Резервное время (по 10 часов) автор программы использовала следующим образом. В 10 классе 8 часов – на историю России для более глубокого изучения с учетом регионального компонента и 2 часа – на Всеобщую историю. В 11 классе все резервные часы использованы для более глубокого изучения истории России с учетом регионального компонента и для подготовки к ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС
№
| Дата
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основные понятия и термины
| Наглядные пособия и ТСО
| Домашнее задание
| Повторение
| Введение (1 час)
| 1.
|
| (Ви)* Предмет исторической науки, периодизация и хронология.
| 1
| Историческая память, исторический источник, цивилизационные теории, антропология, теории модернизации
| Презентация «Историческое познание»
| Эссе «Три причины, по которым люди изучают историю, и что изучение истории дает лично мне»
| Признаки традицион., индустр. и постиндустр. общества
| ТЕМА 1. Первобытность (1 час)
| 2.
|
| (Ви) Предыстория.
| 1
| Предыстория=первобыт-ность, неолитическая революция
| Карта «Древнейшие цивилизации»
| Чит §1, обоснованно ответить, можно ли неолит. революцию рассматривать как модернизацию +источник на стр.26
| Теории о происхождении человека
| ТЕМА 2 Древний мир (6 часов)
| 3.
|
| (Ви)Ближний Восток.
| 1
| Аграрные цивилизации, ирригационное земледелие, патриархальное рабство, деспотия.
| Карта «Древние государства Востока»
| Чит §2, составить план рассказа о… (вопр.3)
| Неолитическая революция
| 4
|
| (Ви) Индия и Китай в древности.
| 1
| Варна, ведизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, «осевое время»
| Карта «Древние государства Востока»
| Чит §3, сравнить систему варн с соц. структурой вавилонского общества по законам Хаммурапи
| Восточная деспотия
| 5
|
| (Ви) Древня Греция. От первых государств до расцвета полиса.
| 1
| Античность, полис, классическое рабство, демократия, олигархия, охлократия
| Карта «Финикийская и греческая колонизация»
| Чит §4, сравнить полисы Афины и Спарту, кому отдаете предпочтение?
| Законы Хаммурапи
| 6
|
| (Ви) Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру.
| 1
| Эллинизм, эллинистическая монархия, тирания
| Карта «Завоевания Александра Македонского»
| Чит §5,практическая работа на стр.78
| Древние империи Востока
| 7
|
| (Ви) Древний Рим. От возникновения города до падения республики.
| 1
| Патриции, плебеи, республика, плебесцит.
| Карта «Рим от поселения к империи»
| Чит §6, перечислить факторы, способствующие кризису республики в Риме. Сравнить проявления кризиса полисной организации Греции и Рима.
| Полисы Афины и Спарта
| 8
|
| (Ви) Римская империя
| 1
| Империя, принципат, доминат, христианство
| Карта «Рим от поселения к империи»
| Чит §7, сравнить эпохи принципата и домината в истории Римской империи. Объяснить, почему христианство зародилось в Римской империи?
| Монотеистические религии Востока
| ТЕМА 3. Средневековье (6 часов)
| 9
|
| (Ви) Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы
| 1
| Феодализм, вассально-ленные отношения, сословия, иммунитет, раздробленность, сословно-представительная монархия
| Карты «Великое переселение народов», «Крестовые походы»
| Чит §8, начать заполнение таблицы «Этапы Средневековья»
| Римские колоны и рабы с хижинами
| 10
|
| (Ви) Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира. Практическая работа
| 1
| Цехи, гильдии, коммунальное движение, бюргерство, схоластика
| Карта «Средневековое христианство»
| Чит §9, продолжить заполнение таблицы
| Феодализм
| 11
|
| (Ви) Византийское Средневековье.
| 1
| Автократия, иконоборчество, исихазм, канон, фемный строй и стратиоты.
