Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» |
 Скачать 0.5 Mb. |
1 2 3 Программа учебного предмета
«Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся
по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства
«Музыкальный фольклор» Пояснительная записка Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918; 2011, N 23, ст. 3261; N 25, ст. 3537, 3538; N 27, ст. 3871), приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе».
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по предмету «Музыкальный инструмент: аккордеон» и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики (сольной), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Данная программа составлена с учётом опыта передовых музыкантов нашего времени, таких как Ф. Липс, Р. Бажилина, Г. Шахова, В. Брызгалина и т.д. и все программные требования разработаны с учётом соблюдения дидактического принципа «последовательности и доступности» в обучении и усвоении учебного материала.
За основу данной программы взята программа:
Музыкальный инструмент (аккордеон). Программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. / Сост. Л.В.Гаврилов.- М.,1988
Программа может служить и методическим пособием, как для начинающих преподавателей, так и для преподавателей с большим стажем работы и являться ориентиром для единых требований работы народного отдела в Детской школе искусств по данной программе обучения.
Уроки музыкального инструмента предполагают индивидуальные занятия с учащимся, на которых они приобретают:
знания, умения и навыки игры на аккордеоне, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства.
Значимость занятий по музыкальному инструменту заключается в:
овладении учащимися духовными и культурными ценностями народов мира;
приобретении учащимися опыта творческой деятельности.
художественном образовании, эстетическом воспитании и духовно-нравственном развитии детей;
выявлении одарённых детей в раннем возрасте.
Данная рабочая образовательная программа разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе.
Программа обеспечивает преемственность программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;
отвечает внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана с такими предметами как «Фольклорный ансамбль», «Народное музыкальное творчество», «Сольфеджио», и т.д.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков игры на музыкальном инструменте (аккордеон); обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.
ЗАДАЧИ:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Развивающие задачи:
развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм);
развивать способность к художественному переживанию, эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным;
развитие творческих способностей;
развитие артистических способностей;
развитие воображения, усидчивости, терпения, мышления.
Обучающие задачи:
приобретение начальных профессиональных исполнительских навыков игры на инструменте;
приобретение навыков ансамблевой игры, чтения с листа;
приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования;
приобретение навыков самостоятельной работы над произведением;
овладение основами аккомпанемента.
Воспитательные задачи:
воспитание культуры личности;
эстетическое и нравственное воспитание учащихся;
воспитание трудолюбия, чувство товарищества, чувство личной ответственности;
формирование патриотизма на основе репертуара.
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Срок освоения программы составляет 8 лет, рассчитана для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет.
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождением.
Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебными планами и расписанием занятий.
При реализации программы, продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. В первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию и сдавшим выпускной экзамен по музыкальному инструменту выдаётся заверенное печатью Учреждения свидетельство об освоении данной программы по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
обеспечение комфортной развивающей образовательной среды;
соответствие учащегося возрастному цензу и освоение программы не менее 8 лет;
желание учащегося обучатся по музыкальному инструменту: аккордеон;
здоровье и уравновешенное состояние учащегося;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
умение преподавателя работать с профессионально-ориентируемыми учащимися;
внимание и помощь со стороны родителей;
качественные инструменты в соответствии с физическими данными.
Отличительной особенностью данной программы является:
минимум содержания программы обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе обучения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;
обобщает накопленный опыт предыдущих лет и отражает новые тенденции современной педагогики:
обогащён педагогический репертуар: представлен перечень музыкальных произведений по классам, а также произведений, рекомендованных для исполнения в течение учебного года на академических концерта, а также произведения, выразительно представляющие образный мир ребенка;
список примерных исполнительских программ дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учетом индивидуальных возможностей учащихся;
предполагает творческий подход преподавателя к задаче развития индивидуальных способностей ученика;
выявляет и развивает одаренных детей в области музыкального искусства.
Программа предусматривает:
организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.) и участия в них;
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей, а также особенностей культурно-регионального компонента.
