Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»


Скачать 121.84 Kb.
НазваниеРабочая программа по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Дата06.03.2016
Размер121.84 Kb.
ТипРабочая программа



«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ

«ООШ №2» Энгельсского муниципального

района

_______________________/Сливина А.В./

__________г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ООШ №2»

Энгельсского муниципального района

____________________/Лихачева О.Н./

Приказ №__________ от __________ г.



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Духовно-нравственное направление

для обучающихся 3 класса

МБОУ «ООШ №2»

Энгельсского муниципального района

на 2015/2016 учебный год

Составитель:

Вус Ю.В.

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 73)

Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности.

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, развитие художественного вкуса.

Цели и задачи рабочей программы направлены на развитие умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и работу, адекватную поставленной учебной задаче».

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 9 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности (продолжительность образовательного процесса, этапы): детей факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 1 год. Количество часов в программе отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.

Формы и режим занятий: – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: декоративное рисование и лепка, пение и разучивание игр.

Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности) и способы их проверки;

Обучающиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать и сопоставлять крестьянскую и дворянскую культуру; знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней.

Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы – выставка работ и фольклорный праздник.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.




п/п

Наименование разделов темы

Часы учебного времени




Старинный русский быт.

9



Новый русский быт.

6



Русские народные праздники

8



Русские народные промыслы.

5



Русские народные игры.

2



Песни для детей

2



Народные танцы

2




Итого

34


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п
Наименование разделов темы

Коли-во часов
Содержание занятий

Дата по плану

Дата по факту

Раздел I. Старинный русский быт. 9 часа.

1
Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья.
1

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр

Универсальные учебные действия:

—познакомить с особенностями крестьянской одежды;

—сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

—ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Универсальные учебные действия:

—продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);

—показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

Универсальные учебные действия:

—оценить достоинства традиционной русской кухни;

—уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот).

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

Учеба. Школа

Универсальные учебные действия:

—сравнить учебу детей в старину с современной школой;

—букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.
01.09.14
2

Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.

1

08.09.14
3


Боярские палаты.
1

15.09.14
4


Терема, украшенные резьбой по дереву.


22.09.14
5

Блины .Пироги. Мёд. Взвары.

29.09.14
6

Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки.

06.10.14
7

Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»)

13.10.14
8

Школы при церквях и монастырях.

20.10.14
9

Учебные предметы

27.10.14
Раздел II. Новый русский быт 6 часов.

10

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.

1

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

Универсальные учебные действия:

—сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,

проанализировать их различия.

Усадьба. Дворянские особняки

Универсальные учебные действия:

—показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов

(Москва, Петербург; провинция).

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);

—прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

Универсальные учебные действия:

—проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
10.11.14
11

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички».

1
17.11.14
12

Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

1
24.11.14
13


Камины. Изразцовые печи.
1

01.12.14
14

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.

08.12.14
15

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков.

15.12.14
Раздел III. Русские народные праздники. 6 часов.

16
Сочетание языческих и христианских праздников.

1
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение

Универсальные учебные действия:

—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

—познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

—изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха

Универсальные учебные действия:

—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

—разучить песни и игры;

—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

—разучить игры с катанием пасхальных яиц.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день

Универсальные учебные действия:

—разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

—научиться плести венки.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Универсальные учебные действия:

—сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

—нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;

—показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».
22.12.15
17

Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок.

1

29.12.14
18

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы.

1

12.01.15
19

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.

1
19.01.15
20
День Петра и Павла — 12 июля.

1

26.01.15
21

Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).

1

02.02.15
22

Спожинки — окончание жатвы.

09.02.15
23

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси.

16.02.15
Раздел IV. Русские народные промыслы. 5 часов.

24

Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.

1
Керамика Гжели

Универсальные учебные действия:

—нарисовать несколько гжельских орнаментов.

Хохлома и Жостово

Универсальные учебные действия:

—раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.

Павловопосадские шали.

Универсальные учебные действия:

—сравнить орнаменты нескольких шалей.

Вятская и богородская игрушка

Универсальные учебные действия:

—изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо-

городской игрушки.
23.02.15
25

Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса.

02.03.15
26

Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века.

09.03.15
27

Вятские матрёшки.

16.03.15
28

Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;

06.04.15
Раздел V. Русские народные игры. 2 час.

29

Командные игры.

1

Наиболее популярные детские игры

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).
13.04.15
30


Горелки. Прятки. Жмурки


20.04.15
Раздел VI. Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).

2 часа.

31
Загадки, пословицы, поговорки,

1
Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько песенок, считалок;

—научиться разгадывать загадки.
27.04.15
32

Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.

04.05.15
Раздел VII. Народные танцы. 2 час.

33

Пляски парные.

1
Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

Универсальные учебные действия:

—разучить хороводы, игры-хороводы.
11.05.15
34

Переплясы.

18.05.15

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).

2.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;

3.Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;

4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;

5.Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.
цифровые образовательные ресурсы:



  1. Афанасьев А.Н. Религиозно-языческое значение избы славянина http://slavya.ru/p/article/read/afan_izba.html

  2. Мифы народов мира http://www.edic.ru/myth

  3. Интернет-ресурсы по фольклору http://www.imli.ru/on-line/link/folk/folklore.php

  4. ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8395.html

  5. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8394.html

  6. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА http://www.rusedu.ru/detail_8393.html