Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая программа по русскому языку для детей с овз 4 класс на 2015/2016 учебный год Программу составила Питеримова Т. В


Скачать 376.45 Kb.
НазваниеРабочая программа по русскому языку для детей с овз 4 класс на 2015/2016 учебный год Программу составила Питеримова Т. В
страница1/4
Дата20.04.2016
Размер376.45 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программа

по  русскому языку

для детей с ОВЗ 4 класс

на 2015/2016 учебный год
Программу составила Питеримова Т. В.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория,

стаж работы - 13 лет.

Рабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 класса, находящегося на надомном обучении VIII вида.


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по русскому языку  разработана  в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

- Образовательная программа БОУ «Воронкова В. В. специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа – интернат VIII вида»

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. 

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;                              

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвещение, 2008.

Рабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 класса, находящегося на надомном обучении VIII вида.

Задачи изучения русского языка:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников;

2) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

3) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
2 Общая характеристика учебного предмета

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания обучающихся , получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой, орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Основные  типы учебных занятий:

урок изучения нового учебного материала;

урок закрепления и  применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний

урок контроля знаний и умений.

нетрадиционные формы уроков: урок-игра,  урок-презентация, уроки –путешествия.

Основным типом урока является комбинированный.

Виды и формы организации учебного процесса

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.
3.Описание места учебного  предмета, курса  в учебном плане

Рабочая программа рассчитана:

3 класс- на 102 часов,3 часа в неделю, 34 учебных недели

4 класс- на 102 часов,3 часа в неделю, 34 учебных недели
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Изучение русского языка способствует формированию у учащихся  представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Цели и задачи преподавания предмета «Русский язык »

Цели :   - приобретение практических навыков устной и письменной речи;

- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

- воспитание интереса к родному языку

Задачи- выработать элементарные навыки грамотного письма;

-  научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

- осмысленно воспринимать прочитанное;

- формировать навык читательской самостоятельности, читательской культуры.

Содержание курса «Русский язык» способствует формированию патриотизма через изучение тем «Большая буква в фамилиях, именах, отчествах», «Большая буква в названиях городов, стран, деревень, рек»

Содержание курса  «Русский  язык»  способствует  формированию  семейных  ценностей через  изучение  темы  «Родственные  слова».

Содержание курса  «Русский  язык»  способствует  формированию  уважительного  отношения  к  труду через  изучение  тем: «Слово  и  предложение», «Ударные  и  безударные  гласные»,  «Родственные  слова».

Содержание курса  «Русский  язык»  способствует  формированию  ценности  природы через  изучение тем:  «Ударение»,  «Парные  твёрдые  и мягкие  согласные  звуки»,  «Сочетание  ЧА - ЩА».

5. Результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение выпускниками  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Развитая мотивация  учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Развитие мыслительной деятельности;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,  творческой и других видах деятельности;

Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала

Метапредметные:

а) регулятивные универсальные учебные действия

 определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

б) познавательные универсальные учебные действия:

находить ответы на вопросы ;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

умение высказывать  своё отношение к получаемой информации ;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме

в) коммуникативные универсальные учебные действия

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

Предметные результаты

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса:

Обучающиеся к концу 3 класса должны знать (называть и определять):

алфавит.

Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:

составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

анализировать слова по звуковому составу;

различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова на письме;

списывать текст целыми словами;

писать под диктовку текст (20 – 25 слов), включающий изученные орфограммы.

Планируемые результаты.

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Составлять и распространять предложении с помощью учителя.

Самостоятельно составлять и распространять предложения, сокращать их

Устанавливать связи между словами по вопросам с  помощью учителя

Устанавливать связи между словами самостоятельно

Ставить знаки препинания в конце предложения с помощью учителя

Правильно ставить знаки в конце предложения самостоятельно

Анализировать слова по звуковому составу с помощью учителя

Правильно произносить и писать слова, анализировать слова по звуковому составу самостоятельно

Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями.

Добавлять данный текст своими предложениями

Писать под диктовку предложения и тексты  (30 – 35 слов)

Писать текст и предложения под диктовку, Анализировать свою работу и работы товарищей.

Будет знать  алфавит

Применять алфавит

Будет знать расположение слов в алфавитном порядке в словаре

Располагать слова в алфавитном порядке.


НОРМЫ ОЦЕНКИ.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

      При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

       I-IV классы

       Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

       «4» ставится за работу с 1-3 ошибками.