Объём аудиторной учебной нагрузки по данному учебному предмету составляет 329 часов.
Изучение учебного предмета учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, согласно учебному плану образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам. По предмету «Музыкальный инструмент: аккордеон» консультации проводятся в счёт резервного времени. На консультацию предусмотрено часов (индивидуальные занятия): с 1 по 8 класс 22 часа.
Основные методы организации занятий:
Словесные методы обучения: устное изложение изучаемого материала; беседа с учащимся; рассказ; анализ (нотного текста, формы, стиля, структуры музыкального произведения и т.д.).
Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов; посещение концертов; прослушивание музыкальных произведений; показ, исполнение преподавателем; наблюдение, сравнение и т.д.
Практические методы обучения: практическая работа; самостоятельная работа; тренировочные упражнения (упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, виды туше, штриховые упражнения, динамические упражнения и т.д.); техническая работа над пьесами.
Объем самостоятельной работы обучающегося в неделю по учебному предмету за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебному предмету объем самостоятельной работы обучающихся планируется следующим образом: с первого по четвертый классы по 2 часа в неделю, с пятого по восьмой классы по 3 часа в неделю.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
В образовательном процессе используются образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования и ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности. Применяются следующие педагогические образовательные технологии:
классно-урочная технология;
игровая технология (дидактическая игра);
технология проблемного обучения;
технология перспективно-опережающего обучения;
технология критического мышления;
исследовательская технология;
информационная технология;
педагогика сотрудничества и другие.
Реализация программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
Содержание учебного предмета Первый класс. Задачи:
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Посадка, постановка рук, развитие координации движений правой и левой руки, организация целесообразных игровых движений.
Освоение нотной грамоты, чтение нот с листа в пределах 1-2 октав.
Овладение различными средствами артикуляции за счёт освоения основных видов штрихов: legato, staccato, non legato.
Развитие чувства ритма, точной интонации мелодии.
Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального произведения.
Освоение основных приёмов ведения меха: разжим и сжим.
Годовые требования: 15 - 20 первоначальных пьес, песенок, этюдов разной степени завершённости – от разбора – знакомства до концертного исполнения.
Гаммы: C- dur, G - dur, F- dur отдельно каждой рукой в одну октаву, короткие арпеджио, аккорды правой рукой по три звука. Примерные музыкальные программы. Савельева Б. Неприятность эту мы переживем.
Частушка. Обработка Р. Бажилина.
Книппер Л. Полюшко-поле. Моцарт В. Азбука.
Иванов А. Полька.
Русская народная песня. Я на горку шла. Детская песенка. Лошадка.
Русская народная песня. Теремок.
Бажилин Р. Страшная история. Второй класс.
Задачи:
Продолжение работы над постановочно- двигательными навыками, звукоизвлечением, ритмом.
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.
Освоение динамических оттенков за счёт умения владеть мехом.
Овладение основными принципами аппликатурной дисциплины.
Знакомство со строением музыкального произведения.
Развитие умения определять частные и общую кульминации внутри пьесы.
Развитие мелкой техники.
Знакомство с украшениями к мелодии (форшлаг, трель)
Освоение приёма игры мехом – деташе.
Годовые требования: Гаммы С, G, F, dur двумя руками вместе в одну октаву, штрихами легато, нон легато, стаккато;
гаммы а, е, d moll (натуральный, гармонический, мелодический) каждой рукой отдельно в одну октаву;
Короткие арпеджио правой рукой в пройденных тональностях, аккорды правой рукой по три звука.
14-16 различных музыкальных произведений: 4 этюда на различные виды техники, 2 произведения с элементами полифонии, 8-10 пьес различного характера.
Примерные музыкальные программы. Кравченко Б. Караван.
Бажилин Р. Петрушка.
Русская народная песня. Ивушка. Обработка В.Лушникова. Нефе Х-Г. Аллегретто
Чайкин Н. Колыбельная.
