Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая программа на 2014-2015 учебный год духовно нравственное направление |
 Скачать 222.9 Kb. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Г.ТОММОТ
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2014-2015 учебный год
духовно - нравственное направление
«Секрет моего успеха» 68 часов в учебный год (2 часа в неделю)
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 8 г.Томмот
Ёлгиной Валентины Васильевны
Класс 3 «Б»
Духовно – нравственное направление
«Секрет моего успеха»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В основу рабочей программы положена программа Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Программа «Секреты моего успеха» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Она направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Программа «Секреты моего успеха» разработана на основе программы формирования психологического здоровья у детей О.В. Хухлаевой и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Основные задачи:
Формирование психологического здоровья.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Формирование позитивное отношение к своему «Я».
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
Развитие навыков социального поведения.
Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
Создание возможностей для самовыражения.
Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
Развитие познавательной мотивации.
Раскрытие творческого потенциала.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей младшего школьного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
В соответствии с учебным планом предмет внеурочной деятельности «Секрет моего успеха» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания программы «Секрет моего успеха»
Одним из результатов является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира.
Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: входная и итоговая диагностика, опросы, тестирования, тренинги, ролевые игры.
Ожидаемые результаты
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«Секрет моего успеха»
№ п/п
| Разделы, темы
| Количество часов
| 1
| Я - школьник.
| 15
| 2
| Мои чувства.
| 18
| 3
| Вспомним разные чувства.
| 5
| 4
| Чем люди отличаются друг от друга?
| 15
| 5
| Какой я? – Какой ты?
| 15
| Содержание и тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по классам
Содержание программы
| Тематическое планирование
| Характеристика деятельности обучающихся
| Я-школьник
| Знакомство. Введение в мир психологии.
Как зовут ребят моего класса?
Зачем мне нужно ходить в школу?
Мой класс.
Какие ребята в моем классе?
Мои друзья в классе.
Мои успехи в школе.
Моя учебная сила.
| Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Формирование позитивного отношения к своему «Я».
Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
Формирование познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.
| Мои чувства
| Радость. Что такое мимика?
Радость. Как ее доставить другому человеку?
Жесты.
Радость можно передать прикосновением.
Радость можно подарить взглядом.
Грусть.
Страх.
Страх. Его относительность.
Как справится со страхом.
Страх и как его преодолеть.
Гнев. С какими чувствами он дружит?
Может ли гнев принести пользу?
Обида.
Разные чувства.
| Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства других людей, качества характера.
Способствовать снижению уровня страха.
Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Формирование способности к самооценке.
| Вспомним чувства
| Чувства
| Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.
Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
| Чем люди отличаются друг от друга?
| Люди отличаются друг от друга своими качествами.
Хорошие качества людей.
Самое важное хорошее качество.
Кто такой сердечный человек?
Кто такой доброжелательный человек?
Трудно ли быть доброжелательным человеком?
Я желаю добра ребятам в классе.
Очищаю свое сердце.
Какие качества нам нравятся друг в друге?
Какими качествами мы отличаемся?
Люди отличаются друг от друга своими качествами.
В каждом человеке есть светлые и темные качества.
| Познакомить детей с понятием «качества людей».
Исследование своих качеств и особенностей.
Формирование позитивного отношения к своему «Я».
Повышение уверенности в себе.
| Какой я? – Какой ты?
| Какой Я?
Какой Ты?
Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
Школьные трудности.
Домашние трудности.
| Формирование позитивного отношения к своему «Я».
Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
| Календарно-тематического планирования
№ п/п
| Дата проведения
| Название темы
| Место проведения
| Время проведения
| План
| Факт
|
|
| 1/1
|
|
| Знакомство.
| Школа, класс
| Вторая половина дня
| 1/2
|
|
| Введение в мир психологии.
| 1/3
|
|
| Я – школьник.
| 1/4
|
|
| Зачем мне нужно ходить в школу?
| 1/5
|
|
| Зачем мне нужно ходить в школу?
| 1/6
|
|
| Мой класс.
| 1/7
|
|
| Как зовут ребят моего класса?
| 1/8
|
|
| Какие ребята в моем классе?
| 1/9
|
|
| Мои друзья в классе.
| 1/10
|
|
| Мои друзья в классе.
| 1/11
|
|
| Мои успехи в школе.
| 1/12
|
|
| Мои успехи в школе.
|
|
| 1/13
|
|
| Мои успехи в школе.
| 1/14
|
|
| Моя учебная сила.
| 1/15
|
|
| Моя учебная сила.
| 2/16
|
|
| Радость.
| 17
|
|
| Какая бывает радость?
| 18
|
|
| Как ее доставить другому человеку?
| 19
|
|
| Радость можно передать прикосновением.
| 20
|
|
| Радость можно подарить взглядом.
| 21
|
|
| Умею ли я радоваться?
| 22
|
|
| Как я дарю радость.
| 23
|
|
| Что такое мимика?
| 24
|
|
| Жесты.
| 25
|
|
| Грусть.
| 26
|
|
| Когда мне грустно?
| 27
|
|
| Страх. Его относительность.
| 28
|
|
| Как справится со страхом.
| 29
|
|
| Страх и как его преодолеть.
| 30
|
|
| Гнев. С какими чувствами он дружит?
| 31
|
|
| Может ли гнев принести пользу?
| 32
|
|
| Обида.
| 33
|
|
| Эмоциональная сфера человека.
| 34
|
|
| Разные чувства.
| 35
|
|
| Чувства.
| 36
|
|
| Навыки саморегуляции.
| 37
|
|
| Уровень самоконтроля.
|
|
| 38
|
|
| Самоконтроль.
| 39
|
|
| Чем люди отличаются друг от друга?
| 40
|
|
| Люди отличаются друг от друга своими качествами.
| 41
|
|
| Хорошие качества людей.
| 42
|
|
| Хорошие качества людей.
| 43
|
|
| Самое важное хорошее качество.
| 44
|
|
| Кто такой сердечный человек?
| 45
|
|
| Кто такой доброжелательный человек?
| 46
|
|
| Трудно ли быть доброжелательным человеком?
| 47
|
|
| Я желаю добра ребятам в классе.
| 48
|
|
| Очищаю свое сердце.
| 49
|
|
| Какие качества нам нравятся друг в друге?
| 50
|
|
| Какими качествами мы отличаемся?
| 51
|
|
| Люди отличаются друг от друга своими качествами.
| 52
|
|
| В каждом человеке есть светлые и темные качества.
| 53
|
|
| Какими качествами обладаю я.
| 54
|
|
| Какой Я?
| 55
|
|
| Какой Я?
| 56
|
|
| Какой Ты?
| 57
|
|
| Какой Ты?
| 58
|
|
| Трудности третьеклассника в школе, дома, на улице.
| 59
|
|
| Школьные трудности.
| 60
|
|
| Как преодолеть школьные трудности.
| 61
|
|
| Домашние трудности.
| 62
|
|
| Как преодолеть домашние трудности.
| 63
|
|
| Трудности на улице.
| 64
|
|
| Как преодолеть трудности на улице.
| 65
|
|
| Формирование позитивного отношения к своему «Я».
| 66
|
|
| Формирование позитивного отношения к своему «Я».
| 67
|
|
| Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
| 68
|
|
| Обобщение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительная литература: 1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
3. Жизненные навыки. Уроки психологии / Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-208 с.
4. Казанцева – Залеская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия2», 2004. – 456с.
6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000г. – 160с.
7. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.
8. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001г. – 128с.
9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.
10. Флейк-Хобсон К и др. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими. М., 1992г.
11. Фрайберг С. Волшебные годы: понимание и руководство проблемами раннего детства. М., 1997г.
12. Интернет ресурсы |
|
|