Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая программа «возрождение» |
 Скачать 1.36 Mb. |
1 2 3 4 5 6 7 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ВОЗРОЖДЕНИЕ»
по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности
во внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности
для учащихся 5-11х классов МБОУ «СОШ р.п. Ровное» на 2012-2013 гг. Ступень обучения: основная и старшая школа
Классы: 5-11-ые классы
Составил: Бондаренко В.Р. 2013 год
Пояснительная записка Рабочая программа «Возрождение» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 5-11-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Жиздры Калужской области разработана на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования;
примерной программы внеурочной деятельности (под. ред. В.А. Горского.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения);
образовательной программы МБОУ «СОШ №1», г. Жиздры Калужской области;
учебного плана МБОУ «СОШ №1», г. Жиздры Калужской области по внеурочной деятельности;
утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету ОБЖ.
Рабочая программа «Возрождение» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 5-11-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Жиздры Калужской разработана в соответствии:
с положениями Конституции Российской Федерации;
Стратегией национальной безопасности до 2020 г.;
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 (с учётом внесения изменений Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83);
федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности:
ФКЗ №1 «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;
ФКЗ №2 «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;
ФКЗ №3 «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;
ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года;
ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;
ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;
ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года;
ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;
ФЗ №61 «Об обороне» от 31 мая 1996 года;
ФЗ №58 «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года;
ФЗ №98 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года;
ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года;
ФЗ №32 «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года;
ФЗ №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 года;
ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года и др.
При разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования. Рабочая программа «Возрождение» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 5-11-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Жиздры Калужской области наиболее соответствует специфике, условиям развития и историческим особенностям города Жиздра, Жиздринского района и Калужского региона в целом. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися 5-11-х классов на основе программы «Возрождение» играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит повышение значимости, развитие и совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в самых разнообразных формах – от экскурсий до поисковых и научных исследований. Посещая занятия по программе «Возрождение», учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря дифференцированному подходу, глубже изучается материал. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Занятия могут проводиться не только учителями МБОУ «СОШ №1» г. Жиздры, но и педагогами учреждений дополнительного образования. К проведению занятий могут привлекаться представители военных комиссариатов, полиции, МЧС, ветеранских, общественных и других организаций.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности у учащихся. Оно определяется как одно из приоритетных в современной молодёжной политике. В МБОУ «СОШ №1» г. Жиздры военно-патриотическое воспитание осуществляется через общешкольную программу «Возрождение». Рабочая программа «Возрождение» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 5-11-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Жиздры Калужской направлена на выполнение двух основных функций:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по направлениям деятельности, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебно-воспитательного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Реализация программы «Возрождение» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности у учащихся 5-11-х классов МБОУ «СОШ №1» г. Жиздры может быть достигнута путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
Духовно-нравственное направление.
Историко-краеведческое направление.
Гражданско-правовое направление.
Военно-патриотическое и военно-профессиональное направление;
Социально-патриотическое направление;
Физкультурно-спортивное направление.
При составлении рабочей программы «Возрождение» для учащихся 5-11-х классов МБОУ «СОШ №1» г. Жиздры учитывались следующие факторы:
Концепция МБОУ «СОШ №1», ее целевые ориентиры;
Образовательные потребности детей;
Особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
Уровень профессиональной компетентности кадрового потенциала, его возможности;
Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Воспитательная парадигма школы требует от кадрового потенциала максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Актуальность рабочей программы В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
За последние годы в России значительно ослаблена работа по патриотическому воспитанию граждан. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени: экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия культуры, искусства и образования; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации и печати; обострение межнациональной розни. Разрушение системы патриотического воспитания привело к тому, что происходит постепенная утрата обществом патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров. Утрачивается истинное значение и понимание интернационализма; получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам; проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, органов исполнительной власти, общественных объединений, как основу для развития идейно-патриотического воспитании граждан.
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории города, жителей города в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в военно-патриотическом воспитании и разработана данная Программа.
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.
Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель внеурочной деятельности по ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных задач. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги в современных условиях.
Перед системой образования России стоит очень важная и сложная задача - вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом демократическом государстве в условиях рыночной экономики. Решение этой задачи требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма и гражданственности.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, как активная сопричастность с её историей, культурой, с современной жизнью, её достижениями и проблемами.
Разброс мнений относительно патриотического воспитания сегодня очень широк: от признания его приоритетом школы до его трансформации в воспитание национальной, религиозной, культурной исключительности.
Нелегко сейчас молодому поколению, поскольку оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между прошлым и настоящим. Жизненное самоопределение школьников, которое всегда было непростым, в современных условиях стало невероятно сложным. Сложившаяся ситуация вызывает у обучающихся пассивность, нигилизм, агрессию, нравственное равнодушие и создаёт трудности в освоении ими духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей. В их преодолении велика роль общеобразовательной школы и ее внеурочной деятельности, в том числе по предмету ОБЖ.
Для школы, имеющей свою определенную социальную характеристику вопрос воспитания патриотических чувств, любви к Родине, к своему народу, служение Отечеству, готовности к самостоятельной жизни в правовом многонациональном государстве, стоит очень остро.
Многие школьные дисциплины касаются вопросов военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности. Однако внеурочные занятия по предмету ОБЖ способны существенно улучшить военно-патриотическое воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по темам военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности учебного материала недостаточно, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере основного и среднего общего образования.
Военно-патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
Актуальность рабочей программы «Возрождение» заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности, настоятельно требует пересмотра системы воспитания и подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз.
Основанием для разработки данной программы стала экономическая, политическая и социальная ситуация в стране, с учетом принципиально-качественных изменений в образовании и развитии детей и подростков.
Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня в области военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности учащихся 5-11-х классов. Под современным уровнем военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности следует понимать способ организации деятельности учащихся во внеурочной деятельности, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей. Занятия по программе военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности «Возрождение» тесно связано с такими дисциплинами, как история, обществознание, литература, география, физическая культура, краеведение.
При разработке содержания данной рабочей учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
учет основных закономерностей развития теории военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности;
интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на воспитание подрастающего поколения);
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания настоящей рабочей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса как непрерывность и системность обучения, постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки.
Настоящая программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных региональных и местных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания учащихся 5-11-х классов, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. Цели и задачи рабочей программы Основной целью рабочей программы «Возрождение» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 5-11-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Жиздры Калужской области является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой, дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания учащихся.
Составными основной цели программы «Возрождение» в современных условиях являются:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Изучение тематики данной рабочей учебной программы «Возрождение» для учащихся 5-11-х классов направлено на достижение следующих целей с учетом особенностей МБОУ «СОШ №1», особенностей города Жиздры, Жиздринского района и Калужской области в целом: об исторических и культурных ценностях;
о влиянии исторического прошлого на современную безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе военно-патриотического воспитания граждан;
Развитие личностных, физических и духовных качеств, соответствующих высокому уровню гражданственности;
Формирование и развитие чувства преданности своему Отечеству;
Воспитание готовности к выполнению своего конституционного и воинского долга;
Развитие умений:
анализировать специальную информацию, получаемую из различных источников;
принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
|
1 2 3 4 5 6 7 |
|