Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 417.01 Kb. |
тематический контроль (выполнение тестовых заданий);
— итоговый контроль в форме выполнения практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).
Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно.
Оптимальными условиями реализации данного курса являются:
— проведение итогового тестирования на компьютере;
— накопление банка материалов, хрестоматий, (и т. д.);
— использование сведений информационных банков городских, областных, российских и международных библиотек через интернет.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
занятий факультативного курса
«История кадетских корпусов»
№
п/п
| Раздел
| Тема урока
| Кол-во ча-сов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготов-ленности учащихся
| Дата проведения
|
|
|
|
|
|
|
| план
| факт
| 1
| Каде-тские кор-пуса в Рос-сии в XVIII-XIX веках
| Основные предпо-сылки создания кадетских корпусов
| 1
| Изучение нового матери-ала
| Военное воспитание юношей. «Рыцарская академия»
| Знать причины создания кадетских корпусов
|
|
|
|
| Первые кадетские корпуса
в России
| 1
| Комби-нирован-ный
| Организация первых кадетских корпусов в России. Шляхетский корпус кадетов. Морской кадетский корпус
| Знать о первых российс-ких кадетских корпусах
|
|
|
|
| Кадетские корпуса в 30-40-е годы
XIX века
| 1
| Комби-нирован-ный
| Павловский кадетский корпус. Александ-рийский сиротский кадетский корпус. 2-ой Московский кадетский корпус
| Знать о кадетских корпусах 1830-1840 гг.
|
|
|
|
| Кадетские корпуса второй половины XIX-начала XX века
| 1
| Комби-нирован-ный
| Роль императора Александра III в развитии военного образования. Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II.
| Знать о развитии кадетских корпусов в конце XIX — начале XX века
|
|
|
|
| Кадетские корпуса в дорево-люцион-ной России
| 1
| Комби-нирован-ный
| Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус
| Знать об истории Иркутско-го кадет-ского корпуса
|
|
| 2
| Рос-сийс-кие кадет-ские кор-пуса за рубе-жом
| Финлян-дский топогра-фический кадетский корпус
| 1
| Изучение нового матери-ала
| Финляндский топографи-ческий кадетский корпус. Калишский кадетский корпус
| Знать о первых кадетских корпусах за рубежом
|
|
|
|
| Первый русский кадетский корпус
| 1
| Комби-нирован-ный
| Закрытие кадетских корпусов после революции. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус
| Знать о первых русских кадетских корпусах
|
|
|
|
| Кадетские корпуса за рубе-жом
| 1
| Комби-нирован-ный
| Крымский кадетский корпус. Корпус -лицей имени императора Николая II
| Знать о российс-ких кадет-ских кор-пусах за рубежом
|
|
| 3
| Суво-ровс-кие и нахи-мовс-кие учи-лища
| Суворов-ские училища в СССР
| 1
| Изучение нового матери-ала
| Создание в Советском Союзе сети суворовских военных училищ в 1943-1944 годах и в первой половине
50-х годов
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КУРСА
«ИЗ ИСТОРИИ КАДЕТСТВА В РОССИИ»
Создание кадетских корпусов, классов можно считать одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Их воспитанники на протяжении почти 200-летней истории составляли славу и гордость императорской России, дали ей выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.
Основные цели современных кадетских классов — интеллектуальное, физическое и нравственное развитие воспитанников, их адаптация к жизни в обществе, создание прочной основы для подготовки воспитанников к служению Отечеству в самом широком понимании этого слова, формирование общей культуры кадет на основе мотивированного усвоения общеобразовательных программ и программ дополнительного образования.
Немаловажное значение имеет создание основ для сознательного выбора воспитанниками своей будущей профессии и последующего освоения профессиональных образовательных программ. При этом значительное внимание в кадетских классах уделяется сугубо мужским занятиям, что зачастую компенсирует недостающее во многих семьях мужское воспитание.
Кадетский класс работает по нескольким направлениям:
• общеобразовательная сфера;
• нравственно-эстетическое воспитание;
• военно-патриотическое воспитание.
Программа факультативного курса «Из истории кадетства в России» призвана удовлетворить информационный «голод» и познакомить воспитанников с историей возникновения, развития кадетских корпусов в России, а именно – с известными историческими личностями, с историей форменной одежды, знамен, нагрудных знаков и жетонов кадет, с жизнью современных кадет России.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа включает разделы: «Из истории кадетских корпусов», «Форма одежды кадет», «Символика кадетских корпусов», «Присяга и заветы кадет», «Отечественная война 1812 года», «Достославные кадеты», «Кадеты в современных условиях».
На курс отводится 34 часа в год. Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности. В конце программы перечислены основные знания и умения, которыми должны овладеть кадеты 5 класса к концу учебного года.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ИЗ ИСТОРИИ КАДЕТСТВА В РОССИИ»
Цель курса – формировать у воспитанников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии своего Отечества через информацию об истории кадетского движения в России.
