Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Протокол № От 2013 г


Скачать 0.91 Mb.
НазваниеПротокол № От 2013 г
страница1/6
Дата03.03.2016
Размер0.91 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ………….

Согласовано Утверждаю

На заседании Директор МБОУ ДОД ….

Ф.ИО._________________ Педагогического Совета МБОУ ДОД…..

«___» 2014г.

Протокол № ________

От «___»___________2013 г.

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « Юный гражданин и патриот России»

Возраст обучающихся : 6 - 18 лет
Срок реализации : 3 года

Автор:

Гуково- 2014


«История предков всегда любопытна

для того, кто достоин иметь Отечество»

Н. Карамзин

1. Пояснительная записка
Курс военно – патриотической направленности является курсом дополнительного образования детей в общей системе образовательного процесса учреждения.

Предметом изучения данного курса является героическая история России, её Вооруженных Сил и начальная военная подготовка обучающихся.

Курс разработан в соответствии с государственной программой от 11 июля 2005 года № 422 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

Реализация курса способствует углублению знаний обучающихся по истории Российской государственности и воинской славы Отечества, воспитанию уважительного отношения к ветеранам войны и труда, приобретению высоких духовных и физических качеств, пропаганде и утверждению здорового образа жизни среди подростков, готовность успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Военно – патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в формировании у молодёжи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите Родины.

Патриотизм – достояние и состояние личности, которое характеризует высший уровень ее развития, как правило, проявляется в осознанной деятельности гражданина и представляет одну из наиболее важных и значимых ценностей общества и государства.

Родная Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьёт её воду, дышит её воздухом и проникается её красотой.

Есть глубочайший, нравственный смысл в преемственности поколений, во внутреннем единстве их исторических судеб, постигаемом через нетленность наших святынь. Изучая героическое прошлое Родины, мы черпаем в нем силу для новых свершений, равняемся на подвиги отцов и дедов. Они в своё время сделали всё, что смогли, для защиты и процветания России.

А теперь наступает наш черёд выполнить свой долг перед Отчизной – укрепить её экономическую и военную мощь. Много есть на свете, кроме России, государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родина даётся нам однажды, и на всю жизнь. Другой не будет никогда. « Клянусь вам своей честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь», - писал великий патриот России А. С. Пушкин.

Социальные сироты, группы риска, духовная деградация и дезориентация, асоциальное поведение, отягощение вредными привычками – таковы спутники нашей жизни в квартирах и на улицах родного города.

Следует отметить, что в последнее время, наметилась тенденция к усилению внимания общества к духовно – нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Исходя из всех этих предпосылок, разработана данная авторская дополнительная программа.



    1. Актуальность программы.


Общественные опросы и работа с детьми и молодежью показывают, что среди молодых людей большими темпами нарастает детская и молодежная преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм; у большинства молодых людей возникает стремление покинуть Родину. Однако, в обществе существуют и другие негативные явления, ослабляющие основы государства.

В сознании молодежи произошли заметные изменения в отношении к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества. Можно говорить и о резком снижении уровня практической подготовки юношества к армии, защите Отечества, падении престижа военной профессии, защитника России. Из года в год ухудшаются качественные характеристики (моральные и физические) молодого пополнения, степень его готовности к выполнению воинского долга.

Негативные явления в значительной степени имеют место и в нашем городе. Недостаточное развитие материально-технической базы, ослабление военно-шефской работы с учебными заведениями в целом, снижение числа соревнований и мероприятий по военно-прикладным видам спорта привели к ослаблению работы по подготовке юношей к службе в армии. Наблюдается рост числа наркоманов среди молодежи.

Таким образом, анализ поведения обучающихся школ и молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, усилению социальной патологии, росту преступности, пьянства, наркомании, тунеядства, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению, но и обновлению общества в целом.

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности военно-патриотического воспитания обучающихся школ и молодежи разработка и принятие данного курса является крайне актуальным и необходимым.

