Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа учителя технологии Коломейцевой Аллы Сергеевны по технологии в 10 классе. Пояснительная записка


Скачать 207.35 Kb.
НазваниеПрограмма учителя технологии Коломейцевой Аллы Сергеевны по технологии в 10 классе. Пояснительная записка
Дата27.04.2016
Размер207.35 Kb.
ТипПрограмма

Рабочая программа

учителя технологии

Коломейцевой Аллы Сергеевны

по технологии в 10 классе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа по технологии для 10 класса составлена на основе следующих документов: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004, Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа составлена в соответствии с программой учебника «Технология. 10 класс» под редакцией В. Д. Симоненко (Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2005г.) и рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа год.

Цели и задачи программы:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя разделы «Технология решения творческих задач» (11 часов), «Экологические проблемы. Природоохранные технологии» (6 часов), «Технология профессионального самоопределения и карьеры» (12 часов), «Проектная деятельность» (5 часов).

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические работы, планирование различных видов деятельности, моделирование, конструирование.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

  • Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

  • Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей.


Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению.


Интегрированный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, с современными технологиями, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

Технология 10 класс. 34 часа.

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

Форма проведения урока

Формы контроля

на раздел

на тему

План

Факт










Основы предпринимательства

11 часов
















1

Предпринимательство в экономической структуре общества. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели, задачи. История становления предпринимательства в России.




1 час







Тематический

Практическая работа: оценка собственного потенциала предпринимателя (тест).

2

Ресурсы и факторы производства.




1 час







Интегрированный

Практическая работа: определить необходимые ресурсы небольшого предприятия (по выбору – хлебобулочного, тепличного и т.п.).

3

Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда.




1 час







Комбинированный

Тестирование. Практическая работа:

составить график работы любого предприятия нашего поселка.

4

Налогообложение в России




1 час







Тематический

Опрос. Практическая работа: определение размера налога. Заполнить таблицу.

5

Предпринимательская фирма. Нормативная база предприятия.




1 час







Комбинированный

Опрос. Практическая работа: привести примеры каждого вида предпринимательства (занести в таблицу).

Деловая игра: «Товарный знак продукции».

6

Менеджмент в деятельности предприятия. Организация и уровни управления на предприятии.




1 час







Комбинированный

Тестирование. Практическая работа: составить подробный план действий для решения одной из проблем: продать старый велосипед; сшить юбку; принять гостей. Тестирование (проверка расположенности к деятельности менеджера).

7

Маркетинг в деятельности предприятия.




1 час







Комбинированный

Опрос. Практическая работа: разработать примерный план маркетинга по продвижению товаров (любых, по выбору) на рынках сбыта.

8

Себестоимость продукта.




1 час







Интегрированный

Опрос по карточкам. Практическая работа: решение задач по определению себестоимости продукции.

9

Бизнес-план. Бизнес-план ученической компании «Мастерица».




1 час







Комбинированный

Опрос по карточкам. Опрос. Составить основные разделы бизнес-плана с кратким описанием для следующих идей. Выбор сферы деятельности.

10

Творческий проект «Мое собственное дело»




1 час







Творческая мастерская

Работа над проектом бизнес-плана «Мое собственное дело».

11

Презентация творческого проекта «Мое собственное дело»




1 час







Презентация

Презентация творческого проекта «Мое собственное дело»




Имидж и этикет современного делового человека.

6 часов
















12

Имидж офиса.




1 час







Интегрированный

Опрос. Практическая работа:

Разработка составляющих имиджа офиса.

13

Дизайн офиса.




1 час







Интегрированный

Опрос по карточкам. Практическая работа: разработка эмблемы фирмы по выбору учащегося.

14

Имидж сотрудников.




1 час







Комбинированный

Опрос по карточкам. Практиче6ская работа: описать предполагаемую внешность будущего руководителя.

15

Служебно-деловой этикет.




1 час







Комбинированный

Тестирование. Письменная работа: составить деловое письмо на предложенные темы по выбору.

16

Офисный работник. Секретарь-референт, его роль в офисе.




1 час







Комбинированный

Практическая работа:

Тест «Секретарь референт». Реферат.

17

Творческий проект.




1 час










Выполнение творческого проекта.




Информационные технологии.

12 часов
















18

Техника для телефонной связи.




1 час







Комбинированный

Опрос по карточкам. Практическая работа: используя рекламную информацию, проанализируйте имеющиеся модели телефонов и их возможности.

19

Офисная оргтехника.




1 час







Практическая работа

Опрос по карточкам. Практическая работа: Изучение работы офисной оргтехники.

20

Периферийное оборудование.




1 час







Практическая работа

Опрос по карточкам. Изучение работы оборудования.

21

Печатающие устройства, подключаемые к компьютерам.




