Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая программа по факультативному курсу «история кадетских корпусов» |
 Скачать 417.01 Kb. |
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморский кадетский корпус»
«Утверждаю»
Директор ГОБОУ «Североморский кадетский корпус»
_______________Е.А.Завадская
«03» сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
«ИСТОРИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ»
Разработала_____ Гром О.В., педагог-библиотекарь
ГОБОУ «Североморский кадетский корпус»
Программа обсуждена и согласована на методическом совете ГОБОУ
«Североморский кадетский корпус»
Протокол № 2 от «03» сентября 2014 г.
Программа принята на педагогическом совете
Протокол № 2 от «03» сентября 2014 г.
г. Североморск
2014 год
ПРОГРАММА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Создание кадетских корпусов и кадетских классов можно считать одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Их воспитанники на протяжении почти 200-летней истории составляли славу и гордость императорской России, давая ей выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.
Факультативный курс «История кадетских корпусов» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет, тесно связан с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.
Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.
Программа курса рассчитана на воспитанников 5-х и 6-х классов кадетского корпуса при нагрузке 34 учебных часа (1 час в неделю).
При изучении курса обучающиеся получают дополнительные знания, которые:
- необходимы для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;
- способствуют более полному освоению программы по истории, повышению уровня развития.
Главной целью кадетского образования является создание условий для воспитания граждан России, способных сознательно, добросовестно и самоотверженно служить Отечеству на военном и гражданском поприще.
Данная цель положена в основу программы.
Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.
Курс «История кадетских корпусов» - это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию кадета, как личности и гражданина.
Цели курса «История кадетских корпусов»:
- создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет с активной гражданской позицией;
- создание основы для подготовки молодых людей к сознательному добровольному и творческому служению Отечеству на военном и гражданском поприще.
Задачи курса:
- приобщение кадет к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения;
- создание условий для формирования личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;
- возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;
- создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;
- воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».
Программа курса «История кадетских корпусов» построена с учетом возрастных и психологических особенностей.
В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:
конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития и становления кадетского движения в России;
историко-биографической информацией;
навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);
элементом исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.
Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории кадетского движения.
Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);
- тематический контроль (выполнение тестовых заданий);
- итоговый контроль в форме выполнения практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).
Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно.
Содержание
5 класс
Введение. Я - кадет! 2 ч
Понятия кадет, кодекс кадетской чести, честь, офицер, долг, патриотизм, Отечество и др.
Присяга и заветы кадет. Посвящение в кадеты. Кадетская клятва. Гимн Союза кадет.
Форма одежды кадет. 3 ч
История появления кадетской формы. Характерные особенности, значение и отношение учащихся к кадетской форме. Форма первых кадет.
Формирование единого образца кадетской формы. Шинель, клапан, башлык, галстук, вензель, шифровка и др. понятия. Ношение оружия.
Символика кадетских корпусов. 1 ч
Нагрудные знаки. Жетоны. Знамёна.
Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века. 5 ч
Основные предпосылки создания кадетских корпусов. Военное воспитание юношей в царской России.
Первые кадетские корпуса в России: Шляхетский кадетский корпус, Морской кадетский корпус и др.
Кадетские корпуса в России в 30-40-е годы 19 в.: Павловский кадетский корпус. Александрийский сиротский кадетский корпус. 2-ой Московский кадетский корпус.
Кадетские корпуса второй половины 19-начала 20 века. Роль императора Александра III в развитии военного образования. Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II.
Кадетские корпуса в дореволюционной России. Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус
Российские кадетские корпуса за рубежом. 3 ч
Финляндский топографический кадетский корпус. Калишский кадетский корпус.
Первый русский кадетский корпус. Закрытие кадетских корпусов после революции. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус.
Воинское товарищество: кадеты, суворовцы, нахимовцы. 6 ч
Суворовские училища в СССР. Создание суворовских военных училищ в СССР. Ташкентское и Кутаисское суворовские училища. Суворовские спартакиады.
Нахимовские училища в СССР. Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР. Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища.
Суворовские и нахимовские училища сегодня.
Книги и воспоминания суворовцев и нахимовцев. Н.Смирнов, В. Драгомирецкий «Так вспомним алые погоны», С. Дарков «Записки суворовца», И. Лощилов «Ах, друзья мои, кадеты!», Н. Кунц «Суворовцы и нахимовцы – Герои» и др.
Восстановление в России кадетских корпусов . 3 ч
Учебные заведения кадетского типа в СССР.
