себя: являются ли данные дела важными или срочными?

Задание № 1 для самостоятельного выполнения, в тетрадке

Принцип Эйзенхауэра позволяет комбинировать только два критерия – важно и срочно, таким образом, получается 4 класса приоритетов. Для успешного планирования вам необходимо проанализировать все стоящие перед вами задачи. И тогда у вас выстроится иерархический список, благодаря которому вы будете знать что, когда и как нужно делать.

важное, но не срочное – средний приоритет

важное и срочное – высокий приоритет

ни важное и ни срочное – низкий приоритет

срочное, но не важное – средний приоритет


Задание № 2 для самостоятельного выполнения, в тетрадке

Далее предлагаю рассмотреть метод приоритезации Глеба Архангельского. Приоритетные дела («приор» - первый) – то, что мы делаем в первую очередь. Исходя из этого, наиболее приоритетными будут следующие типы дел:

Безотлагательные – критически значимые для основных рабочих процессов, жизненно-важные.

Уточняющие задачи – те, выполнение которых требует очень немного времени, но задает дальнейший порядок дня либо запускает работу подчиненных над делегированными задачами.

Все остальные.

Задание № 3 для самостоятельного выполнения, в тетрадке

Говоря об уточняющих задачах, стоит говорить о таком навыке немаловажном для обучающегося, как делегирование полномочий. Успех обучающегося в роли организатора определятся способностью делегировать менее важные задачи помощниками (членам ОСУ), другим ребятам. Этот навык состоит из:

- оценки качеств подростков;

- умения просить, не задевая достоинств одноклассника;

- желания делегировать, которое базируется на авансе доверия к другому (вместо «чем просить да проверять, лучше самому сделать»);

- умении искренне похвалить или уверенно, но справедливо спросить другого.

Последний навык весьма актуален для людей, которые планируют связать свою деятельность с работой с людьми.

Задание № 4 для самостоятельного выполнения, в тетрадке

Управление временем напрямую зависит от умения планировать, но в большей степени оно зависит от поставленной вами цели. Работа по целеполаганию лежит в основе системы Франклина:


План на день




Краткосрочный план




Долгосрочный (на годы) план




Генеральный план достижения цели




Глобальная цель (достойная цель творческого человека)




Главные жизненные ценности (чего человек хочет от жизни)


1. Сначала укладывается массивное основание пирамиды, служащее опорой для всех остальных этажей.

2. Следующий этап – построение второго этаже пирамиды, опирающегося на первый.

3. Третий этаж пирамиды опирается на второй, генеральный план необходим, чтобы достичь поставленной на предыдущем этапе цели.

4. Четвертый этаж пирамиды – долгосрочный (на несколько лет) промежуточный план с указанием конкретных целей и конкретных сроков.

5. Пятый этаж – краткосрочный (на срок от нескольких недель до нескольких месяцев) план.

6. Наконец, шестой этаж пирамиды – это план на один день.

3. Подведение итогов

Упражнение «Чувство времени»

См. выше.

Вопросы для обсуждения:

- Что было сложным во время занятия?

- Что нового вы узнали из нашего занятия?

- Все ли из здесь сидящих выполнили Задания для выполнения на протяжении всего занятия? Какие были трудности? Считали ли вы данные задания в качестве помехи? Как относились к тому, что вас отвлекали, чтобы сделать свое задание?

- Изменилось ли ваше отношение ко времени в целом?

Подводя итог занятию, хочу пожелать вам:

ставьте цели – это поможет вам в устранение слабых сторон, концентрации усилий на узких местах;

планируйте – это подготовка к реализации цели, сокращение сроков исполнения;

принимайте решения – это поможет прийти к успеху и упорядочить дела по степени их важности;

контролируйте – это даст выигрыш во времени за счет обеспечения запланированных результатов, а также позитивное воздействие на течение жизни.

Дидактические материалы:

Тетрадь для самостоятельной работы. Схема «Принцип Парето».

Рекомендации по проведению подобного дела:

1. Эффективность занятия во многом зависит от опыта ведущего по данному направлению и заинтересованности обучающихся в обозначенном направлении.

2. Данное занятие рекомендуется проводить после темы «Цлеполагание», так как позволит обучающимся оптимизировать время в процессе обучения, а затем и рабочее.

3. Занятие не рекомендуется проводить с большим количеством участников. Оптимальное число участников 15.

4. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся обеспечивается наличием тетрадок для самостоятельной работы.

5. Каждое задание, которое обучающиеся выполняют в тетрадке, за исключением того, которое предложено в качестве знакомства с помехами, рекомендуется совместно обсуждать.

6. Данное занятие можно провести в виде деловой игры, цикла обучающих занятий по (целеполаганию, принятию решений, грамотной организации личного времени и пр.)

7. В подобных занятиях необходимо обратить внимание на построение перспективы использования полученных знаний и умений (например, составление памяток по управлению временем).

Список использованной литературы:

1. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис. – 1997. – 288 с.

2. Макота Е., Кириллова В. Тренинг «Управление временем и эффективное планирование». – Барнаул: Кадровый супермаркет «Развитие». – 2008. – 47 с.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ А.В.СУВОРОВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК

353465, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Маячная,18 - угол ул. Халтурина, 38

тел./факс (886141) 3-41-92

Тетрадь для самостоятельной работы

______________________________________________________

Ф.И.










Задания для выполнения на протяжении всего занятия

Каждый рабочий день, как бы ни был он распланирован, готовит нам неожиданные события: незапланированные посетители или телефонные звонки родителей, культурные события, которые с нами хотят обсудить наши коллеги. Все это помехи, которые мешают выполнению, намеченного нами плана. Такие помехи будут и на сегодняшнем занятии, их роль будут выполнять задания перечисленные ниже.