Русская народная песня. Как под яблонькой. Обработка А.Иванова. Гайдн Г. Военный марш.
Чайкин Н. Танец Снегурочки
Бажилин Р. Камаринская. Третий класс.
Задачи:
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся.
Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом.
Работа над различными способами ведения меха, используя динамические и агогические нюансы.
Продолжение работы над развитием мелкой техники (гаммаобразной, арпеджированной, пальцевые репетиции, двойные ноты).
Развитие умения определять форму музыкального произведения.
Знакомство с полифонией, произведением крупной формы.
Годовые требования: Гаммы С, G, F, dur двумя руками вместе в две октавы;
Гаммы D, B dur отдельно каждой рукой в одну октаву;
гаммы а, d, е moll (натуральный, гармонический, мелодический) двумя руками в две октавы;
Короткие арпеджио каждой рукой отдельно в две октавы.
Тонические трезвучия с обращениями.
14 - 16 различных музыкальных произведений: 4 этюда на различные виды техники, 2 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, пьесы различного характера, обработки народных песен и танцев.
Чтение с листа произведений из репертуара первого класса; Примерные музыкальные программы. Кригер А. Менуэт.
Юхно С. Лягушки.
Рубенштейн А. Трепак. Гедике А. Сарабанда. d moll.
Дмитриева Сонатина C dur
Русская народная песня. Я на горку шла. Обработка М. Дьякова Д.Самойлов. Полифоническая миниатюра №3.
Прач И. Тема и вариация.
Коробейников А. Весенняя капель. Четвертый класс. Задачи:
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения.
Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.
Освоение крупной техники (аккорды, октавы, скачки)
Продолжение освоения различных приёмов владения мехом.
Освоение на правой клавиатуре аккордеона приёмов glissando, vibrato.
Работа над мелизмами (украшениями).
Продолжение знакомства с различными формами музыкальных произведений.
Годовые требования: Гаммы мажорные до 2-х знаков в ключе двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;
Гаммы минорные до 2-х знаков в ключе двумя руками в две октавы штрихами легато, нон легато, стаккато;
Короткие и длинные арпеджио двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.
Тонические трезвучия аккордами с обращениями двумя руками.
12 - 14 различных музыкальных произведений: этюды на различные виды техники, полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы различного характера, обработки народных песен и танцев.
Чтение с листа произведений из репертуара 1-2 классов;
Транспонирование несложных мелодий в изученные тональности.
Подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом. Примерные музыкальные программы. Двилянский М. Фугетта. e moll.
Прокудин В. Грустный паровозик.
Русская народная песня. Как у наших у ворот. Обработка В. Суркова. Гедике А. Сарабанда. d moll.
Гаврилов Ю. Колобок.
Н. Корецкий. Страдания. Майкапар С. Раздумье.
Доренский А. Сонатина в классическом стиле.
Щекотов Ю. Волжские припевки. Пятый класс.
Задачи:
Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося.
Продолжение работы над усложнением ритмических задач.
Продолжение работы над звукоизвлечением и беглостью пальцев.
Продолжение работы над умением раскрыть замысел композитора в произведении.
Продолжение работы над интонационной выразительностью и ясностью фразировки.
Продолжение работы над цельностью исполнения музыкального произведения.
Годовые требования: Гаммы мажорные до 3-х знаков в ключе двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;
Гаммы минорные до 3-х знаков в ключе двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;
Короткие и длинные арпеджио двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.
Тонические трезвучия аккордами с обращениями двумя руками
12 - 14 различных музыкальных произведений: этюды на различные виды техники, полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы различного характера, одна из которых изучается самостоятельно, обработки народных песен и танцев.
Чтение с листа произведений из репертуара 2-3 классов;
Транспонирование произведений из репертуара 2-3 классов в изученные тональности.
Подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом. Примерные музыкальные программы.
Гендель Г. Чакона. G dur.
|
1 2 3 |
|