Главная страница

Работа учителя с родителями учащихся



НазваниеРабота учителя с родителями учащихся
Масливченко Т.Ф
Дата06.05.2016
Размер89.9 Kb.
ТипАнкета

Работа учителя с родителями учащихся .

автор: Масливченко Т.Ф.- учитель Старо-Татауровской СОШ.

Ни для кого не секрет, что чем больше мы общаемся с ребёнком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазны плохого поступка. В этом ребёнку главный помощник и советчик-семья, его родные и близкие люди. Одной из форм просвещения родителей является родительское собрание. Не секрет, что в вопросах воспитания ребёнка в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда родители настолько напуганы ею, что у них не хватает мужества поделиться своими проблемами с педагогом, чтобы принять верное решение. Родительское собрание ,если его рассматривать в более современном формате, где педагог не поучает, а вместе с родителями ищет пути выхода из той или иной проблемной ситуации. И, конечно, это возможность обсудить различные ситуации в воспитании, учащихся,изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомить с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.
Родительское собрание

« Семейные проблемы. Поощрения и наказание.»

Подготовка :

1.Изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения в ходе собрания, по которым у родителей может быть мнение положительное и отрицательное .

2.До проведения собрания проводится анкетирование.
Анкета



  • Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего?/Требование, убеждение, наказание, поощрение./

  • Соблюдаются ли в вашей семье единство требований к ребёнку? /да, нет, иногда/

  • Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?

/ словесная похвала, одобрение хорошего поступка всей семьёй, покупка ребёнку новой книги, игрушки./

  • Наказываете ли вы ребёнка физически? /да ,иногда, нет/

  • Положительно ли влияет на ребёнка избранная вами мера воздействия?

/ да, нет, не всегда /

  • Доверяет ли вам ребёнок, делится ли своими секретами?/ да, нет, иногда/

  • Стараетесь ли вы контролировать собственное поведение ради воспитания ребёнка?/да, нет, не всегда/


Вопросник

  • Какова роль поощрения в воспитании детей? Приведите пример положительного влияния различных видов поощрения на вашего ребёнка.

  • Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?

  • Какое место занимает поощрение в воспитании у ребёнка уважения к людям ,честности ,правдивости, трудолюбия?

  • Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрезмерное захваливание ребёнка?

  • Вспомните своё детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относились к наказанию? Предупреждало ли наказание нежелательные ситуации с вашим участием?

  • Как вы относитесь к физическому наказанию? Какова реакция ребёнка на него?

  • Существует ли взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера ребёнка?

  • Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании?



Определить тему нашего сегодняшнего разговора поможет стихотворение

О.Гребнёвой « Родительское собрание на лесной полянке».

Как – то осенью в лесу прокатилась вдруг молва:

На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.

Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,

Кто пошёл ,а кто летел на тревожный этот зов,

-Ты не ведаешь ,кума, чем встревожена Сова?

Может , твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?

-Ой ,не говори, Енот, он и дома достаёт.

-Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?

-Я не знаю, может быть. Он ведь так умеет выть!

-Ну , а ты скажи ,медведь. Твой сынок ведь любит петь?

Может , он Совы терпенье испытал « прекрасным пеньем»?

-Не могу сказать , соседка, я ведь Мишу вижу редко.

Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:

-Отвечайте-ка, лесные родители!

Бьёте ли деток своих , мучители?

Зашумела тут толпа. Что за глупости, Сова?

-Я лисёнка лишь вчера долго за уши драла.

-Про медведя говорят: он на ухо туговат.

Пожалею я сыночка, приласкаю лишь пруточком.

Папа заяц на пеньке, хрумкая морковкой,

Громогласно заявил: « Я- противник порки!»

Я косых своих детей лапою не трогаю.

По дороге каждый день им внушаю строго:

« Не ходите на « ушах», не грызите в школах двери

И хвосты своих друзей вы не суйте в щели».

Протрещала тут Сорока: « Меня вы не судите строго.

Моим детям каждый день все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу, я ремень беру в подмогу».

Зашумела тут толпа, кто был прав, кто виноват.

Вдруг Сова на всех взглянула и крылом своим махнула:

« Всех хочу предупредить, о ремне в семье - забыть.

Ваши дети без ремня не могут и прожить и дня.

И от нас, учителей, ждут таких же вот вещей».

« Как не бить?»-кричит Енот. «Это верно»-шепчет крот.

« Я не справлюсь без битья !»-закричала белка злясь.

И родительские страсти накалились докрасна.

Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.

« Бить или не бить- вот в чём проблема.

Она , к сожаленью, и сейчас современна.

И разрешить её возможно лишь тогда,

Когда любовь и лад в семье всегда.
Итак, вы теперь уже догадались ,какой будет тема нашего собрания, а точнее совместного обсуждения данной проблемы, которая на данный момент является актуальной:

« Семейные проблемы. Поощрения и наказание.»

-Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребёнка? Должен ли быть он послушным, трудолюбивым ,вежливым ради подарка или страха быть наказанным?

-В самом деле, наблюдая за иными семьями ,где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних, как мир, воспитательных средств. И все же и поощрения, и наказания нужны, только применять их надо умело. Эмоциональный подъём, радость, восторг или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием, - всё это чувства, которые ребёнок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний основан педагогический эффект поощрения и наказания. Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребёнка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, уверенности в себе, рождают почву для невроза.

Поэтому первое правило- использовать и поощрения, и наказания не часто и лишь в том случае, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они нацелены на организацию жизни детей, помогают им выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки, привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребёнка его побудительные причины, постараться, прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

Далее в ходе собрания учитель предлагает обсуждать и анализировать педагогические ситуации .

« Первоклассник Серёжа увидел у подъезда своего дома санки. Улучив момент , когда во дворе никого не было , он взял санки и принёс их домой. Возвратившись с работы, мать спросила у сына: « Откуда появились санки в квартире?- « Я их во дворе нашёл»,-без смущения ответил Серёжа.



  • Какой должна быть реакция матери на ответ сына? Была ли подобная ситуация в вашей семье? Как бы вы поступили?

«Володя нагрубил учительнице. Мама посоветовала ему: « Завтра же на уроке встань и извинись!»- Сын заупрямился : « Что я такого сделал? Начну извиняться –ребята надо мной смеяться будут».Больше дома на эту тему разговоров не было, но когда на следующее утро Володя стал как ни в чём не бывало собираться в школу, мать сказала , что идёт с ним : « Иду извиняться за тебя, за то , что мы с отцом вырастили тебя таким грубым».-« Не надо мама!- всполошился Володя.- Я сам извинюсь».-«Нет, это надо было вчера говорить .А теперь придётся послушать, как мать извиняться станет».

Так она и сделала, и для Володи это было суровое наказание. Преподанный урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов .А.С. Макаренко писал: « Наказание может наказывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного, и гордого человека»

  • Согласны ли вы с этим высказыванием?/обсуждение данной ситуации/.

Анализ-беседа по домашнему вопроснику.

  • Стоит ли наказывать, если ребёнок искренне раскаивается в совершённом без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности?

  • При каких ещё условиях надобность в наказании детей в семье отпадает?

  • Надо ли наказывать за плохую оценку? Если надо, то как?

  • Какие виды наказаний применяете вы?

  • В чём вред физических наказаний?

-Да, для физических наказаний не может быть оправданий, они не допустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме! Они унижают ребёнка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого рода разрешения конфликтов, отчуждают ребёнка от родителей, развивают отрицательные качества личности.

Нельзя также ребёнка лишать прогулки, оставлять без обеда, отменять данные ранее обещания, а также наказывать трудом. Только в одном случае такое наказание ( трудом) целесообразно: если вина ребёнка как раз в том , что закончив , допустим , клеить змея, ребёнок убежал во двор, забыв убрать за собой .Не торопитесь это делать сами, а потом скажите: «Насорил -убери! Да, ещё пол протри во всей квартире, чтобы другой раз не забывал, чтобы яснее стало, как мне нелегко каждый день поддерживать чистоту в квартире».

Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи..Мальчик с удовольствием выполнял поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал, разлил молоко. Домой Витя пришёл огорченный и в слезах рассказал о случившемся.«Бестолочь!- возмутилась мать.- От твоей помощи одни убытки! Марш в угол!» Мальчик, молча, выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.

  • Как бы вы поступили на месте матери Вити? Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?

Покупка вещи - самый популярный у родителей вариант поощрений, но самый ли лучший? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное-умение родителей подметить в поведении ребёнка хотя бы намёк на добрые побуждения и своевременно отреагировать, помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких ценных нравственных качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.

Миша с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он познакомился со своим сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе у соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: « Ишь, какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у соседей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме!». Мальчик опечалился, сел на завалинку у дома , поджидая , когда Ваня закончит работу.

  • Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?

  • Оправдываете ли вы поведение матери Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?

А надо ли поощрять успехи своего ребёнка? Существуют ли какие-то правила? Давайте составим такие правила с вами вместе.

/ после совместного обсуждения /

Правило первое

Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая при этом ребёнка, не отмахиваясь от него, проявляя терпение и такт.

Правило второе

Уметь говорить со своим ребёнком так, как вам бы хотелось, чтобы говорили с вами , проявляя мягкость , уважительность, включая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье

Наказывать, не унижая , а сохраняя достоинство ребёнка , вселяя надежду на исправление.

Правило четвёртое

Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – положительный пример для подражания каждый день.

Правило пятое

Признавать свои ошибки , просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Итак, давайте подведём итог :

  • Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия, тогда в поощрении ребёнок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказание -учиться правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

  • При всей , на первый взгляд, противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему. И не забывайте слова, которые чаще нужно говорить своему ребёнку:

« Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».