Главная страница

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорога к храму Слова» для учащихся 2 класса



Скачать 103.52 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорога к храму Слова» для учащихся 2 класса
составитель
Дата19.02.2016
Размер103.52 Kb.
ТипПрограмма


Краткосрочная программа

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Дорога к храму Слова»

для учащихся 2 класса

Автор - составитель:

Честикова Ирина Сергеевна

учитель начальных классов
Информационная карта программы

Название программы « Дорога к храму Слова»

Вид модифицированная

(составлена на основе методических рекомендаций Ладыженской Т.А.)

Направление деятельности духовно -нравственное

Специфика содержания степень сложности речевых

недостатков и

психофизиологические

особенности

детей

Функциональное назначение развитие и обогащение речевой

деятельности детей

Срок реализации 1 год

Форма реализации групповая


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Дорога к храму Слова» - беседы о Добре, о великой силе Слова. Это живые беседы, чтение и обсуждение рассказов, сказок, стихов, пословиц. Они помогут научиться пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, помогут заселить детскую душу светлыми, добрыми образами.

В последние годы в программы обучения младших школьников все увереннее входит литература как предмет эстетического цикла. Но читательская деятельность не исчерпывается только школьным литературным образованием. На формирование читательских умений, навыков, интересов влияет семья, межличностное общение.        

          Эта точка зрения приуменьшает природный детский дар непосредственного восприятия произведения, понимания его сердцем, чувствами. Эмоциональная реакция вызывает у ребенка напряженную работу мысли, соучастие, отзывчивость.

Цель программы пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение.

Задачи программы:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;

  • ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.



АКТУАЛЬНОСТЬ
В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от3 до 5-6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют, спрягают, составляют предложения. Одарённые дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические истории.

Но вот проходят первые 3-4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, дети естественно, усваивают много специальных слов - овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И это приводит к печальным результатам: многие выпускники нашей школы так и не овладевают в должной мере родным языком, как средством общения.

А ведь нам надо приобщить ученика , быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими. И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный человеческий дар – дар слова, тем скорее добьёмся желаемых результатов. Начать решать проблему необходимо именно с младших школьников – как раз с детей того возрастного периода, когда они ещё обладают особенными способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению различными разновидностями связной речи.
Особенность программы в том, что весь замысел программы реализуется через художественно-эстетический и литературоведческий подходы.

Художественно-эстетический - предопределяет отбор произведений для чтения. Школьникам предлагаются художественные тексты, раскрывающие перед ними богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождающие чувства гармонии и красоты, помогающие понимать прекрасное в жизни, формирующие у ребенка собственное отношение к действительности.

Литературоведческий подход реализуется в анализе художественного текста в ходе литературных занятий, диалога.

       

 

Занятия по программе «Дорога к храму Слова» проводятся 1 раз в неделю
 Система занятий по программе базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности:

  • выразительное чтение учителем и рассказывание;


Планируемые результаты:

-расширение кругозора ребенка;

-знания о духовном наследии, истории и культуре родного края;

-развитие патриотизма, гражданственности;

-правильная самооценка.
Основные идеи содержания программ:



  1. От практики к теории и опять к практике.

Задача программы – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперёд в овладении умением общаться. Это требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются.

Система работы по программе предполагает организацию активной речевой деятельности учеников. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определённые высказывания. Поэтому каждая часть программы включает в себя задания продуктивного типа.

  1. Культурный человек – культура речевого поведения.

Эти понятия рассматриваются как соотносительные и взаимосвязанные. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

  1. Развитие творческого воображения и литературных способностей у детей.

Ребёнок «дышит» воздухом творчества, и нужно лелеять эту способность его души, больше свободы и фантазии. И тогда ученику захочется рассказать о чём-то своём и по-своему. Только в речевой практике он поймёт, что «с помощью родного языка можно творить чудеса»(К.Г. Паустовский)

  1. Весёлое сотворчество.

Программа учит серьёзным вещам, но так, чтобы детям было интересно. Методика всей работы задумана как увлекательное дело, которое требует творчества от детей. Стремлением учить серьёзному увлекательно объясняется особое внимание к отбору занимательного текстового материала: постановка задач проблемного характера, использование игровых приёмов, рисунков, с помощью которых ученики становятся активными участниками определённой речевой ситуации.
Содержание программы:

Для чего нужна речь?



Какая бывает речь?



Какую речь хочется слушать?



Учись говорить правильно.



Точнее, точнее, точнее.

2 ч

Богатая ли у тебя речь?



Выразительная речь



Твой словарик



Об одном и том же по-разному.

7ч.

Что такое текст?



Заключительное занятие



Итого:

34ч


ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«Дорога к храму Слова» (второй класс 1 занятие в неделю)


месяц

№ занятия

Тема занятия

Виды работы по развитию связной речи

Дата по плану

Дата проведения



С

Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь



О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Н
О
Я
Б
Р
Ь


1
2
3
4


5

6
7

8

9
10
11




Для чего нужна речь?
Слово сообщает, влияет, помогает.
Секреты волшебницы Речи.
Раз, два, три, четыре, пять учись считалки сочинять.
Какая бывает речь?

Говорим – слышим, читаем – пишем.


Сначала думаем, потом говорим.
Устная или письменная.
Какую речь хочется слушать?

Громко - тихо.

Медленно – быстро..
Узнай по голосу.
Каким тоном ты говоришь?







Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Я
Н
В
А
Р
Ь


12
13
14
15

16

17
18
19



Выделяй главное.
Разговор без слов.
Сочини сказку.
Учись говорить правильно.

Точнее, точнее, точнее.

Знакомые незнакомцы.
Выбери слово.
Богатая ли у тебя речь?
Выразительная речь.









Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь


20
21

22



Твой словарик.
Об одном и том же по-разному.

Разговорная и деловая речь.
Ты и твой собеседник.








М

А

Р

Т





А

П

Р

Е

Л

Ь



23
24
25
26

27

28
29




Художественная речь.
Словесные зарисовки.
Загадки.
Сказочные истории.

Твоя деловая речь.
Что такое текст?

О чём говорит заглавие?
Опорные слова.









М

А

Й


30
31
32
33
34




Основная мысль.
Как построить текст?
Цепочка предложений в тексте.
Какие бывают тексты?
Заключительное занятие.









Литература

Алифанова Е.А.Логопедические упражнения в рифмах. - М.,2005

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика.- СПб.,2000

Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. –М., 1990

Лопухина И.С. Логопедия.550 упражнений для развития речи. – М.,1999

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 1995

Сухих И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – М., 2005

Юрова Е.В. Коррекция устной речи. – М., 1998