Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая программа по факультативному курсу «история кадетских корпусов»


Скачать 417.01 Kb.
НазваниеРабочая программа по факультативному курсу «история кадетских корпусов»
страница1/2
Дата01.03.2016
Размер417.01 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморский кадетский корпус»

«Утверждаю»

Директор ГОБОУ «Североморский кадетский корпус»

_______________Е.А.Завадская

«03» сентября 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ

«ИСТОРИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ»


Разработала_____ Гром О.В., педагог-библиотекарь

ГОБОУ «Североморский кадетский корпус»

Программа обсуждена и согласована на методическом совете ГОБОУ

«Североморский кадетский корпус»

Протокол № 2 от «03» сентября 2014 г.


Программа принята на педагогическом совете

Протокол № 2 от «03» сентября 2014 г.


г. Североморск

2014 год

ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание кадетских корпусов и кадетских классов можно считать одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Их воспитанники на протяжении почти 200-летней истории составляли славу и гордость императорской России, давая ей выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.

Факультативный курс «История кадетских корпусов» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет, тесно связан с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.

Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.

Программа курса рассчитана на воспитанников 5-х и 6-х классов кадетского корпуса при нагрузке 34 учебных часа (1 час в неделю).

При изучении курса обучающиеся получают  дополнительные  знания, которые:

- необходимы для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;

- способствуют более полному освоению программы по истории, повышению уровня развития.

Главной целью кадетского образования является  создание условий для воспитания граждан России, способных сознательно, добросовестно и самоотверженно служить Отечеству  на военном и  гражданском поприще.

Данная цель положена в основу программы.

Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.

Курс «История кадетских корпусов» - это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию  кадета, как личности и гражданина.

Цели курса «История кадетских корпусов»:

- создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет  с активной гражданской позицией;

- создание основы для подготовки молодых людей к сознательному добровольному и творческому служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Задачи курса:

- приобщение  кадет к национальной истории и духовной культуре  через изучение истории кадетского движения;

- создание условий для формирования личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;

- возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;

- создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;

- воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».

Программа курса «История кадетских корпусов» построена с учетом возрастных и психологических особенностей.

В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:

  1. конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития и становления кадетского движения в России;

  2. историко-биографической информацией;

  3. навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);

  4. элементом исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории кадетского движения.

      Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:

     - текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);

     - тематический контроль (выполнение тестовых заданий);

     - итоговый контроль в форме выполнения практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).

     Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно.

     

Содержание

5 класс


  1. Введение. Я - кадет! 2 ч


Понятия кадет, кодекс кадетской чести, честь, офицер, долг, патриотизм, Отечество и др.

Присяга и заветы кадет. Посвящение в кадеты. Кадетская клятва. Гимн Союза кадет.


  1. Форма одежды кадет. 3 ч


История появления кадетской формы. Характерные особенности, значение и отношение учащихся к кадетской форме. Форма первых кадет.

Формирование единого образца кадетской формы. Шинель, клапан, башлык, галстук, вензель, шифровка и др. понятия. Ношение оружия.


  1. Символика кадетских корпусов. 1 ч


Нагрудные знаки. Жетоны. Знамёна.

  1. Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века. 5 ч

Основные предпосылки создания кадетских корпусов. Военное воспитание юношей в царской России.

Первые кадетские корпуса в России: Шляхетский кадетский корпус, Морской кадетский корпус и др.

Кадетские корпуса в России в 30-40-е годы 19 в.: Павловский кадетский корпус. Александрийский сиротский кадетский корпус. 2-ой Московский кадетский корпус.

Кадетские корпуса второй половины 19-начала 20 века. Роль императора Александра III в развитии военного образования. Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II.

Кадетские корпуса в дореволюционной России. Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус

  1. Российские кадетские корпуса за рубежом. 3 ч

Финляндский топографический кадетский корпус. Калишский кадетский корпус.

Первый русский кадетский корпус. Закрытие кадетских корпусов после революции. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус.


  1. Воинское товарищество: кадеты, суворовцы, нахимовцы. 6 ч

Суворовские училища в СССР. Создание суворовских военных училищ в СССР. Ташкентское и Кутаисское суворовские училища. Суворовские спартакиады.

Нахимовские училища в СССР. Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР. Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища.

Суворовские и нахимовские училища сегодня.