 

 

1.2.Новизна, оригинальность и отличительные особенности программы.
Отличие данного курса от существующих, заключается в том, что он направлен на реализацию широкого спектра направлений деятельности – общая и специальная физическая подготовка, основы выживания, основы военной топографии, стрелковая и парашютно - десантная подготовка, изучение истории Вооруженных Сил России.

Все эти отличия объединены общей целью и задачами – обеспечение совершенствования системы гражданского, патриотического и духовно – нравственного воспитания молодежи и детей, формирование социально – активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите.



    1. Цели и задачи программы.


Целью программы является создание условий для духовно- нравственного и военно- патриотического воспитания подрастающего поколения , формирование социальных и личностных качеств, наиболее полной их реализации на благо общества.

Главная цель военно- патриотического воспитания – возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения.

Из общей цели военно- патриотического воспитания вытекают следующие задачи:

  • формирование у обучающихся национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

  • приобщение подрастающего поколения к системе культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

  • создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга;

  • воспитание у обучающихся уважения к закону, нормам коллективной жизни;

  • воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства;

  • формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью.

Выполнение этих задач предполагает осуществление следующих основных мер:

  • проведение целенаправленной политики по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития подрастающего поколения;

  • утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшим, историческому и культурному прошлому России;

  • повышение эффективности системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждой личности любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина Отечества, патриота России;

  • обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств.




    1. Структурно - содержательные особенности программы.


Программа рассчитана на 3 года обучения:


  • 1 год обучения – начальный этап, являющийся основной базой. На данном этапе формируются у обучающихся начальные базовые знания и умения; проверяются и формируются моральные и психофизиологические возможности, определяется степень физических нагрузок, уровень состояния здоровья, происходит формирование учебного коллектива и его адаптация в образовательном процессе.

Рекомендуемый состав группы первого года обучения 12 – 15 человек.

Объем учебных часов составляет 144 часа в год. Занятия, продолжительностью 2 академических часа (академический час 45 минут) проводятся 2 раза в неделю с обязательным перерывом между занятиями не менее 10-15 минут.

Содержание 1- го года обучения: патриотическое и гражданское воспитание; изучение основ армейских дисциплин, их закрепление на практике; формирование нравственных и этических принципов, морально-ролевых и физических качеств, здорового образа жизни допризывной молодежи; противодействие проявлением политического и религиозного экстремизма; воспитание психологической устойчивости; обмен опытом между участниками и популяризация военно-патриотического движения молодежи России.
Содержание 2-го года обучения - этап углублённого и специализированного изучение основных разделов программы. Увеличивается количество практических занятий, интенсивность физических нагрузок с учетом уровня подготовленности обучащихся.

Рекомендуемый состав группы второго года не менее 8 - 10 человек. Группа второго года обучения формируется из обучающихся, успешно прошедших обучение по программе 1 года, а также из обучающихся, ранее не занимавшихся в объединении, но владеющих знаниями, умениями и навыками на уровне, определенном для выпускников 1- го года обучения.

Обьем учебных часов составляет 216 часов в год. Занятия, продолжительностью 3 академических часа (академический час 45 минут) проводятся 2 раза в неделю каждую неделю с обязательным перерывом между занятиями не менее 10-15 минут.

Программа включает в себя практические занятия с оружием, по строевой подготовке, гражданской обороне, военной топографии, теоретические занятия по истории создания Вооруженных Сил.
Содержание 3-его года обучения - этап углублённого и специализированного изучение основных разделов программы. На данном этапе закрепляются базовые знания и умения. Увеличивается количество практических занятий, интенсивность физических нагрузок. Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся. Знание этих особенностей увеличивает эффективность учебно-тренировочного процесса, способствует более близкому и доверительному отношению педагога и обучающихся, помогает педагогу в создании сплоченного, дружного коллектива.

Рекомендуемый состав группы третьего года не менее 7-8 человек. Группа третьего года обучения формируется из обучающихся, успешно прошедших обучение по программе 2 года. Обьем учебных часов составляет 324 часа в год. Занятия, продолжительностью 3 академических часа (академический час 45 минут) проводятся 3 раза в неделю с обязательным перерывом между занятиями не менее 10-15 минут.

