Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая программа по предмету «Краеведение»


Скачать 463.58 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Краеведение»
страница3/3
Дата03.03.2016
Размер463.58 Kb.
ТипРабочая программа
1   2   3

7 КЛАСС

Количество недельных часов – 1

Количество часов в год – 35

Программа – автор А.Я. Немыкин

Учебник: : А.Я. Немыкин, Географическое краеведение Воронежской области 7 класс, изд. Воронеж, 2014

Количество контрольных работ (за год) – 4


пункта

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Вводное занятие

1

Метапредметные умения:

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • что такое краеведение

  • когда и кем была основа эта наука

2

Почвы Воронежской области

6

Основные образовательные идеи:

  1. Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.

  2. В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.

  3. Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.

Метапредметные умения:

  1. планировать свою деятельность под руководством учителя;

  2. выявлять причинно-следственные связи;

  3. определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  4. выслушивать и объективно оценивать другого;

  5. уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  1. закономерностей образования почвы Воронежской области;

  2. сущность влияния человека на почвы Воронежской области

  3. условия формирования почв;

  4. особенности строения и состава почв;

  5. специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования;

Умение определять:

  1. существенные признаки понятий;

  2. условия образования почв;

  3. характер размещения природных зон Земли;

3

Флора и фауна Воронежской области

7

Метапредметные умения:

  1. ставить учебную задачу под руководством  учителя,

  2. планировать свою деятельность под руководством учителя,

  3. оценивать работу одноклассников,

  4. выявлять причинно-следственные связи,

  5. определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  6. анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  7. работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы

Предметные умения:

Умение объяснять:

  1. значение животного и растительного миров для Воронежской области

объяснять:

  1. условия выделения и размещения природных районов;

  2. специфические черты природы природных районов.



Умение определять:

  1. существенные признаки понятий;

  2. характер размещения ареалов расселения животных Воронежской области

4

Население Воронежской области

5

Метапредметные умения:

  • Выделение существенных признаков новых понятий;

  • Работа с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;

  • Поиск дополнительные источники информации.

  • Формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности динамики численности и воспроизводства населения Воронежской области;

  • направления и типы миграции населения Воронежской области;

  • особенности состава населения Воронежской области

  • размещение населения Воронежской области;

  • особенности сельского и городского населения Воронежской области;

Умение определять:

  • параметры воспроизводства населения Воронежской области;

  • регионы с различными показателями миграции Воронежской области;

  • параметры, характеризующие состав населения Воронежской области;

  • параметры, характеризующие размещение населения Воронежской области;

  • районы концентрации сельского и городского населения;

  • размещение крупных городов Воронежской области;

5

Экономика Воронежской области

7

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности структуры экономики Воронежской области ;

  • особенности отраслей экономики Воронежской области;

  • видовое разнообразие предприятий отраслей экономики Воронежской области;

  • взаимосвязь и взаимное влияние отраслей экономики Воронежской области друг на друга;

  • географию отраслей экономики Воронежской области;

  • роль отраслей экономики Воронежской области в жизни государства.

Умение определять:

  • параметры структуры экономики Воронежской области;

  • факторы размещения экономики Воронежской области;

районы концентрации предприятий отраслей экономики Воронежской области.

6

Экологические проблемы Воронежской области

4

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности природных условий и ресурсов Воронежской области;

  • влияние природных условий на хозяйственную деятельность человека в Воронежской области;

  • специфику использования и размещения природных ресурсов Воронежской области;

  • принципы взаимодействия природы и человека;

  • суть экологических проблем;

  • особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства в Воронежской области.

Умение определять:

  • особенности природных условий территории Воронежской области;;

  • особенности размещения различных видов природных ресурсов Воронежской области;

  • перспективы использования природных ресурсов Воронежской области;

  • ресурсообеспеченность территории Воронежской области;

  • зоны экологического бедствия Воронежской области.




7

Достопримечательности Воронежской области.

Обобщающий урок

5

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • место Воронежской области. в России по отдельным социально-экономическим показателям;

  • особенности Воронежской области. на современном этапе социально-экономического развития .

Умение определять:

  1. местонахождение различных достопримечательностей Воронежа


7. Учебно-методическое обеспечение предмета
Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:

1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

  1. Кабинет оснащен специальными средствами обучения:

  •  моделями;

  •  приборами;

  •  коллекциями;

  •  гербариями;

  •  макетами;

  •  картами;

  •  картинами;

  •  таблицами;

  1. В кабинете географии есть экспозиционные материалы:

  •  организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;

  1. В кабинете есть литература:

  •  справочная;

  •  научно-популярная;

  •  учебники;

  •  научно-методические пособия;

  •  образцы практических и самостоятельных работ учащихся;

  •  подборки олимпиадных заданий и т.д.

