Главная страница

Работа над рассказом Александра Ивановича Куприна «Слон»



НазваниеРабота над рассказом Александра Ивановича Куприна «Слон»
Дата02.05.2016
Размер31.7 Kb.
ТипУрок

Тема урока: работа над рассказом Александра Ивановича Куприна «Слон»



  1. Подготовительная работа


1.1 Повторение
Ребята, на прошлых уроках вы уже познакомились с творчеством Александра Ивановича. Какой рассказ вы уже прочитали в классе? («Чудесный доктор»)

А кто-нибудь уже читал рассказы Куприна самостоятельно? (ответы детей)

Ребята, а что вы знаете об Александре Ивановиче? (ответы)
1.2 Словарно – лексическая работа
Ребята, в своем рассказе Александр Иванович использует старорусские единицы измерения: аршин, вершок, пуд. А как вы думаете, почему? В какое время он жил? (1870 – 1938гг.) Кто-нибудь знает, чему они равны, если перевести их в современные? (ответы детей) Ребята, один вершок – это примерно 4,5 см. А 1 аршин примерно равен 16 вершкам, то есть, примерно 71 см.. А один пуд – 16 кг.

Ребята, а кто знает значения этих слов: щеколды, публикум, попона?

Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком

Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.

Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище.
1.3 Беседа (с целью настроить на восприятие произведения)
Ребята, скажите, а часто ли исполняются ваши желания?

Было ли у вас какое-то необыкновенное желание? Исполнилось ли оно?

Кто исполнил его? Почему?


  1. Определение темы и целей урока




  1. Первичное чтение и проверка читательского восприятия


Ребята, сейчас я прочитаю вам первые главы рассказа, а вы потом продолжите чтение.

(Учитель и вызванные ученики попеременно читают рассказ.)
Ребята, понравился ли вам этот рассказ? Какие моменты особенно понравились? В какие моменты мы переживали за девочку? Как вы думаете, кому и зачем автор рассказывает эту историю? (ответы детей)


  1. Физминутка


  1. Постановка учебной задачи анализа



Ребята, к концу урока мы должны будем ответить на такие вопросы: Почему родители Нади готовы исполнить любое ее желание? Почему же девочка все-таки выздоравливает? (на доске – карточки с вопросами)


  1. Выборочное чтение и анализ


Дети ищут в тексте ответы на вопросы учителя:


  • Как долго болела девочка? Чем она была больна? (1 глава рассказа)

  • Найдите ответ в тексте, капризничает ли девочка, или он действительно больна? (1 глава)

  • Прочитать по ролям диалог Нади и мамы из второй части ( стр. 149-150)

Как вы думаете, почему Надя отказывается от всего?

  • Что чувствует папа? Докажите текстом. какую часть речи использует автор, чтобы передать его состояние? Как вы думаете, почему в тексте не сказано прямо, что папа плачет? ( стр. 150-151)

  • Прочитайте разговор папы и девочки.

( стр.152-153)

Почему папа сначала сразу же бросился

исполнять желание дочки, а теперь

пытается отказать?

  • Прочитать диалог папы и хозяина зверинца. ( 4 часть, стр. 156-158) Почему хозяин зверинца все-таки соглашается отпустить слона? Отец Нади обещает оплатить все убытки. Это ли повлияло на хозяина?

  • Насколько состоятельны были родители девочки? Приносили ли деньги пользу в излечении девочки?

  • Почему автор так подробно описывает, как выглядит слон? Когда началось выздоровление девочки?

  • Прочитайте, как общаются слон и девочка. (с.163-166) Что в этом общении необычно? Как вы думаете, почему Надя все время называет слона по имени?

  • В рассказе говорится. что папины знакомые быстро уезжают. Как вы думаете, зачем автор говорит об этом?

  • Как вы думаете, почему рассказ назван «Слон»?



  1. Обобщающая беседа.


Итак, ребята, мы с вами сегодня много работали, теперь, наверняка, сможем ответить на вопросы. Прочитайте их еще раз, подумайте минутку.


  • Почему родители Нади готовы исполнить любое ее желание?

  • Почему же девочка все-таки выздоравливает?

(выслушиваю ответы ребят)


  1. Итоги урока


  1. Объяснение и запись домашнего задания


Теперь запишите в дневник домашнее задание.

Написать несколько строк о том, как бы вы повели себя, если бы у вас дома оказался слон?


  1. Орг. момент