Задачи курса:
• развитие у кадет умения объективно оценивать реальную действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими нравственными установками в различных жизненных ситуациях;
• обеспечение функциональной грамотности воспитанников, подготовка к успешному движению по жизни, умению вступать в коммуникативные связи;
• воспитание чувства собственного достоинства, стремление к самоутверждению, к достижению поставленных целей и непрерывному самосовершенствованию;
• развитие кругозора.
Данный курс способствует установлению межпредметных связей (история, граждановедение, обществознание, информационные технологии). Информация, полученная в процессе изучения истории кадетства в России, может быть использована в будущей профессиональной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- общеучебные умения - умение пользоваться техническими средствами обучения;
- учебно-интеллектуальные умения – умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте;
- учебно-информационные умения – умение отбирать нужную информацию из различных источников, ориентироваться в различных видах источников, пользоваться справочниками и энциклопедиями;
- учебно-коммуникативные умения – умение составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ:
- выполнение определённого набора практических заданий;
- проверка выполнения творческих работ о кадетах России;
- выступление перед аудиторией на одну из выбранных тем о кадетах России;
- защита микропроектов «Выдающиеся кадеты России»
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА:
- книга «Кадетские корпуса и российские кадеты» В. М. Крылов (из Интернета);
- фото, иллюстрации;
- тексты для групповой и индивидуальной работы;
- видеосюжеты - Уроки истории – «Кутузов и Барклай», «Бородино и его герои»;
- художественные книги о героях Отечественной войны 1812 года;
- словари, энциклопедии;
- материалы СМИ;
- компьютерный класс с выходом в Интернет.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
№
Название и тема разделов
Количество часов
1.
Вводный урок.
Кадетские корпуса России. У истории в долгу.
1 час
2.
Раздел 1
Из истории кадетских корпусов.
9 часов
3.
Раздел 2
Присяга и заветы кадет.
3 часа
4.
Раздел 3
Форма одежды кадет.
1 час
5.
Раздел 4
Символика кадетских корпусов.
2 часа
6.
Раздел 5
Пажеский корпус.
4 часа
7.
Раздел 6
Отечественная война 1812 года.
2 часа
8.
Раздел 7
«Веру - царю, жизнь - Отечеству, честь – никому».
3 часа
9.
Раздел 8
Воспитанники «рыцарской академии».
2 часа
10.
Раздел 9
Сиятельные пажи.
4 часа
11.
Раздел 10
Честь имею!
1 час
12.
Заключение
Кадеты в современной России.
2 часа
ИТОГО ЧАСОВ
34 часа
Содержание курса
Вводный урок.
Кадетские корпуса России. У истории в долгу (1 час).
Цели курса. План курса.
Раздел 1. Из истории кадетских корпусов (9 часов).
Навигационные, артиллерийские и инженерные школы. Первые кадетские корпуса. Цель и состав кадетских корпусов. Управление кадетскими корпусами. Прием в кадетские корпуса. Устройство в кадетских корпусах внутреннего порядка. Основные правила нравственного воспитания. Основные правила физического воспитания. Обучение в кадетских корпусах. Обязанности ротных командиров и офицеров-воспитателей в кадетских корпусах.
Раздел 2. Присяга и заветы кадет (3 часа)
Присяга кадет. Заветы кадет. Торжественное мероприятие «Посвящение в кадеты»
Раздел 3. Форма одежды кадет (1 час)
Появление кадетской формы. Формирование единого образца кадетской формы.
Раздел 4. Символика кадетских корпусов (2 часа).
Нагрудные знаки. Жетоны. Знамена кадетских корпусов.
Раздел 5. Пажеский корпус (4 часа)
Пажеский корпус – придворный пансион. Пажеский корпус – военное учебное заведение. Пажеский корпус после реформ 1802 года. Пажеский корпус в конце 19-начале 20 века.
Раздел 6. Отечественная война 1812 года (2 часа)
Причины Отечественной войны 1812 года. На поле Бородинском.
Раздел 7. «Веру – царю, жизнь – Отечеству, честь – никому» (3 часа).
«Мастистый страж страны державной» (М. И.Голенищев-Кутузов). Первый ракетчик России – А. Д.Засядко. «Я сего генерала отлично рекомендую» - генерал П. П.Коновницын. «Без лести предан»- генерал А. А.Аракчев.
Раздел 8. Воспитанники «рыцарской академии» (2 часа).
«Предводитель разумный, искусный, усердный» - генерал-фельдмаршал П. А.Румянцев. «…Рушитель сил, свирепый пламень брани»- генерал-майор Я. П.Кульнев.
Раздел 9. Сиятельные пажи (4 часа).