Книги и воспоминания суворовцев и нахимовцев. Н.Смирнов, В. Драгомирецкий «Так вспомним алые погоны», С. Дарков «Записки суворовца», И. Лощилов «Ах, друзья мои, кадеты!», Н. Кунц «Суворовцы и нахимовцы – Герои» и др.

  1. Восстановление в России кадетских корпусов . 3 ч

Учебные заведения кадетского типа в СССР.

Учебные заведения кадетского типа в современной России. Организация корпусов и обучение кадет. Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные знаки кадетских корпусов. Директора кадетских корпусов и их роль в формировании и организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Открытие новых корпусов.

История создания Североморского кадетского корпуса.


  1. Честь имею! 2 ч


Георгиевские кавалеры. Офицерские династии.

Правила и традиции воспитанников кадетских корпусов.


  1. Кадеты Лермонтовы. 2 ч


Род Лермонтовых в России.


  1. Кадетские стихи и песни. 2 ч


Стихи и песни кадет в современном звучании.


  1. Книги и воспоминания кадет и о кадетах Российских Императорских кадетских корпусов. 3 ч


О.Хазин. Пажи. Кадеты. Юнкера.

А.Йордан. Честь родного погона.

В.Бельский. О родном корпусе.


  1. Кадеты-участники Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года. 2 ч


6 класс


  1. Возникновение кадетских корпусов.


Императорские кадетские корпуса. Связь зарождения в России военно-учебных заведений с именем Петра I. Военное образование у великих и знаменитых.


  1. Кадеты-первые выдающиеся авиаторы России.


Материалы воспоминаний внучатого племянника С.А.Ульянина Юрия Ульянина, майора авиации в отставке.

Ульянин Сергей Алексеевич- основоположник теории надежности в авиации.

Сикорский Игорь Иванович- русский авиаконструктор, основоположник мирового вертолетостроения.

Нестеров Пётр Николаевич- лётчик.

Первый кадетский корпус. Дом Романовых и его история.

Второй кадетский Императора Петра Великого корпус.

Гродненский кадетский корпус.

Корпус Чужестранных Единоверцев. Военно-сиротский дом. Пажеский корпус.


  1. Известные выпускные корпуса. 5 ч


Радищев Александр Николаевич.

Паскевич Иван Фёдорович.

Пестель Иван Иванович.

Кропоткин Пётр Алексеевич.

Воспоминания М.И. Вальберга.


  1. Полоцкий кадетский корпус во время Первой мировой войны. 1 ч




  1. Владимиро-Киевский кадетский корпус. 2 ч



История основания корпуса.

Киевский кадетский корпус в смутные времена 1917-1919 г.г.


  1. Кадеты в Белом движении. 3 ч

Восстание большевиков в Москве.

Жена кадета Нина Фёдоровна Бурова, командир белого партизанского отряда.

Кадеты в Ярославском восстании.


  1. «Кадетский бунт.


События 5 октября 1905 года.


  1. Морской кадетский корпус.


История создания.


  1. Лучшие кадетские воспитатели.


Кадетский монастырь.

Марк Филиппович Горковенко – учитель флотоводцев.

«Отец всех кадет» - Великий князь Константин Константинович. Жизненный путь Великого князя.

Пётр Николаевич Врангель.

Генерал Борис Викторович Адамович.


  1. Эвакуация Морского корпуса из Севастополя. 4 ч


Прощание с Родиной.

Константинополь-Бизерта.

Подвиг подводника М.А.Китицына.

Будни Бизертского морского корпуса.


  1. Александр Васильевич Суворов. 1 ч


Биография. Жизненный путь. Заслуги перед Отечеством.


  1. Кадетским корпусам России – быть! 1 ч


Донской Императора Александра III кадетский корпус. Кадетские корпуса в Красноярском крае. Сибирский кадетский корпус. Военно-космический Петра Великого кадетский корпус. Московские морские кадетские классы.


  1. Всем смертям назло. Подвиг матери суворовца. 1 ч


Спасение подполковника Российской Армии Семена Бурлакова простой русской женщиной, матерью суворовца, Лидией Семеновной Камыниной.
Литература

     Для учителя:

1. Н. В. Шаронова. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса, журнал «Завуч» №4, 2000.

2. Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев.  Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2003.

3. А.Г. Каспраж, Л.Ф.Иванова. Схема разработки программы авторского курса по выбору, журнал «Практика административной работы в школе», №6, 2003.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.: НИИ Школьных технологий. 2005 г.

5. Гейнгардт Н.С.  Программа патриотического  воспитания. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.

6. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2000 г.

