Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент»


Скачать 0.5 Mb.
НазваниеПрограмма учебного предмета «Музыкальный инструмент»
страница1/3
Дата20.04.2016
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Программа учебного предмета

«Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся

по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства

«Музыкальный фольклор»
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918; 2011, N 23, ст. 3261; N 25, ст. 3537, 3538; N 27, ст. 3871), приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по предмету «Музыкальный инструмент: аккордеон» и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики (сольной), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Данная программа составлена с учётом опыта передовых музыкантов нашего времени, таких как Ф. Липс, Р. Бажилина, Г. Шахова, В. Брызгалина и т.д. и все программные требования разработаны с учётом соблюдения дидактического принципа «последовательности и доступности» в обучении и усвоении учебного материала.

За основу данной программы взята программа:

Музыкальный инструмент (аккордеон). Программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. / Сост. Л.В.Гаврилов.- М.,1988

Программа может служить и методическим пособием, как для начинающих преподавателей, так и для преподавателей с большим стажем работы и являться ориентиром для единых требований работы народного отдела в Детской школе искусств по данной программе обучения.

Уроки музыкального инструмента предполагают индивидуальные занятия с учащимся, на которых они приобретают:

знания, умения и навыки игры на аккордеоне, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства.

Значимость занятий по музыкальному инструменту заключается в:

овладении учащимися духовными и культурными ценностями народов мира;

приобретении учащимися опыта творческой деятельности.

художественном образовании, эстетическом воспитании и духовно-нравственном развитии детей;

выявлении одарённых детей в раннем возрасте.

Данная рабочая образовательная программа разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе.

Программа обеспечивает преемственность программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;

отвечает внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана с такими предметами как «Фольклорный ансамбль», «Народное музыкальное творчество», «Сольфеджио», и т.д.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков игры на музыкальном инструменте (аккордеон); обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.

ЗАДАЧИ:

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Развивающие задачи:

развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм);

развивать способность к художественному переживанию, эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным;

развитие творческих способностей;

развитие артистических способностей;

развитие воображения, усидчивости, терпения, мышления.

Обучающие задачи:

приобретение начальных профессиональных исполнительских навыков игры на инструменте;

приобретение навыков ансамблевой игры, чтения с листа;

приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования;

приобретение навыков самостоятельной работы над произведением;

овладение основами аккомпанемента.

Воспитательные задачи:

воспитание культуры личности;

эстетическое и нравственное воспитание учащихся;

воспитание трудолюбия, чувство товарищества, чувство личной ответственности;

формирование патриотизма на основе репертуара.

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Срок освоения программы составляет 8 лет, рассчитана для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет.

Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождением.

Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебными планами и расписанием занятий.

При реализации программы, продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. В первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию и сдавшим выпускной экзамен по музыкальному инструменту выдаётся заверенное печатью Учреждения свидетельство об освоении данной программы по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

обеспечение комфортной развивающей образовательной среды;

соответствие учащегося возрастному цензу и освоение программы не менее 8 лет;

желание учащегося обучатся по музыкальному инструменту: аккордеон;

здоровье и уравновешенное состояние учащегося;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

умение преподавателя работать с профессионально-ориентируемыми учащимися;

внимание и помощь со стороны родителей;

качественные инструменты в соответствии с физическими данными.

Отличительной особенностью данной программы является:

минимум содержания программы обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе обучения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;

обобщает накопленный опыт предыдущих лет и отражает новые тенденции современной педагогики:

обогащён педагогический репертуар: представлен перечень музыкальных произведений по классам, а также произведений, рекомендованных для исполнения в течение учебного года на академических концерта, а также произведения, выразительно представляющие образный мир ребенка;

список примерных исполнительских программ дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

предполагает творческий подход преподавателя к задаче развития индивидуальных способностей ученика;

выявляет и развивает одаренных детей в области музыкального искусства.

Программа предусматривает:

организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.) и участия в них;

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей, а также особенностей культурно-регионального компонента.

