Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» |
 Скачать 121.84 Kb. |
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР МБОУ
«ООШ №2» Энгельсского муниципального
района
_______________________/Сливина А.В./
__________г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «ООШ №2»
Энгельсского муниципального района
____________________/Лихачева О.Н./
Приказ №__________ от __________ г.
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Духовно-нравственное направление
для обучающихся 3 класса
МБОУ «ООШ №2»
Энгельсского муниципального района
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
Вус Ю.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 73)
Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, развитие художественного вкуса.
Цели и задачи рабочей программы направлены на развитие умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и работу, адекватную поставленной учебной задаче».
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 9 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности (продолжительность образовательного процесса, этапы): детей факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 1 год. Количество часов в программе отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы и режим занятий: – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: декоративное рисование и лепка, пение и разучивание игр.
Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности) и способы их проверки;
Обучающиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать и сопоставлять крестьянскую и дворянскую культуру; знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – выставка работ и фольклорный праздник.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
п/п
| Наименование разделов темы
| Часы учебного времени
|
| Старинный русский быт.
| 9
|
| Новый русский быт.
| 6
|
| Русские народные праздники
| 8
|
| Русские народные промыслы.
| 5
|
| Русские народные игры.
| 2
|
| Песни для детей
| 2
|
| Народные танцы
| 2
|
| Итого
| 34
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №
п/п Наименование разделов темы
Коли-во часов Содержание занятий
Дата по плану
Дата по факту
Раздел I. Старинный русский быт. 9 часа.
1 Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья. 1
Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр
Универсальные учебные действия:
—познакомить с особенностями крестьянской одежды;
—сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
—ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Универсальные учебные действия:
—продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
—показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Универсальные учебные действия:
—оценить достоинства традиционной русской кухни;
—уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот).
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).
Учеба. Школа
Универсальные учебные действия:
—сравнить учебу детей в старину с современной школой;
—букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги. 01.09.14 2
Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.
1
08.09.14 3
Боярские палаты. 1
15.09.14 4
Терема, украшенные резьбой по дереву.
22.09.14 5
Блины .Пироги. Мёд. Взвары.
29.09.14 6
Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки.
06.10.14 7
Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»)
13.10.14 8
Школы при церквях и монастырях.
20.10.14 9
Учебные предметы
27.10.14 Раздел II. Новый русский быт 6 часов.
10
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.
1
Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
Универсальные учебные действия:
—сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,
проанализировать их различия.
Усадьба. Дворянские особняки
Универсальные учебные действия:
—показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов
(Москва, Петербург; провинция).
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);
—прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса
Универсальные учебные действия:
—проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. 10.11.14 11
Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички».
1 17.11.14 12
Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.
1 24.11.14 13
Камины. Изразцовые печи. 1
01.12.14 14
Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.
08.12.14 15
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков.
15.12.14 Раздел III. Русские народные праздники. 6 часов.
16 Сочетание языческих и христианских праздников.
1 Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение
Универсальные учебные действия:
—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
—познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
—изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха
Универсальные учебные действия:
—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;
—разучить песни и игры;
—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
—разучить игры с катанием пасхальных яиц.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день
Универсальные учебные действия:
—разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
—научиться плести венки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Универсальные учебные действия:
—сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
—нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
—показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке». 22.12.15 17
Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок.
1
29.12.14 18
Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы.
1
12.01.15 19
Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.
1 19.01.15 20 День Петра и Павла — 12 июля.
1
26.01.15 21
Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).
1
02.02.15 22
Спожинки — окончание жатвы.
09.02.15 23
Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси.
16.02.15 Раздел IV. Русские народные промыслы. 5 часов.
24
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.
1 Керамика Гжели
Универсальные учебные действия:
—нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Хохлома и Жостово
Универсальные учебные действия:
—раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
Павловопосадские шали.
Универсальные учебные действия:
—сравнить орнаменты нескольких шалей.
Вятская и богородская игрушка
Универсальные учебные действия:
—изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо-
городской игрушки. 23.02.15 25
Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса.
02.03.15 26
Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века.
09.03.15 27
Вятские матрёшки.
16.03.15 28
Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;
06.04.15 Раздел V. Русские народные игры. 2 час.
29
Командные игры.
1
Наиболее популярные детские игры
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.). 13.04.15 30
Горелки. Прятки. Жмурки
20.04.15 Раздел VI. Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).
2 часа.
31 Загадки, пословицы, поговорки,
1 Детские песенки, потешки, загадки, пословицы
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько песенок, считалок;
—научиться разгадывать загадки. 27.04.15 32
Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.
04.05.15 Раздел VII. Народные танцы. 2 час.
33
Пляски парные.
1 Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы
Универсальные учебные действия:
—разучить хороводы, игры-хороводы. 11.05.15 34
Переплясы.
18.05.15
ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
2.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
3.Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;
4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;
5.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с. цифровые образовательные ресурсы:
Афанасьев А.Н. Религиозно-языческое значение избы славянина http://slavya.ru/p/article/read/afan_izba.html
Мифы народов мира http://www.edic.ru/myth
Интернет-ресурсы по фольклору http://www.imli.ru/on-line/link/folk/folklore.php
ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8395.html
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8394.html
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА http://www.rusedu.ru/detail_8393.html
|
|
|