7. Вырщиков   А.,   Кусмарцев   М.   Патриотизм   на   службе   России.    Воспитание школьников. 2006 г. № 3.

8. Российские кадеты. В.М.Меньшов. Том 1, 2. Санкт-Петербург. «Береста»-2003 год.

     Для обучающихся:

1.  Советская историческая энциклопедия, т. 6. М., 1965, с. 771.

2.  Гуляев Ю. Н. О раннем периоде жизни и деятельности М.И. Голенищева-Кутузова. - "Бомбардир", 1995, № 3, с. 24-25.

3. Журнал «Кадетская перекличка»,  2010  г., № 2.

4. Красавин О.А.  В Суворовском кадетском корпусе, М., изд. Менеджер, 1999 г.

5. Военная форма. - М.: Терра, 2003.

6.Энциклопедия для детей. История. - М.: Терра, 2000.

7.Российские кадеты. В.М.Меньшов. Том 1, 2. Санкт-Петербург. «Береста»-2003 год.

5 класс




Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Введение. Я - кадет!

2







Понятия кадет, кодекс кадетской чести, честь, офицер, долг, патриотизм, Отечество и др.

Присяга и заветы кадет.

1
1




2.

Форма одежды кадет.

3







Появление кадетской формы.

Формирование единого образца кадетской формы

1

1




3.

Символика кадетских корпусов.

1







Нагрудные знаки. Жетоны. Знамёна.

1




4.

Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века.

5







Основные предпосылки создания кадетских корпусов.

Первые кадетские корпуса в России.

Кадетские корпуса в России в 30-40-е годы 19 в.

Кадетские корпуса второй половины 19-начала 20 века.

Кадетские корпуса в дореволюционной России.

1

1

1

1

1




5.

Российские кадетские корпуса за рубежом.

3







Финляндский топографический кадетский корпус.

Первый русский кадетский корпус.

1

2




6.

Воинское товарищество: кадеты, суворовцы, нахимовцы.

6







Суворовские училища в СССР.

Нахимовские училища в СССР.

Суворовские и нахимовские училища сегодня.

Книги и воспоминания суворовцев и нахимовцев.

1

1

1

3




7.

Восстановление в России кадетских корпусов .

3







Учебные заведения кадетского типа в СССР.

Учебные заведения кадетского типа в современной России.

История создания Североморского кадетского корпуса.

1

1

1




8.

Честь имею!

2







Георгиевские кавалеры. Офицерские династии.

Правила и традиции воспитанников кадетских корпусов.

1

1




9.

Кадеты Лермонтовы.

2




10.

Кадетские стихи и песни.

2




11.

Книги и воспоминания кадет и о кадетах Российских Императорских кадетских корпусов.

3







О.Хазин. Пажи. Кадеты. Юнкера.

А.Йордан. Честь родного погона.

В.Бельский. О родном корпусе.

1

1

1




12.

Кадеты-участники Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года.

2







ИТОГО

34 ч


6 класс




Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Возникновение кадетских корпусов.

Императорские кадетские корпуса.

1




2.

Кадеты-первые выдающиеся авиаторы России.

8







Ульянин Сергей Алексеевич.

Сикорский Игорь Иванович.

Нестеров Пётр Николаевич.

Первый кадетский корпус. Дом Романовых и его история.

Второй кадетский Императора Петра Великого корпус.

Гродненский кадетский корпус.

Корпус Чужестранных Единоверцев. Военно-сиротский дом. Пажеский корпус.

1

1

1

1

1

1

1

1




3.

Известные выпускные корпуса.

5







Радищев Александр Николаевич.

Паскевич Иван Фёдорович.

Пестель Иван Иванович.

Кропоткин Пётр Алексеевич.

Воспоминания М.И.Вальберга.

1

1

1

1

1




4.

Полоцкий кадетский корпус во время Первой мировой войны.

1




5.

Владимиро-Киевский кадетский корпус.

2







История основания корпуса.

Киевский кадетский корпус в смутные времена 1917-1919 г.г.

1

1




6.

Кадеты в Белом движении.

3







Восстание большевиков в Москве.

Жена кадета Нина Фёдоровна Бурова, командир белого партизанского отряда.

Кадеты в Ярославском восстании.

1

1
1




7.

«Кадетский бунт»

1




8.

Морской кадетский корпус.

1




9.

Лучшие кадетские воспитатели.

5







Кадетский монастырь.

Марк Филиппович Горковенко – учитель флотоводцев.