| Карта «Византия и ее соседи в IV – XIII вв»
| Чит §10, сравнить византийскую автократию с восточной деспотией
| Западноевропейский христианский мир
| 12
|
| (Ви) Исламский мир в Средние века.
| 1
| Ислам, шиизм, суннизм, халифат
| Карта «Распространение ислама»
| Чит §11, вопр.1,2 на стр150-151
| Мировые религии
| 13
|
| (Ви)Индия в Средние века.
| 1
| Каста, варно-кастовый строй, раджа, дхарма, ахимса, сикхизм
| Карта «Индия и Дальний Восток в Средние века»
| Чит §12, вопр 5на стр.160 с элементами эссе
| Мировые религии
| 14
|
| (Ви)Китай и Япония в Средние века.
| 1
| Пагода, синтоизм, самурай, сегунат
| Карты «Индия и Дальний Восток в Средние века» «Япония в VII – XVвв», презентация об обычаях самураев»
| Чит §13, план ответа по теме «Влияние китайской цивилизации в Японии». Подготовка к тестированию
| Древние государства Востока
| ТЕМА 4. Введение. История России – часть Всемирной истории (1 час)
| 15
|
| Тесты по теме «Страны Запада и Востока в древность и Средневековье» на 20 мин
История России – часть Всемирной истории.
Своеобразие российской цивилизации.
| 1
| Всемирная история, региональная история, исторические источники.
|
| Чит с.5-15, выписать факторы развития нашей страны.
|
| ТЕМА 5. Древнерусское государство в IX-XIII вв. (7 часов)
| 16
|
| Исторические корни славян. Восточные славяне в VII-IXвв
| 1
| Индоевропейцы, праславяне, миграция, колонизация, вече, каганат
| Карта «Восточные славяне»
| Чит §1, с.13-20,в.1,4 письм на с.20
| Древняя история человечества
| 17
18
|
| Киевская Русь.
| 2
| Государство, князь, дружина, бояре, варяги, дань, урок, погост, реформа, полюдье.
| Карта «Древнерусское государство»
| Чит §2-3,с.23-41, в.1,5 п. на с.42
| Византия
| 19
|
| Культура Киевской Руси
| 1
|
| Иллюстрации
| Чит §4, с.43-54, в.1,4 на
| Византия
| 20
|
| Политическая раздробленность на Руси.
| 1
| Усобица, Русская Правда, вотчина, смерд, холоп, лествица.
| Карта «Политическая раздробленность Руси»
| Чит §5-6,с.56-70, в.5(план)
| Империя Карла Великого и ее распад
| 21
|
| Культура Руси IX-XIII веков.
| 1
| Удел, съезд, патриотизм, летопись, былина.
| Иллюстрации
| Чит §7,с.7084, в.4,6 письм.
| Каролингское Возрождение
| 22
|
| Монголо-татарское нашествие. Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси.
Р.к. Земли Кавказа в составе Золотой Орды
| 1
| Иго, ордынский выход, баскак, ярлык, резиденция, кипчаки.
| Карта «Политическая раздробленность Руси», презентация
| Чит §8,с.85102,в.3 письм
| Великое переселение народов
| ТЕМА 6. Образование единого Русского государства в XIV-XV вв.(3 часа)
| 23
|
| Возвышение Москвы.
| 1
| Земский собор, приказы, централизованное государство, сословно-представительная монархия.
| Презентация «Возвышение Москвы»
| Чит §910,с.103124,в.4 письм.
| Объединение Франции
| 24
|
| Образование единого Русского государства
| 1
| Дворяне, стрелецкое войско, заповедные лета
| Карта «Образование единого государства»
| Чит §1112,с.126146,в.3,5 письм на с.147
| Объединение Англии
| 25
|
| Русская культура XIV-XVвв.
| 1
| кафтан, полати
| Иллюстрации
| Чит §13,с.147158,в.3,6 письм
| Средневековая культура
| ТЕМА 7. Россия в XVI-XVII вв. (6часов)
| 26
27
|
| Россия в XVI веке.