Объём аудиторной учебной нагрузки по данному учебному предмету составляет 329 часов.

Изучение учебного предмета учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, согласно учебному плану образовательного учреждения.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам. По предмету «Музыкальный инструмент: аккордеон» консультации проводятся в счёт резервного времени. На консультацию предусмотрено часов (индивидуальные занятия): с 1 по 8 класс 22 часа.

Основные методы организации занятий:

Словесные методы обучения: устное изложение изучаемого материала; беседа с учащимся; рассказ; анализ (нотного текста, формы, стиля, структуры музыкального произведения и т.д.).

Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов; посещение концертов; прослушивание музыкальных произведений; показ, исполнение преподавателем; наблюдение, сравнение и т.д.

Практические методы обучения: практическая работа; самостоятельная работа; тренировочные упражнения (упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, виды туше, штриховые упражнения, динамические упражнения и т.д.); техническая работа над пьесами.

Объем самостоятельной работы обучающегося в неделю по учебному предмету за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебному предмету объем самостоятельной работы обучающихся планируется следующим образом: с первого по четвертый классы по 2 часа в неделю, с пятого по восьмой классы по 3 часа в неделю.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

В образовательном процессе используются образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования и ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности. Применяются следующие педагогические образовательные технологии:

классно-урочная технология;

игровая технология (дидактическая игра);

технология проблемного обучения;

технология перспективно-опережающего обучения;

технология критического мышления;

исследовательская технология;

информационная технология;

педагогика сотрудничества и другие.

Реализация программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

Содержание учебного предмета
Первый класс.
Задачи:

  • Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.

  • Посадка, постановка рук, развитие координации движений правой и левой руки, организация целесообразных игровых движений.

  • Освоение нотной грамоты, чтение нот с листа в пределах 1-2 октав.

  • Овладение различными средствами артикуляции за счёт освоения основных видов штрихов: legato, staccato, non legato.

  • Развитие чувства ритма, точной интонации мелодии.

  • Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального произведения.

  • Освоение основных приёмов ведения меха: разжим и сжим.


Годовые требования:
15 - 20 первоначальных пьес, песенок, этюдов разной степени завершённости – от разбора – знакомства до концертного исполнения.

Гаммы: C- dur, G - dur, F- dur отдельно каждой рукой в одну октаву, короткие арпеджио, аккорды правой рукой по три звука.
Примерные музыкальные программы.
Савельева Б. Неприятность эту мы переживем.

Частушка. Обработка Р. Бажилина.

Книппер Л. Полюшко-поле.
Моцарт В. Азбука.

Иванов А. Полька.

Русская народная песня. Я на горку шла.
Детская песенка. Лошадка.

Русская народная песня. Теремок.

Бажилин Р. Страшная история.
Второй класс.

Задачи:

  • Продолжение работы над постановочно- двигательными навыками, звукоизвлечением, ритмом.

  • Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.

  • Освоение динамических оттенков за счёт умения владеть мехом.

  • Овладение основными принципами аппликатурной дисциплины.

  • Знакомство со строением музыкального произведения.

  • Развитие умения определять частные и общую кульминации внутри пьесы.

  • Развитие мелкой техники.

  • Знакомство с украшениями к мелодии (форшлаг, трель)

  • Освоение приёма игры мехом – деташе.


Годовые требования:
Гаммы С, G, F, dur двумя руками вместе в одну октаву, штрихами легато, нон легато, стаккато;

гаммы а, е, d moll (натуральный, гармонический, мелодический) каждой рукой отдельно в одну октаву;

Короткие арпеджио правой рукой в пройденных тональностях, аккорды правой рукой по три звука.

14-16 различных музыкальных произведений: 4 этюда на различные виды техники, 2 произведения с элементами полифонии, 8-10 пьес различного характера.


Примерные музыкальные программы.
Кравченко Б. Караван.

Бажилин Р. Петрушка.

Русская народная песня. Ивушка. Обработка В.Лушникова.
Нефе Х-Г. Аллегретто

Чайкин Н. Колыбельная.