«Отец всех кадет» - Великий князь Константин Константинович. Жизненный путь Великого князя.

Пётр Николаевич Врангель.

Генерал Борис Викторович Адамович.

1

1

1
1

1




10.

Эвакуация Морского корпуса из Севастополя.

4







Прощание с Родиной.

Константинополь-Бизерта.

Подвиг подводника М.А.Китицына.

Будни Бизертского морского корпуса.

1

1

1

1




11.

Александр Васильевич Суворов.

1




12.

Кадетским корпусам России – быть!

1




13.

Всем смертям назло. Подвиг матери суворовца.

1







ИТОГО

34


6 класс
Структурно программа курса состоит из 5 разделов.

Раздел 1. Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века

5 часов

     Основные предпосылки создания кадетских корпусов, кадетские корпуса в России XVIII-XIX веках. Внутренняя организация корпусов до преобразований 1860-х годов. Реформа 1863 г. Реформа 1882 г. Роль императора Александра III в развитии военного образования. Формирование новых кадетских корпусов при Александре III (1882-1887 гг.). Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II (1896 – 1913 гг.).  Казачьи кадетские корпуса. Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус – последний кадетский корпус, открытый в Российской империи.

Раздел 2. Российские кадетские корпуса за рубежом

3 часа

     Финляндский топографический кадетский корпус. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус. Крымский кадетский корпус. Корпус-лицей имени императора Николая II.

Раздел 3. Суворовские и нахимовские училища

3 часа

     Создание суворовских военных училищ в СССР. Ташкентское и Кутаисское суворовские училища. Суворовские спартакиады. Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР.  Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища. Суворовские и нахимовские училища в настоящее  время.

Раздел 4. Восстановление в России

кадетских корпусов в конце ХХ века

4 часа

     Учебные заведения кадетского типа в СССР и современной России. Организация корпусов и обучение кадет. Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные знаки кадетских корпусов. Директора кадетских корпусов и их роль в формировании и организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Открытие новых корпусов.

Раздел 5. Кодекс кадетской чести

2 часа

     Кодекс кадетской чести. Кодекс чести офицера. Правила и традиции русского кадетского корпуса. «Заповеди товарищества» Великого Князя Константина Константиновича. Шестьдесят семь заветов кадетам.

4. Календарно-тематический план

(приложение 1)

5. Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса учащихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

     Основные виды деятельности, используемые на занятиях,  которые обеспечивают достижение поставленных целей:

     - анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);

     - разработка проекта и его защита;

     - составление хрестоматий и  карт сражений;

     - работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);

     - работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами);

     - практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

     При изучении курса используются следующие формы организации урока:

     - проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не  предполагающие  однозначных ответов;

     - задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;

     - семинарские занятия.

Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа наглядных пособий, презентаций, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Ожидаемый результат изучения курса

     В результате изучения курса «История кадетских корпусов» ученик должен знать:

     - историю создания и развития кадетского движения в России;

     - историю Российских кадетских корпусов за рубежом;

     - историю создания и развития суворовских и нахимовских училищ;

     - о восстановлении в России кадетского движения в настоящее время.

Ученик должен уметь:

     - пользоваться дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, литературой, интернет-ресурсами);

     - выполнять практические задания (написание рефератов, разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

     Кроме этого, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений для:

     - приобщения к национальной истории и духовной культуре;

     - формирования личности;

     - выработки убеждений  и  потребности  в  сознательном,  добровольном и

творческом служении Отечеству на гражданском и военном поприще.

     Программа обеспечивает воспитательный эффект, что особенно четко просматривается при изучении тем «История создания и развития кадетских корпусов», «Восстановление в России кадетских корпусов в конце XIX века», «Кадетское движение на современном этапе», «Кодекс кадетской чести». У учащихся  воспитывается чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время, когда молодые ребята отказываются идти в армию.

     
«Из истории кадетских корпусов», «Форма одежды кадет», «Символика кадетских корпусов», «Присяга и заветы кадет», «Отечественная война 1812 года», «Достославные кадеты», «Кадеты в современных условиях».

Пояснительная записка

1. Место курса в образовательном процессе

Программа соответствует требованиям:

— Конституции РФ;

— «Закона об образовании»;

— Примерным требованиям к программам дополнительного образования

детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. №06-18-44).

Факультативный курс «История кадетских корпусов» для учащихся 7 кадетского класса ориентирован на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы и является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет, тесно связан с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.