| 2
| Земский собор, приказы, централизованное государство, сословно-представительная монархия. опричнина, террор.
| Карта «Россия при Иване Грозном»
| Чит §1415,с.159181,в.9 письм на стр.182
| Великие географические открытия
| 28
|
| Смутное время.
| 1
| Митрополит, авторитет, соперничество.
| Презентация «Смутное время»
| Чит §1718,с.192214, в.4(группы)письм.
| Реформация в Европе
| 29
|
| Россия после Смуты. Первые Романовы.
| 1
| Служилые люди, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные, тягло. Юрьев день.
| Презентация «Романовы»
| Чит §19,с.216231,в.4,7 письм
| Реформация в Европе
| 30
|
| Внешняя политика России в XVII веке.
Р.к. Земли Кавказа в XVII веке.
| 1
|
| Карат «Внешняя политика России в XVII в.»
| Чит §20,с.231241,в.6(план)
| Столетняя война
| 31
|
| Русская культура XVI-XVII вв.
| 1
|
| Иллюстрации
| Чит §16,с.185192,в.4, 6письм, Чит §21, с.241255,в4 письм
| Возрождение
| 32
|
| КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО XVII ВЕКА»
| 1
|
|
| Домашнее тестирование
|
| ТЕМА 8. Западная Европа на пути к Новому времени (1 час)
| 33
|
| (Ви) Новое время: проблемы периодизации.
| 1
| Возрождение (ренессанс), гуманизм, утопия, маньеризм
| Иллюстрации
| Чит §14, вопрос 5 (таблица)
| Исторические корни славян
|
|
| Возрождение как культурно-историческая эпоха.
|
|
|
|
|
| ТЕМА 9. Экономика и общество (4 часа)
| 34
|
| (Ви) Возникновение мирового рынка.
| 1
| Великие географические открытия, революция цен, капитал, капитализм, биржа
| Карта «Великие географические открытия»
| Чит §15, вопрос 3 (таблица)
| Киевская Русь
| 35
|
| (Ви) Общество и экономика «старого порядка»
| 1
| Старый порядок, трехполье, огораживания, мануфактура
| Презентация «Начало разрушения старого порядка»
| Чит §16, вопрос 1 и 4 (сравнить мануфактуру и ремесло)
| Первые киевские князья
| 36
|
| Промышленная революция.
| 1
| Промышленный переворот, протекционизм, меркантилизм
| Презентация «Промышленная революция»
| Чит §17, сравнить завод и мануфактуру, в.6
| Принятие христианства Русью
| 37
|
| (Ви) Индустриальное общество.
| 1
| Индустриализация, модернизация, урбанизация, монополия, буржуазия
| Карта «Европа в XIX веке»
| Чит §18, вопрос 3 (сравнить пром. переворот и индустриализ)
| Русское общество IX – XI вв
| ТЕМА 10. Духовная жизнь общества (3 часа)
| 38
|
| (Ви) Религия и церковь в начале Нового времени.
| 1
| Реформация, индульгенции, лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, контрреформация
| Карта «Реформация в Европе»
| Чит §19, вопрос 3(сравнить лютеранство и кальвинизм)
| Принятие христианства Русью
| 39
|
| (Ви) Наука и общественно-политическая мысль XVII-XIX вв.
| 1
| Научная революция, Просвещение, гражданское общество, правовое государство, принцип разделения властей, либерализм, социализм, коммунизм, позитивизм
| Презентация «Эпоха Просвещения»
| Чит §20, вопрос 4 (таблица «Полит движения»)
| Культура Руси IX – XI вв
| 40
|
| (Ви) Художественная культура XVII-XIX вв.