Учебные заведения кадетского типа в современной России. Организация корпусов и обучение кадет. Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные знаки кадетских корпусов. Директора кадетских корпусов и их роль в формировании и организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Открытие новых корпусов.
История создания Североморского кадетского корпуса.
Честь имею! 2 ч
Георгиевские кавалеры. Офицерские династии.
Правила и традиции воспитанников кадетских корпусов.
Кадеты Лермонтовы. 2 ч
Род Лермонтовых в России.
Кадетские стихи и песни. 2 ч
Стихи и песни кадет в современном звучании.
Книги и воспоминания кадет и о кадетах Российских Императорских кадетских корпусов. 3 ч
О.Хазин. Пажи. Кадеты. Юнкера.
А.Йордан. Честь родного погона.
В.Бельский. О родном корпусе.
Кадеты-участники Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года. 2 ч
6 класс
Возникновение кадетских корпусов.
Императорские кадетские корпуса. Связь зарождения в России военно-учебных заведений с именем Петра I. Военное образование у великих и знаменитых.
Кадеты-первые выдающиеся авиаторы России.
Материалы воспоминаний внучатого племянника С.А.Ульянина Юрия Ульянина, майора авиации в отставке.
Ульянин Сергей Алексеевич- основоположник теории надежности в авиации.
Сикорский Игорь Иванович- русский авиаконструктор, основоположник мирового вертолетостроения.
Нестеров Пётр Николаевич- лётчик.
Первый кадетский корпус. Дом Романовых и его история.
Второй кадетский Императора Петра Великого корпус.
Гродненский кадетский корпус.
Корпус Чужестранных Единоверцев. Военно-сиротский дом. Пажеский корпус.
Известные выпускные корпуса. 5 ч
Радищев Александр Николаевич.
Паскевич Иван Фёдорович.
Пестель Иван Иванович.
Кропоткин Пётр Алексеевич.
Воспоминания М.И. Вальберга.
Полоцкий кадетский корпус во время Первой мировой войны. 1 ч
Владимиро-Киевский кадетский корпус. 2 ч
История основания корпуса.
Киевский кадетский корпус в смутные времена 1917-1919 г.г.
Кадеты в Белом движении. 3 ч
Восстание большевиков в Москве.
Жена кадета Нина Фёдоровна Бурова, командир белого партизанского отряда.
Кадеты в Ярославском восстании.
«Кадетский бунт.
События 5 октября 1905 года.
Морской кадетский корпус.
История создания.
Лучшие кадетские воспитатели.
Кадетский монастырь.
Марк Филиппович Горковенко – учитель флотоводцев.
«Отец всех кадет» - Великий князь Константин Константинович. Жизненный путь Великого князя.
Пётр Николаевич Врангель.
Генерал Борис Викторович Адамович.
Эвакуация Морского корпуса из Севастополя. 4 ч
Прощание с Родиной.
Константинополь-Бизерта.
Подвиг подводника М.А.Китицына.
Будни Бизертского морского корпуса.
Александр Васильевич Суворов. 1 ч
Биография. Жизненный путь. Заслуги перед Отечеством.
Кадетским корпусам России – быть! 1 ч
Донской Императора Александра III кадетский корпус. Кадетские корпуса в Красноярском крае. Сибирский кадетский корпус. Военно-космический Петра Великого кадетский корпус. Московские морские кадетские классы.
Всем смертям назло. Подвиг матери суворовца. 1 ч
Спасение подполковника Российской Армии Семена Бурлакова простой русской женщиной, матерью суворовца, Лидией Семеновной Камыниной. Литература
Для учителя:
1. Н. В. Шаронова. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса, журнал «Завуч» №4, 2000.
2. Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2003.
3. А.Г. Каспраж, Л.Ф.Иванова. Схема разработки программы авторского курса по выбору, журнал «Практика административной работы в школе», №6, 2003.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.: НИИ Школьных технологий. 2005 г.
5. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.
6. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2000 г.
7. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России. Воспитание школьников. 2006 г. № 3.
8. Российские кадеты. В.М.Меньшов. Том 1, 2. Санкт-Петербург. «Береста»-2003 год.
Для обучающихся:
1. Советская историческая энциклопедия, т. 6. М., 1965, с. 771.
2. Гуляев Ю. Н. О раннем периоде жизни и деятельности М.И. Голенищева-Кутузова. - "Бомбардир", 1995, № 3, с. 24-25.
3. Журнал «Кадетская перекличка», 2010 г., № 2.