Во внеурочное время деятельность основывается на системе традиционных мероприятий:

  • Спортивные мероприятия,

  • Учебные стрельбы.

  • Полевые выходы,

  • Культурно – массовые мероприятия,

  • Встречи с ветеранами ВОВ, афганской и чеченской войн.

Программа решает задачи формирования и развития у обучающихся дисциплинированности; уважения законности, стойкости, настойчивости, взаимовыручки, мужества, храбрости, способности к преодолению трудностей, внутренней готовности к жизненным ситуациям.



    1. Модель выпускника МОУ ДОД ЦЮД «Русич».


Модель выпускника разработана на анализе многолетнего опыта данного учреждения, где сложились добрые традиции, позитивный социальный опыт каждого выпускника.

Педагоги дополнительного образования «Русич», в основном это выпускники учреждения (95 %) - офицеры, сержанты спецназа, участники боевых действий в локальных конфликтах и пр.

Жизнь этих людей организована по принципу В.Ф.Маргелова: «Никто - кроме нас».

Военно-патриотическое образование осуществляется, в учебном процессе. В работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения мы опираемся на Областной закон «О государственной поддержке молодежи и детских общественных объединений в Ростовской области», Областную целевую программу «Молодежь Дона», Постановления Правительства РФ «О подготовке граждан к военной службе в ВС РФ».

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование соответствующих средств, способствующих достижению задач программы.

Система средств патриотического воспитания включает в себя три основных компонента:

  1. Материально-технический компонент (учебные кабинеты для занятий, специальное обмундирование, наглядные пособия, тир, учебно-полевые лагеря, учебное оружие).

  2. Учебно-воспитательный компонент (организация учебных военно-полевых сборов, формирование взглядов, убеждений, потребностей и интересов).

  3. Организационные средства патриотического воспитания – это весь комплекс мероприятий, осуществляющийся с использованием материально-технических и учебно-воспитательных средств.

К военно-патриотической направленности относятся следующие дисциплины:

  • Основы тактической подготовки;

  • Основы военной топографии;

  • Основы радиосвязи;

  • Основы разведывательной подготовки;

  • Огневая подготовка;

  • Уставы Вооруженных Сил РФ;

  • Основы медицинской подготовки

  • Военно-историческая подготовка

  • ОФП.




    1. Ожидаемые результаты реализации программы:




  1. Формирование высокого уровня гражданского самосознания и ответственности обучающихся.

  2. Развитие интереса у обучающихся к военной службе.

  3. Формирование гражданско—правовой компетентности молодежи.

  4. Развитие у молодёжи потребности в изучении истории своего края и Отечества.

  5. Создание целостной системы военно- патриотического воспитания, позволяющей формировать у подрастающего поколения и молодежи высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России.

Ожидаемым результатом систематических занятий по данной программе будет перевод обучающегося на следующий этап обучения, имеющего следующие характеристики:

• способен освоить программу в нормативные сроки;

• владеет знаниями, умениями и навыками на уровне не ниже среднего;

• умеет принимать ответственные решения в ситуации выбора и отстаивать свою позицию, проявлять патриотические чувства;

• обладает личностными качествами: дисциплинирован, готов прийти на помощь, корректен в общении, уважительно относится к окружающим, ответственен, стремится к развитию морально-волевых качеств.
К концу I года обучения по программе обучающиеся
должны знать:


  • символику России;

  • понятие о строе и его элементах;

  • обязанности перед построением и в строю, строевую стойку;

  • ордена и медали РФ;

  • теорию стрельбы;

  • порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова;

  • воинские звания и знаки различия ВС РФ;

  • основные битвы Великой Отечественной войны;

  • города-герои Великой Отечественной войны;

  • художественные произведения, песни и кино, посвященные Великой Отечественной войне;

  • правила оказания ПМП при различны травмах;


должны уметь:



  • собирать и разбирать автомат Калашникова;

  • преодолевать элементы полосы препятствий;

  • уметь стрелять из положения лежа, с колена;

  • оказывать простейшую первую медицинскую помощь;

  • выполнять комплекс вольных упражнений;

  • выполнять строевые приемы на месте без оружия;


должны владеть:

  • знать приемы рукопашного боя;

  • навыками страховки и самостраховки;

  • техникой бега на короткие и длинные дистанции.