       «3» ставится за работу с 4-5 ошибками.

       «2» ставится  за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

          В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);

  • недописывание слов;

  • пропуск одной части слова при переносе;

  • повторное написание одного и того же слова в предложении.

       Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

6.Изменения, внесенные в авторскую программу

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

При составлении данной рабочей программы по русскому языку в авторскую программу  В.В. Воронковой были внесены изменения и дополнения  путем:

- установления четкой связи выполняемых упражнений с окружающей действительностью с целью социальной адаптации и реабилитации школьников;

- для практической работы над темой подобран материал, доступный пониманию детям данного класса.

В соответствии со спецификой  региона во всех классах дополнен  следующий раздел «Большая буква в названиях»:

 «Большая буква в названиях  населенных пунктов Вологодской области »( названия городов, посёлков, деревень, где проживают учащиеся).
4 класс.

ПОВТОРЕНИЕ

Практическое построение  простого предложения.  Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме, заканчивание предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Алфавит. Употребление ь знака на конце и в середине слова. Разделительный ь знак перед гласными у, ё ю, я.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание ЖИ,ШИ,ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

Правописание звонких и глухих согласных  в конце и середине слова. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора родственных слов( по образцу) Ударение.

Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова( вода- воды) или подбора по образцу родственных слов( вода-водный). 

СЛОВО

Различение основных категорий слов( названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их  в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Большая буква в названиях  населенных пунктов Вологодской области ( названия городов, посёлков, деревень, где проживают учащиеся).

Большая буква в названии рек, озёр (название рек, озёр родного края)

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими  словами.

Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов(корень)

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.

Упражнение в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами  в предложениях по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения( точка, вопросительный знак, восклицательный знаки).

Главные члены  предложения: подлежащее, сказуемое.

Второстепенные члены предложения( без деления на виды)

СВЯЗНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста( 20-30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

ПИСЬМО  И  ЧИСТОПИСАНИЕ

Выработка навыка правильного и аккуратного  письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных ( по необходимости)и прописных букв:

1-ая группа- И,Ц,Ш,Щ,Ч,Л,М,А

2-ая группа- О,С,З,Х,Ж,У,Э,Я.

3-я группа- У,Н,К,Ю,Р,В,

4-я группа- Г,П,Т,Б,Ф,Д,

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание  предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

УСТНАЯ  РЕЧЬ

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы( с помощью учителя).

Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.

Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.

Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей т отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий

Повторение пройденного за год.


4 класс



Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Повторение

6часов

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ  объяснений учащихся

Изучение и употребление простого предложения в соответствии с программой. Коллективное составление текстов в соответствии с программой. Выработка навыка правильного письма с постепенным ускорением темпа письма.

Использовать на письме ь знак. Изучение слов, обозначающих предметы, действия предметов и признаки предметов.

Использовать на письме ь и ъ знаки.

Наблюдать над значением слова.

2.

Звуки и буквы

36 часов

.Изучение гласных и согласных звуков в соответствии с программой. Изучение гласных и согласных звуков в соответствии с программой.

Различать звуки и буквы.

Различать речевые и не речевые звуки.

 Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой.

Практическое знакомство с алфавитом.

Овладение орфографическими умениями в соответствии с  программой. Писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением.
Соотносить слова со слогоударными схемами.

3

Слово

28 часов

Изучение слов, обозначающих предметы, действия предметов и признаки предметов.

Находить слово в группе слов по его лексическому значению.
Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа
Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распространять и сокращать предложения.

Работа с предлогом как отдельным словом. Определять и объяснять значение слова в тексте.
Различать однозначные и многозначные слова. 
Различать прямое и переносное значение слов.

Овладение орфографическими умениями в соответствии с  программой

9.

Предложение

20 часов

Составление и анализ простых предложений.

Виды работы с предложением в соответствии с программой.

Оформление предложения на письме

Коллективное составление текстов в соответствии с программой.

Восстановление деформированного текста по картинкам.

Составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).
Восстанавливать деформированный текст.
Сокращать, изменять текст повествовательного характера

10

Повторение

12 часов

Коллективное составление текстов в соответствии с программой. Сопоставлятьсинонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. 
Различать однокоренные слова Коллективное составление текстов в соответствии с программой. Выработка навыка правильного письма с постепенным ускорением темпа письма.

Использовать на письме ь знак
Составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

Восстановление деформированного текста по картинкам.
  1   2   3   4