1 час







Практическая работа

Тестирование. Практическая работа. Определить тип вашего принтера, качество печати, его производительность.

22

Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники.




1 час







Комбинированный

Опрос. Практическая работа: проанализировать соотношение «производительность - цена» для различных сетевых соединений.

23

Всемирная компьютерная сеть INTERNET.




1 час







Комбинированный

Опрос. Практическая работа: создание своего адреса в сети Интернет.

24

Компьютерная поддержка предпринимательства




1 час







Комбинированный

Опрос. Реферат.

25

Информационные услуги в маркетинге.




1 час







Комбинированный

Практическая работа:

Разработка схемы передачи информации.

26

Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии.




1 час







Практическая работа

Опрос. Практическая работа: при помощи графического редактора создать рисунок для вышивки.

27

Возможности использования компьютерной техники в офисах фирм.




1 час







Комбинированный

Опрос по карточкам. Реферат.

28

Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление»




2 часа







Комбинированный

Опрос по карточкам. Реферат.

29

Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление»













Практическая работа

Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление»




Основы художественного проектирования изделий.

5 часов
















30

Понятие об основах проектирования. Алгоритм дизайна.




1 час







Интегрированный

Опрос. Сбор информационного материала для дизайн-проекта.

31

Банк идей. Потребности изменяют изделие. Мысленное создание нового изделия. Материализация проекта. Учебный дизайн-проект.




1 час







Интегрированный

Практическая работа:

описание своего воображаемого изделия.

32

Выполнение дизайн-проекта




1 час







Практическая работа

Работа над проектом.

33

Выполнение дизайн-проекта




1 час







Практическая работа

Работа над проектом.

34

Защита и оценка проекта




1 час







Презентация

Защита и оценка проекта


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Основы предпринимательства (11 часов).

Предпринимательство в экономической структуре общества. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели, задачи. История становления предпринимательства в России. Предпринимательство. Физическое и юридическое лицо. Самостоятельность и инициативность. Частная собственность, конкуренция, система свободного предпринимательства, прибыль. Закон о предпринимательстве РФ.

Задание. Практическая работа: оценка собственного потенциала предпринимателя (тестирование).

Ресурсы и факторы производства. Природные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Факторы производства. Земля, труд, капитал - факторы производства.

Задание. Практическая работа: определить необходимые ресурсы небольшого предприятия (по выбору – хлебобулочного, тепличного и т.п.).

Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда. Коллектив. Коллективный договор. Защита трудовых прав работника. Производительность труда. Оплата труда: индивидуальная, коллективная, бригадная; сдельная, повременная, по конечному результату, договорная. Коэффициент трудового участия (КТУ).

Практическая работа: составить график работы любого предприятия нашего поселка.

Налогообложение в России. Налог. Назначение налогов. Прогрессивные, регрессивные, пропорциональные налоги. Разновидности налогов и объекты налогообложения . Льготы, налог на доход физических лиц.

Задание. Практическая работа: расчет размеров налогов, итог занести таблицу и сравнить (прогрессивные, регрессивные, пропорциональные налоги).

Предпринимательская фирма. Нормативная база предприятия. Основы создания предприятия. Виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое и посредническое, страховое предпринимательство. Физическое и юридическое лицо. Юридический адрес, расчетный счет, печать и штамп, товарный знак, устав и учредительный договор.

Задание. Опрос. Практическая работа: привести примеры каждого вида предпринимательства (занести в таблицу). Деловая игра: «Товарный знак продукции».

Менеджмент в деятельности предприятия. Организация и уровни управления на предприятии. Управление: планирование, организация, мотивация и контроль. Основная цель – результат на основе согласованных действий. Составляющие менеджмента. Характеристики системы управления

Задание. Практическая работа: составить подробный план действий для решения одной из проблем: продать старый велосипед; сшить юбку; принять гостей. Тестирование (проверка расположенности к деятельности менеджера).

Маркетинг в деятельности предприятия. Сущность и стратегия маркетинга. Процесс управления маркетингом. Маркетинг. сущность и задачи. Разработка комплекса маркетинга. Товар. Ценообразование. Стратегия цен. Реклама. Отбор целевых рынков.

Задание. Практическая работа: разработать примерный план маркетинга по продвижению товаров (любых, по выбору) на рынках сбыта.

Себестоимость продукта. Понятие о себестоимости продукции. Производственная и полная себестоимость. Формула расчета себестоимости продукта. Амортизация. Калькуляция.

Задание. Практическая работа: решение задач по определению себестоимости продукции.

Бизнес-план. Бизнес-план ученической компании «Мастерица». Новаторская идея. Бизнес-план, как документ. Его задачи и основные разделы. Пример бизнес плана ученической компании «Мастерица». Базовые области производства и круг услуг. Возможные формы товаров народного потребления. Составление проекта бизнес-плана «Мое собственное дело».