К концу II года обучения по программе обучающиеся:
должны знать: основные команды для командования отделением;

  • воинские звания и знаки различия в период Великой Отечественной войны;

  • ордена и медали, появившиеся в годы Великой Отечественной войны;

  • материальную часть стрелкового оружия ВС РФ;

  • даты крупнейших исторических битв ВОВ;

  • основы военной топографии и радиосвязи;

  • основы парашютно – десантной подготовки.


должны уметь:

  • выполнять строевые приемы на месте и в движении без оружия;

  • выполнять показные упражнения по рукопашному бою ;

  • вести стрельбу из положения: лежа, сидя, стоя;

  • производить неполную разборку и разборку;

  • преодолевать полосу препятствий;

  • преодолевать общевойсковую полосу препятствий;

  • ориентироваться на местности;

  • оказывать первую медицинскую помощь;

  • выполнять комплекс вольных упражнений.


должны владеть:

  • техникой рукопашного боя;

  • техникой прицеливания и стрельбы.


К концу III года обучения по программе обучающиеся:
должны знать:

  • команды для командования отделением;

  • основы парашютно – десантной подготовки;

  • основы разведподготовки.


должны уметь:

  • командовать отделением;

  • выполнять строевые приемы в движения и на месте без оружия и с оружием;

  • выполнять приемы по рукопашному бою ;

  • вести стрельбу из положения: лежа, сидя, стоя, с колена;

  • производить полную разборку и сборку автомата;

  • преодолевать общевойсковую полосу препятствий;

  • оказывать первую медицинскую помощь.


должны владеть:

  • техникой рукопашного боя;

  • техникой преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий;

  • техникой стрельбы.



Основными показателями результатов программы являются, прежде всего:

  • степень сформированности у обучающихся навыков и устойчивости, их воспроизводства в различных учебных и других ситуациях;

  • уровень функциональной подготовки;

  • результат выступлений.

Прогнозируемые результаты:

- положительная динамика роста обучающихся;

- формирование у обучающихся разносторонних познавательных способностей;

- умение работать в команде, навыки групповой кооперации;

- формирование гражданского самосознания, патриотизма, толерантности, способности к ответственному самоопределению.



    1. Правовое обеспечение программы.


1. Конституция РФ;

2. Международная конвенция о правах ребенка 1989 г;

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2009-2010 гг.»;

4. Закон РФ «Об образовании»;

5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

6. Рекомендации об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации (письмо Минобразования России от 01.03.2002 г. № 30-51-131/16);

7. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-:ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России» (с изменениями от 22 августа 2004 г.);

8. Закон РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1- ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ( 144 ЧАС.)

УСТАВЫ ВС (ОВУ) – 24 часа

ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП) – 24 часа

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ТП) – 24 часа

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА (ОП) – 24 часа

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА (ВМП) – 24 часа

ВОЕННО – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ВИП) – 24 часа


№ темы

Тематика

теория

практика

Всего час.

УСТАВЫ В С - 24 часа

Раздел № 1. Устав Внутренней службы – 6 часов

1.

История становления воинских уставов

1




1

2.

Военнослужащие и взаимоотношения между ними

2




2

3.

Воинские звания, форма одежды, порядок и правила ношения военной формы

3




3







6




6

Раздел № 2. Дисциплинарный устав – 3 часа

1.

Понятие воинской дисциплины, чем достигается, на чем основывается.

3




3







3




3

Раздел № 3. Строевой устав – 15 часов

1.

Общие положения Строевого устава. Основные понятия.

1




1

2.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю

1




1

3.

Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение команд «становись», «равняйсь», «смирно», «вольно», «заправиться».




3

3

4.

Строевые приемы и движение без оружия. Повороты на месте.




4

4

5.

Строевые приемы и движение без оружия. Движение.




6

6







2

13

15

ОФП – 24 часа

Раздел №1. Ускоренное передвижение и преодоление препятствий

  1. часов

1.