От пажа до генерал - фельдцейхмейстера – П. И.Шувалов. Герой Балканской войны – генерал-фельдмаршал И. В.Гурко. Преобразователь Сибири – генерал-лейтенант Н. Н.Муравьев-Амурский. Создатель русской винтовки – генерал-майор С. И.Мосин.
Раздел 10. Честь имею! (1 час).
Георгиевские кавалеры. Офицерские династии. Традиции воспитанников кадетских корпусов.
Заключение (2 часа).
Кадеты в современной России. Я – кадет.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ИЗ ИСТОРИИ КАДЕТСТВА В РОССИИ»
Вводный урок.
Кадетские корпуса России. У истории в долгу (1 час)
1 урок - Цели курса. План курса.
Раздел 1. Из истории кадетских корпусов (9 часов)
1урок - Навигационные, артиллерийские и инженерные школы.
2 урок - Первые кадетские корпуса. Цель и состав кадетских корпусов.
3 урок – Управление кадетскими корпусами.
4 урок – Прием в кадетские корпуса.
5 урок – Устройство в кадетских корпусах внутреннего порядка.
6 урок - Основные правила нравственного воспитания.
7 урок – Основные правила физического воспитания.
8 урок – Обучение в кадетских корпусах.
9 урок – Обязанности ротных командиров и офицеров-воспитателей в кадетских корпусах.
Раздел 2. Присяга и заветы кадет (3 часа)
1 урок – Присяга кадет.
2 урок – Заветы кадет.
3 урок – Торжественное мероприятие «Посвящение в кадеты»
Раздел 3. Форма одежды кадет (1 час).
1 урок - Появление кадетской формы. Формирование единого образца кадетской формы.
Раздел 4. Символика кадетских корпусов (2 часа).
1 урок - Нагрудные знаки. Жетоны.
2 урок - Знамена кадетских корпусов.
Раздел 5. Пажеский корпус (4 часа)
1 урок – Пажеский корпус – придворный пансион.
2 урок – Пажеский корпус – военное учебное заведение.
3 урок – Пажеский корпус после реформ 1802 года.
4 урок – Пажеский корпус в конце XIX-начале XX века.
Раздел 6. Отечественная война 1812 года (2 часа)
1 урок – Причины Отечественной войны 1812 года.
2 урок – На поле Бородинском.
Раздел 7. «Веру – царю, жизнь – Отечеству, честь – никому» (3 часа).
1 урок - «Мастистый страж страны державной» (М. И.Голенищев-Кутузов).
2 урок - Первый ракетчик России – А. Д.Засядко. «Я сего генерала отлично рекомендую» - генерал П. П.Коновницын.
3 урок - «Без лести предан»- генерал А. А.Аракчев.
Раздел 8. Воспитанники «рыцарской академии» (2 часа)
1 урок - «Предводитель разумный, искусный, усердный» - генерал-фельдмаршал П. А.Румянцев.
2 урок - «…Рушитель сил, свирепый пламень брани»- генерал-майор Я. П.Кульнев.
Раздел 9. Сиятельные пажи (4 часа).
1 урок - От пажа до генерал - фельдцейхмейстера – П. И.Шувалов.
2 урок - Герой Балканской войны – генерал-фельдмаршал И. В.Гурко.
3 урок - Преобразователь Сибири – генерал-лейтенант Н. Н.Муравьев-Амурский.
4 урок - Создатель русской винтовки – генерал-майор С. И.Мосин.
Раздел 10. Честь имею! (1 час).
1 урок - Георгиевские кавалеры. Офицерские династии. Традиции воспитанников кадетских корпусов.
Заключение (2 часа).
1 урок - Кадеты в современной России.
2 урок – Я – кадет.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Буганов А. В. Яков Петрович Кульнев.
Ж. «Преподавание истории в школе» №1, 1993 год
2. Лубченков Ю. Н. Самые знаменитые полководцы России (М. И.Кутузов,
3. Пикуль В. С. Исторические миниатюры. Жизнь генерала-рыцаря (Я. П.Кульнев).
Ж. «Роман-газета», №9-10, 1994 год, 64 стр.
4. Пономарев М. В. Об истории и предыстории войны 1812 года.
Ж. «Преподавание истории в школе» №5-6, 1992 год
5. Раковский Л. И. Кутузов.
М., Издательство ДОСААФ СССР, 1987 год, 309 стр.
6. Шишов А. В. Сто великих военачальников (Румянцев П. А., Голенищев-Кутузов
М. И.)
7. Имена из отечественной истории. А. А.Аракчеев.
М., «Школа – пресс», 1992 год, 96 стр.
8. Комплект плакатов «Героические страницы прошлого»
Бородинское сражение. Выпуск 1.
М. «Военное издательство», 1989 год
9. Поля ратной славы. Бородинское сражение 1812 года.
М., «Современник», 1987 год, 256 стр.
10. Материалы Интернета |
|
|