Задание. Составить основные разделы бизнес-плана с кратким описанием для следующих идей.

Творческий проект «Мое собственное дело». Обоснование проекта. Цели бизнес-плана. Характеристика продукции. Спрос и рынок сбыта. Производственные мощности. Оценка рисков.

Задание. Работа над проектом бизнес-плана «Мое собственное дело».

Презентация творческого проекта «Мое собственное дело». Презентация творческого проекта и оценка проектов одноклассников.

Имидж и этикет современного делового человека (6 часов).

Имидж офиса. Технология «имиджирования»: кодекс поведения человека. Модель поведения. Этикет и этика. Имидж. Модель формирования имиджа организации. Имидж помещения фирмы. Морально - психологический климат. Фирменный стиль.

Задание. Практическая работа: разработка составляющих имиджа офиса.

Дизайн офиса. Дизайнер. Планировка здания, интерьер. Решения, меняющие зрительное восприятие. Фактуры и колор. Освещение, мебель, офисное оборудование. Вывеска предприятия. Организация приема посетителей. Персонал. Фирменный стиль.

Задание. Практическая работа: разработка эмблемы фирмы по выбору учащегося.

Имидж сотрудников. Сотрудники – поведение; одежда; взаимоотношения. Подтянутость, энергичность и собранность. Деловая одежда для мужчин и женщин.

Задание. Практиче6ская работа: описать предполагаемую внешность будущего руководителя.

Служебно-деловой этикет. Правила хорошего тона. Служебно-деловой этикет. Имидж делового человека. Шесть правил Дейла Карнеги. Субординация в деловых отношениях. Организация деловых контактов. Ведение деловых бесед. Деловая переписка.

Задание. Письменная работа: составить деловое письмо на предложенные темы по выбору.

Офисный работник. Секретарь-референт. Его роль в офисе. Секретарь-референт – лицо фирмы. Квалифицированность, инициативность, организованность, осведомленность, ответственность, пунктуальность, дипломатичность, хорошая память. Корректность, вежливость и доброжелательность. Чувство такта. Этикет телефонных переговоров. Деловая культура секретаря.

Практическая работа: Тест «Секретарь референт». Реферат.

Творческий проект «Вывеска для офиса», «Визитка», «Форменная одежда» (по выбору учащихся). Обоснование проекта. Выбор модели. Выбор и анализ вариантов. Последовательность выполнения операций. Себестоимость, реклама, оценка качества проекта.

Задание. Выполнение творческого проекта.

Информационные технологии (12 часов).

Техника для телефонной связи. Аналоговые и цифровые телефоны. Их функции. Беспроводные телефоны, интерком, перевод разговора, режим конференции. Автоответчики, автоматические определители номера. Коммуникационные системы связи, офисные мини-АТС, цифровые гибридные системы.

Задание. Практическая работа: используя рекламную информацию, проанализируйте имеющиеся модели телефонов и их возможности.

Офисная оргтехника. Факс. Принцип работы, обслуживания. Копировальный аппарат. Принцип работы, обслуживания.Бумага для офисной техники .

Задание. Изучение работы офисной оргтехники.

Периферийное оборудование Задачи оборудования: ввод информации, ее отображение, обработка, хранение и передача. Ввод: клавиатура, мышь, сканер, модем, световое перо, джойстик. Отображение: монитор (дисплей), принтер, графопостроитель (плоттер). Обработка: центральный процессор. Хранение: запоминающие постоянные и оперативные устройства.

Задание. Практическая работа: Изучение работы оборудования.

Печатающие устройства, подключаемые к компьютерам. Принтер, его основные характеристики. Струйные и лазерные принтеры. Графопостроители и плоттеры.

Задание. Практическая работа. Определить тип вашего принтера, качество печати, его производительность.

Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники. Локальные и глобальные компьютерные сети. Система телекоммуникаций. Одноранговая сеть, сеть типа «клиент-сервер».

Задание. Практическая работа: проанализировать соотношение «производительность - цена» для различных сетевых соединений.

Всемирная компьютерная сеть INTERNET. Единая мировая компьютерная сеть INTERNET. Способ подключения. Адрес, домен. Электронная почта. Удаленный доступ. Сервис www.

Задание. Практическая работа: создание своего адреса в сети Интернет.

Компьютерная поддержка предпринимательства. Информация как основной ресурс. Внедрение автоматизированных систем. Цели. Пакеты офисных приложений. Список услуг, оказываемый сетью предпринимателям. Требования к оборудованию.

Задание. Практическая работа.