Комплексное занятие №1

Бег 60 метров

Челночный бег 10 Х 10




2

2

2.

Комплексное занятие №2

Бег 500 метров

Преодоление простейших препятствий




2

2

3.

Подвижные игры




3

3










7

7

Раздел №2. Рукопашный бой 10 часов

1.

Приемы самостраховки при падении на грудь, на бок, на спину




4

4

2.

Простейшие приемы борьбы




6

6










10

10

Раздел №3. Гимнастика и атлетическая подготовка 7 часов

1.

Комплексное занятие №3

Кувырок спереди.

Сгибание-разгибание рук в упоре.




3

3

1.

Комплексное занятие №4

Кувырок со спины.

Подтягивание на перекладине.




4

4










7

7

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – 24 часа

Раздел №1. Общевойсковая тактика 19 часов

1.

Понятие о тактике.

1




1

2.

Бой и основные виды общевойскового боя

1




1

3.

Обязанности солдата в бою.

1




1

4.

Передвижение солдата в бою.




3

3

5.

Действие солдата в наступлении.




5

5

6.

Понятие о обороне.

1




1

7.

Действие солдата в обороне.




5

5

8.

Действия солдата, назначенного наблюдателем

1

1

2







5

14

19

Раздел № 2. Защита от оружия массового поражения – 3 часа

1.

Индивидуальные средства защиты

1




1

2.

Противогаз, его назначение, принцип работы. Надевание противогаза.

1

1

2







2

1

3

Раздел № 4. Топография – 2 часа



Определение сторон горизонта по компасу и по природным признакам.

1

1

2







1

1

2

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА – 24 часа

1.

Виды вооружений.

2




2

2.

Устройство, назначение, основные части автомата Калашникова.

1

6

7

3.

Действия солдата по команде «к бою»

1

3

4

4.

Основы прицеливания.

1

2

3

5.

Стрельбы из пневматической винтовки из положения «лежа»




8

8







5

19

24

ВОЕННО – МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА – 24 часа

1.

Первая медицинская помощь при травмах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях. Общие принципы оказания ПМП

1

-

1

2.


Первая медицинская помощь при травмах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях Восстановление основных функций – дыхании и кровообращения

1

3

4

3.

Первая помощь при ранениях. Понятие раны.

1

-

1

4.

Первая помощь при ранениях. Правила оказания ПМП при ранениях.

1

-

1

5.

Первая помощь при ранениях. Бинтовые повязки.

1

5

6

6.

Первая помощь при кровотечениях. Виды кровотечения и способы его остановки

1

3

4

7.

Первая помощь при травмах. Общее понятие о травмах.

1

-

1

8.

Первая помощь при травмах. Оказание ПМП при травмах

1

5

6







14

10

24

ВОЕННО – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - 24 часов

1.

Вооруженные силы РФ – защитники нашего отечества. История создания Вооруженных сил России.

1

-

1

2.

Боевые традиции Вооруженных сил России.

2

-

2

3.

История создания Воздушно-десантных Войск.

2

-

2

4.

В.Ф. Маргелов – создатель ВДВ.

1

-

1

5.

Дни воинской славы России. Летопись героической доблести российского воинства.

3

-

3

6.

Великие полководцы России.

3

-

3

7.

Десантники - герои Великой Отечественной войны.

2

-

2

8.

Духовные основы мужества и героизма русских воинов.

1

-

1

9.

Святой благоверный князь Александр Невский – патриот земли Русской.

1

-

1

10.

Суворовская «Наука побеждать».

1

-

1

11.

Наши земляки: воины – интернационалисты.

1

-

1

12.

Знамя Великой Победы

1

-

1

13.

Наши земляки – участники контртеррористической операции на Северном Кавказе.

1

-

1

14.

Гордимся подвигами выпускников Центра и свято чтим их память.

1

-

1

15.

Его имя носит Центр юных десантников «Русич».

1

-

1

16.

Донские казаки–верные сыны и защитники Отечества.

1




1

17.

Войсковой атаман М. Платов-герой Отечественной войны 1812 г.

1




1







24




24



Итого:


62

82

144
  1   2   3   4   5   6