| 1
| Классицизм, барокко, рококо, ампир, романтизм, эклектика, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм
| Иллюстрации, слайды
| Чит §21, вопрос 1 (аргументировать свою точку зрения)
| Культура Руси IX – XI вв
| ТЕМА 11. Политические отношения (3 часа)
| 41
|
| (Ви)Государство на Западе и Востоке.
| 1
| Абсолютизм, просвещенный абсолютизм, деспотизм
| Иллюстрации
| Чит §22, вопрос 4 (таблица) индивид.5
|
| 42
|
| (Ви)Политические революции XVII- XVIII
| 1
| Пуританизм, республика, ограниченная монархия
| Карта «Европа в XVII- XVIII вв.»
| Чит §23-24, вопросы 5, 7
|
| 43
|
| (Ви) Становление либеральной демократии.
| 1
| Консерватизм, либерализм, демократия
| Презентация «Становление либеральной демократии»
| Чит §25, вопрос 4
| Идеи просветителей
| ТЕМА 12. Международные отношения (2 часа)
| 44
|
| (Ви)Встреча миров.
| 1
| Колония, метрополия, баланс сил, динамическая война
| Карты «Великие географические открытия», «Европа в 1648 г.»
| Чит §26, практическая работа на стр. 321
|
|
|
| Европейское равновесиеXVII-XVIIIвв.
|
|
|
|
|
| 45
|
| (Ви)Конфликты и противоречия XIXв.
| 1
| Легитимизм, реальная политика
| Карта «Национальные противоречия и национальные войны в Европе в сер. XIX в»
| Чит §28, вопрос 4 на стр. 346
|
| ТЕМА 13. Россия в эпоху Петра Великого (4 часа)
| 46
|
| Начало правления и реформ ПетраI.
| 1
| Немецкая слобода, Великое посольство, стрелецкий бунт Сенат, коллегии, император.
| Иллюстрации
| Чит §1,с.813,в.4,5 письм.
Чит §2,с.1422,в.5,6 письм.
| Периодизация Нового времени
| 47
|
| Внешняя политика Петра I.
| 1
| рекрутский набор, регулярная армия,
| Карта «Северная война»
| Чит §3,с.2532,в.7 письм
| Колонизация
| 48
|
| «Культурная революция в России в начале XVIIIв.
| 1
| Ассамблеи, кунсткамера
| Презентация «Культурная революция в России»
| Чит §4,с.3240,в.2 на стр.42 письм
| Культура Европы
| ТЕМА 14. Россия в середине и второй половине XVIII века (5 часов)
| 49
|
| Эпоха дворцовых переворотов.
| 1
| Верховный тайный совет, кондиции, кабинет министров, бироновщина,
| Портреты императоров
| Чит §5,с.4454, в.3,7 письм
| Первые Романовы
| 50
|
| Внутренняя политика Екатерины II.
Р.к. Е.Пугачев на Северном Кавказе
| 1
| просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, жалованные грамоты,
| Карта «Крестьянские войны XVIII в.»
| Чит §6,с.5663,в.8 письм
Чит §7,с.6573,в7 письм (эссе)
| Реформы Петра I
| 51
|
| Внешняя политика России в XVIII веке.
Р.к. Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии.
| 1
| Антифранцузские коалиции,
Новороссия
| Карта «Внешняя политика России в XVIII в.»
| Чит §8,с.7583, в.6+вопросы к докту на с.85 письм
| Северная война
| 52
|
| Царствование Павла I.
| 1
| Заговор
| Портреты
| Чит §9,с.8589,в.5+в.3 к докту на стр.91
| Царевна Софья
| 53
|
| Русская культура XVIII века.
| 1
| «Золотой век» русской культуры
| Слайды
| Чит §10,с.91102,в.5 письм
| Реформы Никона
| ТЕМА 15. Россия в первой половине XIX века (8 часов)
| 54
|
| Экономическое и социальное развитие России в XVIII- первой половине XIX века.