Русская народная песня. Как под яблонькой. Обработка А.Иванова.
Гайдн Г. Военный марш.

Чайкин Н. Танец Снегурочки

Бажилин Р. Камаринская.
Третий класс.

Задачи:


  • Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся.

  • Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом.

  • Работа над различными способами ведения меха, используя динамические и агогические нюансы.

  • Продолжение работы над развитием мелкой техники (гаммаобразной, арпеджированной, пальцевые репетиции, двойные ноты).

  • Развитие умения определять форму музыкального произведения.

  • Знакомство с полифонией, произведением крупной формы.


Годовые требования:
Гаммы С, G, F, dur двумя руками вместе в две октавы;

Гаммы D, B dur отдельно каждой рукой в одну октаву;

гаммы а, d, е moll (натуральный, гармонический, мелодический) двумя руками в две октавы;

Короткие арпеджио каждой рукой отдельно в две октавы.

Тонические трезвучия с обращениями.

14 - 16 различных музыкальных произведений: 4 этюда на различные виды техники, 2 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, пьесы различного характера, обработки народных песен и танцев.

Чтение с листа произведений из репертуара первого класса;
Примерные музыкальные программы.
Кригер А. Менуэт.

Юхно С. Лягушки.

Рубенштейн А. Трепак.
Гедике А. Сарабанда. d moll.

Дмитриева Сонатина C dur

Русская народная песня. Я на горку шла. Обработка М. Дьякова
Д.Самойлов. Полифоническая миниатюра №3.

Прач И. Тема и вариация.

Коробейников А. Весенняя капель.
Четвертый класс.
Задачи:

  • Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения.

  • Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.

  • Освоение крупной техники (аккорды, октавы, скачки)

  • Продолжение освоения различных приёмов владения мехом.

  • Освоение на правой клавиатуре аккордеона приёмов glissando, vibrato.

  • Работа над мелизмами (украшениями).

  • Продолжение знакомства с различными формами музыкальных произведений.


Годовые требования:
Гаммы мажорные до 2-х знаков в ключе двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;

Гаммы минорные до 2-х знаков в ключе двумя руками в две октавы штрихами легато, нон легато, стаккато;

Короткие и длинные арпеджио двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.

Тонические трезвучия аккордами с обращениями двумя руками.

12 - 14 различных музыкальных произведений: этюды на различные виды техники, полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы различного характера, обработки народных песен и танцев.

Чтение с листа произведений из репертуара 1-2 классов;

Транспонирование несложных мелодий в изученные тональности.

Подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом.
Примерные музыкальные программы.
Двилянский М. Фугетта. e moll.

Прокудин В. Грустный паровозик.

Русская народная песня. Как у наших у ворот. Обработка В. Суркова.
Гедике А. Сарабанда. d moll.

Гаврилов Ю. Колобок.

Н. Корецкий. Страдания.
Майкапар С. Раздумье.

Доренский А. Сонатина в классическом стиле.

Щекотов Ю. Волжские припевки.
Пятый класс.

Задачи:

  • Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося.

  • Продолжение работы над усложнением ритмических задач.

  • Продолжение работы над звукоизвлечением и беглостью пальцев.

  • Продолжение работы над умением раскрыть замысел композитора в произведении.

  • Продолжение работы над интонационной выразительностью и ясностью фразировки.

  • Продолжение работы над цельностью исполнения музыкального произведения.


Годовые требования:
Гаммы мажорные до 3-х знаков в ключе двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;

Гаммы минорные до 3-х знаков в ключе двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;

Короткие и длинные арпеджио двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.

Тонические трезвучия аккордами с обращениями двумя руками

12 - 14 различных музыкальных произведений: этюды на различные виды техники, полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы различного характера, одна из которых изучается самостоятельно, обработки народных песен и танцев.

Чтение с листа произведений из репертуара 2-3 классов;

Транспонирование произведений из репертуара 2-3 классов в изученные тональности.

Подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом.
Примерные музыкальные программы.

Гендель Г. Чакона. G dur.
  1   2   3