4. Красавин О.А. В Суворовском кадетском корпусе, М., изд. Менеджер, 1999 г.
5. Военная форма. - М.: Терра, 2003.
6.Энциклопедия для детей. История. - М.: Терра, 2000.
7.Российские кадеты. В.М.Меньшов. Том 1, 2. Санкт-Петербург. «Береста»-2003 год.
5 класс
№
| Тема
| Кол-во часов
| Дата
| 1.
| Введение. Я - кадет!
| 2
|
|
| Понятия кадет, кодекс кадетской чести, честь, офицер, долг, патриотизм, Отечество и др.
Присяга и заветы кадет.
| 1 1
|
| 2.
| Форма одежды кадет.
| 3
|
|
| Появление кадетской формы.
Формирование единого образца кадетской формы
| 1
1
|
| 3.
| Символика кадетских корпусов.
| 1
|
|
| Нагрудные знаки. Жетоны. Знамёна.
| 1
|
| 4.
| Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века.
| 5
|
|
| Основные предпосылки создания кадетских корпусов.
Первые кадетские корпуса в России.
Кадетские корпуса в России в 30-40-е годы 19 в.
Кадетские корпуса второй половины 19-начала 20 века.
Кадетские корпуса в дореволюционной России.
| 1
1
1
1
1
|
| 5.
| Российские кадетские корпуса за рубежом.
| 3
|
|
| Финляндский топографический кадетский корпус.
Первый русский кадетский корпус.
| 1
2
|
| 6.
| Воинское товарищество: кадеты, суворовцы, нахимовцы.
| 6
|
|
| Суворовские училища в СССР.
Нахимовские училища в СССР.
Суворовские и нахимовские училища сегодня.
Книги и воспоминания суворовцев и нахимовцев.
| 1
1
1
3
|
| 7.
| Восстановление в России кадетских корпусов .
| 3
|
|
| Учебные заведения кадетского типа в СССР.
Учебные заведения кадетского типа в современной России.
История создания Североморского кадетского корпуса.
| 1
1
1
|
| 8.
| Честь имею!
| 2
|
|
| Георгиевские кавалеры. Офицерские династии.
Правила и традиции воспитанников кадетских корпусов.
| 1
1
|
| 9.
| Кадеты Лермонтовы.
| 2
|
| 10.
| Кадетские стихи и песни.
| 2
|
| 11.
| Книги и воспоминания кадет и о кадетах Российских Императорских кадетских корпусов.
| 3
|
|
| О.Хазин. Пажи. Кадеты. Юнкера.
А.Йордан. Честь родного погона.
В.Бельский. О родном корпусе.
| 1
1
1
|
| 12.
| Кадеты-участники Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года.
| 2
|
|
| ИТОГО
| 34 ч
|
6 класс
№
| Тема
| Кол-во часов
| Дата
| 1.
| Возникновение кадетских корпусов.
Императорские кадетские корпуса.
| 1
|
| 2.
| Кадеты-первые выдающиеся авиаторы России.
| 8
|
|
| Ульянин Сергей Алексеевич.
Сикорский Игорь Иванович.
Нестеров Пётр Николаевич.
Первый кадетский корпус. Дом Романовых и его история.
Второй кадетский Императора Петра Великого корпус.
Гродненский кадетский корпус.
Корпус Чужестранных Единоверцев. Военно-сиротский дом. Пажеский корпус.
| 1
1
1
1
1
1
1
1
|
| 3.
| Известные выпускные корпуса.
| 5
|
|
| Радищев Александр Николаевич.
Паскевич Иван Фёдорович.
Пестель Иван Иванович.
Кропоткин Пётр Алексеевич.
Воспоминания М.И.Вальберга.
| 1
1
1
1
1
|
| 4.
| Полоцкий кадетский корпус во время Первой мировой войны.
| 1
|
| 5.
| Владимиро-Киевский кадетский корпус.
| 2
|
|
| История основания корпуса.
Киевский кадетский корпус в смутные времена 1917-1919 г.г.
| 1
1
|
| 6.
| Кадеты в Белом движении.
| 3
|
|
| Восстание большевиков в Москве.
Жена кадета Нина Фёдоровна Бурова, командир белого партизанского отряда.
Кадеты в Ярославском восстании.
| 1
1 1
|
| 7.
| «Кадетский бунт»
| 1
|
| 8.
| Морской кадетский корпус.
| 1
|
| 9.
| Лучшие кадетские воспитатели.
| 5
|
|
| Кадетский монастырь.
