Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая программа факультативных занятий «В мире музыки» |
 Скачать 0.89 Mb. |
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативных занятий «В мире музыки» для 2 А,Б,В,Г,Д классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы начального общего образования школы, авторской программы «Музыка» (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.), 2012 и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин МБОУ СОШ №2 город Советский Тюменской области (утвержденный приказом 09.04.2013 г. № 47/1).
Учебно-методическое обеспечение
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами по музыке для 2 класса. В комплекты входят издания авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Пособия для учащихся.
Пособия для учителей
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс», Фонохрестоматия музыкального материала.
«Уроки музыки. 1—4 классы».
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
• накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Методы музыкального образования и воспитания:
-метод художественного, познания музыки;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод концентричности организации музыкального материала;
-метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
-метод игры;
-метод художественного контекста (выходы за пределы музыки).
С целью воспитания толерантности, гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и этического сознания, уважительного отношения к природе родного края в материал уроков музыки включен материл краеведческого характера.
Формы обучения: коллективная, фронтальная, групповая; парная, индивидуальная.
Широко привлекаются практические действия обучающихся. Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.
Для достижения планируемых результатов учителем и обучающимися используются материальные и идеальные средства обучения. Материальные средства обучения: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
Механизм формирования универсальных учебных действий
Эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Материал факультативного курса «В мире музыки» находит свое взаимодействие с материалом уроков литературного чтения, окружающего мира. Программа «В мире музыки» направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства.
Принципы отбора содержания программы:
– принцип связи музыки с жизнью, согласно которому программа обеспечивает опору процесса обучения на жизненный опыт учащихся, стимулирует привлечение жизненных ассоциаций младших школьников;
– принцип полимодальности, в соответствии с которым содержание факультативных занятий предусматривает изучение учениками музыкального искусства как особого способа постижения мира, предлагает охват разнообразных видов художественной деятельности с учётом индивидуальных возможностей детей;
– принцип диалогичности, учитывающий множественность интерпретаций и оценок музыкального текста, а также предусматривающий постижение учащимися музыки в единстве её создания, исполнения и восприятия;
– принцип художественности, гарантирующий постижение музыки по законам художественной деятельности и в формах самого искусства.
В процессе реализации программы предполагается широкое использование наглядных, практических и словесных методов. При этом следует отдавать предпочтение практическим методам, в том числе методам, способствующим творческому развитию учеников. В этом отношении метод моделирования художественно-творческого процесса выступает гарантом деятельностного освоения музыкального искусства, организует развёртывание музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.
Формы и приемы контроля:
-творческие задания;
-анализ музыкальных произведений;
-музыкальная викторина;
-тестирование;
-проектная деятельность.
Механизмы формирования универсальных учебных действий (УУД)
Эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Факультативные занятия, развивая умение учиться, призваны формировать у ребенка современную картину мира. Материал занятий находит свое взаимодействие с материалом уроков литературного чтения, окружающего мира, факультативных занятий с обучающимися вторых классов «Я и музыка». Программа «В мире музыки» направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства. Общая характеристика учебного курса
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
Материал факультативных занятий находит свое взаимодействие с материалом уроков: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство. Ученик познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи, маленькие рассказы и музыкальные произведения.
Описание места факультативных занятий «В мире музыки» в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ СОШ №2 г. Советский на 2015-2016 учебный год на изучение факультатива «В мире музыки» во 2 классе предусмотрено 34 часа (по 1 часу, 34 недели). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к музыке как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе музыкального.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание музыкального образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом дальнейшего обучения, обеспечивает введение учеников в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения факультативного курса «В мире музыки» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка— умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
— овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со- держания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
— овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
— приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
— формирование умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты
| Ученик научится:
Предметные результаты изучения музыки на первоначальном этапе отражают опыт учеников в музыкально-творческой деятельности:
- знать разнообразные танцевальные жанры (народный и классический бальный танец, современный эстрадный);
- знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление;
- различать колокольные звоны: благовест, трезвон, набат, метельный звон;
- размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения мыслей и чувств человека;
- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему;
- иметь представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- иметь общие представления о музыкальной картине мира;
- знать основные закономерности музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- познакомиться с материалом музыкальной культуры родного края;
- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.
| Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать музыку различных жанров;
- организовывать самостоятельно музыкально-творческую деятельность
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
|
Содержание учебного курса
Основное содержание факультативного курса представлено следующими линиями:
– «Мои первые ритмы»;
– «Мои первые ноты».
«Мои первые ритмы. Мои первые ноты» 2 класс
Факультативные занятия «Мои первые ритмы. Мои первые ноты»
Их ключевой целью является знакомство обучающихся начальных классов с временной организацией музыкальных звуков и основами нотного письма.
Ознакомление с явлением пульсации и метрическими долями. Понятие о сильной и слабой долях. Выявление различий между двудольной и трёхдольной пульсациями. Воспроизведение равномерной пульсации. Создание аккомпанемента к знакомой песне на основе равномерной пульсации. Разделение метрической пульсации и ритмического рисунка в процессе исполнения речевых упражнений.
Понятие о долгих и коротких длительностях звуков. Знакомство со слоговым обозначением длительностей звуков («та» и «ти»). Освоение основных ритмических мотивов. Воспроизведение одноголосных ритмических последовательностей с использованием звучащих жестов, ударных или шумовых инструментов. Использование одноголосных ритмических последовательностей в качестве аккомпанемента к песне. Ритмический диктант.
Освоение ритмического канона. Создание многоголосных ритмо-речевых партитур. Самостоятельное ориентирование в ритмической записи. Создание ритмического сопровождения к любой мелодии в размере 2/4 или 4/4 с использованием звучащих жестов, ударных или шумовых инструментов.
Знакомство с паузой. Освоение разнообразных ритмических построений, включающих паузу. Работа над ритмической точностью исполнения. Самостоятельное сочинение ритмических сопровождений к мелодии. Развитие чувства ритма, умения играть в ансамбле.
Работа над развитием звуковысотных представлений и ладового чувства. Освоение интонации III—V ступеней мажорного лада. Работа с мелодиями, построенными на I, II, III, V, VI ступенях мажорной пентатоники.
Понятие о ноте и нотном стане. Освоение расположения нот на нотном стане. Формирование навыка записи нот на нотоносце.
Знакомство с расположением нот на фортепианной клавиатуре. Формирование умения находить ноты на фортепианной клавиатуре.
Знакомство с названием длительностей (целая, половинная, четвертная, восьмая). Запись длительностей. Запись простых мелодий на нотоносце и их воспроизведение
Факультативные занятия способствуют развитию творческой активности, музыкальной грамотности, углублению музыкальных знаний и совершенствованию соответствующих умений и навыков, развитию коммуникативных способностей обучающихся.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
– формирование целостного представления о метре, ритме и системе длительностей;
– развитие чувства ритма;
– формирование звуковысотных представлений;
– развитие чувства лада;
– знакомство с основами нотной грамоты и нотного письма;
– развитие фантазии и изобретательности, ассоциативного мышления и воображения.
Условия организации учебного процесса:
– наличие у каждого ученика рабочей тетради;
– наличие на занятиях набора разнообразных музыкальных (шумовых, ударных, звуковысотных) инструментов;
– индивидуальный подход к каждому ребёнку.
|
|
|