Данный курс разработан специально для кадет 7 класса с учетом специфики программы развития школы, которая предполагает особое внимание к воспитанию кадет на примерах истории Отечества. Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.

Программа курса рассчитана на 17 учебных часов (при нагрузке 1 час в неделю).

При изучении курса учащиеся получают дополнительные знания, которые:

— необходимы учащимся для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;

— способствуют более полному освоению программы по истории, повышению уровня развития.

2. Цели и задачи курса

Главной целью кадетского образования и воспитания является  создание условий для воспитания граждан России, способных сознательно, добросовестно и самоотверженно служить Отечеству  на военном и  гражданском поприще.

Данная цель положена в основу программы.

Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.

Курс «История кадетских корпусов» — это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию  кадета, как личности и гражданина.

Цели курса «История кадетских корпусов»:

— создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет  с активной гражданской позицией;

— создание основы для подготовки молодых людей к сознательному добровольному и творческому служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Задачи курса:

— приобщение кадет к национальной истории и духовной культуре  через изучение истории кадетского движения;

— создание условий для формирования личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;

— возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;

— создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;

— воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».

Программа курса «История кадетских корпусов» построена с учетом возрастных и психологических особенностей.

В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:

конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития и становления кадетского движения в России;

историко-биографической информацией;

навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);

- элементом исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории кадетского движения.

3. Содержание курса

Структурно программа курса состоит из 5 разделов.

Раздел 1. Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века

5 часов

Основные предпосылки создания кадетских корпусов, кадетские корпуса в России XVIII-XIX веках. Внутренняя организация корпусов до преобразований 1860-х годов. Реформа 1863 г. Реформа 1882 г. Роль императора Александра III в развитии военного образования. Формирование новых кадетских корпусов при Александре III (1882-1887 гг.). Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II (1896 – 1913 гг.). Казачьи кадетские корпуса. Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус – последний кадетский корпус, открытый в Российской империи.

Раздел 2. Российские кадетские корпуса за рубежом

3 часа

Финляндский топографический кадетский корпус. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус. Крымский кадетский корпус. Корпус-лицей имени императора Николая II.

Раздел 3. Суворовские и нахимовские училища

3 часа

Создание суворовских военных училищ в СССР. Ташкентское и Кутаисское суворовские училища. Суворовские спартакиады. Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР. Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища. Суворовские и нахимовские училища в настоящее время.

Раздел 4. Восстановление в России

кадетских корпусов в конце ХХ века

4 часа

Учебные заведения кадетского типа в СССР и современной России. Организация корпусов и обучение кадет. Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные знаки кадетских корпусов. Директора кадетских корпусов и их роль в формировании и организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Открытие новых корпусов.

Раздел 5. Кодекс кадетской чести

2 часа

Кодекс кадетской чести. Кодекс чести офицера. Правила и традиции русского кадетского корпуса. «Заповеди товарищества» Великого Князя Константина Константиновича. Шестьдесят семь заветов кадетам.

4. Календарно-тематический план

(приложение 1)

5. Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса учащихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Основные виды деятельности, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:

анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);

разработка проекта и его защита;

составление хрестоматий и карт сражений;

работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);

работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами);

практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

При изучении курса используются следующие формы организации урока:

проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не предполагающие однозначных ответов;

задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;

семинарские занятия.

Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа наглядных пособий, презентаций, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Ожидаемый результат изучения курса

В результате изучения курса «История кадетских корпусов» ученик должен знать:

историю создания и развития кадетского движения в России;

историю Российских кадетских корпусов за рубежом;

историю создания и развития суворовских и нахимовских училищ;

о восстановлении в России кадетского движения в настоящее время.

Ученик должен уметь:

пользоваться дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, литературой, интернет-ресурсами);

выполнять практические задания (написание рефератов, разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

Кроме этого, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений для:

приобщения к национальной истории и духовной культуре;

формирования личности;

выработки убеждений и потребности в сознательном, добровольном и

творческом служении Отечеству на гражданском и военном поприще.

Программа обеспечивает воспитательный эффект, что особенно четко просматривается при изучении тем «История создания и развития кадетских корпусов», «Восстановление в России кадетских корпусов в конце XIX века», «Кадетское движение на современном этапе», «Кодекс кадетской чести». У учащихся воспитывается чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время, когда молодые ребята отказываются идти в армию.

7. Система форм контроля

уровня достижений учащихся

Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:

текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);

  1   2