Марк Филиппович Горковенко – учитель флотоводцев.
«Отец всех кадет» - Великий князь Константин Константинович. Жизненный путь Великого князя.
Пётр Николаевич Врангель.
Генерал Борис Викторович Адамович.
| 1
1
1 1
1
|
| 10.
| Эвакуация Морского корпуса из Севастополя.
| 4
|
|
| Прощание с Родиной.
Константинополь-Бизерта.
Подвиг подводника М.А.Китицына.
Будни Бизертского морского корпуса.
| 1
1
1
1
|
| 11.
| Александр Васильевич Суворов.
| 1
|
| 12.
| Кадетским корпусам России – быть!
| 1
|
| 13.
| Всем смертям назло. Подвиг матери суворовца.
| 1
|
|
| ИТОГО
| 34
|
6 класс Структурно программа курса состоит из 5 разделов.
Раздел 1. Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века
5 часов
Основные предпосылки создания кадетских корпусов, кадетские корпуса в России XVIII-XIX веках. Внутренняя организация корпусов до преобразований 1860-х годов. Реформа 1863 г. Реформа 1882 г. Роль императора Александра III в развитии военного образования. Формирование новых кадетских корпусов при Александре III (1882-1887 гг.). Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II (1896 – 1913 гг.). Казачьи кадетские корпуса. Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус – последний кадетский корпус, открытый в Российской империи.
Раздел 2. Российские кадетские корпуса за рубежом
3 часа
Финляндский топографический кадетский корпус. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус. Крымский кадетский корпус. Корпус-лицей имени императора Николая II.
Раздел 3. Суворовские и нахимовские училища
3 часа
Создание суворовских военных училищ в СССР. Ташкентское и Кутаисское суворовские училища. Суворовские спартакиады. Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР. Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища. Суворовские и нахимовские училища в настоящее время.
Раздел 4. Восстановление в России
кадетских корпусов в конце ХХ века
4 часа
Учебные заведения кадетского типа в СССР и современной России. Организация корпусов и обучение кадет. Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные знаки кадетских корпусов. Директора кадетских корпусов и их роль в формировании и организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Открытие новых корпусов.
Раздел 5. Кодекс кадетской чести
2 часа
Кодекс кадетской чести. Кодекс чести офицера. Правила и традиции русского кадетского корпуса. «Заповеди товарищества» Великого Князя Константина Константиновича. Шестьдесят семь заветов кадетам.
4. Календарно-тематический план
(приложение 1)
5. Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса учащихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Основные виды деятельности, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:
- анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);
- разработка проекта и его защита;
- составление хрестоматий и карт сражений;
- работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);
- работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами);
- практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.
При изучении курса используются следующие формы организации урока:
- проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не предполагающие однозначных ответов;
- задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;
- семинарские занятия.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа наглядных пособий, презентаций, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
6. Ожидаемый результат изучения курса
В результате изучения курса «История кадетских корпусов» ученик должен знать:
- историю создания и развития кадетского движения в России;
- историю Российских кадетских корпусов за рубежом;
- историю создания и развития суворовских и нахимовских училищ;
- о восстановлении в России кадетского движения в настоящее время.
Ученик должен уметь:
- пользоваться дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, литературой, интернет-ресурсами);
- выполнять практические задания (написание рефератов, разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.
Кроме этого, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений для:
- приобщения к национальной истории и духовной культуре;
- формирования личности;
- выработки убеждений и потребности в сознательном, добровольном и
творческом служении Отечеству на гражданском и военном поприще.
Программа обеспечивает воспитательный эффект, что особенно четко просматривается при изучении тем «История создания и развития кадетских корпусов», «Восстановление в России кадетских корпусов в конце XIX века», «Кадетское движение на современном этапе», «Кодекс кадетской чести». У учащихся воспитывается чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время, когда молодые ребята отказываются идти в армию.
«Из истории кадетских корпусов», «Форма одежды кадет», «Символика кадетских корпусов», «Присяга и заветы кадет», «Отечественная война 1812 года», «Достославные кадеты», «Кадеты в современных условиях».
Пояснительная записка
1. Место курса в образовательном процессе
Программа соответствует требованиям:
— Конституции РФ;
— «Закона об образовании»;
— Примерным требованиям к программам дополнительного образования
детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. №06-18-44).
Факультативный курс «История кадетских корпусов» для учащихся 7 кадетского класса ориентирован на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы и является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет, тесно связан с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.