  1. В кабинете географии средства обучения систематизированы:

  •  по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);

  •  по классам (6-10 классы).

  1. В кабинете находятся раздаточные материалы:

  •  для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;

  •  для проверки знаний, умений (карточки-задания);

  •  для подготовки опережающих заданий;

  •  атласы;

  •  коллекции минералов и горных пород;

  •  гербарии и т.п.

  1. Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

Список используемой литературы

Рабочая программа

Авторская рабочая программа Немыкина А. Я. по «Географическому краеведению Воронежской области»
Учебно-методические пособия для учащихся.

  1. Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с.

  2. Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 7 класс. Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с.


Рабочие тетради.

  1. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области. 6 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 80 с.

  2. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области. 7 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 64 с.


Учебно-методическая поддержка курса.

Интернет сайт поддержки курса «Географическое краеведение Воронежской области» – www.край36.рф


  1. Результаты изучения учебного предмета. Рекомендации по разработке и оформлению отдельных разделов рабочей программы.

6 класс.

Выпускники научатся:

- основным особенностям топонимов Воронежской области, что такое геральдика и генеалогия;

- особенностям географического положения области, истории ее исследования;

- выделять виды внутренних вод области, крупнейших рек Воронежской области;

- выделять особенности климата Воронежской области;

- выделять особенности фауны и флоры;

-выделять особенности современного населения области и его формирования;

- методы получения краеведческих знаний;

- приемам работы с географическими картами.

- составлять описания географических объектов Воронежской области , процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- различать географические процессы и явления Воронежской области, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов

- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий Воронежской области;

- сравнивать особенности природы отдельных регионов Воронежской области;

- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории Воронежской области;

- показывать реки Воронежской области, озера;

- истории заселения Воронежской области;

- особенностям строения, особенностям рельефа своей местности, его изменения во времени, влиянию человека на рельеф своей местности, геологические памятники природы Воронежской области.

Выпускник получит возможность научиться:

-  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений;

- рациональность использования источников географических знаний;

- определять стороны горизонта с помощью компаса и передвижения по азимуту, расстояний между объектами на местности, составлять план школьного двора, определять координаты;

- определять представителей растительного и животного мира своей области, экологические проблемы, биологические памятники природы;

- закономерностям происхождения полезных ископаемых, особенности рельефа своей местности, называть и показывать основные формы рельефа Воронежской области;

- объяснять взаимосвязи между компонентами природы своей местности;

- понятиям географическая оболочка, природный комплекс, культурный ландшафт;

- составлять описания природного комплекса своей местности.

7 класс.

Выпускники научатся:

- главным чертам экономики Воронежской области;

- выделять экологические проблемы, проявляющиеся на территории области;

- выделять крупные города и основные достопримечательности Воронежской области;

- использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;

- анализировать природные закономерности и явлений, их связь с заселением области, особенностями ее хозяйства.

- выделять методы получения краеведческих знаний;

- выделять приемы работы с географическими картами.

- характеризовать геологическое строение и рельеф территории области

- выделять основные виды полезных ископаемых, добываемых в Воронежской области;

-выделять главные виды почв, встречающихся в области

- определять координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах;

- составлять характеристику ФГП области по плану;

- классифицировать полезные ископаемые области;

-устанавливать закономерности размещения полезных ископаемых, составлять описание коллекции полезных ископаемых;

- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

- различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Воронежской области;

- сравнивать особенности населения отдельных регионов Воронежской области;

- использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Воронежской области;

- анализировать факторы, определяющие динамику населения Воронежской области, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории Воронежской области, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

- объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения Воронежской области;

- объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям;

- сравнивать особенности природы отдельных регионов Воронежской области;

- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории Воронежской области;

- показывать реки Воронежской области, озера;

- определять экологическое состояние Воронежской области.
Выпускник получит возможность научиться:

- определять температуру и количество осадков по климатической карте Воронежской области;

- называть и показывать крупные географические объекты Воронежской области;

- анализировать карты разного содержания, составлять карты – схемы;

- характеризовать важнейшие источники питания Воронежской области;

- объяснять влияние рек и озер на жизнь, быт, хозяйственную деятельность населения области;

- выявлять связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения области;

- выделять народы, проживающие на территории области их размещение, численность, плотность, быт, особенности ведения хозяйства, нравы, обычаи, религии, города Воронежской области;

- определять природные зоны области и их компоненты, особенности природных зон;

- уметь составлять характеристику природного комплекса, простейшего плана местности;

- устанавливать взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах;

- объяснять особенности влияния хозяйственной деятельности человека на природные комплексы;

- прогнозировать следствия влияния хозяйственной деятельности на природу родного края;
1   2   3