Информационные услуги в маркетинге. Исследование рынка. Настольная издательская система, система управления базами данных. Майкрософт. Значение Интернета для маркетинга.

Задание. Практическая работа: Разработка схемы передачи информации.

Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии. Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии. Швейные машины со встроенными микропроцессорами. Проектирование моделей одежды, конструкции изделия. Автоматизация раскроя. Применение информационных технологий в бытовых условиях. Вышивка.

Задание. Практическая работа: при помощи графического редактора создать рисунок для вышивки.

Возможности использования компьютерной техники в офисах фирм. Организация локальной сети для совместной работы сотрудников; работа с электронной почтой, изготовление чертежей; создание баз данных, каталогов, оформление презентаций, дизайн-анализ продукции. Задание. Реферат.

Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление». Обоснование проекта. Технологическая карта выполнения работы. Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление».

Основы художественного проектирования изделий (5 часов).

Понятие об основах проектирования. Алгоритм дизайна. Законы художественного конструирования - единство формы и содержания. Пропорции, симметрия, динамичность, статичность, контраст, равновесие формы, цветовое оформление. Экспертиза и оценка изделий. Таблица контрольных вопросов «Алгоритм дизайна».

Задание. Сбор материала для дизайн-проекта.

Банк идей. Потребности изменяют изделие. Мысленное создание нового изделия. Материализация проекта, Учебный дизайн-проект. Банк идей и предложений. Потребности и требования. Изменение функций и облика. Определение цели изделия. Макетирование изделий. Испытания. Стоимость и цена проектов. Экспертиза изделия, выбор материалов, составление спецификации. Изучение учебного дизайн-проекта.

Задание. Практическая работа: описание своего воображаемого изделия.

Выполнение дизайн-проекта .Выполнение проекта. Расчет себестоимости изделия. Отбор материала.

Выполнение дизайн-проекта. Выполнение дизайн-проекта.

Защита и оценка проекта. Защита (презентация) проекта.

Задание. Защита и оценка проектов.
Темы проектов:

  1. Мое собственное дело.

  2. Компьютерная открытка-поздравление.

  3. Мебель: стулья, лавки, кресла, стеллажи, шкафчики для обуви, шкафчики для детской комнаты, полки.

  4. Игры и игрушки: компьютерные игры, развивающие и развлекательные игры, мягкие игрушки.

  5. Авто- и робототехника; мини-модели; луноходы, роботы, игровые автоматы.

  6. Осветительные приборы: светомузыка, люстры, абажуры, бра, торшеры, рекламное освещение, садовые светильники, различная подсветка.

  7. Украшения и аксессуары: из бисера, кожи, чеканка, макраме; украшения для дома: флористика, различные вазы.


Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 10 класса.

Учащиеся должны знать:

  • место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;

  • ресурсы и факторы производства; условия прибыльного производства; нормативную базу предприятия;

  • роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей;

  • специфику работы офисного сотрудника; основные требования, предъявляемые к офисным сотрудникам, технологии создания имиджа;

  • нормы служебно-делового этикета и этикет телефонных разговоров;

  • основы создания бизнес-плана, его составляющие;

  • информационные средства коммуникации; периферийное оборудование ПК;

  • основы художественного проектирования изделий; законы художественного конструирования изделий


Учащиеся должны уметь:

  • выдвигать, развивать и обосновывать деловые идеи;

  • изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции;

  • разрабатывать примерный бизнес-план;

  • работать с офисной оргтехникой;

  • разрабатывать простые проекты изготовления изделий;

  • соблюдать правила безопасности труда.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Список научно-методического обеспечения.

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru/

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2005

  3. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  4. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под. ред. В.Д. Симоненко. – М. Вента- Граф, 2005.

  5. Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2004.

  6. Технология: Рекомендации по использованию учебников: Профильная школа. - М.: Вентана-Граф, 2005.

  7. Симоненко В.Д. Технология: Рекомендации по использованию учебников. – М. Вента- Граф, 2005.


Список литературы.

  1. Джонс Дж. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986.

  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.

  3. Кудрявцев Т. В. Психология творчества. - М.: Педагогика, 1974.

  4. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под. ред. Павлова М. Б., Дж. Питт, Гуревич М. И., Сасова И. А..- М.: Вента-Граф, 2003.

  5. Толяко В. А. Психология решения школьниками творческих задач. – Киев: Изд. Школа, 1983.

  6. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под. ред. Павлова М. Б., Дж. Питт, Гуревич М. И., Сасова И. А..- М.: Вента-Граф, 2003.

  7. Хейне П. Экономический образ мышления.


Печатные пособия:

Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы, схемы, технологические карты.
Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

  3. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности, используемые при изучении курса технологии (эл. носители).

  4. Презентации: по темам курса.