1. Запишите цифры от 1 до 100.

2. С 00.00 до 00.10 (10 минут) – молчите, и на все обращения к Вам улыбайтесь и кивайте головой.

3. Напишите 20 качеств, которые могут характеризовать лучший отряд.

4. Узнайте и запишите любимых музыкальных исполнителей (или политических деятелей/артистов кино) двух любых участников занятия.

5. Во время занятия присядьте 10 раз, 5 раз хлопните в ладоши и улыбнитесь.

6. Нарисуйте веселую рожицу и подарите ее участнику сидящему напротив.

7. Сочините стихотворение, связанное со временем.

8. Нарисуйте дерево и дом.

9. Поинтересуйтесь у соседа слева, чем они занимались вчера вечером.

10. На обложке Тетради «в окошке» нарисуйте ВРЕМЯ, как вы его представляете. Зафиксируйте время исполнения последнего задания.

Иерархический список Эйзенхауэра

А-приоритет: это дела, которые необходимо сделать сегодня, поскольку они являются срочными и необходимыми.

B-приоритет: важные дела, которые не обязательно делать сегодня. Просто регулярно выделяйте себе время на выполнение дел В и найдите им место в своем расписании. Выполнение задач из этой группы обеспечит успех и приблизит вас к намеченной цели.

C-приоритет: навыки, овладение, которыми кажется нам срочным делом, но не являются важными.

D-приоритет: сюда относят дела, которые не являются ни важными, ни срочными.

Задание № 1

Тест: Важно или срочно?

Отметьте правильный вариант (только один).

Вы решились работать над достижением своей «годовой» цели. Однако все это еще лежит «отложенным в долгий ящик». __ важно или __срочно?

Вам только что принесли газету. Прочитать газету сейчас __ важно или __срочно?

Вы решили, что будете раз в год посещать зубного врача. Год уже прошел, а вы так и не побывали в стоматологии. __ важно или __срочно?

Задание № 2

Спланируйте свой следующий рабочий день

Распределение ежедневных задач по приоритетам

Важное, но не срочное – средний приоритет

Срочное и важное – высокий приоритет

наименование

время выполнения

наименование

время выполнения

1.




1.




2.




2.




3.




3.




4.




4.




Не срочное и не важное – низкий приоритет

Срочное, но не важное – средний приоритет

наименование

время выполнения

наименование

время выполнения

1.




1.




2.




2.




3.




3.




4.




4.




Задание № 3

Последовательность выполнения задач

  1. _________________________

  2. _________________________

  3. _________________________

Задание № 4

Расставьте приоритеты и напишите, что и кому можно делегировать

Несрочные/важные задачи


Срочные/важные задачи

Несрочные/неважные задачи


Срочные/неважные задачи

1. К вам зашел воспитатель и просит вас помочь восстановить план на день за прошлую неделю. Через 1 час ему предстоит сдавать педагогический дневник для проверки куратору.

2. Ваш педагогический отряд хотел бы сделать свой сайт в Инете.

3. Старший вожатый просит составить список канцелярских принадлежностей, которые необходимы на вечернем мероприятии.

4. К вам подошла напарница и начала рассказывать, что сегодня утром она встретила своего бывшего молодого человека, что он ей сказал и пр.

Время на выполнение задания 5 минут.

О времени…

Время – самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распорядиться ничем другим.

Алан Лэйкен и Питер Друкер

Полезные мелочи в управлении временем

1. Работа с электронной почтой (это касается и «Аськи»). Выделите специальное время для ответов на письма.

2. Составляйте планы работы. В них ваши задачи будут разложены на конкретные действия. Это поможет рассчитать затраты времени.

3. Первые 10 минут рабочего времени часто определяют ритм всего вашего последующего дня. Составляйте план на последующий день вечером предыдущего.

4. Регулярно корректируйте план работы.

5. Не откладывайте на завтра, что можно сделать сегодня. Перенесенные на следующий день контакты на 30% менее результативны, чем проведенные по горячим следам.

6. Вносите разнообразие в свои занятия.

7. Чтобы больше внимания уделять вашей главной задаче – старайтесь «избавиться» от работы, которую за вас могут выполнить коллеги, дети.

8. Неприятные дела нужно сделать вперед приятных. Это реально экономит время!

9. не выбрасывайте приготовленные вами ранее дела. Создавайте архив как принятых, так и отклоненных вариантов. Это может быть полезно в дальнейшей работе при поиске решений для других дел, мероприятий.

10. всегда и везде имейте с собой что-нибудь, чем вы могли бы заняться!

11. Составляйте списки идей: вы придумали что-то оригинальное, обязательно запишите это в специальный файл, даже если сейчас вы не знаете, как использовать эту идею или она вам не нужна, в будущем она вам может пригодиться и вы будете рады, что зафиксировали ее.

12. Не позволяйте себе увлекаться «срочными» занятиями. Отдавая все свое время и энергию одному срочному занятию, через какое-то время вы просто окажитесь перед необходимостью столь же срочно выполнять другое.

13. Используйте первые 10% отведенного времени. Вы, возможно, заметили это свойство человеческой натуры – 90% дела выполнять в течение последних 10% времени. Рассуждая логически, это означает, что то же самое и столь же хорошо можно сделать в первые 10% времени. Подумайте, сколько других дел вы могли бы сделать оставшиеся 90%.


Для заметок

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для заметок

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________