| 1
| Крепостная система, рыночные отношения,
| Карта «Экономическое развитие России в конце XVIII – XIX в.»
| Чит §11,с.107113,в.3,9 письм.
| Этапы закрепощения крестьян
| 55
|
| Реформы Александра I.
| 1
| Министерская реформа, система народного просвещения, «План государственных преобразований»,
| Иллюстрации и портреты
| Чит §12,с.115122,в.2,10 письм.
| Либерализм
| 56
|
| Борьба с Наполеоном.
| 1
| континентальная блокада, Великая армия, Отечественная война, маневр, партизанское движение,
| Карта «Отечественная война 1812 г»
| Чит §13,с.122131,в.6+в.к докту письм.
| Наполеоновские войны
| 57
|
| Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов.
Р.к. Декабристы на Кавказе.
| 1
| конституция, реакция, военные поселения
| Презентация «Восстание декабристов»
| Чит §14,с.133140,в.1 письм
| Революционное движение
| 58
|
| Внутренняя политика Николая I.
| 1
| кодификация законов,
| Иллюстрации и портреты
| Чит §15,с.143150,в.7 письм.
| Консерватизм
| 59
|
| Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Р.к.Кавказская война.
| 1
| восточный вопрос, мюридизм,
| Карта «Внешняя политика России в первой половине XIX в.»
| Чит §16,с.152160,в.1012 письм.
| Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии
| 60
|
| Общественное движение в годы царствования
Николая I.
| 1
| западники и славянофилы, национальное самосознание.
| Иллюстрации и портреты
| Чит §17,с.161168,в.5,6 письм.
| Либерализм, консерватизм
| 61
|
| Русская культура первой половине XIX века.
| 1
|
| Иллюстрации и портреты
| Чит §18,с.170182,в.1 письм.+в.6 на стр.183 письм
| Культурная революция
| ТЕМА 16. Россия во второй половине XIX века (7 часов)
| 62
|
| Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861г.
| 1
| Выкупные операции, выкупные платежи, надел, отрезки, временнообязанные,
| Презентация «Крестьянская реформа 1861 г.»
| Чит §19,с.186191,в.6(без табл),7 письм.
| Этапы закрепощения крестьян
| 63
|
| Реформы 60-70 гг.XIX века.
| 1
| рабочее законодательство, земство, мировой суд, коронный суд, апелляция, всеобщая воинская повинность,
| Иллюстрации и портреты
| Чит §20,с.193200,в.1,2 письм.
| Реформизм
| 64
|
| Социально-экономическое развитие России после реформ.
| 1
| Отработка, община, рабочий вопрос
| Иллюстрации и портреты
| Чит §21,с.201209,в.5,9 письм
| Промышленный переворот
| 65
|
| Общество и власть во второй половине 50-х-начале 80-х годов.
| 1
| Разночинная интеллигенция, ишутинцы, нечаевщина, народничество, «Хождение а народ», индивидуальный террор, цареубийство, контрреформы, марксистское движение, либеральное народничество
| Иллюстрации и портреты
| Чит §22, 211 – 216, вопрос 5 Чит §23, с.217 – 223, вопрос 4
| Восстание декабристов
| 66
|
| Правление Александра III. Внешняя политика России во второй половине XIX века.
| 1
| Контрреформы, промышленный подъем
| Иллюстрации и портреты. Карта «Внешняя политика России во второй половине XIX в.»
| Чит §24-25, с. 227 – 242, вопрос 4(24) и 2(25)
| Правление Павла I
| 67
|
| КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XVIII - XIX ВВ»
| 1
|
|
| Домашнее тестирование
| Крымская война
| 68
|
| Русская культура второй половины XIX века.
| 1
| классические гимназии и реальные.
| Иллюстрации и портреты
| Чит §26
| Культурная революция
| 6970
|
| (Ви)Основные итоги мировой истории к концу XIX века.
| 2
|
|
|
|
| |