Данный курс разработан специально для кадет 7 класса с учетом специфики программы развития школы, которая предполагает особое внимание к воспитанию кадет на примерах истории Отечества. Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.
Программа курса рассчитана на 17 учебных часов (при нагрузке 1 час в неделю).
При изучении курса учащиеся получают дополнительные знания, которые:
— необходимы учащимся для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;
— способствуют более полному освоению программы по истории, повышению уровня развития.
2. Цели и задачи курса
Главной целью кадетского образования и воспитания является создание условий для воспитания граждан России, способных сознательно, добросовестно и самоотверженно служить Отечеству на военном и гражданском поприще.
Данная цель положена в основу программы.
Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.
Курс «История кадетских корпусов» — это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию кадета, как личности и гражданина.
Цели курса «История кадетских корпусов»:
— создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет с активной гражданской позицией;
— создание основы для подготовки молодых людей к сознательному добровольному и творческому служению Отечеству на военном и гражданском поприще.
Задачи курса:
— приобщение кадет к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения;
— создание условий для формирования личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;
— возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;
— создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;
— воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».
Программа курса «История кадетских корпусов» построена с учетом возрастных и психологических особенностей.
В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:
конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития и становления кадетского движения в России;
историко-биографической информацией;
навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);
- элементом исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.
Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории кадетского движения.
3. Содержание курса
Структурно программа курса состоит из 5 разделов.
Раздел 1. Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века
5 часов
Основные предпосылки создания кадетских корпусов, кадетские корпуса в России XVIII-XIX веках. Внутренняя организация корпусов до преобразований 1860-х годов. Реформа 1863 г. Реформа 1882 г. Роль императора Александра III в развитии военного образования. Формирование новых кадетских корпусов при Александре III (1882-1887 гг.). Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II (1896 – 1913 гг.). Казачьи кадетские корпуса. Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус – последний кадетский корпус, открытый в Российской империи.
Раздел 2. Российские кадетские корпуса за рубежом
3 часа
Финляндский топографический кадетский корпус. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус. Крымский кадетский корпус. Корпус-лицей имени императора Николая II.
Раздел 3. Суворовские и нахимовские училища
3 часа
Создание суворовских военных училищ в СССР. Ташкентское и Кутаисское суворовские училища. Суворовские спартакиады. Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР. Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища. Суворовские и нахимовские училища в настоящее время.
Раздел 4. Восстановление в России
кадетских корпусов в конце ХХ века
4 часа
Учебные заведения кадетского типа в СССР и современной России. Организация корпусов и обучение кадет. Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные знаки кадетских корпусов. Директора кадетских корпусов и их роль в формировании и организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Открытие новых корпусов.
Раздел 5. Кодекс кадетской чести
2 часа
Кодекс кадетской чести. Кодекс чести офицера. Правила и традиции русского кадетского корпуса. «Заповеди товарищества» Великого Князя Константина Константиновича. Шестьдесят семь заветов кадетам.
4. Календарно-тематический план
(приложение 1)
5. Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса учащихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Основные виды деятельности, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:
— анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);
— разработка проекта и его защита;
— составление хрестоматий и карт сражений;
— работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);
— работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами);
— практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.
При изучении курса используются следующие формы организации урока:
— проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не предполагающие однозначных ответов;
— задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;
— семинарские занятия.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа наглядных пособий, презентаций, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
6. Ожидаемый результат изучения курса
В результате изучения курса «История кадетских корпусов» ученик должен знать:
— историю создания и развития кадетского движения в России;
— историю Российских кадетских корпусов за рубежом;
— историю создания и развития суворовских и нахимовских училищ;
— о восстановлении в России кадетского движения в настоящее время.
Ученик должен уметь:
— пользоваться дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, литературой, интернет-ресурсами);
— выполнять практические задания (написание рефератов, разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.
Кроме этого, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений для:
— приобщения к национальной истории и духовной культуре;
— формирования личности;
— выработки убеждений и потребности в сознательном, добровольном и
творческом служении Отечеству на гражданском и военном поприще.
Программа обеспечивает воспитательный эффект, что особенно четко просматривается при изучении тем «История создания и развития кадетских корпусов», «Восстановление в России кадетских корпусов в конце XIX века», «Кадетское движение на современном этапе», «Кодекс кадетской чести». У учащихся воспитывается чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время, когда молодые ребята отказываются идти в армию.
7. Система форм контроля
уровня достижений учащихся
Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:
— текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);
— |
|
|